Из чего состоит АКПП?
1. Гидротрансформатор — сходен со сцеплением в мех.коробке, но управления непосредственно водителем не требует. 2. Планетарный ряд — сходен с блоком шестерен в мех.коробке и изменяет придаточное отношение в автомате при переключении передач. 3. Тормозная лента, задний фрикцион, передний фрикцион — они служат для непосредственного переключения передач. 4. Устройство управления — это целый узел состоящий из шестеренчатого насоса, клапанной коробки и маслосборника. Клапанная плита (гидроблок) — это система каналов с клапанами (соленоидами) и плунжерами, выполняющими функции контроля и управления, также преобразует нагрузку двигателя, степень нажатия на акселератор и скорость движения в гидравлические сигналы. На основании таких сигналов, за счет последовательного включения и выхода из рабочего состояния фрикционных блоков, автоматически меняются передаточные числа.
Гидротрансформатор Планетарный ряд
Тормозная лента Пакеты фрикционов
Гидротрансформатор (torque converter ) – предназначен для того чтобы передавать крутящий момент от двигателя к компонентам АКПП. Установлен он в кожухе расположенном между коробкой и двигателем выполняя функции сцепления. Наполненный рабочей жидкостью в процессе работы он несет высокие нагрузки вращаясь с довольно большой скоростью. Он, поглощая и сглаживая вибрации двигателя и передавая крутящий момент, приводит в действие насос для масла, который находится в коробке передач.
Масляный насос в свою очередь трансмиссионной жидкостью наполняет гидротрансформатор создавая тем самым нужное давление в системе контроля и управления. Поэтому мнение о том, что машину с автоматом можно принудительно завести без стартера разогнав ее до большой скорости, является ошибочным. Энергию шестеренчатый насос получает только от двигателя, при неработающем двигателе давление в системе контроля и управления отсутствует вне зависимости от того в каком положении находится ручка рычага переключения скоростей. Поэтому вращение карданного вала принудительно не заставит коробку заработать, а двигатель — завестись.
Планетарный ряд — в отличие от «механики», где сцепляющиеся между собой шестеренки и параллельные валы, в «автоматах» в основном используются передачи планетарные.
Составные части фрикциона — давлением масла в движение приводится поршень (piston). Поршень двигаясь под давлением масла, посредством конического диска ( dished plate) прижимает очень плотно ведомые к ведущим дискам пакета, от чего они вращаются единым целым и осуществляют передачу крутящего момента от барабана к втулке. Несколько планетарных механизмов, обеспечивающие необходимые передаточные отношения, расположены в корпусе коробки передач.
Передачу же крутящего момента от двигателя через механизмы планетарные непосредственно к колесам осуществляется при помощи фрикционных дисков, дифференциала и прочих сервисных устройств. Посредством трансмиссионной жидкости через систему контроля и управления происходит управление всеми перечисленными устройствами.
Тормозная лента — устройство посредством которого осуществляется блокировка элементов планетарного ряда.
Гидроблок – сложнейший механизм в автоматической коробке. Как мы уже писали выше, это мозги трансмиссии. Наиболее дорогостоящая по ремонту деталь.
Как правильно ездить на АКПП
Управление автомобилем с коробкой-автоматом начинается с ознакомления режимов работы трансмиссии. Селектор АКПП имеет следующие функции:
- Р (Parking) – блокировка выходного вала и приводов колёс. Используется при длительной стоянке на ровных участках, когда можно не применять ручной тормоз. Если автомобиль поставлен на ручник, то активация режима происходит в следующей последовательности: нажать педаль тормоза, одновременно отпустив ручник, и перевести селектор в положение «Р».
- N (Neutral) – позволяет движение автомобиля на короткое расстояние (например, в автосервисе, на парковке). В отличие от механики активация нейтральной передачи не требуется на светофоре при кратковременной остановке и не экономит топливо во время спуска с уклона.
- R (Reverse) – движение задним ходом. Активация этого режима допустима только после полной остановки автомобиля и нажатия педали тормоза.
- D (Drive) – основной режим движения. Используется во время езды на любых скоростях вплоть до максимальной.
- М (Manual) – переключение передач в ручном режиме (в зависимости от типа АКПП конкретного автомобиля).
- L (Low или цифра 1) – соответствует пониженной передачи на механике. Применяется на внедорожниках или кроссоверах с аналогичными характеристиками силового агрегата. Активируется на труднопроходимых участках дороги со скоростью движения не более 15-20 км/ч.
- S (или цифра 2) – вторая пониженная передача. Используется при буксировке прицепа, либо аварийного автомобиля, во время зимней езды по опасным участкам, на горных спусках и извилистых дорогах со скоростным режимом не более 80 км/ч (может быть ниже в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля).
Дополнительные режимы на коробках-автомат:
- «Shift Lock» – разблокировка управлением АКПП при выключенном двигателе
- «O/D» или «ECO» – экономичный режим работы, который не позволяет подключать четвёртую передачу (при её наличии).
- «O/D OFF» или «Sport/Power» – спортивный режим, отключение экономичного. Обеспечивает быстрый разгон на повышенных оборотах двигателя.
- «Kick-down» – переключение на пониженную передачу во время движения, когда требуется резкое ускорение (при обгоне, уходе от препятствия).
- Символы «+» и «-» означают возможность ручного режима работы. На различных автомобилях эти кнопки могут располагаться на руле, селекторе, в подрулевом пространстве.
- «Snow/Winter» – блокировка первой передачи, плавный старт.
Главное, что необходимо помнить водителю, пересевшему с механики на автомат – обе педали управляются только одной ногой (для второй ноги есть специальная подставка). Это связано с тем, что при экстренном торможении и управлении педалями обеими ногами, инерция будет настолько сильной, что педаль газа сработает в пол.
Частые ошибки эксплуатации АКПП:
- Резкий старт с места и ускорение при холодном пуске и непрогретой коробке передач. Если АКПП не прогрета, то трогаться нужно плавно, двигаясь на малой скорости 5-10 минут.
- Буксировка прицепов или транспортных средств большей массы, чем рекомендовано производителем. Такая транспортировка допустима только на второй понижающей передаче.
- Попытки завести двигатель «с толкача» или на буксире, когда отказал стартер, либо села аккумуляторная батарея. Коробка-автомат с гидротрансформатором не передаёт прямого крутящего момента с колёс на силовой агрегат, поэтому такой способ запустить двигатель приводит к серьёзным поломкам ГРМ.
- Переключение передач в режимы «R» и «P» во время движения. Эти режимы должны включаться только после нажатия на педаль тормоза до полной остановки.
- Движение на буксире или спуск с уклона в режиме N (Neutral). Так как прямого механического сцепления колёсной базы с двигателем на коробке-автомат нет, то экономии топлива при движении «накатом» не происходит. По этой же причине невозможно тормозить двигателем, включая пониженную передачу.
- Глушение двигателя и выключение зажигания должно происходить только в режиме «Р».
Многие ошибки во время эксплуатации современных автомобилей на коробке-автомат предупреждает электроника, для безопасной езды важно помнить основные. Ресурс пробега автоматической трансмиссии по статистике больше, чем у механики при соблюдении регламентного ТО, однако диагностика и ремонт обойдётся дороже.
Запчасти АКПП: необходимость замены и особенности покупки
Автомобили с АКПП приобретают все больше поклонников среди водителей (причем как женского, так и мужского пола), и это неудивительно, учитывая их многочисленные достоинства. Надежные и радующие продолжительным сроком службы, они позволяет сделать автопутешествия максимально комфортными и безопасными. Но при всех своих плюсах они также, как и механические, подвержены естественному износу и могут ломаться из-за заливки некачественного масла в АКПП или нерегулярного технического обслуживания. Среди других распространенных причин для покупки новых прокладок поддона, сальников для насосов и других запчастей для АКПП:
- чрезмерная нагрузка на мотор и трансмиссию, обусловленная стилем вождения, например, если владелец любит рисковать, совершая опасные маневры на большой скорости;
- непрофессиональный ремонт гидротрансформаторов и других функциональных элементов;
- установка низкопробных комплектующих;
- несвоевременное обращение для диагностики и ремонта при ухудшении работы коробки передач.
Типичные неисправности, требующие замены деталей
Спектр проблем, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации трансмиссии, достаточно широк. Фактически в замене может нуждаться любая запчасть или сразу несколько комплектующих. Точно определить, о какой неисправности идет речь, способен только опытный механик и то только после детального исследования с применением специализированного оборудования. Но автомобилистам все равно нужно иметь представление о признаках распространенных поломок:
- Отсутствие возможности перемещаться на иных скоростях, кроме третьей – свидетельствует о том, что мозг АКПП зафиксировал критический сбой.
- Загрязнение соленоидов или золотников гидроплиты проявляется в виде неравномерного переключения до или после прогрева.
- Вибрация, нехарактерные звуки в процессе езды говорят, скорее всего, о том, что нужны новые втулки насоса АКПП, шестеренки планетарного ряда либо подшипники.
- Отсутствие возможности двигаться назад – говорит об износе фрикциона, обрыве манжеты муфтового поршня либо колец уплотнения. Также проблема может быть в износе тормозной ленты либо реверса.
- Начало движения после перевода рычага на “N” происходит при нарушении регулировки троса, заедании муфт поршней и приваривании дисков.
- О том, что неисправен гидротрансформатор, может свидетельствовать невозможность перемещения вперед и назад с отсутствием ощущения толчка при переходе с “P” либо “N” на любую из скоростей.
- Пробуксовка во время длительного подъёма может быть обусловлена износом масляного насоса, соленоидов, сниженного уровня масла, неисправных поршней фрикционных муфт.
На самом деле, любое изменение работы трансмиссии – это повод безотлагательно обратиться в автомастерскую, чтобы не допустить более серьезных неполадок.
Важные нюансы выбора комплектующих
Чтобы не потратить зря денежные средства и остаться полностью довольными приобретенными расходными материалами или деталями для автоматической трансмиссии, необходимо:
- провести профессиональную диагностику, чтобы установить, какие детали износились или сломались – если не знать причину поломки, есть вероятность купить и установить, например, ремень вариатора, а потом столкнуться с тем, что система все равно нормально не функционирует;
- подбирать комплектующие строго под вашу коробку передач – чтобы узнать, какие вариации подходят, необходимо учитывать марку, год выпуска, модель, тип двигателя и трансмиссии;
- убедиться при получении в отсутствии физических дефектов – если есть внешние изъяны, нужно обратиться к поставщику для замены;
- рассмотреть разные предложения и выбрать то, которое является наиболее выгодным по соотношению цены, качества и сервиса.