Что это такое автоматическая коробка передач (акпп) и принцип её работы

Из чего состоит АКПП?

1. Гидротрансформатор — сходен со сцеплением в мех.коробке, но управления непосредственно водителем не требует. 2. Планетарный ряд — сходен с блоком шестерен в мех.коробке и изменяет придаточное отношение в автомате при переключении передач. 3. Тормозная лента, задний фрикцион, передний фрикцион — они служат для непосредственного переключения передач. 4. Устройство управления — это целый узел состоящий из шестеренчатого насоса, клапанной коробки и маслосборника. Клапанная плита (гидроблок) — это система каналов с клапанами (соленоидами) и плунжерами, выполняющими функции контроля и управления, также преобразует нагрузку двигателя, степень нажатия на акселератор и скорость движения в гидравлические сигналы. На основании таких сигналов, за счет последовательного включения и выхода из рабочего состояния фрикционных блоков, автоматически меняются передаточные числа.

Гидротрансформатор                                                                                 Планетарный ряд

Тормозная лента                                                                                          Пакеты фрикционов

Гидротрансформатор (torque converter ) – предназначен для того чтобы передавать крутящий момент от двигателя к компонентам АКПП. Установлен он в кожухе расположенном между коробкой и двигателем выполняя функции сцепления. Наполненный рабочей жидкостью в процессе работы он несет высокие нагрузки вращаясь с довольно большой скоростью. Он, поглощая и сглаживая вибрации двигателя и передавая крутящий момент, приводит в действие  насос для масла, который находится в коробке передач.

Масляный насос в свою очередь трансмиссионной жидкостью наполняет гидротрансформатор создавая тем самым нужное давление в системе контроля и управления. Поэтому мнение о том, что машину с автоматом можно принудительно завести без стартера разогнав ее до большой скорости, является ошибочным. Энергию шестеренчатый насос получает только от двигателя, при неработающем двигателе давление в системе контроля и управления отсутствует вне зависимости от того в каком положении находится ручка рычага переключения скоростей. Поэтому вращение карданного вала принудительно не заставит коробку заработать, а двигатель — завестись.

Планетарный ряд — в отличие от «механики», где сцепляющиеся между собой шестеренки и параллельные валы, в «автоматах» в основном используются передачи планетарные.

Составные части фрикциона — давлением масла в движение приводится поршень (piston). Поршень двигаясь под давлением масла, посредством конического диска ( dished plate) прижимает очень плотно ведомые к ведущим дискам пакета, от чего они вращаются единым целым и осуществляют передачу крутящего момента от барабана к втулке. Несколько планетарных механизмов, обеспечивающие необходимые передаточные отношения, расположены в корпусе коробки передач.

Передачу же крутящего момента от двигателя через механизмы планетарные непосредственно к колесам осуществляется при помощи фрикционных дисков, дифференциала и прочих сервисных устройств. Посредством трансмиссионной жидкости через систему контроля и управления происходит управление всеми перечисленными устройствами.

Тормозная лента — устройство посредством которого  осуществляется блокировка элементов планетарного ряда.

Гидроблок – сложнейший механизм в автоматической коробке. Как мы уже писали выше, это мозги трансмиссии. Наиболее дорогостоящая по ремонту деталь.

Как правильно ездить на АКПП

Управление автомобилем с коробкой-автоматом начинается с ознакомления режимов работы трансмиссии. Селектор АКПП имеет следующие функции:

  • Р (Parking) – блокировка выходного вала и приводов колёс. Используется при длительной стоянке на ровных участках, когда можно не применять ручной тормоз. Если автомобиль поставлен на ручник, то активация режима происходит в следующей последовательности: нажать педаль тормоза, одновременно отпустив ручник, и перевести селектор в положение «Р».
  • N (Neutral) – позволяет движение автомобиля на короткое расстояние (например, в автосервисе, на парковке). В отличие от механики активация нейтральной передачи не требуется на светофоре при кратковременной остановке и не экономит топливо во время спуска с уклона.
  • R (Reverse) – движение задним ходом. Активация этого режима допустима только после полной остановки автомобиля и нажатия педали тормоза.
  • D (Drive) – основной режим движения. Используется во время езды на любых скоростях вплоть до максимальной.
  • М (Manual) – переключение передач в ручном режиме (в зависимости от типа АКПП конкретного автомобиля).
  • L (Low или цифра 1) – соответствует пониженной передачи на механике. Применяется на внедорожниках или кроссоверах с аналогичными характеристиками силового агрегата. Активируется на труднопроходимых участках дороги со скоростью движения не более 15-20 км/ч.
  • S (или цифра 2) – вторая пониженная передача. Используется при буксировке прицепа, либо аварийного автомобиля, во время зимней езды по опасным участкам, на горных спусках и извилистых дорогах со скоростным режимом не более 80 км/ч (может быть ниже в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля).

Дополнительные режимы на коробках-автомат:

  • «Shift Lock» – разблокировка управлением АКПП при выключенном двигателе
  • «O/D» или «ECO» – экономичный режим работы, который не позволяет подключать четвёртую передачу (при её наличии).
  • «O/D OFF» или «Sport/Power» – спортивный режим, отключение экономичного. Обеспечивает быстрый разгон на повышенных оборотах двигателя.
  • «Kick-down» – переключение на пониженную передачу во время движения, когда требуется резкое ускорение (при обгоне, уходе от препятствия).
  • Символы «+» и «-» означают возможность ручного режима работы. На различных автомобилях эти кнопки могут располагаться на руле, селекторе, в подрулевом пространстве.
  • «Snow/Winter» – блокировка первой передачи, плавный старт.

Главное, что необходимо помнить водителю, пересевшему с механики на автомат – обе педали управляются только одной ногой (для второй ноги есть специальная подставка). Это связано с тем, что при экстренном торможении и управлении педалями обеими ногами, инерция будет настолько сильной, что педаль газа сработает в пол.

Частые ошибки эксплуатации АКПП:

  • Резкий старт с места и ускорение при холодном пуске и непрогретой коробке передач. Если АКПП не прогрета, то трогаться нужно плавно, двигаясь на малой скорости 5-10 минут.
  • Буксировка прицепов или транспортных средств большей массы, чем рекомендовано производителем. Такая транспортировка допустима только на второй понижающей передаче.
  • Попытки завести двигатель «с толкача» или на буксире, когда отказал стартер, либо села аккумуляторная батарея. Коробка-автомат с гидротрансформатором не передаёт прямого крутящего момента с колёс на силовой агрегат, поэтому такой способ запустить двигатель приводит к серьёзным поломкам ГРМ.
  • Переключение передач в режимы «R» и «P» во время движения. Эти режимы должны включаться только после нажатия на педаль тормоза до полной остановки.
  • Движение на буксире или спуск с уклона в режиме N (Neutral). Так как прямого механического сцепления колёсной базы с двигателем на коробке-автомат нет, то экономии топлива при движении «накатом» не происходит. По этой же причине невозможно тормозить двигателем, включая пониженную передачу.
  • Глушение двигателя и выключение зажигания должно происходить только в режиме «Р».

Многие ошибки во время эксплуатации современных автомобилей на коробке-автомат предупреждает электроника, для безопасной езды важно помнить основные. Ресурс пробега автоматической трансмиссии по статистике больше, чем у механики при соблюдении регламентного ТО, однако диагностика и ремонт обойдётся дороже.

Запчасти АКПП: необходимость замены и особенности покупки

Автомобили с АКПП приобретают все больше поклонников среди водителей (причем как женского, так и мужского пола), и это неудивительно, учитывая их многочисленные достоинства. Надежные и радующие продолжительным сроком службы, они позволяет сделать автопутешествия максимально комфортными и безопасными. Но при всех своих плюсах они также, как и механические, подвержены естественному износу и могут ломаться из-за заливки некачественного масла в АКПП или нерегулярного технического обслуживания. Среди других распространенных причин для покупки новых прокладок поддона, сальников для насосов и других запчастей для АКПП:

  • чрезмерная нагрузка на мотор и трансмиссию, обусловленная стилем вождения, например, если владелец любит рисковать, совершая опасные маневры на большой скорости;
  • непрофессиональный ремонт гидротрансформаторов и других функциональных элементов;
  • установка низкопробных комплектующих;
  • несвоевременное обращение для диагностики и ремонта при ухудшении работы коробки передач.

Типичные неисправности, требующие замены деталей

Спектр проблем, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации трансмиссии, достаточно широк. Фактически в замене может нуждаться любая запчасть или сразу несколько комплектующих. Точно определить, о какой неисправности идет речь, способен только опытный механик и то только после детального исследования с применением специализированного оборудования. Но автомобилистам все равно нужно иметь представление о признаках распространенных поломок:

  1. Отсутствие возможности перемещаться на иных скоростях, кроме третьей – свидетельствует о том, что мозг АКПП зафиксировал критический сбой.
  2. Загрязнение соленоидов или золотников гидроплиты проявляется в виде неравномерного переключения до или после прогрева.
  3. Вибрация, нехарактерные звуки в процессе езды говорят, скорее всего, о том, что нужны новые втулки насоса АКПП, шестеренки планетарного ряда либо подшипники.
  4. Отсутствие возможности двигаться назад – говорит об износе фрикциона, обрыве манжеты муфтового поршня либо колец уплотнения. Также проблема может быть в износе тормозной ленты либо реверса.
  5. Начало движения после перевода рычага на “N” происходит при нарушении регулировки троса, заедании муфт поршней и приваривании дисков.
  6. О том, что неисправен гидротрансформатор, может свидетельствовать невозможность перемещения вперед и назад с отсутствием ощущения толчка при переходе с “P” либо “N” на любую из скоростей.
  7. Пробуксовка во время длительного подъёма может быть обусловлена износом масляного насоса, соленоидов, сниженного уровня масла, неисправных поршней фрикционных муфт.

На самом деле, любое изменение работы трансмиссии – это повод безотлагательно обратиться в автомастерскую, чтобы не допустить более серьезных неполадок.

Важные нюансы выбора комплектующих

Чтобы не потратить зря денежные средства и остаться полностью довольными приобретенными расходными материалами или деталями для автоматической трансмиссии, необходимо:

  • провести профессиональную диагностику, чтобы установить, какие детали износились или сломались – если не знать причину поломки, есть вероятность купить и установить, например, ремень вариатора, а потом столкнуться с тем, что система все равно нормально не функционирует;
  • подбирать комплектующие строго под вашу коробку передач – чтобы узнать, какие вариации подходят, необходимо учитывать марку, год выпуска, модель, тип двигателя и трансмиссии;
  • убедиться при получении в отсутствии физических дефектов – если есть внешние изъяны, нужно обратиться к поставщику для замены;
  • рассмотреть разные предложения и выбрать то, которое является наиболее выгодным по соотношению цены, качества и сервиса.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий