Торможение двигателем: это как?

Двигатель внутреннего сгорания

Каждый основной тип моторизации имеет резистивный крутящий момент и, следовательно, свой моторный тормоз; Это объясняет, почему следует проявлять осторожность при управлении необычным транспортным средством. Незаменимое дополнение к любому транспортному средству, без этого решения сложно и опасно

Чем больше нагрузка на автомобиль, тем больше его нужно использовать. Его правильное использование может значительно продлить срок службы тормозных колодок , а также утомить водителя

Система сцепления двигателя также должна быть в очень хорошем состоянии, поскольку переключение на пониженную передачу жизненно важно для эффективности торможения двигателем.

Принцип

Двигатели внутреннего сгорания ведут себя как компрессоры во время , преобразуя часть кинетической энергии механики в тепло. Современный тепловой двигатель дополнительно оснащен выхлопной системой , сажевым фильтром и клапаном рециркуляции отработавших газов , которые вызывают потери выхлопных газов и усиливают тормозной эффект двигателя. Во время фазы сжатия они обеспечивают эффективное торможение двигателем. Однако эффективность моторного тормоза зависит от типа двигателя.

Дизельный мотор
Торможение двигателем становится тем более эффективным, поскольку рабочий объем и степень сжатия высоки, а впрыск топлива прерывается; двигатель работает как воздушный компрессор, преобразуя большую часть энергии в тепло.
Двухтактный двигатель
Поскольку степень сжатия относительно низкая, моторный тормоз тоже. Кроме того, потребление топлива часто сокращается, но не прекращается полностью (карбюратор на холостом ходу).
Двигатель с искровым зажиганием
На более старых двигателях, оснащенных карбюраторами, дроссельная заслонка закрывается, как только акселератор отпускается (холостой ход), что вызывает насосные потери всякий раз, когда открывается впускной клапан каждого цилиндра. В двигателях с впрыском (прямым или косвенным) подача топлива может быть полностью прекращена, как только акселератор больше не используется, что делает эффект торможения двигателем более эффективным и экономичным.
Гибридная трансмиссия
В зависимости от конструкции системы и требований, тормоз электродвигателя может быть более или менее эффективным и модулированным, обычно это рекуперативное торможение, подзаряжающее тяговую батарею ; более того, в зависимости от системы, она может быть усилена или даже дополнена за счет использования теплового двигателя, как в случае с обычным тепловым транспортным средством.

использовать

На автомобилях торможение двигателем необходимо на спусках, поскольку оно снижает риск перегрева тормозной системы. Это более эффективно с короткими коробками отчетов, однако требует уменьшения коробки передач отчетов в обратном порядке по сравнению с тем, что используется для увеличения скорости транспортного средства. Слишком быстрое переключение передач может привести к увеличению оборотов двигателя , что повредит его надежность и надежность коробки передач. В автоматических коробках передач, управляемых компьютером, этот риск отсутствует, минимальные и максимальные параметры частоты вращения двигателя контролируются во избежание любого превышения пределов, установленных производителем.

Торможение двигателем особенно полезно для грузовых автомобилей (двигатели грузовых автомобилей имеют большой рабочий объем, их эффект очень важен). Также рекомендуется использовать его на всех других этапах замедления, поскольку он снижает износ тормозов и значительно снижает расход топлива .

КПД по типу трансмиссии

Автомобили с имеют моторный тормоз, который работает определенным образом в зависимости от типа коробки передач:

  • в моделях с гидротрансформатором он часто предназначен только для передачи крутящего момента в одном направлении, при этом эффект торможения двигателем невелик или даже незначителен. Однако последние преобразователи крутящего момента оснащены байпасной муфтой, которая может блокировать гидротрансформатор, что позволяет передавать моторный тормоз на колеса  ;
  • для моделей с с моторный тормоз может быть аналогичен тормозу двигателя, оборудованного обычным сцеплением, при условии, что вы вручную переключаете на пониженную передачу для повышения его эффективности, если электроника недостаточно реактивна;
  • В гибридных транспортных средствах, в частности с трансмиссией, трансмиссия, управляемая компьютером, предлагает регулируемый моторный тормоз, потенциально мощный и более или менее рекуперативный .

Вредно ли для автомобиля?

Среди автомобилистов ходит слух, что торможение двигателем увеличивает износ мотора и сцепления коробки передач. Давайте подтвердим или развенчаем этот миф рассмотрением процесса в деталях.

Опасно ли торможение для мотора?

Повышенный износ силового агрегата в большинстве случаев происходит по причине отсутствия должного давления масла или прекращение его подачи – это называется «масленое голодание». Многие неопытные автомобилисты считают, что при торможении двигателем происходит недостаточная смазка его частей, что приводит к его преждевременной «кончине». Это не так.

Во время его работы все трущиеся пары омываются маслом за счет работы масленого насоса. Он приводится в движение вращением коленвала. В обычных условиях, когда топливо подается в камеры сгорания, двигатель развивает обороты, чем они выше, тем быстрее крутится коленчатый вал. Значит, масленый насос больше успевает прокачивать масло.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее

При торможении двигателем обороты его поддерживаются не за счет сгорания топлива, а благодаря скорости вращения колес. Она передается через коробку передач на коленвал. Он вращает привод масленого насоса, значит, создается необходимое давление масла, даже без необходимости сжигать бензин. Поэтому, при торможении коробкой и двигателем все его части омываются достаточным количеством масла и повышенного износа не происходит.

Вредно ли тормозить двигателем для коробки передач?

Такой режим работы КПП ничем не отличается от обычного движения. Если правильно переключать передачи на механической коробке, то никаких негативных последствий не будет. Потому что, коробка находится в постоянном зацеплении с маховиком силового агрегата, все шестерни и валы ее вращаются в привычных для себя условиях. Поэтому износа или вреда не будет.

Чтобы избежать поломок сцепления при переключениях с повышенной передачи на пониженную, для улучшения эффективности замедления, рекомендуется педалью газа приподнимать обороты ДВС – делать перегазовку.

При этом не будет «ударов» по сцеплению и маховику мотора. Так как подгоняются обороты коленвала к оборотам первичного вала (колесам авто), происходит плавное включение сцепления.

А как насчет АКПП и вариатора?

С автоматами и вариаторами все гораздо сложнее, все что вы можете сделать — это просто отпустить педаль тормоза. При этом колеса также будут испытывать определенную нагрузку, способствующую замедлению, однако не так сильно как в случае с МКПП. Однако умная электроника, предотвращая повреждение двигателя и коробки, будет любыми путями избегать несовпадения крутящего момента колес и двигателя, постоянно корректируя работу коробки и мотора. В некоторых автоматах такая возможность вообще исключена, как только «мозги» понимают, что осуществляется попытка торможения мотором, происходит автоматическое недопущение этого явления. Это сделано для предотвращения выхода из строя дорогих и сложных механизмов АКПП, а также ДВС.

Есть правда и исключения. Например, некоторые автоматические экземпляры трансмиссии оснащены режимом, позволяющим выполнить торможение мотором, для этого селектор следует установить в положение «L». В этом режиме можно эффективно тормозить двигателем, а также двигаться с одной выбранной скоростью, например, на бездорожье.

Среди вышеперечисленных плюсов есть и минусы такого способа торможения:

  1. Повышенная нагрузка на детали трансмиссии;
  2. Высокая нагрузка на отдельные детали мотора;
  3. Риск возникновения ДТП по причине не включенных «стопов»;
  4. Возможен «масложор», хотя это наблюдается не на всех моторах.

Как правильно тормозить на светофоре на механике? советы от инструкторов автошколы

Несмотря на кажущуюся простоту, резкое замедление это сложный процесс. Он требует от водителя теоретической и практической подготовки. Особенно, если тормозить приходится не по прямой, а в вираже с боковыми перегрузками, да еще и на мокрой или заснеженной дороге.

Да, современные тормоза сильно отличаются от тех, что выпускались в 90-е годы. Водителю помогают стабилизация ESP, антиблокировочное устройство ABS, система распределения усилий в поворотах и т. д. Все это облегчает управление, и поездки становятся намного безопаснее. Но электроника не защищает от досадных ошибок, которые совершают сами водители.

При резком неконтролируемом торможении центр тяжести автомобиля перемещается вперед, прижимая к земле передние колеса. А вот корма, наоборот — приподнимается, подвеска распускает ход, и сцепление покрышек с дорогой снижается. В этот момент задние колеса могут поскользнуться, и автомобиль рискует закрутиться волчком.

Как же тормозить правильно?

Раллийные пилоты говорят: «чем резче тормозишь, тем быстрее едешь». Активно тормозить лучше всего при прямолинейном движении, до входа в вираж. Другими словами, если впереди закрытый непросматриваемый участок, лучше не влетать туда сломя голову, а загодя сбросить скорость до приемлемого порога. Обычно это 60 км/ч. Причем чем сильнее давишь на тормоз, тем лучше. Можно даже бить по педали ногой для максимально резкого замедления. Система ABS просчитает усилие в тормозной системе и не позволит колесам заблокироваться.

Тем самым сбрасывать избыточную скорость необходимо перед поворотом, а не в нем. И правило это работает с любым типом привода.

Почему так важно менять тормозную жидкость вовремя?

Тормозные жидкости TOTAL могли бы работать вечно, если бы не одно досадное НО. В тормозной системе любого автомобиля конденсируется атмосферная влага. И рабочая жидкость активно ее поглощает. В течение первого года службы там скапливается до 2% воды, ко второму году — до 3,5%, а к третьему — уже до 4,5%. Естественно, это снижает температурную стойкость жидкости.

И если новой она может выполнять свои функции при 180-230°C, то после 3-4 лет эксплуатации возникает риск вскипания. Тормозные колодки при интенсивных замедлениях разогреваются до 140°C, и сконденсировавшаяся вода превращается в пар. Образовавшиеся пузырьки снижают эффективность тормозной системы. Они легко сжимаются, и интенсивность торможения резко падает.

Поэтому TOTAL советует менять тормозную жидкость раз в три года или в соответсвии с рекомендациями производителя. И использовать только предписанные жидкости.

Наиболее популярными продуктами стандарта DOT 4 и DOT 5.1 являются синтетические тормозные жидкости TOTAL HBF. Они обеспечивают максимальное эффективное торможение при любых нагрузках. Если конечно владелец будет менять их в соответствии с изложенными требованиями и правильно тормозить на поворотах.

Плюсы торможения двигателем

Достоинств указанного процесса не мало. Главными из них являются:

  • Меньшая опасность заноса на мокром и скользком шоссе . Тут отсутствует блокировка колес, что, в свою очередь, снижает вероятность потери управляемости автомашины. В результате авто едет плавно, и его устойчивость на скользкой или мокрой поверхности увеличивается. При достаточном опыте, даже если сцепляемость колес с дорожным полотном плохая, то, применяя указанный метод, можно эффективно и уверенно маневрировать.
  • Экономия топлива . Чаще всего используется для перемещения автомобиля в городских условиях. Топливо здесь уже не нужно. Также при частом таком торможении происходит меньшее стирание покрышек и тормозных колодок.
  • При передвижении по гористым участкам . В данной ситуации, как правило, преследуется цель – снизить значительный перегрев колодок при их интенсивной эксплуатации. Однако при необходимости быстрого торможения рекомендуется сразу нажимать на тормоз, а не пробовать остановиться обсуждаемым способом.
  • Не работает тормозная система . Если тормоза отказали в процессе движения, то, конечно, нужно знать альтернативный метод безопасной остановки автомобиля. При этом речь может идти о проблемах с тормозными колодками или отсутствием тормозной жидкости. Также некоторые опытные водители успешно перемещают автомобиль и с неисправными тормозами на определенные расстояния, если нет возможности воспользоваться услугами эвакуатора.

Механическая коробка передач

Подобное устройство используется в большинстве легковых автомобилей, преимущественно на территории Восточной Европы, в том числе и России. Переключается ручным способом с помощью рычага передач, относится к ступенчатым коробкам. МКПП представляет собой устройство в виде пары шестерён, которые взаимодействуют на определённом уровне, при этом сами ступени могут отличаться друг от друга, отсюда и разница в трансмиссии. Они могут быть: трёх, четырёх, пяти и шестиступенчатыми. Наиболее популярная пока на сегодняшний день среди всех автомобилей – пятиступенчатая МКПП. Механическая коробка также может быть трёхвальной – прямая передача при большем КПД – и двухвальной (заднее расположение двигателя). Подобное устройство состоит из синхронизаторов (для плавного переключения передач), картера, рычага МКПП (изменение скорости), валов с шестернями, механизма с замковым и блокировочным устройствами.

Несмотря на то, что сегодня больше в моде автомобили с коробкой АКПП, механика всё ещё держит свой приоритет. Начнём с того, что она гораздо дешевле. У неё меньше расход бензина, не требуется система охлаждения, легче буксировка и плюс – высокая надёжность. Из недостатков, пожалуй, разве что, только более сложный процесс в переключении передач на фоне езды (порой утомляет).

Прежде чем ездить на машине с МКПП, необходимо освоить расположение каждой из скоростей, благо они обозначены на ручке переключения. Не стоит забывать выжимать сцепление, иначе это может привести к поломке самой трансмиссии. Рычаг переключения необходимо переводить плавным движением руки, а вовсе не резким его дёрганьем, иначе в такой ситуации из строя могут выйти синхронизаторы и валы с шестернями. Собственно, на этом всё, и теперь, когда мы ознакомились поближе с устройством МКПП, впору рассмотреть другой очень важный, и в какой-то степени безопасный вопрос – «Как правильно тормозить на авто с механической коробкой передач?»

Тормозить двигателем или на нейтралке?

Подробности
Категория: Автошкола
Опубликовано 08.07.2019

Среди автомобилистов существует извечный спор – тормозить двигателем или на нейтралке? В большинстве автошкол не учат торможению двигателем, поэтому курсанты волей-неволей приучаются тормозить на нейтралке.

Откуда пошла манера тормозить на нейтралке? Пришла она к нам с давних времен, когда автомобили представляли собой громоздкие и ненадежные чуда техники. При длительном движении на высоких оборотах двигатели таких автомобилей начинали перегреваться, поэтому водители при любом удобном случае выключали передачу и пускали автомобиль накатом, давая двигателю остыть на холостом ходу. Также они таким образом экономили топливо, некоторые даже глушили двигатель на затяжных спусках.

С тех пор утекло много воды, техника изменилась. Теперь автомобилям уже не так страшен перегрев, да и расход топлива современных автомобилей не так высок, как у старых моделей. Однако многие водители по привычке тормозят на нейтралке. Однако, торможение двигателем в большинстве случаев является более безопасным и экономичным.

Безопасность

В большинстве дорожных ситуаций торможение двигателем безопаснее торможения на нейтралке. Это объясняется тем, что сохраняется постоянная связь между ведущими колесами и педалью газа, поэтому водитель в любой момент может оперативно вмешаться в процесс управления. К тому же, при постоянной тяге на ведущих колесах автомобиль с любым типом привода ведет себя более стабильно, чем при движении накатом.

Особенно полезно тормозить двигателем зимой. Представьте, Вы подъезжаете к затяжному спуску и пускаете автомобиль накатом. При необходимости снизить скорость Вы жмете на педаль тормоза, и если в этот момент покрытие между правыми и левыми колесами окажется разной степени скользкости (асфальт и лед), то автомобиль может резко уйти в занос. Для переднеприводного автомобиля в этом случае нужно плавно добавить газа и вытянуть автомобиль из заноса. Но при торможении на нейтралке Вам придется сначала выжать сцепление, включить нужную передачу и только после этого начать маневр. Этого времени может быть достаточно, чтобы потерять контроль над автомобилем.

А если у Вас вдруг откажут тормоза – торможение двигателем порой бывает самым безопасным способом остановить автомобиль.

Экономия

Как бы странно не звучало, но торможение двигателем экономит топливо больше, чем на нейтралке. Это связано с особенностью работы современных систем управления двигателем. При определенных условиях (отпущена педаль газа, включена передача в КПП, достигнуты определенные обороты двигателя) электронный блок управления двигателем полностью отключает подачу топлива в двигатель и автомобиль движется, не расходуя топлива. Это легко можно увидеть, если Ваш автомобиль оснащен бортовым компьютером, показывающим мгновенный расход топлива.

При торможении двигателем компьютер показывает расход топлива о л/100 км вплоть до перехода на нейтралку в конце торможения.

При торможении на нейтралке двигатель продолжает работать на холостом ходу, и компьютер показывает расход топлива несколько литров на 100 км.

Причем, также работают и многие  карбюраторные двигатели, оснащенные системой принудительного холостого хода. На маршрутах большой протяженности торможение двигателем дает существенную экономию топлива.

Еще один плюс в копилку экономии при торможении двигателем – в этом режиме двигатель работает как компрессор, помогая эффективнее замедлить автомобиль, что хоть немного, но увеличивает ресурс тормозных колодок.

  • Как отдыхать за рулем? – 07/06/2019
  • Как научиться ездить задним ходом? – 28/05/2019
  • Движение в потоке машин – несколько советов – 14/04/2019
  • Как не уснуть за рулем? – 07/04/2019
  • Как ездить по плохой дороге – 5 советов – 03/04/2019

Механическое устройство остановки двигателя

На ТНВД механическое устройство остановки имеет форму рычага. Оно расположено в крышке регулятора и состоит из внешнего (1) и внутреннего (5) стопорного рычагов. Внешний рычаг приводится в действие водителем внутри кабины автомобиля (например, с помощью троса в оболочке). Когда трос вытянут, оба рычага поворачиваются вокруг их общей точки поворота (М), причем внутренний стопорный рычаг нажимает на пусковой рычаг (2) рычажного механизма регулятора. Он поворачивается вокруг своей точки поворота М (точка поворота для 2 и 6) и передвигает втулку управления (3) в направлении остановки. Поперечный канал (7) плунжера распределителя (4) остается открытым и плунжер не подает топливо. (6 — натяжной рычаг).

Как правильно тормозить двигателем на механике

  1. Сначала водителю следует выжать сцепление.
  2. Переключиться на одну передачу ниже.
  3. Сцепление следует отпустить.
  4. По такой схеме дойти до первой передачи.

Резкое переключение высокой скорости на первую ни в коем случае не рекомендуется. Может порваться цепь, ремень ГРМ. Конечно, тут еще все зависит от уровня износа данных составляющих. Но зачем рисковать. При необходимости экстренного торможения зацикливаться исключительно на переключении скоростей нельзя. Нужно еще и смотреть на дорожную ситуацию. Если будет возможность безопасно увести автомобиль на обочину, так нужно сделать. Чтобы снизить риски возникновения аварии. Ну, а если трасса свободна, то паниковать не стоит. Спасет вышеописанное переключение передач. До полной остановки много времени не понадобится.

Говорить о том, что далеко не всегда целесообразно тормозить ручником, полагаем, не надо. Автомобиль может занести на большой скорости. Если же вы уже почти остановились, тогда да — ручник действительно может помочь. На свободной дороге вполне может обойтись без его помощи. Тем более, все равно присутствуют какие-то риски, что трос оборвется. Но тут снова все зависит от уровня износа комплектующих вашей машины.

Если раньше механическая коробка на машине пользовалась большой популярностью, то теперь она медленно, но верно, уходит в небытие.

Теперь люди все чаще отдают предпочтение транспортным средствам с автоматической трансмиссией. Но давайте поговорим на тему, есть ли возможность ездить на подобных авто так же, как это было в былые времена?

Раньше автомобилисты на механике очень бережно относились к колодкам своих транспортных средств, поэтому они тормозили при помощи двигателя. Водители старались использовать колодки настолько редко, насколько это вообще возможно.

Включенная передача была нужна в том случае, если транспортное средство находилось в горных районах. Все-таки 20 минутная езда под уклон при удерживании авто лишь педалью тормоза приводит к тому, что колодки очень быстро перегреваются, а также истираются. Из-за этого автомобилисты были вынуждены ездить на низкой передаче под сброс газа.

На самом деле, тормозить при помощи двигателя было невероятно эффективно, поэтому данный метод постоянно использовался в спортивном вождении.

Много лет назад раллийные авто не обладали теми многосуппортовыми керамическими тормозами, которые выпускаются в современном мире. Это приводило к тому, что резкие повороты приводили к тому, что колодки достаточно сильно грелись. Машина не могла эффективно замедляться. Это все грозило тем, что к концу спецучастка управляемость машины серьезно ухудшалась, что было весьма опасно для машины и ее водителя.

На сегодняшний день технологии серьезно продвинулись вперед. Вот только метод торможения при помощи двигателя до сих пор актуальный. Однако постоянное применение торможения двигателем на автомате приводит к тому, что необходимо делать некоторые поправки при использовании такого метода.

Возможно ли торможение двигателем на автомате

В предыдущем разделе мы разобрались, что для снижения скорости движения за счет мотора на машине с механической коробкой нужно последовательно переходить на пониженную передачу. Теперь давайте рассмотрим, возможно ли торможение двигателем на АКПП?

Автоматические КПП отличается более сложной конструкцией и меньшим сроком службы в сравнении с механикой. Автоматы состоят из планетарных и фрикционных механизмов, масляного насоса и других элементов. При этом взаимодействие с мотором обеспечивает гидротрансформатор. На автомобиле с АКПП также можно осуществлять торможение двигателем, но менее эффективно в сравнении с механической трансмиссией.

По своей форме гидротрансформатор напоминает спасательный круг, внутри которого установлены две турбины, помещенные в масляный резервуар. Между турбинами отсутствует прямая механическая связь, но при вращении одной из них лопатки начинают направлять потоки масла по кругу и приводят в движение другую. Именно так происходит передача вращательного момента.

Когда авто набирает скорость, гидравлическая муфта блокируется, валы начинают вращаться синхронно, вращательный момент передается напрямую. Когда происходит торможение двигателем, блокировка гидромуфты отключается на скорости около 50-60 км/ч. В этот момент начинает работать масляный демпфер, сглаживающий нагрузки. Гидравлическая муфта эффективно компенсирует даже высокие нагрузки на АКПП, защищая коробку от повреждений. В гидротрансформаторе допускается разное вращение входного и выходного валов без ущерба для всего механизма. В то же время сглаживание нагрузок негативно отражается на эффективности снижения скорости, поэтому машина с автоматом тормозит двигателем намного медленнее, чем авто с механической трансмиссией.

Покупателям машин с автоматической коробкой нужно хорошо изучить эксплуатационную инструкцию, уделяя особенное внимание режимам работы трансмиссии. Для некоторых типов автоматических коробок конструкторы вообще не предусматривают торможение мотором, а в других моделях АКПП такой режим блокирует электронная система управления

Существуют модификации «автоматов», у которых режим торможения двигателем начинает работать без участия водителя. В некоторых моделях АКПП для снижения скорости авто за счет мотора предусмотрена функция ручного переключения передач.

В качестве примера рассмотрим один из возможных вариантов торможения двигателем на машине с АКПП:

  1. Нужно включить режим overdrive, после чего АКПП переключится на 3-ю скорость.
  2. Когда скорость движения снизится, следует установить 2-ю передачу, что будет способствовать процессу торможения.
  3. Рычаг АКПП надо поставить в положение «L», которое соответствует 1-й передаче.

Во время движения автомобиля рычаг АКПП можно устанавливать только в положения «D-2-L», включение других скоростей может привести к поломке коробки (категорически нельзя на ходу использовать позиции «R» и «P»).

В большинстве случаев электронные системы сами управляют работой АКПП. Так, на высокой скорости электроника не даст возможности принудительно переключиться на 1-ю передачу.

Технология торможения мотором на авто с гидромеханической АКПП напоминает езду на механике с не полностью выключенным сцеплением (передача включена, мотор гудит, но скорость сбрасывается не так эффективно). Машина, двигаясь на спуске, катится все быстрее, поэтому водителю приходится регулировать ее скорость педалью тормоза.

Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что автомобили, оснащенные автоматическими коробками, умеют тормозить мотором и имеют электронные системы, защищающие от поломок. Кроме того, нагрузки, передающиеся от колес на АКПП, гасятся гидромуфтой, а следовательно, повредить трансмиссию при движении на спуске невозможно. В то же время автоматическая трансмиссия не может обеспечивать эффективное торможение двигателем, поэтому не стоит особенно щадить тормозные диски и колодки.

Если же в инструкции к машине в автомат-коробкой указано, что для данной модификации не предусмотрен режим торможения мотором, то использовать такой прием следует только в случае крайней необходимости, чтобы не сократить срок службы дорогостоящей АКПП.

Подводя итоги, отметим, что прием торможения мотором более эффективен для авто с механической КПП, так как в этом случае обеспечивается жесткое сцепление шестеренок трансмиссии. При управлении машиной с коробкой автомат следует больше полагаться на тормозную систему.

Своей ситуации – свое торможение

Так как же лучше-то? Плавно или интенсивно? Сложно однозначно сказать 🙂

Например, вы едете по скользкой дороге по городу, видите в 500 метрах перед собой красный сигнал светофора и принимаете решение начать замедление. Если примените торможение с АБС, то машина остановится явно не с той интенсивностью и не в том месте, где вы планировали 🙂 Ведь при скорости 60 км/ч на снегу и зимних шинах тормозной путь с АБС составит около 70 метров. Это, конечно, если ваш авто обут по сезону, и у вас хорошее сцепление шин с дорогой.

А торможение двигателем в этой ситуации подошло бы лучше всего: отпускаете газ и плавно замедляетесь, понижая передачи по мере снижения оборотов двигателя. Если вы точно рассчитали скорость и место начала торможения, то машина подъедет к светофору с минимальной скоростью, и вам останется лишь прикоснуться к педали тормоза, чтобы остановить ее. Если же вы видите, что на одном двигателе машине не хватит места для остановки, то можно дозированно нажать на педаль тормоза и чуть усилить замедление.

Но вот ситуация обратная: на загородную дорогу выскакивает лось и останавливается у вас на пути. Либо в городе на дорогу неожиданно для вас выбегает человек и вдруг падает у вас на пути. Либо водитель спереди резко останавливается без видимых для вас причин, как часто, кстати, случается в Москве в левом ряду МКАД 🙂 Либо вы подъезжаете к закрытому повороту на привычной для вас скорости, но вдруг обнаруживаете у вас на пути сломанный автомобиль. И так далее…

Тут, как вы понимаете, никакое торможение двигателем не спасет 🙂 Поэтому бьем по педали тормоза, слушаем «стрекотание» АБС и надеемся, что места на дороге все же хватит для безаварийной остановки.

Таким образом, для своей дорожной ситуации – свой способ торможения:

  • много места для остановки – тормозите двигателем;
  • если двигателя не хватает – добавляйте нажатие на педаль тормоза;
  • немного места – сразу тормозите комбинированно – тормозом на включенной передаче;
  • а если места ну совсем мало, тормозите с АБС – сцепление и тормоз в пол!

Торможение с АБС — как раз тот случай, когда не возбраняется выжим педали сцепления при торможении. Почему? Потому что когда «тормоз в пол», двигатель уже ничем не поможет, а вот сам заглохнуть может в два счета. Поэтому проще всего сразу выжимать педаль сцепления, что, кстати, и сами производители рекомендуют делать, и все современные школы водительского мастерства.

Как правильно тормозить двигателем?

Инструкторы по безопасному вождению заявляют, что, используя замедление с помощью ДВС, можно повысить устойчивость и управляемость авто. Кроме того, одновременно с этим снижается износ колодок, дисков, улучшается экономичность в целом. Однако прием периодически подвергается критике из-за неоднозначности его применения, влияния на силовой агрегат и возможной потере управления при неправильном выполнении.

При замедлении силовым агрегатом водитель отпускает педаль акселератора, мотор не толкает машину, а напротив, останавливает её. Такой приём особенно эффективен на первой или второй скорости

Однако использовать его нужно осторожно и умело. Часто неправильные действия приводят к аварийным ситуациям, особенно при заезде авто на скользкий участок дороги

В этом случае приводные колёса, если резко бросить газ, будут проскальзывать, а шасси может сорваться в занос.

Как правильно тормозить мотором на МКПП

Сложностей в правильном торможении мотором на механической коробке передач нет, но есть определённые особенности. Прежде всего это возникновение критических нагрузок, воздействующих на трансмиссию и ДВС. Чтобы этого не произошло, соблюдают противоположный порядок переключения передач — с пятой на четвёртую и так далее. Одновременно с этим выполняют «перегазовку» — слегка надавливают на педаль акселератора при выжатом сцеплении. Приём позволяет снизить ударное воздействие на трансмиссию и ДВС за счет синхронизации оборотов коленвала и первичного вала коробки скоростей.

Переключаться с высоких скоростей сразу на первую или вторую допускается только в экстренных ситуациях, когда необходимо быстро остановить авто, пренебрегая возможными последствиями для двигателя или трансмиссии. Последовательность действий при замедлении:

  1. Отпускают педаль акселератора. Доводят обороты коленвала до холостых (примерно 1000 об/мин), контролируя параметр по тахометру.
  2. Выжимают сцепление, слегка надавливают на педаль газа для перегазовки и включают следующую, более низкую передачу.
  3. Аккуратно отпускают сцепление, не допуская рывка.
  4. Повторяют действия, понижая ступени МКПП до первой.
  5. Когда скорость автомобиля снизится до минимальной, задействуют стояночный тормоз для полной остановки.

К сведению! 

Коэффициент сжатия у ДВС, работающих на дизеле, гораздо выше, чем у бензиновых. Они позволяют понизить скорость движения гораздо быстрее.

Торможение мотором с АКПП

Внедрение коробок-автоматов в современных авто вынуждает вносить поправки в процесс замедления. Конструкция АКПП сложна и по этой причине уступает в долговечности механике. В ней есть планетарные передачи, маслонасос, фрикционные системы переключения ступеней, а передача крутящего момента от мотора реализована через гидротрансформатор. Но остановить машину автоматическая коробка тоже сможет, хоть и не так эффективно, как механическая.

При разгоне гидротрансформатор блокируется, передавая крутящий момент напрямую. При замедлении — наоборот, обеспечивается свободное вращение его составляющих, предохраняя тем самым чувствительную «начинку» АКПП от разрушений. В силу этой особенности остановка происходит заметно медленнее, чем у машин с МКПП.

Кроме того, не каждый автомат имеет возможность принудительного переключения передач. В коробках, где это предусмотрено, передаточные числа 1 и 2 ступени больше, чем в механике. Их ручное включение не приведёт к такому же замедлению, как в МКПП, а электроника не даст их активировать при избыточной скорости шасси. Замедление с АКПП похоже на езду с полувыжатым сцеплением: передача включена, ДВС раскручен, а машина останавливается недостаточно быстро. Водителю в любом случае приходится задействовать тормоза.

Торможение двигателем с вариатором

В трансмиссиях, где передача вращающего момента реализована бесступенчато с помощью вариатора, заводскими настройками предусмотрен режим торможения. Это базовая функция, которая активируется после отпускания педали акселератора. Однако в некоторых моделях реализована возможность ручного отключения опции. Для применения такого способа управления рычаг вариатора переводится в соответствующее положение. Если такая функция недоступна, а водитель хочет отключить торможение (для экономии топлива и улучшения динамических показателей), он может деактивировать режим через прошивку электронного блока управления.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий