Замена жидкости в гидроусилителе руля своими руками

Как проводится процедура

Как поменять масло в гидроусилителе руля? Процедура включает в себя сливание старой смазки, устранение ее остатков из агрегата, очистку фильтров и бачка, заливание свежего нефтепродукта. Все это можно сделать в любом автосервисе. Но как самому поменять жидкость в гидроусилителе руля?

  • свежий нефтепродукт в количестве, которое прописано в эксплуатационном руководстве;
  • большой шприц;
  • емкость для старой рабочей жидкости (можете взять бутылку из пластика).

Лучше всего лить автомасло, рекомендованное автопроизводителем. Использование низкокачественных продуктов может обернуться возникновением неисправностей.

Неполная замена жидкости ГУР осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Снимите заглушку бака.
  2. Посредством шприца опустошите его.
  3. Налейте новое автомасло в нужном объеме.
  4. Запустите двигатель.
  5. Покрутите рулевое колесо.
  6. Выключите ДВС.
  7. Проделайте перечисленные шаги несколько раз.

Плюсом частичной замены масла является быстрота ее выполнения.

Полная замена жидкости в гидроусилителе руля более трудоемкая и продолжительная. Выполняется она так:

  1. Установите авто таким образом, чтобы колеса машины висели в воздухе. Это позволит вам без труда крутить руль, не запуская силовой агрегат.
  2. Устраните отработавшее автомасло из бака при помощи шприца.
  3. Уберите хомуты, шланги, снимите бак.
  4. Очистите бачок.
  5. Вставьте шланг рейки руля, идущий вдоль трубки радиаторного охладителя, в приготовленную вами емкость.
  6. Крутя рулевое колесо, устраните остатки отработанного нефтепродукта из авто. Вращение выполняйте широко и интенсивно.
  7. Когда вся старая смазка сольется, засуньте в шланг, который идет к насосу ГУР, воронку.
  8. Закрепите шланг, налейте в него свежее автомасло, опять покрутите руль.
  9. Лейте в воронку масло, пока оно не начнет вытекать из шланга рейки руля.
  10. Установите все трубки назад, хорошо зафиксируйте их посредством хомутов.
  11. Поставьте бак ГУР на место, залейте в него требуемый объем смазки.
  12. Покрутите рулевое колесо при отключенном и включенном ДВС.
  13. Поставьте авто на землю, выполните доливку автомасла.

Полная замена немного сложнее и дольше частичной, однако даже неопытный автомобилист сможет без труда разобраться, как заменить масло в гидроусилителе руля. На эту процедуру нужно выделить несколько часов и примерно 4 л автомасла.

Ресурс

Некоторые производители ГУР утверждают, что масла в их системах залито на весь срок службы, поэтому замена по причине старения и потере свойств не нужна. Менять масло необходимо лишь в случае проведения технических работ, затрагивающих систему гидравлического усиления руля. Разумеется, в случае если уровень «уходит», доливать стоит только жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем.

Хотим вас заверить, что если вам дорого исправное состояние вашего автомобиля, замена жидкости ГУР – обязательная составляющая технического обслуживания. Рекомендовано менять масло каждые 100 тыс. км. либо 4-5 лет эксплуатации.

Если вы не знаете, как часто и когда менялось масло в последний раз, ориентироваться стоит на состояние жидкости. Темный цвет, грязевые примеси, горелый запах – явные причины заменить смазочный состав.

Заправочный объем

Информация о том, сколько масла залито в ГУР вашего автомобиля (и как часто его нужно менять), можно узнать из технической документации по эксплуатации. Учтите, что часть заправочного объема при замене своими руками в любом случае останется в системе. В зависимости от выбранного способа замены, этот показатель варьируется от 5-20%.

Если таковых материалов на руках у вас нет, ориентироваться можно на количество жидкости, которое удастся слить. Обычно замена жидкости гидроусилителя руля легкового автомобиля требует не более 1 л масла. Сколько смазки потребуется, зависит также от способа замены.

Контроль количества

Уровень жидкости ГУР можно проверить двумя способами:

  • на бачке есть формовка с насечками. Поскольку при нагреве смазочные материалы расширяются, вы увидите две пограничные отметки: Min, Max. Первая показывает минимальный уровень, а вторая максимально допустимый. Проверить уровень желательно «на холодную». В таком случае оптимальным показателем будет уровень, немного превышающий среднее значение между Min и Max. Если бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, корпус можно подсветить фонариком. Граница жидкости с обратной стороны в таком случае станет более заметной;
  • другой тип конструкции предполагает наличие щупа, который одновременно является и крышкой бачка. Проверить уровень помогут такие же формовки. На определенных моделях может быть только одна линия, которая устанавливает минимально допустимое количество жидкости «на холодную».

Когда требуется замена жидкости ГУР

Рабочую жидкость гидроусилителя, как и другой любой системы, необходимо периодически менять. В процессе эксплуатации масло нагревается, теряет свои свойства и цвет. В большинстве случаев производители не регламентируют замену жидкости гидроусилителя, полагая, что её хватит на весь срок службы автомобиля. Однако опытные водители рекомендуют производить смену масла ГУР при умеренной эксплуатации машины до 10 тысяч км пробега в год не реже одного раза в 12 месяцев. Если автомобиль используется очень интенсивно, то замену жидкости следует выполнять через каждые 30-40 тысяч км пробега. Помимо этого смена (долив) жидкости производится в случае ремонта или устранения неисправности, после замены ГУР, насоса, шлангов или других деталей, а также перед прохождением ТО. Помимо этого, причиной замены жидкости гидроусилителя могут быть следующие обстоятельства:

  • повреждение трубопроводов высокого давления;

  • затруднение вращения руля;

  • снижение уровня в расширительном бачке;

  • изменение цвета жидкости и появление гари;

  • нарушение герметичности системы;

  • течь масла с рулевой рейки, редуктора или насоса.

Готовим инструмент

Помимо самой жидкости для гидроусилителя следует подготовить следующие инструменты и материалы:

  • домкрат;

  • упоры под колёса;

  • пассатижи;

  • торцевой ключ на 10;

  • пластиковую ёмкость более 1л (как вариант, пластиковая бутылка 1,5 л);

  • шланг для слива жидкости;

  • воронку;

  • грушу или шприц;

  • ветошь.

Приготовив необходимые инструменты, можно приступать непосредственно к замене жидкости ГУР.

Подготовка

Откройте капот и закройте ветошью ременные приводы и прочие элементы моторного отсека, расположенные под бачком для жидкости гидроусилителя, чтобы избежать попадания на них масла. Бачок расположен в моторном отсеке с левой стороны возле аккумулятора. Сначала ослабьте с помощью пассатижей хомуты на всасывающих и возвратных патрубках бачка ГУР. Затем сдвиньте хомуты в сторону и открутите болты крепления торцевым ключом на 10. Вслед за этим возьмите заранее приготовленную ёмкость и слейте в неё старую жидкость. Для этого сначала снимите возвратный шланг и слейте из него масло. Затем наклоните бачок и вылейте жидкость. Снимая шланг, будьте осторожны, в нём находится масло.

После слива жидкости следует демонтировать бачок, предварительно отсоединив возвратный патрубок от насоса. Тщательно промойте расширительный бачок и после полного высыхания установите его на штатное место. Если в расширительном бачке предусмотрена защитная сетка, очистите её от загрязнений и хорошо промойте.

Чтобы поменять жидкость ГУР, не обязательно иметь определенный багаж знаний, достаточным будет наличие смотровой ямы и стандартного набора инструментов. Автомобиль устанавливается на яму, а передние колеса вывешиваются при помощи надежных опор.

Перед заменой, необходимо внимательно осмотреть всю систему на наличие утечек. Если в каком-то месте обнаружены следы жидкости, то в процессе замены нужно в срочном порядке устранить утечку, иначе система быстро выйдет из строя, и тогда рулевой механизм будет работать как обычная рулевая рейка.

Ресурс

Некоторые производители ГУР утверждают, что масла в их системах залито на весь срок службы, поэтому замена по причине старения и потере свойств не нужна. Менять масло необходимо лишь в случае проведения технических работ, затрагивающих систему гидравлического усиления руля. Разумеется, в случае если уровень «уходит», доливать стоит только жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем.

Хотим вас заверить, что если вам дорого исправное состояние вашего автомобиля, замена жидкости ГУР – обязательная составляющая технического обслуживания. Рекомендовано менять масло каждые 100 тыс. км. либо 4-5 лет эксплуатации.

Если вы не знаете, как часто и когда менялось масло в последний раз, ориентироваться стоит на состояние жидкости. Темный цвет, грязевые примеси, горелый запах – явные причины заменить смазочный состав.

Заправочный объем

Информация о том, сколько масла залито в ГУР вашего автомобиля (и как часто его нужно менять), можно узнать из технической документации по эксплуатации. Учтите, что часть заправочного объема при замене своими руками в любом случае останется в системе. В зависимости от выбранного способа замены, этот показатель варьируется от 5-20%.

Если таковых материалов на руках у вас нет, ориентироваться можно на количество жидкости, которое удастся слить. Обычно замена жидкости гидроусилителя руля легкового автомобиля требует не более 1 л масла. Сколько смазки потребуется, зависит также от способа замены.

Контроль количества

Уровень жидкости ГУР можно проверить двумя способами:

  • на бачке есть формовка с насечками. Поскольку при нагреве смазочные материалы расширяются, вы увидите две пограничные отметки: Min, Max. Первая показывает минимальный уровень, а вторая максимально допустимый. Проверить уровень желательно «на холодную». В таком случае оптимальным показателем будет уровень, немного превышающий среднее значение между Min и Max. Если бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, корпус можно подсветить фонариком. Граница жидкости с обратной стороны в таком случае станет более заметной;
  • другой тип конструкции предполагает наличие щупа, который одновременно является и крышкой бачка. Проверить уровень помогут такие же формовки. На определенных моделях может быть только одна линия, которая устанавливает минимально допустимое количество жидкости «на холодную».

Тонкости замены

Замена масла в гидроусилителе своими руками на самом деле может оказаться гораздо проще, чем это может показаться на первый взгляд. Многое зависит от ваших познаний и навыков в области ремонта и обслуживания авто.

Жидкость ГУР может меняться по двум сценариям:

  1. Полная замена.
  2. Частичное обновление.

Как поменять жидкость в гидроусилителе своими руками?

Для самостоятельного выполнения этой процедуры рекомендуется идти по пути частичного обновления, потому что:

  1. Полная замена на большинстве автомобилей не требуется ввиду нецелесообразности этой процедуры.
  2. Обновление всего объема, как правило, производится только после капитального ремонта или замены рейки и насоса, а также в аварийных случаях после разгерметизации гидравлических контуров.

Как слить жидкость с гидроусилителя?

Откачка масла из бачка гидроусилителя

При частичной замене необходимо лишь удалить все масло из расширительного бачка.

  1. Для этого можно отсоединить нижний шланг (подачи) или откачать масло шприцом.
  2. Если подходить к вопросу более профессионально, то параллельно нужно демонтировать расширительный бачок, промыть его и почистить сеточку на контуре забора.
  3. После откачки старого масла и очистки бачка в систему заливается новая рабочая жидкость. Запускается двигатель, и руль вращается до упора влево-вправо не менее 10 раз.
  4. Процедуру можно повторить несколько раз. Это даст более полное обновление масла гидроусилителя.

Обязательно необходимо контролировать уровень жидкости в бачке гидроусилителя руля.

Наливать «с запасом», как это делают некоторые некомпетентные автовладельцы, нельзя.

Заливка масла в ГУР

Подобный подход может негативно сказаться на работе системы из-за создания избыточного давления в бачке. Также в таких случаях излишнее масло часто выдавливается через пробку бачка и заливает подкапотное пространство.

Полная замена своими руками

Вариант более трудозатратный, но более эффективный. Что нужно сделать:

  1. Вывесить авто либо на подъемнике либо на домкратах. Не забудьте про технику безопасности!
  2. Открыть крышку гидроусилителя и выкачиваем жидкость как описано выше.

  3. Откручиваем хомуты на шлангах бачка гидроусилителя. Снимаем и промываем бачок.

  4. Шланг, который отвечает за возврат жидкости в бачок опускаем в пустую емкость, садимся за руль и начинаем интенсивно вращать рулем влево вправо.

    Это позволит выкачать остатки жидкости из системы. Можно еще завести двигатель на короткое время, но без практики и сноровки делать это не рекомендую.

  5. Вращаем до тех пор пока жидкость перестанет вытекать, лезем под капот и в шланг идущий на насос, вставляем воронку, заливая в нее свежую жидкость. Тут понадобиться помощь второго человека, он должен сесть за руль и вращать его пока вы заливаете жидкость.
  6. Заливку производим до тех пор, пока через шланг обратки не польется свежая жидкость.
  7. Шланги и бачок ставим на место.
  8. Проверяем уровень и при необходимости доливаем.
  9. Еще раз вращаем рулем.
  10. Заводим двигатель, опять вращаем рулем (необходимо тщательно прокачать возможные воздушные пробки)
  11. Глушим и проверяем уровень, если нужно, то доливаем.

Все! Вы только что произвели полную замену жидкости в гидроусилителе руля самостоятельно!

Характеристики масел для ГУР на которые нужно обратить внимание

Для того чтобы не ошибиться выбирая какое масло лить в ГУР, в первую очередь необходимо учесть основу жидкости:

  • Минеральная. «Минералки» чаще остальных используются для гидроусилителя руля. Это связано с характеристиками таких масел, которые защищают резиновые детали механизма и продлевают его «жизнь».
  • Синтетическая. «Синтетику» редко используют для ГУР, так как в состав этой жидкости входят каучуковые волокна, пагубно влияющие на резиновые элементы. Поэтому, решая какое масло заливать в гидроусилитель, лучше уточнить у производителя авто, допускается ли использование такого материала для вашей марки машины.

Второе на что нельзя закрывать глаза — это возможность смешивания разных масел. Для того чтобы водители не путались, была предусмотрена специальная цветовая схема, которая играет роль своеобразной памятки для автолюбителя.

Перед тем как менять масло в гидроусилителе руля обратите внимание на следующие характеристики жидкости, которая может быть:

  • Красной. В этом случае перед вами может быть масло, изготовленное как на синтетической, так и на минеральной основе. В основном жидкости красного цвета заливают в АКПП, но и для гидроусилителя тоже частенько применяется такой состав. Смешивать такое масло можно исключительно с желтым и только при условии, что оба состава являются одинаковыми по своим характеристикам. То есть минеральное масло нельзя соединять с синтетическим.
  • Желтой. Универсальное масло, которое одинаково часто заливается как в ГУР, так и в КПП любого типа.
  • Зеленой. Состав зеленого цвета также изготавливается либо на минеральной, либо на синтетической основе. Единственное отличие этого масла заключается в том, что оно применяется только для механической коробки передач.

Смешивание продукции разных производителей допускается, главное, придерживаться правильно цветовому сочетанию. Запомнить какое масло в гидроусилитель можно залить, предварительно смешав несложно. Создать «коктейль» можно только из красного и желтого масла. Если в системе уже находится смазочная жидкость зеленого цвета, то доливать любую другую жидкость нельзя.

Это что касается теории, теперь перейдем к практике и научимся менять масло ГУР самостоятельно.

Способ частичной замены

Первый способ замены своими руками является наиболее простым, но в то же время более затратным с точки зрения финансовой составляющей. Чтобы заменить масло, вам потребуются:

  • двойной объем заправочной жидкости;
  • шприц со шлангом, длина которого позволит дотянуться до дна бачка гидроусилителя руля;
  • емкость для слива отработки.

Поменять жидкость ГУР можно следующим образом:

  1. с помощью шприца и одетого на него шланга выкачайте максимально возможное количество жидкости из бачка;
  2. далее необходимо долить новое масло;
  3. преодолейте в обычном режиме около 100 км.;
  4. повторяйте процедуру до тех пор, пока по преодолению указанного километража смазка ГУР не поменяет цвет. Это будет сигналом того, что система полностью очищена от старых загрязнений.

Такой способ наиболее благоприятен, поскольку позволяет хорошо промыть всю систему. Но требует большего количества смазочных материалов и временных затрат. Упрощенный способ частичной замены предполагает перемешивание старого и нового масла путем вращения рулевого колеса (машина при этом стоит на месте). Для этого после заливки нового масла вращайте руль до упора влево, задержитесь в таком положении 2-3 с., затем выверните колеса в обратную сторону, выдержав аналогичную паузу. Количество повторений для каждого случая индивидуально. Для облегчения жизни насосу ГУР вывесите переднюю ось автомобиля.

Такой способ более приемлем, если менять смазку нужно на авто, где затруднен доступ к штангам подачи и обратки жидкости.

Немного теории

Невозможно правильно менять масло ГУР ниже описанным методом, не имея знаний о принципиальном устройстве системы гидравлического усиления рулевого управления. Таковыми в нашем случае будут знания о том, что с бачка жидкость забирается в насос для перекачки в рейку, рулевой редуктор; после выполнения полезной работы смазка возвращается через магистраль обратки в бачок.

Инструмент и материалы

Замена своими руками невозможна без следующего набора инструментов:

  • пассатижи;
  • заглушка для отверстия в бачке под шланг обратки;
  • емкость для слива старой жидкости;
  • шприц и шланг;
  • домкрат и опоры для безопасного вывешивания передней оси.

Заменить масло ГУР будет проще, если вы пригласите помощника. Использование воздушного компрессора поможет выгнать из системы большее количество старой жидкости.

Особенности замены

Вы должны подготовить несколько инструментов и принадлежностей: воронку, пустую емкость для слива, тряпки, новую жидкость, 20‐граммовый шприц с трубкой. Жидкость меняется одним из двух способов. Легче провести замену частично, но это будет менее эффективно. С другой стороны, с такой процедурой справятся даже новички.

  1. Открутить крышку бачка. Выкачать всю жидкость изнутри шприцем.
  2. Залить новое масло в бачок до уровня.
  3. Завести мотор, покрутить руль в разные стороны.
  4. Заглушить двигатель.

Откачка жидкости из системы гидроусилителя руля

Повторить последние 3 шага несколько раз. Когда вы будете крутить руль, жидкость в бачке уменьшится. Снова доливаете до уровня, заводите мотор и крутите руль. Все это до тех пор, пока уровень не встанет в норму.

Прежде всего, вам нужно вывесить передок машины — например, поднять на двух домкратах, если нет другого оборудования.

Теперь подробнее по шагам.

  1. Выкачать жидкость из бачка, как это делалось выше.
  2. Ослабить хомуты на соединенных с бачком шлангах.
  3. Снять бачок, промыть чистой водой.
  4. Вдеть обратный шланг (который идет от рулевой рейки перед радиатором) в пустую емкость.
  5. Начать вращать руль из стороны в сторону. Это выдавит жидкость из системы, но можно для лучшего результата завести мотор.
  6. Когда масло перестанет вытекать, перейти под капот. Вставить в первый шланг, который идет прямиком на насос — воронку.
  7. Залить свежую жидкость. В это время помощник должен вращать руль.
  8. Когда с обратки пойдет новое масло, процедуру остановить.

Как поменять жидкость в гидроусилителе руля

Работу по замене масла в ГУР производят многие автосервисы и станции техобслуживания, но сама эта работа несложная, и заменить жидкость может практически любой водитель при наличии минимальных слесарных навыков. Чтобы выполнить работу, необходимо приготовить:

  • емкости для слива старой жидкости (пластмассовую бутылку 0,5 и 1,5 литра);
  • большой шприц с толстой трубкой для откачки масла;
  • воронку;
  • отвертку;
  • плоскогубцы.

На яму или подъемник автомашину ставить необязательно, достаточно авто разместить на ровной и сухой площадке. Рассмотрим, как меняется жидкость ГУР на авто Hyundai Getz:

  • вывешиваем переднюю часть автомобиля с помощью домкрата, нужно разгрузить передние колеса, чтобы руль крутился свободно;
  • снимаем крышку бачка гидроусилителя, шприцом откачиваем масло из бачка;
  • снимаем верхний боковой шланг с бачка (обратку), разжав хомут плоскогубцами, ставим на отвод патрубка самодельную заглушку, таким образом, предотвращаем вытекание жидкости из бачка. Заглушку можно собрать из куска шланга соответствующего диаметра, старой свечи зажигания и хомута;
  • на свободном конце снятого шланга закрепляем пластиковую бутылку 0,5 л, опускаем ее ниже бачка. Большую бутыль здесь ставить неудобно, она не помещается под шлангами;
  • вращаем руль в обе стороны – до упора вправо и влево, в крайних положениях рулевое колесо следует слегка задерживать;
  • вылившуюся в пол-литровую емкость жидкость переливаем в большую бутылку;
  • затем берем новое масло для ГУР и доливаем бачок доверху, повторяем процедуру заново. Так мы промываем систему свежей жидкостью. Руль следует вращать быстро, а в крайних положениях его на несколько секунд задерживать;
  • прокачав систему, снимаем заглушку с бачка, крепим на место шланг, устанавливаем хомут;
  • хомут желательно закрепить в том же положении, в котором он стоял, иначе патрубок может начать пропускать жидкость;
  • установив шланг и бачок на своем месте, заправляем до краев емкость новой жидкостью;
  • вращая руль в разные стороны, подливаем жидкость, так как она будет уходить в процессе вращения рулевого колеса, заполняя систему;
  • после прокачки необходимо залить жидкости столько, чтобы она осталась между отметками в бачке MIN и MAX;
  • прокачивать ГУР нужно до тех пор, пока при повороте руля на поверхности жидкости перестанут выходить пузырьки воздуха. Если плохо прокачать систему, масло во время работы автомобиля может вспениться, насос будет при повороте руля выть, а рулевое колесо вращаться с большим усилием;
  • запускать двигатель во время прокачки нельзя, можно загубить насос, хотя такое случается нечасто.

Сколько жидкости необходимо для ее замены в гидроусилителе руля? Обычно масла вместе с промывкой и прокачкой уходит не более одного литра, старой жидкости с системы рулевого управления Hyundai Getz сливается около 600-700 миллилитров.

Некоторые автовладельцы прокачивают и меняют масло на заведенном двигателе, но этого делать не рекомендуется – система может завоздушить, из-за этого выйти из строя насос ГУР.

Как смазать рулевую рейку?

Замена смазочного материала в рулевой рейке возможна без ее демонтажа. Это можно сделать и самому. Для этого понадобится новый смазочный материал, хомуты, растворитель и ветошь.

Поддомкрачиваем левую часть автомобиля, выворачиваем руль вправо и демонтируем колесо. Далее очищаем поверхности, которые находятся рядом с рулевой рейкой. Ослабляем многоразовую стяжку на правом пыльнике и разрезаем большой внутренний одноразовый хомут.

Затем отодвигаем гофру вверх по валу. После этого можно увидеть наличие смазки в узле. Старый материал желательно удалить с поверхностей. Далее нужно щедро смазать рейку и пыльник изнутри. После этого выворачиваем руль до упора пару раз чтобы новая смазка распределилась, а затем добавляем еще смазки. Устанавливаем пыльник на штатное место при помощи хомутов. Ту же самую операцию проводим с левой стороны автомобиля.

Предназначение гидроусилителя ↑

Основная функция – управление автомобилем с помощью перераспределения давления в маслоканалах. Сила передаётся от насоса к поршню. Агрегат обеспечивает комфортной ездой, плавностью управления. Скорость взаимодействия напрямую зависит от вязкости трансмиссионного масла. Не следует принимать буквально, что чем больше вязкость, тем хуже и наоборот. Нет, это глубокое заблуждение.

Жидкость для рулевого механизма заливается в специальный бачок, расположенный в моторном отсеке автомобиля. Масляный насос в дальнейшем перераспределяет смазку в соответствии с потребностями механизма. Попутно, смазывается всё устройство. Равно как и в моторе, присутствует сила трения, выделяется тепло, изнашиваются детали. Маслянистая основа охлаждает механизм, отводит излишнее тепло, предотвращает перегрев, выход со строя, защищает от коррозии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий