Способы проверки двигателя при покупке подержанной машины

Проверка дизельного мотора в рабочем состоянии

Визуальный осмотр позволяет найти 30–40 процентов дефектов. Большая часть проблем диагностируется при анализе работы мотора.

Запуск двигателя

Дизельные агрегаты заводятся сразу же после поворота ключа зажигания. Задержки при запуске говорят о неисправностях ТНВД или нарушении компрессии. Идеальная среда для проверки дизельного агрегата при помощи пуска — минусовая температура. Если дизель запускается на холоде, это свидетельствует о его хорошем состоянии.

После запуска требуется обратить внимание на стабильность работы. Определяется это наблюдением за стрелкой тахометра или акустическим анализом: звук работы должен быть стабильным

Нестабильная работа говорит о неисправности ТНВД, замена которого стоит дорого.

При работе может слышаться небольшое «цокание», что не критично. Звуки стуков или сильные вибрации свидетельствуют об износе цилиндро-поршневой группы, который требует капитального ремонта мотора.

Для того, чтобы знать, как проверить двигатель при покупке авто стоит учитывать, что правильно работающий мотор:

  • не издает посторонних звуков;
  • имеет неконтрастный выхлоп;
  • стабильно работает;
  • не имеет масляных подтеков.

Анализ выхлопных газов

Возникновение выхлопа черного цвета при запуске или работе на высоких оборотах для дизельного агрегата считается нормой. Дым не должен иметь синеватый оттенок — этот цвет создает наличие масла в выхлопе, что говорит о неисправности маслосъемных колпачков.

Также дым не должен идти из подкапотного пространства — это свидетельствует о потере компрессии или наличию задир в блоке цилиндров. Часто этот эффект сопровождается посторонними шумами от мотора.

Белый цвет выхлопа с эффектом длительного рассеивания свидетельствует о попадании антифриза в камеру сгорания. Возникает это из-за трещин в блоке ДВС или неисправной прокладке блока цилиндров.

О каких проблемах дизеля можно узнать по цвету выхлопных газов
Цвет выхлопаТип неисправности
ГолубоватыйПопадание масла в камеры сгорания, сниженная компрессия, износ маслосъемных колец
БелыйНеисправность ТНВД, неисправность свечей накала, охлаждающая жидкость в цилиндрах
Черный (в больших количествах)Неисправен сажевый фильтр, неправильная настройка фаз газораспределения, неправильная пропорция топливной смеси

Проверка форсунок

Форсунка с загрязненными каналами издает стучащие звуки на холостых оборотах, что важно учитывать при проверке. Периодичность стуков соответствует такту работы мотора

То есть, при повышении оборотов периодичность стуков возрастет. Устраняется проблема заменой форсунки или ультразвуковой чисткой.

Определяется, какая именно форсунка вышла из строя, при помощи стетоскопа, который поможет определить стук даже неопытному диагносту.

Если знать, как можно проверить дизельный или бензиновый двигатель при покупке авто, не потребуется профессиональная диагностика. Визуальный, акустический и тактильный методы проверки при правильном подходе гарантируют обнаружение дефектов в 85 процентах случаев.

Техническая проверка подержанного или контрактного мотора

Существует не так много техник, которые помогут провести техническую проверку двигателя, который не установлен на машину. В этом случае нет возможности завести мотор, проверить его работу, послушать звуки. Но и визуально можно оценить множество технических моментов. Кстати, на этом этапе можно проверить, не снят ли агрегат с авто-утопленника. Для этого нужно поискать ржавчину или даже остатки мелких водорослей в тех местах, где никакой коррозии быть не может.

Техническая оценка мотора подразумевает такие процедуры:

  • выкрутите свечки — на каждой свече должна быть одинаковая картина — коричневый нагар на конце, если же свечи новые, обязательно узнайте причину их установки на данный узел;
  • посмотрите производителей ремня ГРМ (лучше всего оригинал, ContiTech, Gates), бренд масляного фильтра (Mann или Knecht), марку свечей (Bosch, NGK и прочие известные бренды);
  • с помощью микрометра можно измерить поперечный люфт коленвала за несколько минут — прочтите больше об этой процедуре, если вы знаете, как можно выполнить данную задачу;
  • замер компрессии в цилиндрах возможен на снятом ДВС, и это также желательно сделать, но ориентироваться на эти показатели не стоит, особенно если агрегат долго пролежал;
  • желательно снять коллектор и посмотреть на состояние клапанной системы — на двигателях V6 из Европы может быть небольшой нагар, на остальных агрегатах его быть не должно.

Вот такие непростые особенности технической проверки, которые стоит учитывать при покупке контрактного или просто подержанного агрегата. Более подробную информацию можно получить, указав конкретную модель. Для дизельных силовых установок есть свои важные правила тестирования, для мощных или эксклюзивных технических узлов можно подыскать дорогостоящее специальное диагностическое оборудование. Иногда проверка может обойтись не намного дешевле самого товара.

Самостоятельно осматриваем двигатель автомобиля при покупке

Имеется также возможность самостоятельного осмотра и диагностики состояния двигателя автомобиля при покупке б/у машины. Сразу отметим, что такую самостоятельную диагностику можно выполнять лишь в том случае, если вы хорошо разбираетесь в устройстве машины, что и позволит правильно определить техническое состояние мотора, верно подобрав автомобиль.

В первую очередь выполняют визуальный осмотр двигателей и всего подкапотного пространства

Необходимо обратить внимание на наличие масляных следов, что свидетельствует о возможных проблемах с прокладкой или с геометрией клапанной крышки. При осмотре двигателя идеальная чистота подкапотного пространства также должна насторожить потенциального покупателя. Для чего машина была так вымыта, и не хотел ли продавец скрыть наличие выраженных подтеков масла в подкапотном пространстве

Для чего машина была так вымыта, и не хотел ли продавец скрыть наличие выраженных подтеков масла в подкапотном пространстве.

Состояние масла можно проверить, открыв заливную пробку. Внутренняя часть пробки не должна иметь грязи и налета. Черные отложения на пробке могут говорить о том, что автовладелец пренебрегал требованиями по сервисному обслуживанию, что приводило к закоксовке масла, соответственно такие отложения будут не только на крышке заливной горловины, но и внутри самого двигателя. Если вы увидели на крышке заливной горловины масла следы пены, это свидетельствует о том, что в двигатель попадает антифриз и дальнейшая проверка такого мотора не имеет какого-либо смысла.

Не лишним будет также выкрутить и осмотреть свечи зажигания. В том случае, если на свечах имеются следы масла, это свидетельствует о износе поршневых колец, поэтому в скором времени потребуется их замена.

Завершив визуальный осмотр можно заводить двигатель и выполнять проверку уже рабочего мотора. В первую очередь вам нужно будет проанализировать густоту и цвет выхлопа. Выхлоп на исправном моторе должен быть прозрачным, без выраженного сизого оттенка. Если же из выхлопной трубы идет белый дым или пар, это говорит о проблемах с герметичностью рубашки охлаждения или прогоревшей прокладке. А появление выраженного сизого оттенка дыма из выхлопной трубы свидетельствует о подъедании мотором масла.

Необходимо будет попросить владельца плавно погазовать на заведённом двигателе, а вам следует прислушиваться к работе мотора. Не должно быть никаких детонаций, захлебывания и стрельбы. А вот если появляется выраженная дрожь или другие проблемы в работе мотора, это может свидетельствовать о неисправности высоковольтных катушек или проблемах с форсунками.

Проверка электрической части

На современном автомобиле устанавливается приличное количество приборов, работающих от бортовой электросети, и весьма желательно убедиться, что с этим у автомобиля всё в порядке. Методы проверки электрооборудования, от поворотников до стеклоочистителей, от клаксона до фар, достаточно просты – нужно просто их включать и убеждаться в работоспособности. Однако такой способ неприменим в отношении бортового компьютера и большинства электронных систем, работу которых он контролирует. Для этого необходимо иметь специальный сканер, который позволяет считывать информацию, поступающую в ЭБУ, и определённым образом её интерпретировать, выдавая коды неисправностей при их наличии.

Отметим, что такая компьютерная диагностика очень информативна, но даже если вам удастся где-то достать сканер (а он должен подходить к конкретной модели авто), то далеко не факт, что вы сможете им правильно распорядиться. Но если у вас есть знакомые, понимающие в этом, обязательно пригласите их на осмотр автомобиля – вы об этом наверняка не пожалеете.

Дело в том, что ЭБУ хранит даже те ошибки, которые характеризовали неисправную работу систем в прошлом, и это позволяет сделать определённые выводы о том, как эксплуатировался автомобиль, и даже пытался ли продавец «скрутить» показания тахометра/одометра.

Важно понимать, что только наличие активных ошибок при запуске сканера свидетельствует о неисправностях, и что загорание одной и той же лампочки (например, «CHECK ENGINE») может указывать на десятки неисправностей. Более точный диагноз получают при проведении компьютерной диагностики, а окончательный – при осмотре «провинившейся» детали

При отсутствии диагностического сканера именно вышеуказанная лампочка, а также другие сигнальные маркеры, присутствующие на приборной панели, будут указывать о различных неисправностях загоранием или миганием.

Впрочем, это могут быть и старые ошибки, которые были прежним владельцем устранены. Чтобы убедиться в этом, необходимо выполнить сброс ошибок, что осуществляется снятием положительной клеммы с аккумулятора на примерно 1- минут. Если после этого ошибки исчезли – всё нормально, если какие-то лампочки продолжают гореть – ищите неисправность.

Обратим внимание, что в последнее время участились случаи сокрытия того факта, что машина побывала в аварии и подушки безопасности уже нерабочие. Бортовой компьютер в таких случаях удаётся обмануть установкой специальных резисторов, поэтому лампочка светиться не будет

Проверить состояние подушек следует визуально – «обманки» будут отличаться от родных ПБ и фактурой, и цветом. Помните, что замена подушек безопасности – удовольствие дорогостоящее.

Салон

По состоянию салона часто можно определить пробег машины. Обычно его выдают износ руля, педалей и сидений.

Иногда, чтобы скрыть большой пробег, продавцы меняют в салоне все элементы, на которых видны следы интенсивной эксплуатации: водительское кресло, рычаг КПП, кнопки приборной панели, обивку и так далее.

Один из ключевых показателей состояния автомобиля — пробег. Продавцы нередко скручивают показания одометра, так что о реальном пробеге приходится догадываться по косвенным признакам

С другой стороны, состояние салона зависит от бережливости владельца. Если салон плохой, скорее всего, хозяин плохо следил за машиной. Еще на износостойкость материалов в салоне влияют марка и модель машины. Я рекомендую изучить износостойкость материалов в модели автомобиля, которая вас интересует. Для этого можно посмотреть серию видеороликов на Ютубе от автоподборщиков и обзорщиков. Потом нужно осмотреть несколько подержанных автомобилей этой модели с пробегом. Так вы будете знать, какие повреждения характерны для салона этой машины, а какие нет.

Проверка автокондиционера

Не стесняйтесь спрашивать о состоянии автомобиля у его владельца – он наверняка к этому готов. Это касается состояния всех систем автомобиля, в том числе и кондиционера. Если последует ответ, что система кондиционирования в целом исправна, если его заправить, или что-то в этом роде – это явная домашняя заготовка. То есть если автокондиционер не рабочий, сразу начинайте торговаться, добиваясь адекватного снижения цены, ибо те неисправности, о которых говорил продавец, вполне можно было исправить самостоятельно. А если этого не было сделано – скорее всего, дело в чём-то гораздо более серьёзном.

Самостоятельная проверка работоспособности климатической системы проводится по такому алгоритму:

при включении устройства прислушиваемся, раздался ли характерный щелчок в районе подкапотного пространства, свидетельствующий о запуске компрессора. Второй способ проверки работоспособности компрессора заключается в визуальном наблюдении за этой компонентой климатической системы. При заведённом двигателе и выключенном кондиционере должен вращаться только шкив, идущий к компрессору, а торцевая его часть оставаться неподвижной. При нажатии на кнопку включения срабатывает магнит с легко узнаваемым щелчком – это шкив входит в зацепление с компрессором. Если этого не происходит – климатическая система неисправна, ибо без компрессора она работать не может;
проверяем состояние радиатора и трубопроводной системы кондиционера – они находятся в моторном отсеке. Наличие мокрых зон при включённом кондиционере говорит о разгерметизации системы;
через 10 секунд после включения автокондиционера проверяем на ощупь обратную магистраль (трубка, идущая от компрессора в салон) – она должна быть очень холодной и продолжать остывать. Если вы чувствуете, что холод надвигается волнами и немного отступает – это нормально;
напротив, трубка, идущая от компрессора к радиатору, расположенному около основного радиатора системы охлаждения, должна быть горячей

Поэтому проверяем её осторожно, чтобы не обжечься, особенно в летний период;
тонкая трубка, идущая в салон от радиатора, должна быть тёплой. Если её температура такова, что её невозможно потрогать рукой, это говорит о неисправности вентилятора, избытке фреона в системе или забитом радиаторе, не справляющемся со своими обязанностями;
можно проверить также температуру ресивера-осушителя, расположенного на обратной магистрали

Он должен оставаться холодным.

Несоблюдение хотя бы одного из пунктов говорит о неисправности автокондиционера, которую следует уточнить, выполнив диагностику климатической системы. Если продавец отказывается от этого – лучше сказать ему «до свидания».

Ещё один доморощенный способ, как проверить кондиционер при покупке б/у авто, требует наличия бытового градусника, желательно электронного. Вставляем его в центральный дефлектор настолько глубоко, насколько позволяют его размеры, и включаем кондиционер. Если после 5-7 минут работы температура установилась на отметке порядка 10 градусов – это хорошо, если имеются отклонения, особенно значительные, значит, климатическое устройство неисправно.

Отметим, что если покупка авто осуществляется в зимний период, с проверкой автокондиционера могут возникнуть проблемы. При отрицательных температурах он может просто не запуститься из-за существенного уменьшения давления хладагента в системе. В таких случаях иногда используется следующий приём: прогревается салон до такой степени, чтобы торпеда стала на ощупь горячей, и попытаться включить устройство: таким образом вы сможете обмануть датчик испарителя, который блокирует климатическую систему в холодное время года. Однако более продвинутые климатические системы контролируются температурным датчиком, расположенным не возле торпеды, а в подкапотном пространстве. В этом случае запустить климат-контроль не удастся, если наружная температура ниже пяти градусов тепла.

Еще один способ заставить работать автокондиционер зимой – активировать режим рециркуляции. При прогретом салоне это иногда помогает.

Отметим, что все вышеописанные способы проверки работоспособности автомобильного кондиционера не гарантируют надёжности результатов тестирования, и, если вам так важно его наличие в автомобиле, договоритесь с продавцом о проведении диагностики за ваш счёт, но если будут обнаружены неисправности – за счёт продавца

Алгоритм действий при проверке двигателя…

1. Посмотрите под капот. Внешний вид мотора должен выдать сам себя. Опрятный внешний вид будет говорить том, что за мотором ухаживали, следили за его технической исправностью. Грязь и масляные подтеки на моторе должны натолкнуть на неутешительные выводы. Вероятность того, что мотор специально подчистили для того, чтобы лучше его преподнести и придать более товарный вид, мала, но все же есть. Чаще всего недобросовестный продавец не будет себя утруждать лишними действиями

Поэтому обращать внимание нужно не только на внешний вид, но и на качество работы движка

2. Оцениваем болты и гайки. Грани и резьба не должны быть сорваны. Именно по этому внешнему фактору можно судить о количестве и качестве ремонта, которому подвергался движок. Причем ремонт двигателя осуществляли, по всей видимости, дилетанты или самоучки. Что они там наремонтировали – остается только догадываться. Гибель такого движка – это вопрос времени.

3. Проверка свечей. Для этого подойдет одна свеча, выкрученная из автомобиля. Наличие черного налета на ней должно натолкнуть на соответствующие выводы. Это значит, что масло попадает в камеры сгорания и колпачки пришли в неисправность. Проверить колпачки можно по цвету дыма из выпускного коллектора. Для это нужно завести и прогреть автомобиль. Если дым исходит черный, то, соответственно, колпачкам давно пора на пенсию.

4. Выхлопные газы. При холодном запуске двигателя есть возможность диагностировать целостность прокладки. Для этого нужно подставить на несколько секунд руку под выхлопную трубу, после чего ладонь понюхать. Если она пахнет тосолом, то это свидетельствует о том, что в камеру сгорания уже попадает антифриз, а значит – прокладка уже далеко не в боевом состоянии, как раньше.

Если из выхлопной трубы идет дым насыщенного белого цвета, это говорит о том, что в камеры сгорания попадает охлаждающая жидкость. Это тоже не очень хорошо. О том, что неисправна поршневая система, говорит дым сизого цвета. «Здоровый» движок будет давать прозрачный дым либо светло-серого цвета. Любые другие цвета радуги будут свидетельствовать только о серьезных проблемах с двигателем, поэтому решение о покупке такого автомобиля остается за вами.

5. Запуск двигателя. Это один из самых верных способов проверки исправности и качества двигателя. Мотор должен запускаться в течении пары секунд. При этом его запуск не должен сопровождаться посторонним шумом, а тем более – механическим звуком.

6. Прогрев двигателя. Еще одним признаком неисправности двигателя может являться то обстоятельство, что он не прогревается до оптимальной для езды температуры. Это уже само по себе не хорошо, но чтобы понять, являются ли причиной неполадки в движке, нужно посмотреть на уровень охлаждающей жидкости. Если он падает и на нем образовываются пузырьки воздуха, то это свидетельствует о неполадке мотора – треснул один из цилиндров. Естественно, движок неисправен, а значит ездить на таком автомобиле – подвергать себя риску.

Пожалуй, это основные способы быстрой проверки двигателя на неисправности и проблемы в его работе. Покупать автомобиль с неисправным двигателем – это решение добровольное. Некоторым это даст возможность сбить цену на автомобиль, а движок отремонтировать собственными силами, на сэкономленные средства.

Так что из недостатков тоже можно сделать преимущество. По крайней мере, теперь вы знаете, как проверить двигатель при покупке. Стоит помнить и о том, что б/у автомобили всегда будут иметь какие-то мелкие (а то и не очень) неисправности. Если вы хотите абсолютно исправный автомобиль, то лучше подкопить денег и купить новенький автомобиль у официального дилера. Он, конечно, тоже может иметь неисправности, но их обязаны устранить по гарантии.

Почему это происходит?

Условно причины ухода ММ в мотор можно разделить на:

  • протечки;
  • износ компонентов смазывающей системы.

Итак, рассмотрим причины протечки ММ поподробнее:

  • Возникновение протечки в резиновых уплотнителях на коленчатом и распределительном валу. Если вы заметили подтеки, то необходимо менять сальники.
  • Износ ресурса прокладки головки блока цилиндров. Если двигатель загрязнен, в частности – на горловине и внутри можно увидеть отложения, то необходимо поменять прокладку мотора.
  • Износ резинки масляного фильтрующего элемента. Это можно определить визуально. Если масляный фильтр с виду загрязнен и это видно по его корпусу, то эта неисправность вполне может быть причиной повышенного расхода смазывающего материала.
  • Выход из строя маслосъемных колец. Обычно при езде на транспортном средстве из выхлопной трубы выходят газы с синеватым оттенком – также одна из причин повышенного расхода ММ.
  • Регулярный перегрев поршневых колец. Об этом также может свидетельствовать синеватый цвет выхлопных газов и достаточно пониженная компрессия.

    Проверка уровня машинного масла по щупу

  • Выход из строя поршней. Признаки неисправности аналогичны перегреву поршневых колец.
  • Выход из строя цилиндров мотора. Здесь признаки неисправности такие же – голубоватый оттенок выхлопных газов и сниженный уровень компрессии.
  • Как сказано выше – неправильно подобранное масло по классификации вязкости.
  • Свой ресурс работы отслужили подшипники турбокомпрессора.

Выездная диагностика автомобиля

Как правило, проверку проводят автомобильные эксперты, работающие или мастерами в автосервисе, или специалистами по продаже автомобилей с пробегом. Намётанным глазом они определят состояние автомобиля, проведут диагностику через бортовой компьютер и точно расскажут, что пережил этот автомобиль в прошлом, и чего следует опасаться в будущем.

Преимуществом по сравнению с сервисом является то, что вам не потребуется никуда ехать, и проверка будет проведена быстрее, однако слабой стороной выездных специалистов остается отсутствие сложной техники, присутствующей в автосервисах, такой как подъемник. Однако при наличии гаража с ямой эта проблема нивелируется.

Плюсы:

  • Специалисты приедут к вам с набором необходимой техники и осмотрят автомобиль. Работа занимает от 40 минут до одного часа.
  • Как правило, специалисты выездной диагностики проводили подобную процедуру уже много раз, и намётанным глазом быстро и точно определяют, что именно не так с автомобилем. Качество диагностики и «вердикт» выездных экспертов обычно очень точен.
  • Эксперты по подбору автомобилей также торгуются с продавцом за вас, и можно хорошо «сбить» цену на интересующий вас авто в хорошем состоянии. Несмотря на то, что цена на такие услуги высокая, обычно она меньше, чем сумма, на которую подборщикам авто удается сторговаться, и в результате все остаются при выгоде.

Минусы:

  • Отсутствие некоторой профессиональной техники, присутствующей в автосервисе.
  • Риск столкнуться с дилетантами, которые некорректно оценят состояние автомобиля.

Выхлопная труба

При заведенном движке (даже на холостых) о многом может сказать цвет выхлопа. Если он почти прозрачный, можно сразу переходить к другим действиям. А вот если нет…

  • Пар, он же белый дым. Зимой не говорит ни о чем. Напротив, если авто выставлено на продажу в холода 80% уверенности, что с ним все в порядке – проблемные машины в этот сезон не продаются, поскольку заводятся через раз. В жару цвет начинает настораживать: пар появляется или из-за прогоревшей прокладки, или из-за негерметичности водяной рубашки, или из-за трещины в ГБЦ;
  • Черный дым. Самая простая причина – не отрегулированный карбюратор (не настроенный инжектор) или долгий простой. Однако могут быть и более серьезные причины, которые вы так просто не определите, хотя их устранение может быть элементарным и копеечным. Лучше не рисковать и поискать авто без чернухи;
  • Синий дым. Сразу разворачиваемся и уходим. В двигатель идет масло, и вы смотрите сейчас не на средство передвижения, а на источник проблем и расходов;
  • Одновременно стоит прислушаться к звуку глушителя. Он должен быть ровным, без захлебываний и стрельбы. Неплохо на этой же стадии и прощупать его – просто приложить руку к выхлопной трубе. Должно быть ощущение давления на ладонь. Его отсутствие говорит о том, что где-то в системе есть прогар.

Почему стоит покупать поддержанный автомобиль

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий