Как выбрать фирму для установки ГБО
У меня абсолютно не было опыта в автомобильных вопросах, поэтому обслуживание моего автомобиля в целом выглядело как увлекательный квест. В один прекрасный момент начинает казаться, что и едет машина как-то не так, и звуки какие-то странные из-под капота, и брякает что-то в районе левого заднего колеса. А может, и не левого.
Собственно, из-за отсутствия опыта я сразу отмела вариант самостоятельной установки оборудования. Еще можно было обратиться к гаражным умельцам, но гарантий качества — никаких. Не факт, что после этого автомобиль пройдет техосмотр, а без него ГИБДД не внесет изменения в документы. Но это не главное. Некачественная установка оборудования может привести к пожару и взрыву.
Поэтому я решила выбирать надежную станцию технического обслуживания. Чем-то этот выбор похож на выбор психоаналитика или юриста: предложений на рынке много, но кто оказывает услуги качественно, а кто нет — непонятно.
Критерии подбора автосервиса мне подсказал тот же автомеханик, который помог с выбором машины. Он руководствовался своим опытом, но, возможно, этот опыт пригодится и другим:
- СТО должна быть легальной, зарегистрированной в налоговых органах.
- Она должна предоставить по результатам работ счет, чек и гарантии на качество выполненных работ не менее года. Даже если мастер сделает что-то некачественно, можно вернуться с чеком, счетом, представителем Роспотребнадзора и досудебной претензией.
- На станции техобслуживания должно быть чисто. Если владелец следит за порядком и чистотой, скорее всего, он так же строго контролирует качество работы.
- Механики не должны ставить диагноз автомобилю по телефону. Если вы позвоните механику и скажете, что под капотом какой-то подозрительный шум, а он с ходу предложит вам поменять двигатель — смело прощайтесь и ищите другого специалиста. Нормальный автомеханик предложит сначала осмотреть автомобиль. А когда найдет неисправность после осмотра, расскажет не только о ней, но и о том, как он ее обнаружил.
- На услуги квалифицированных автомехаников всегда высокий спрос. Скорее всего, попасть сразу не получится, придется записываться и ждать. Это не очень удобно. Но такому механику нет необходимости выдумывать несуществующие неисправности, чтобы заработать. Ему хватает и реальных.
В ситуации с установкой ГБО добавились еще требования:
- Фирма должна провести не только установку, но и техосмотр автомобиля с установленным ГБО, подготовить документы для ГИБДД. В случае если ГИБДД откажется узаконить установку оборудования — вернуть деньги.
- Фирма должна проводить техническое обслуживание газобаллонного оборудования и давать на него гарантию.
В итоге я нашла компанию, которая устраивает меня по всем критериям. Перед началом работ мастер осмотрел автомобиль и посчитал полную стоимость установки оборудования — 41 850 Р.
Страница СТО во Вконтакте. Там же я прочитала и отзывы о работе
Краткая история автомобильных газовых систем
О первых двух поколениях можно сказать лишь одно: они безнадёжно устарели и лишь изредка встречаются, главным образом, на карбюраторных автомобилях преклонного возраста.
У третьего поколения появились механические форсунки в совокупности с различными датчиками и электронным блоком управления (ЭБУ).
Четвёртое поколение ГБО на сегодняшний день является самым распространённым и подходит для большинства инжекторных ДВС. Оно оснащено уже электромагнитными форсунками и более совершенным ЭБУ. Однако со временем и этого оказалось мало – стали появляться автотранспортные средства с прямым впрыском топлива и достаточно сложной электронной схемой управления газораспределительным механизмом (ГРМ), что обусловило необходимость разработки очередного поколения газового оборудования.
В пятом поколении ГБО была реализован принципиально новый подход: вместо газо-воздушной смеси во впускной коллектор с помощью специального насоса впрыскивается жидкий газ, что позволило отказаться от традиционного редуктора-испарителя и свести к минимуму различия между работой мотора на бензине и газе.
Казалось, пик совершенства наконец-то достигнут. Но нет, разработчики и конструкторы голландской фирмы Виалле (Vialle) продолжили исследования в данном направлении и пришли к выводу, что ресурсы модернизации далеко не исчерпаны. В результате было создано газовое оборудование 6 поколения. Это оборудование в полной мере подходит для ДВС с непосредственным впрыском (TSI, FSI, SCTI, SIDI, DISI, GDI и др.).
Схема ГБО 6 поколения
https://youtube.com/watch?v=HaIevEFZWP0
Достоинства ГБО 5 поколения
В комплект ГБО нового поколения входит газовый насос, функция которого — перегонять жидкий газ по топливным магистралям в рампу газовых распылителей. В связи с этим в системе всегда установлен необходимый уровень давления газа. Двигатель можно запускать на газе при заморозках.
Все перечисленные в предыдущей главе отличия системы от ГБО 4 поколения можно смело отнести к достоинствам нового оборудования.
Кроме того, следует отметить такие преимущества:
- У редуктора ГБО-5 поколения нет мембран, поэтому он прослужит значительно дольше, экономия топлива выше. Прогревать его не нужно, можно сразу заводить мотор на газе и не бояться неисправностей.
- Плюс в том, что автомобиль на газу можно эксплуатировать в экстремальных условиях без риска перегрева двигателя и дальнейшего его ремонта.
- Мощностные характеристики двигателя не страдают, а могут даже увеличиться.
- Запаха газа при установке системы 5-го поколения в салоне не будет, так как все соединения самого высокого качества. Ломаться и выходить из строя в системах топливных магистралей практически нечему.
- Расход газа при установке газового оборудования на автомобиль 5 поколения равен расходу бензина по количеству. А с учётом того, что газ стоит дешевле, экономия на топливе существенная.
- Газовое топливо сгорает почти полностью, количество выбросов сводится к минимуму. То есть автомобиль эксплуатируется по европейским экологическим стандартам.
Второе заблуждение – малый срок службы ГБО и очень дорогой ремонт.
Подобное утверждение «родилось» от недостатка и даже отсутствия информации о технических характеристиках газового оборудования. Знаниям просто неоткуда было взяться, а все неизвестное часто вызывает банальное непринятие.
При детальном изучении вопроса стало понятно, что производитель оборудования из Голландии предоставляет информацию только обладателям специального сертификата. Для получения подобного документа необходимо пройти стажировку на их предприятии и только тогда будет открыт доступ к техническим моментам. Такие сложности призваны исключить попытки ремонта самоучками, что в конечном итоге снижает процент рекламаций по оборудованию.
Неправильная установка наряду с некорректным подбором модели являлись основными причинами недовольства покупателей ГБО. Теперь ошибиться просто невозможно. После пройденного обучения специалист получает внутренний идентификационный номер, с помощью которого активирует работу установленного блока. Система начнет работать только в руках «официала», а если ее попробует смонтировать сторонний человек, весь комплект будет просто бессмысленным набором материалов!
Тем людям, кто планирует установить оборудования VIALLE, стоит понять, что отныне монтажом занимаются только квалифицированные сотрудники.
Достоинства и недостатки ГБО 5 поколения
Но есть у этого оборудования и один существенный недостаток.
Чтобы ГБО пятого поколения правильно функционировало, нужно чтобы газ оставался в жидком состоянии и подавался только под давлением.
А все потому, что пропан-бутан имеет очень низкую температуру испарения, поэтому небольшой простой авто, когда насос высокого давления не работает, приводит к тому, что в магистралях газ переходит газообразное состояние, и образуются газовые пробки.
Чтобы их выгнать из магистралей насосу нужно полностью прокачать систему, чтобы эти пробки попали опять в баллон и газ снова перешел в жидкое состояние.
А для этого нужно время, поэтому переход от использования бензина на газ производится не моментально.
Но в этой ситуации есть и положительная сторона. Конструкторы обеспечили включение насоса в работу сразу после открытия двери авто.
К моменту запуска силовой установки газобаллонное оборудование уже полностью заполнено жидким газом.
Это дает возможность произвести запуск авто с использованием газа, а не бензина, что нельзя было делать на оборудовании более ранних поколений.
А все потому, что газ подается в жидком состоянии и не нужно прогревать двигатель, чтобы в редуктор начал переводить газ в газообразное состояние для дальнейшей подачи в цилиндры.
Имеющийся недостаток проявляется только, если движение началось все же на бензине, и только после был переход на использование газа.
Ну и еще одним недостатком является стоимость этого оборудования – оно очень дорогое и использование его на малолитражных авто может быть экономически не целесообразным.
Зато, ели это оборудование установлено на авто, потребление газа будет практически на уровне потребления бензина, при этом будет отсутствовать потеря мощности силовой установки, а также не потребуется проведение обслуживания этого оборудования.
Единственное, что может потребоваться, так это своевременная замена переходника с фильтром.
Газовое оборудование (ГБО) 5 поколения
Евро 5 – это устройство, которое кардинально отличается от всех предыдущих поколений по принципу и качеству работы. Агрегат пятого вида впрыскивает газовую смесь в жидком состоянии, а не в виде пара, как это происходит в предыдущих версиях.
Абсолютно все составляющие агрегата отличаются от своих предшественников. Присутствующий в предыдущих вариантах испарительный редуктор и смеситель были заменены на распределительный блок и газовый инжектор. Также усовершенствован и баллон, в данном случае, в нем установлен мультиклапан и насос, что позволяет качать жидкий газ.
Дополнительно агрегаты оснащены фильтрационными системами тройной степени очистки газа. Альтернативное топливо при попадании в баллон сразу фильтруется и дальше двигается по системе.
Все соединительные трубки стали синтетическими, которые в отличие от медных более пластичны и надежны. Основные преимущества Евро 5:
- Увеличение мощностей минимум на 5%;
- Отсутствие влияния на максимальную скорость;
- Соответствие уровня выбросов токсических веществ высоким мировым стандартам.
Недостаток — перерасход топлива на 15% в сравнении с бензином.
Увеличенный расход газа – это не особенность данного поколения, а отличительная черта абсолютно любого газобаллонного оборудования.
Простота в обслуживании
Следующей важной разницей между двумя последними версиями газобаллонного оборудования является практически полное отсутствие необходимости в каком-либо обслуживании. Как известно, эксплуатация 4 версии требует регулярной чистки и ремонта редуктора, обслуживания и замены газового инжектора, частого регулирования системы впрыска
Ничего этого в новой модели нет: требуется только своевременно проводить замену насосного фильтра.
Немаловажным отличием ГБО 5 является использование в последней модели максимально высококачественных комплектующих. Благодаря этому в транспортном средстве, работающем на 5 поколении, в салоне не будет никакого запаха газа, как и под капотом или даже возле самого авто: все соединения системы максимально герметичны.
Таким образом, 5 поколение газобаллонного оборудования имеет немало отличий от 4 поколения, большинство из них полностью устраняют недостатки системы подачи газа предпоследней модели, увеличивает мощность, а также упрощает использование системы из выключения многих элементов из системы ГБО, таких как редуктор.
Десяти минутный рассказ о преимуществах и недостатках ГБО 5 по сравнению с предшественниками
Газобаллонное оборудование существенно экономит деньги автовладельцам, активно использующим свой транспорт. ГБО в своём развитии прошло несколько этапов. Появилась пятая усовершенствованная версия, которая демонстрирует принципиально новый подход к переоснащению двигателя с бензина на газ. Эта статья о том, чем отличается ГБО 4 поколения от 5 поколения, какие у них достоинства и недостатки.
Принцип работы
Главное преимущество газовых установок 6-го поколения – отказ от использования отдельных топливных форсунок для впрыска газовой смеси в жидком виде. Подача пропан-бутана происходит через штатные бензиновые форсунки. Благодаря этому установщикам не нужно вмешиваться в работу штатной системы впрыска топлива.
Производители ГБО предлагают разные модификации шестого поколения оборудования. Один из лидеров рынка – компания Vialle. Этот производитель предлагает свой вариант газобаллонного оборудования 6-го поколения под именем LPdi.
Суть данной установки заключается во впрыске в двигатель жидкой газовой смеси, подача которой выполняется по магистралям и форсункам, предназначенным для бензина. В результате такого решения характеристики силового агрегата не ухудшаются, а экономия получается очень существенная. Сжиженный газ используется также во время запуска и прогрева мотора.
На какие авто можно установить ГБО Виалли 5 поколения?
На любой автомобиль, имеющий двигатель с распределенным впрыском топлива. Для двигателей с непосредственным впрыском топлива разрабатывается и активно внедряется система ГБО 6 поколения DirectBlue.
Рекоммендации:
- Чем больше объем двигателя — тем больше прирост мощности за счет жидкого впрыска, что особенно актуально для внедорожников и больших кроссоверов.
- Больше расход — больше экономия и меньше срок окупаемости. Установка ГБО Vialle на новый Land Cruiser 200 / Prado, Lexus LX / GX, Camry 2,5, Geely Atlas, Caddilac Escalade и т.п. позволит существенно экономить на топливе уже с первых километров!
Установка и настройка ГБО
Установкой ГБО занимаются специализированные мастерские. Они, аттестованы, имеют подготовленных специалистов и необходимое для монтажа оснащение и инструменты. Эти же мастерские продают оборудование разной комплектации, ремонтируют и обслуживают.
Установить комплект 1 поколения на карбюраторную или инжекторную машину и подключить его, можно и самому, но лучше обратиться к специалистам, монтаж и регулировка обойдутся не дорого. Но зато будут все документы необходимые для постановки на учет, поскольку это внесение изменений в конструкцию автомобиля. Отсутствие отметки в документах, грозит штрафом в размере 500 рублей за первое нарушение. Кроме того гарантийные обязательства установщиков пригодятся.
Настройки владелец может сделать сам. Регулировать подачу газа надо на каждом ТО, и при изменениях в работе мотора, увеличении расхода топлива и др. Регулировки требуются еще и потому, что со временем пружинки ослабевают, мембрана «дубеет», воздушный фильтр засоряется.
Все двигатели, работающие на газе очень чувствительны к загрязнению воздушного фильтра. При его засорении недостающий объем воздуха двигатель пополняет за счет газа, значительно увеличивая расход. Поэтому рекомендуется чаще менять его.
Самостоятельно настроить подачу газа и устойчивую работу двигателя с ГБО 1 поколения, просто. Перед тем как начать регулировки подачи газа, надо проверить и если необходимо отрегулировать зажигание. На редукторе располагаются два винта для регулировки. Винт холостого хода и винт чувствительности, а винт количества на дозаторе. У некоторых производителей дозатор с двумя винтами.
Начинать настройку лучше в следующем порядке:
- Завести, и прогреть двигатель авто.
- Винт на дозаторе отвернуть до конца, чтобы не создавать помех проходящему газу.
- Винт холостого хода полностью закрутить, чтобы исключить подсос газа через канал холостого хода.
- Винт чувствительности расположенный по центру редуктора с торца, отпустить на 4-5 оборотов.
Регулировка:
- Завести двигатель, и по четверти оборота заворачивать винт чувствительности. Не спешить!
- Необходимо учесть, что реакция двигателя будет немного запаздывать, потому что в шлаге остаётся газ и его надо выработать. Так, по четверти оборота, с паузами 5-10 секунд, продолжать закручивать винт до того момента, пока не почувствуете, что еще чуть-чуть и мотор заглохнет.
- Теперь – винт холостого хода. Выкручиваем его по не много, плавно, не спеша, помня о запоздалой реакции, пока обороты двигателя не повысятся до рекомендованных, производителем. Обычно это 700-750 об/мин. Мотор должен работать ровно, устойчиво без провалов при перегазовке.
- Теперь винт на дозаторе, водители прозвали его «кран жадности». От него во многом зависит тяга и расход. Прибавьте оборотов мотору до 2000-2500 об/мин. Можно и больше. Удерживая на этих оборотах надо закручивать винт. В определенный момент двигатель начнет терять обороты как бы задыхаться. Дальше закручивать не надо, наоборот нужно на четверть оборота вывернуть винт.
- Теперь надо проверить настройки. Вывести двигатель на холостые обороты. Если работает ровно, устойчиво, при перегазовке нет провалов, то настройка удалась. Если на холостых оборотах, неустойчиво работает – выровнять с помощью винта холостого хода. Если провалы остались, нужно настраивать заново. Где-то вышла ошибка.
У оборудования Солекс регулировки несколько отличаются. Разница в том, что на дозаторе установлено два винта.
Причины появления
Для начала нужно понять, что повлекло за собой появление нынешнего 5 поколения ГБО для автомобилей.
Весь смысл модернизаций каждого следующего поколения ГБО основан на том, чтобы упростить переход с одного вида топлива на другой и повысить при этом эффективность работы системы.
Предыдущее газовое оборудование 4 поколения, после которого и появилась 5 версия и активно стала устанавливаться на автомобиль, уже включало в себя электронный блок управления и форсунки электромагнитного типа. Это позволило гарантировать стабильную работу системы в различных условиях. В сравнении с 3 генерацией это был серьёзный шаг вперёд.
В итоге 4 поколение просто не смогло удовлетворять потребности автовладельцев в полной мере. Новые ДВС, где электроника управляет подачей топлива, оказались несовместимыми с ГБО 4. При переходе на газ ЭБУ запускал самодиагностику и выдавал ошибку. Из-за этого:
- обороты становились нестабильными;
- машина могла в любой момент заглохнуть;
- набор скорости был медленным;
- увеличивался расход горючего.
В основном специалисты связывают это с условиями, в которых работали форсунки. Им было недостаточно времени для впрыска обеднённой топливовоздушной смеси. Фактически длительно горящие смеси газа не подходили новым моторам для стабильной и качественной работы.
Проблема была решена путём внедрения системы прямого впрыска жидкого газа, которая получила маркировку LPI. За разработку этого нововведения стоит отдельно похвалить экспертов из Нидерландов.
Вместо дозаторов и смесителей применяется газовый инжектор, имеющий свой распределительный блок. А топливо расходуется с помощью специального насоса.
В конструкции отказались от использования редуктора-испарителя, поскольку потребности в преобразовании жидкого газа в газообразный уже нет. Удерживается давление с помощью редуктора.
Всё это позволило применять ГБО 5 на инжекторных двигателях, которые соответствуют экологическим стандартам Евро 3 и Евро 4, а также комплектуются диагностическими узлами типа EOBD, OBD II и OBD III.
Преимущества установки ГБО на инжекторный двигатель
Если подойти с точки зрения экономии, то у газа неоспоримое преимущество, так как в сумме потраченных средств на 1 км пробега на пропан-бутане в два, а на метане в три раза меньше применения бензина марки АИ-92, то есть в результате выходит соотношение стоимости 10:6. Второй момент, у газа имеется более высокое октановое число в диапазоне 95–112. А чем выше у топлива антидетонационная стойкость, тем меньше вреда для двигателя и нагрузки на шатунно-поршневую группу двигателя, и следовательно, увеличение его моторесурса процентов на 35 – 45%. Иными словами пробег автомобиля увеличивается в 1,5-2 раза, прежде чем возникнет необходимость капремонта, а сама работа двигателя будет более плавной и мягкой.
В дополнение к этому, срок ресурса недешёвого каталитического нейтрализатора в выхлопной системе и свечей зажигания заметно увеличивается. Дело в том, что когда сгорает газ, то никакого нагара на поршнях на свечах, на клапанах не образуется, и отсюда увеличение их ресурса на сорок процентов. Так же следует учесть — в газе отсутствует свинец, окисления которого выводят из строя не только лямбда-зонды с нейтрализаторами, но и уничтожают камеры сгорания ГБЦ. В связи с этим при проведении техосмотра отсутствуют проблемы с экологией.
Газ также интересен тем, что с ним можно реже менять моторное масло, так как оно почти не разжижается, и поэтому сроки замены увеличиваются на тридцать – сорок процентов. Ну и о последнем плюсе ГБО это его меньшая взрывоопасность. Много людей спорят с этим, пытаясь доказывать обратное, и всё потому, что про свойств газа не знают. Секрет в том, что газ закачивается в баллоны в сжиженном виде, и происходит очень сильное его охлаждение при резком переходе в газообразное состояние, приведём пример: когда температура окружающего воздуха будет + 20° С, то газ охладится до – 130° С! И вопрос — что горит при такой температуре?
Видео по установке ГБО
Основные отличия
Чем отличается ГБО 5 поколения и 4 поколения, рассмотрим далее. Это две самых популярных разновидности в настоящее время. Пятая серия имеет существенные преимущества перед четвертой. Основное отличие состоит в использовании газа 5 варианте не в парообразном, а жидком виде.
Система 4 серии требует предварительного разогрева редуктора и газовой смеси, что определяет плотность использования и влияет на ее объем. В 5 поколении применяется жидкая вариация газа, которая при смене температуры меняет плотность минимально. Также в этой версии усовершенствован алгоритм контроля состояния топлива. То есть, если плотность меняется, автоматически вносятся необходимые поправки.
Еще одним отличием между рассматриваемыми поколениями является наличие в 5 модели прокачивающего насоса, обеспечивающего непрерывную подачу топлива. Четвертая серия предполагает использование прогрева редуктора при помощи моторной охлаждающей жидкости. Такая схема приводила к возникновению серьезных неисправностей, поскольку, необходимо было разрезать элементы системы, устанавливать переходники, тройники и прочие детали для подвода жидкости. В 5 поколении редуктор не применяется, в систему силового агрегата без надобности вносить дополнительные корректировки.
Примечания
- (рус.) (неопр.) ?. Дата обращения 11 июля 2019.
- . SovietCars.net. Дата обращения 11 июля 2019.
ГАЗ-03-30 — советский автобус малого класса на шасси грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Выпускался на автобусном филиале ГАЗа (с 1946 — ГЗА). Годы производства: 1933—1941 и в 1945—1950. Всего произведено 18 613 автобусов.
С 1936 года производились армейские трёхосные (6х4) модели ГАЗ-05-193 (штабной) и ГАЗ-05-194 (санитарный) на шасси ГАЗ-ААА.
ГАЗ-АА (полу́торка) — грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), известный как полуторка.
Образцом послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии перепроектирован по отечественным чертежам.
ГАЗ-ААА — советский грузовой автомобиль повышенной проходимости.
Представлял собой реализацию концепции создания «шестиколёсного» автомобиля повышенной проходимости за счёт увеличения числа ведущих мостов до двух, таким образом, колёсная формула автомобиля из 4 × 2 была превращена в 6 × 4.
Горьковский автобусный завод (сокращённо «ГЗА») — советское автомобилестроительное предприятие, производитель автобусов и мелкосерийных модификаций автомобилей марки ГАЗ. Известен также как Государственныый автосборочный завод №1. Находился в Нижнем Новгороде (с 1932 — Горький) в Канавинском районе.
Го́рьковский автомоби́льный заво́д (сокращённо ГАЗ) — советское и российское автомобилестроительное предприятие, крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей, микроавтобусов и военной техники.
Завод основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Находится в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 годы — Горький). До 2005 года функционировал как единое ОАО «ГАЗ», в ходе реструктуризации сборочные производства легковых и грузовых автомобилей выделены в отдельное дочернее общество — ООО Автомобильный завод «ГАЗ» (Автомобильный завод «Горьковский автомобильный завод»). В августе 2009 года, после сокращений, на ОАО «ГАЗ» (ныне объединяет автокомпонентные производства предприятия) и ООО Автомобильный завод «ГАЗ» работало 27 000 человек, к 2013 году численность персонала сократилась уже до 25 000 человек.
С 2005 года Горьковский автозавод входит в один из крупнейших автомобилестроительных холдингов России «Группа ГАЗ». Предприятие объединяет два дивизиона «Группы ГАЗ» — Дивизион «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» и Дивизион «Автокомпоненты». В Дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» входят мощности ГАЗА по выпуску автомобильной техники, в Дивизион «Автокомпоненты» — заготовительные производства завода (металлургическое, кузнечное и инструментальное и прессово-рамное производства; производство арматуры, колёс и рулевого управления; корпус цветного литья; завод автомобильных агрегатов; завод штампов и пресс-форм).
, и | |
---|---|
Грузовыеавтомобили ГАЗ | |
Автобусы ГАЗ | |
Спецтехника ГАЗ |
Цена газа
Как говорилось уже, сейчас это существенный плюс, но уже несколько раз обсуждалась попытка некоторых депутатов в Раде протолкнуть урегулирование цены на газ, ввиду терпящих убытки нефтеперерабатывающих предприятий. Ввиду этого хотят газовое топливо обложить дополнительным акцизом или чем-то подобным, чтобы конкурентность бензина была выше не за счет снижения его стоимости, а за счет повышения цены на газ. Выиграют от этого понятно дело что не простые автомобилисты, а справедливость подобного решения вообще не вызывает вопросов. Протолкнут ли новые нормы и законы узнаем в будущем.
5-е поколение ГБО
Так называют системы распределенного, как и в случае с 4-м поколение ГБО, впрыска. Однако, в 5-ом поколении ГБО речь идет о впрыске сжиженной фазы пропан-бутановой смеси.
Во всех системах, которые мы рассматривали до сих пор, газ подавался в двигатель автомобиля под собственным давлением, в испаренном состоянии. Система 5го поколения — это впрыск жидкого газа.
Принципиальная схема ГБО 5го поколения
Обратите внимание: в системе используются два насоса газа. Одина устанавливается в баллоне, второй, насос подкачки, чаще всего стоит под днищем автомобиля. Для того чтобы подача газа в жидкой фазе под стабильным давлением стала возможной, в баллон систем 5-го поколения устанавливается насос
Первой фирмой, освоившей выпуск подобных систем, была голландская фирма Vialle. Они получили название Vialle LPI
Для того чтобы подача газа в жидкой фазе под стабильным давлением стала возможной, в баллон систем 5-го поколения устанавливается насос. Первой фирмой, освоившей выпуск подобных систем, была голландская фирма Vialle. Они получили название Vialle LPI.
Так же принято считать, что 5е поколение ГБО имеет еще одну характеристику: газ в двигатель впрыскивается через газовые форсунки. Система VIalle Lpi была разработана и устанавливалась на автомобили параллельно с развитием систем 3-го и 4-го поколения ГБО — с конца 90-х годов. Безусловно впрыск жидкой фазы газа — прогрессивное решение, позволяющее и далее развивать использование альтернативных видов топлива. Динамические характеристики в таком ГБО уж не отличимы от работы ДВС на бензине. Кроме того, стала возможным заводить автомобиль на газу. Так же система не имеет редуктора-испарителя, а значит нет необходимости подключаться к штатному охлаждению двигателя авто.
ГБО впрыска жидкой фазы газа долгое время не получали распространения в том числе и потому, что требовали использования баллонов со специальной горловиной. Это была редкая и дорогая продукция. Выбор баллонов был крайне скудным и подобрать оборудование под конкретный авто было проблематично. Сейчас ситуация изменилась и появились системы впрыска жидкого газа, при которых возможно использование баллонов со стандартной еврогорловиной. Но стоимость ГБО 5-го поколения по-прежнему высокая.
Остается спорным вопрос правильно ли в отношении этой системы использовать определение — 5е поколение ГБО. Например, такие системы невозможно использовать при переоборудовании транспорта для работы на метане. Невозможно, так как метан — сжатый (традиционно) газ и подать его в двигатель в жидком виде невозможно.
ГБО 5-го поколения имеет слабые места. Система требовательна к качеству газа. Часто выходят из строя насосы. Зачастую стоимость замены вышедшего из строя насоса в баллоне Vialle Lpi соизмерима со стоимостью установки на автомобиль системы 4-го поколения «под ключ».
Главное преимущество впрыска жидкой фазы газа в двигатель — возможность более точно дозировать топливо. Кроме того, такое решение позволило сократить длительности впрыска газа. Для многих современных двигателей это критический параметр и скорости работы газовых форсунок, впрыскивающих испаренный газ уже недостаточно для нормальной работы автомобиля на газу
Непосредственный впрыск
В шестом поколении ГБО впрыск топлива осуществляется сразу в цилиндр, таким образом, достигается наивысшая эффективность двигателя при минимальном расходе горючего. Отчасти, благодаря этому удалось практически нивелировать разницу между расходом бензина и расходом газа на автомобиле, оснащенном такой газовой установкой.
Так же следует отметить, тот факт, что благодаря отсутствию необходимости переводить мотор с одного топлива на другое, сама дозировка впрыскиваемой смеси стала гораздо точнее. Это позволяет двигателю сохранять равномерную и уверенную работу даже в ситуациях, когда топливная смесь существенно обеднена.
Впервые за все время использования газа в качестве топлива для бензиновых автомобилей, у создателей газовых топливных систем удалось достичь показателя, когда на пропанобутановой смеси мощность двигателя авто может превышать штатный показатель, достигаемый на бензине.
Ну а поскольку расход топлива у шестого поколения газовой топливной аппаратуры существенно ниже чем у предшественников, то и экологические показатели таких автомобилей значительно улучшились. В общем и целом, разработчики шестого поколения газобаллонного оборудования потрудились на славу.