Тюнинг силового агрегата
Более радикальные доработки, дающие существенную прибавку лошадиных сил, касаются внешних и внутренних элементов самого мотора. Способов модернизации существует несколько:
- Изменение программного обеспечения электронного блока управления (так называемый чип-тюнинг).
- Оптимизация впускного и выпускного тракта.
- Переделка двигателя.
- Турбирование.
Контроллеры инжекторных и дизельных моторов работают по программе, заложенной производителем. Как правило, она универсальна, поскольку рассчитана на широкий спектр условий эксплуатации. Например, угол опережения зажигания выставляется минимальным, чтобы машина нормально воспринимала топливо различного качества.
Если прошить контроллер оптимизированной программой, «заточенной» под определенные условия и регион эксплуатации, то удастся уменьшить расход горючего, улучшить характеристики силового агрегата и даже добавить «лошадей». Процедура не затрагивает конструкцию двигателя и выполняется на многих станциях технического обслуживания по доступной цене.
Модернизация впуска и выпуска
Усовершенствование указанных систем включает следующие доработки:
- шлифовка и полировка внутренней поверхности коллекторов;
- замена воздушного ресивера на бочонок большего объема с укороченными патрубками;
- установка дросселя пониженного сопротивления либо блока с несколькими заслонками;
- замена штатного выпускного коллектора на «паука», более эффективно отводящего дымовые газы из камер сгорания.
Все перечисленные меры направлены на снижение сопротивления потокам топливовоздушной смеси и отработанных газов. Полированные полости коллектора уменьшают трение воздуха о стенки и таким образом увеличивают пропускную способность детали.
Дроссель увеличенного диаметра и «паук» на выходе из двигателя действуют по одинаковому принципу: скорость потока газов внутри элементов остается прежней, а пропускная способность возрастает.
Цилиндры лучше наполняются на такте впуска и хорошо опорожняются при выпуске, в результате достигается увеличение мощности двигателя. Тюнинговый ресивер решает аналогичную задачу, но вдобавок сглаживает скачки давления на впускной стороне.
Мероприятия затрагивают лишь навесное оборудование силового агрегата и при желании выполняются своими руками. Стоимость усовершенствованных элементов зависит от конкретной марки и модели транспортного средства.
Доработка конструкции мотора
Модернизация двигателя подразумевает его разборку и ведение работ знающими мастерами. Список популярных приемов тюнинга выглядит следующим образом:
- замена штатных распределительных валов на «спортивные»;
- увеличение рабочего объема двигателя и степени сжатия;
- установка облегченных шатунов, маховика и кованых поршней.
Рекомендуем: Полировка автомобиля своими руками
«Спортивный» распредвал отличается от обычного увеличенным размером кулачков. Они заставляют тарелки клапанов подниматься выше, пропуская большее количество горючей смеси и отработанных газов. Минус подобного тюнинга – относительно малый прирост мощности на средних или высоких оборотах. Положительный момент – способ вполне реализуем в гаражных условиях.
Увеличение рабочего объема цилиндров и степени сжатия позволяет значительно повысить мощность двигателяза счет следующих мероприятий:
- расточка либо замена гильз деталями большего диаметра;
- установка соответствующих поршней;
- установка коленчатого вала от аналогичного мотора, но с увеличенным ходом поршня.
Облегченные шатуны и кованые поршни – запчасти дорогостоящие, устанавливать их самостоятельно не рекомендуется. Хотя большую прибавку мощности детали не дают, зато позволяют «раскручивать» мотор до более высоких оборотов за счет снижения веса. Применяются в комплексе с другими вариантами тюнинга.
Описание общих действий
Наращивание потенциала — это целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение моделей ВАЗ 2106
и 21063мощность двигателя И при всем этом не повредите аппарат. Следует подчеркнуть, что если комплекс для «расширения» двигателя ВАЗ 2106 на сто процентов, тогда тормозную систему неизбежно придется модернизировать. Подробное описание процесса замены полуосевого подшипника и сальника своими руками на ВАЗ 2101, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107. Видео. Как проверить самодельный автомобильный генератор: как проверить dmrv vaz 2110? Рассмотрим деятельность нормальной технической установки.
- Установка воздушного фильтра нулевого сопротивления. Эта операция не увеличивается мощность двигателя . Установка этой детали облегчает работу устройства, высвобождая часть энергии, используемой для преодоления сопротивления стандартного фильтра.
- Тот же эффект достигается заменой обычного глушителя на глушитель с проточным потоком. Разница лишь в том, что сопротивление выхлопных газов устраняется на выхлопе. Как поменять лобовое стекло своими руками. Вместе с предыдущей операцией установка прямой выхлопной трубы дает заметное увеличение мощности двигателя. Отремонтируйте рулевое колесо на ВАЗ 2109 (видео) на самоходном рулевом колесе, взяв на себя полную ответственность за функциональность всего рулевого механизма. Недостатком является повышенный шум выхлопной системы.
- Установка электронной системы зажигания обеспечит стабильную работу блока, а хорошее искрение будет способствовать лучшему и полному сгоранию топлива в цилиндрах.
- Полировка впускных поверхностей впускного коллектора также приведет к снижению сопротивления потока топливно-воздушной смеси, устройство будет «дышать полностью».
- Замена карбюратора имеет свои нюансы. Если есть обычный карбюратор DAAZ 2105 или DAAZ 2107, то лучше заменить его на Solex от ВАЗ 2108 до Мощность двигателя 1,5 литра карбюраторов Вебера были обнаружены в старых шестидесятых годах с принудительным открытием вторичной камеры. Их легко ремонтировать, и их замена не всегда имеет смысл, поскольку конструктивно эти карбюраторы способны работать с мощным двигателем.
Конечно, чтобы получить желаемый эффект изменения двигателя Ваша машина должна быть в хорошем техническом состоянии. Заполнив все пункты в этом списке, вы гарантированно ощутите увеличение мощности двигателя.
Немного об автомбиле Нива Шевроле
Нынче любую продукцию Волжского Автомобильного Завода принято критиковать и ругать: требовательным современным пользователям то комфорта не хватает, то двигатель не мощный. Даже по-настоящему удачная для Волжского автозавода модель не остаётся без критики недовольных владельцев. Но, впрочем, любые недостатки автомобиля можно легко компенсировать, проводя тюнинг Шеви Нива своими руками. Любое авто можно переделать соответственно представлением владельца, если приложить немного времени и усилий. То, насколько авто станет лучше, мощнее, современнее, зависит только от старательности и оригинальности исполнителей.
Чип тюнинг своими руками
Рассмотрим самостоятельное осуществление тюнинга на примере модели E34. Это легендарный “бумер”, который для своего периода была одним из самых лучших, как по мощностным характеристикам, так и по дизайнерскому решению, комфорту в салоне. Отметим, что и сегодня данная модель является весьма популярной. Этот автомобиль один из самых востребованных на рынке вторичной техники.
Как известно, для выполнения тюнинга силового агрегата можно воспользоваться двумя направлениями. Это механическая или программная модернизация. В том случае, если вам хочется, чтобы эта модель смогла успешно конкурировать с современными автомобилями по таким параметрам, как разгон и мощность, то стоит заняться чип тюнингом и форсировать двигатель.
Основная задача выполнения механической модернизации двигателей, работающих на бензине или дизеле, это получение максимально возможного крутящего момента, а также внесение изменений в передаточные числа, установленные на предприятии. Для достижения данной задачи можно осуществлять различные действия.
Прежде всего, вы можете установить спортивный распределительный вал. Этот шаг необходим для обеспечения высокого подъёма клапанов. Благодаря этому, внутрь камер сгорания будет входить больше топлива. При этом будет гарантироваться увеличение приёмистости двигателя на малых оборотах.
Далее, вы можете поменять штатный фильтр на фильтр с нулевым сопротивлением. В результате произойдёт снижение потери мощности мотора, связанной с сопротивлением потока воздуха. Увеличение мощностных показателей в этом случае достигает 3-5 %.
Для увеличения номинального объёма двигателя и максимальной мощности силового агрегата вы можете расточить цилиндр.
Полезно установить турбину или компрессор. Благодаря тому, что воздух будет принудительно нагнетаться, внутрь цилиндров станет подаваться больше топлива при открытой заслонке дросселя. Также это позволяет увеличить скорость выброса отработанного газа.
После того, как вы закончите механически форсировать двигатель, можно заняться чип тюнингом силового агрегата. В ходе данной процедуры нужно поменять алгоритмы, которые заложил в блок управления производитель. Говоря простыми словами, без перепрошивки “мозгов” машины не обойтись.
Для выполнения чип тюнинга на BMW E34 можно использовать специальное программное обеспечения, позволяющее настраивать заводской блок управления. Разумеется, лучше всего обратиться за помощью к специалистам специализированного автосалона. Заниматься самостоятельной перепрошивкой, используя интернет-инструкции, весьма непросто. В этом есть определённый риск. Кроме того, вы можете запастись готовым модифицированным чипом, который будет установлен на место прежнего.
Для чипования бензиновых и дизельных силовых агрегатов BMW требуется различное программное обеспечение. Например, чтобы модернизировать бензиновый двигатель, можно воспользоваться программой под названием La Benzin 1, дизельные моторы чипуются с помощью программы Le Digi TDI.
Отметим, что подобные программы являются платными.
Благодаря перепрошивке силового агрегата можно обеспечить увеличение мощности бензинового двигателя на 15-20 л.с. Дизельный двигатель может стать мощнее на 20-30 л.с. Кроме того, может выполняться регулировка:
- максимальных оборотов мотора;
- объёма временного впрыска горючего;
- давления воздушного нагнетании (если есть турбина);
- угла опережения зажигания;
- передаточных чисел (автоматическая коробка);
Вы можете своими руками поменять стандартный чип, установив модифицированную схему, на которой будут начальные настройки. В случае тюнингованных BMW, как правило, выполняется установка чипов V-Tech PowerBox (стоимость около 25 евро), “финской” платы (стоимость примерно 50 евро). Подойдёт также плата Speed Tuning BlackStorm за сто евро.
Есть определённый алгоритм, которого следует придерживаться, чтобы правильно поменять заводской чип.
Прежде всего, надо выполнить демонтаж заводского ЭБУ. Затем разберите его, снимите кожух, удалите со схемы заглушку. Теперь можно демонтировать заводскую плату, после чего поставить новый чип. Следующий шаг – сборка блока и установка его в своё место.
Прошивка дизеля описание процесса. Рекомендации
Дизельный двигатель обычно по умолчанию обладает весьма ощутимыми показателями в плане мощности и крутящего момента. А профессионально сделанный чип-тюнинг дает прекрасную возможность для увеличения этих показателей. Если смотреть на средние показатели профессионально сделанный чип-тюнинг дизельного двигателя приведет к повышению до 25% от заводских динамических свойств автомобиля.
Кроме этого если есть необходимость или желание есть возможность добиться повышения показателей мощности даже до 40%. При этом несомненным очевидным плюсом является то что заменять или как-либо переделывать непосредственно внутри мотора или других механизмах обычно нет никакой потребности.
В любом случае перед тем как осуществлять чип-тюнинг необходимо четко представлять себе все возможные последствия. Обычно первым делом желающие сделать прошивку двигателя первым делом задают вопрос, насколько это реально сделать самостоятельно?
Это реально, только четко следуя безукоризненно инструкции. Для того чтобы осуществить тюнинг двигателя самостоятельно, необходимо скачать на флешку предназначенную для этого программу, необходимо приобрести также кабель для передачи данных, который необходим для того чтобы соединить ноутбук и специально предназначенный разъем в автомобиле.
Без вмешательства в железо на физическом уровне, то есть не подвергая каким –либо изменениям размеры, материалы и форму запчастей автомобиля, а только провести прошивку двигателя, мощность дизельного двигателя вполне реально увеличить до 25%.
Одним из главных плюсов чипования дизельного двигателя путем прошивки является абсолютно обратимый процесс, это означает что можно будет без проблем вернуть все как было и автомобиль будет работать в прежнем режиме, как и до прошивки, если результат по какой то причине не устроит.
После верной чиповки дизельного двигателя, автомобиль начинает иначе себя вести в плане — ощутимо быстрее начинает набирать скорость и становится гораздо маневреннее. А в случае включения всей электроники которая присутствует на борту автомобиля, то ЭБУ во время разгона начнет рациональнее распределять энергию на электронику, с учетом того чтоб ее хватало и на электронику и на мощности двигателя.
Не исключено что после модернизации двигателя вас что то не устроило или стали проявляться ошибки к примеру P001, есть возможность всегда вернуть прошивку в исходное заводское состояние. На языке программирования это называется — откатить.
Минусы чиповки дизельного двигателя:
Может ощутимо повысится расход топлива, к примеру, с 9 до 11 литров на сотню километров пробега
Масло и сопутствующие фильтры будут требовать замены чаще чем раньше
Кроме этого срок службы двигателя может уменьшиться
Так происходит потому что если все время использовать технические возможности автомобиля по максимуму, заложенный ресурс использования может заметно понизится
Топливная система изнашивается быстрее
Новые автомобили из салона также не стоит чиповать, так как есть все шансы лишиться гарантии
Прошивка дизеля самостоятельно
Последнее время часто можно услышать вопрос, реально ли без последствий осуществить прошивку дизеля своими руками? На это можно ответить что да, безусловно это возможно, но следуя найденной заранее инструкции, (сейчас можно найти нужную инфо в интернете в текстовом или видео варианте, иначе велик риск навредить своему автомобилю и получить дорогостоящую проблему. Необходимо также подготовить заранее скачанные необходимые программы на флешке и приобрести требуемое оборудование.
Если не вмешиваться в «железо», то есть не менять размеры, материал и форму деталей агрегата, а только сделать прошивку, то мощность дизельного двигателя можно увеличить до 25%.
После правильного чип-тюнинга двигателя вы сразу сможете отметить для себя, что автомобиль в лучшую сторону изменил поведение на дороге — ведет себя более резво, резвее трогается с места, заметно легче осуществляет обгон на трассе, но также нельзя не заметить резкое увеличение расхода горючего.
В случае когда изначально в дизельном двигателе внутреннего сгорания были заложены высокие характеристики, и сделав качественный чип-тюнинг машина очень заметно меняет свое поведение в лучшую сторону,что не может не радовать.
Также может быть интересно:
Почему горит ошибка check engine?
Как работают нагнетатели в машине?
Причины утечки антифриза. Поиск
Принцип работы двигателя
По сути двигатель внутреннего сгорания представляет собой большой воздушный насос, в котором энергия сгорания топливно-воздушной смеси превращается в механическую. За процессы преобразования отвечает цилиндро-поршневая группа, которая действует в 4 такта. На первом такте (впуска) поршень движется вниз, воздух и бензин попадают в камеру сгорания через впускной клапан.
Затем поршень поднимается вверх, сжимая топливно-воздушную смесь (2-й такт, сжатие). Как только он достигает верхней точки, срабатывает свеча зажигания, от которой смесь воспламеняется. При этом выделяется большое количество тепла, температура увеличивается до 2500 С. Под давлением поршень снова перемещается вниз (3-й такт, рабочий ход). При достижении им нижней точки хода открывается выпускной клапан для вывода продуктов сгорания по выхлопной трубе (4-й такт, выпуск).
Глобально есть два способа:
- Снизить массу движущихся частей
- Повысить мощность сгораемой смеси путем установки новых элементов
Первый вариант подразумевает замену стандартных деталей ДВС на облегченные (шкивы, поршни, маховик), установку электрических аналогов систем (водяной помпы, ГУРа).
Некоторые экстремалы снимают все навесное оборудование, включая генератор, и заряжают аккумулятор самостоятельно перед каждым заездом.
Далее рассмотрим другие наиболее распространенные методы совершенствования двигателя.
4 Порядок действий во время прошивки ЭБУ
Прежде всего надо еще раз убедиться в том, что у двигателя нет никаких проблем и он работает исправно. Только в этом случае приступаем к работе.
Ноутбук должен быть надежно закреплен, чтобы во время работы он не мог сдвигаться. Подключаем к нему программатор, который позволит облегчить весь процесс работы. При необходимости воспользуйтесь инструкцией (она всегда должна быть под рукой).
Чтобы добраться до электронного блока управления потребуется снять панель, расположенную под центральной консолью (вначале правую, а потом левую)
Работать надо осторожно и помнить о том, что лучше всего перед этим отключить аккумулятор
Под левой панелью находится блок управления, чтобы его достать потребуется отвести фиксатор. Разъем вынимается из гнезда, при этом надо быть аккуратным и не касаться контактов инструментом или руками. Теперь потребуется открутить гайки крепления, чтобы достать сам ЭБУ вместе с кронштейном, который также закреплен.
Чтобы вскрыть блок понадобится отогнуть фиксаторы и снять крышку. Внутри находится печатная плата
Здесь придется соблюдать максимальную осторожность, так как электронные компоненты крайне чувствительны к статистическому электричеству
Микросхема ПЗУ может иметь символы, но количество выходов равняется 28. Перед тем как ее заменить, надо пометить маркером первый вывод. При выемке микросхему необходимо аккуратно отжать вверх. Если же она была запаяна, то следует перекусить с помощью бокорезов все места соединения и затем впаять панель. Только потом можно устанавливать новую микросхему, но при этом своими действиями не допустить перекосов.
Далее следует закрыть крышку и вернуть блок управления в предназначенное ему место, соблюдая обратный порядок действий. Для перенастройки потребуется подсоединить ноутбук к диагностическому порту и проследить, чтобы провода были надежно закреплены.
Теперь включаем зажигание и устанавливаем, в соответствии с инструкцией, программу калибровки двигателя. Обычно установка укладывается в 20–30 минут. После этого следует отключить зажигание и другое оборудование.
Какой вариант подойдет лучше, стоит ли менять чип или достаточно выполнить только настройку, придется решать в каждом случае отдельно. Чип-тюнинг некоторых машин вообще может принести минимальную пользу.
Установка и замена турбонаддува
Использование трубонаддува, это один из самых лучших способов повышения лошадиных сил, так как этот способ дает очень высокий результат. Часто можно встретить трубированные автомобили компании ВАЗ.
Итак, сначала для тех, чей автомобиль уже имеет турбонаддув с завода. На самом деле таких автомобилей достаточно много, тем более современные производители последнее время все чаще делают турбо движки объемом 1,4 литра, но также присутствуют и другие турбо моторы. Если ваш агрегат уже оснащен турбонаддувом, то вы можете существенно поднять л.с. с помощью установки более большой турбины или поднятия давления стандартной турбины. В интернете есть подробные статьи о том, как сделать давление выше. Заменить турбину на другую, тоже не составит особого труда, снять старую и поставить на ее место более большую не так уж и сложно.
По поводу установки турбонаддува на изначально атмосферный автомобиль это уже более сложная процедура. Сразу следует понимать, что эксплуатация вашего автомобиля будет несколько другой, так как вам придется чаще чистить масляные и воздушные фильтры, постоянно придется прогревать установку, даже в теплую погоду.
После установки турбины, характеристики могут измениться в 2 раза, а то и больше, все зависит от ваших рук, размера и давления турбины. Также вы должны понимать, что просто установить турбину не получится, так как она греется и вместе с ней греется весь мотор и поэтому его нужно как-то охлаждать, поэтому на турбо моторах практически всегда присутствует интеркулер, но можно и даже желательно еще и поднять количество поступающей охлаждающей жидкости в радиатор, продуваемость радиатора, производительность вентилятора. Также помимо простой установки турбины, необходимо еще и установить более производительные форсунки. Также бывает такое как турбояма.
Замена коленчатого вала
Верхняя и нижняя мертвые точки поршня определяют рабочий объем цилиндра. Если заменить штатный коленвал на другой, с большим ходом поршня — получим увеличение объема. Коленвал, для двигателей ВАЗ семейства 21083, бывает с ходом поршня:
- 60,6;
- 71;
- 74,8;
- 75,6;
- 78;
- 80;
- 84.
Стандартный ход поршня на двигателе ВАЗ 21083 составляет 71 мм. Самый распространенный способ увеличить рабочий объем до 1600 см3 — это установка коленвала с ходом 74,8 либо 75,6. Увеличивая ход поршня, так же необходимо заменить, либо существенно доработать имеющиеся. Здесь тоже существует несколько способов решения проблемы.
Можно установить поршни со смещенным отверстием под палец, либо же использовать более короткие шатуны. Наиболее распространены варианты с установкой специальных кованых поршней под выбранный коленвал, либо снятие излишков металла с имеющихся цилиндров. Из минусов можно отметить быстрый износ шатунно-поршневой группы. Происходит это в силу того, что из-за увеличения хода поршней меняются углы работы шатуна, а значит, возрастает боковое давление на стенки цилиндра.
Еще стоит добавить, что на больших оборотах, штатные впускная и выпускная системы, не смогут справляться в полной мере. Наполнение цилиндров станет затруднительным, что неизбежно повлечет за собой потерю мощности. Данный недостаток с легкостью можно отнести и к следующему способу увеличения рабочего объема двигателя.
Как повысить мощность двигателя и зачем это нужно?!
Мощность двигателя — одна из основных характеристик автомобиля, которая определяет количество произведенной им работы. Она определяет, какой вес (включая собственный), с какой скоростью и на какое расстояние сможет переместить автомобиль за определенный промежуток времени. Следовательно крупногабаритные и высокоскоростные машины должны иметь двигатели с большей мощностью. Добиться этого можно различными способами, о которых и пойдет речь далее.На что влияет мощность и для чего ее увеличивать.
Говоря о мощности ДВС (двигателя внутреннего сгорания) нельзя обойти стороной такой динамический параметр, как крутящий момент. Тут же следует вспомнить, что мощность — это фактически крутящий момент, умноженный на обороты коленчатого вала. Зная теорию, становится очевидно, что изменить ее можно либо увеличив крутящий момент, либо обороты двигателя.
Во втором случае неизбежно возникают силы инерции, что приводит к разрушению подвижных деталей двигателя, и такой способ мало применим на практике. В свою очередь, чтобы изменить крутящий момент, можно сделать больше расстояние от центра коленвала до центра шатунной шейки (плечо рычага) или увеличить силу давления отработавших газов на поршень.
При изменении геометрических параметров рычага становятся больше и габариты мотора, что также не всегда допустимо. Остается вариант с изменением силы. Решается такая задача двумя путями: увеличением расхода топлива или более эффективным его использованием.
Основные методы повышения мощности мотора.
Увеличение объема цилиндров и степени сжатия.
Изменение объема двигателя — достаточно распространенный и простой способ. Он может быть реализован сразу несколькими решениями:
Растачивание цилиндров с последующей установкой поршней большего диаметра
Очень важно, чтобы все цилиндры были расточены одинаково.
Замена прокладки ГБЦ на более тонкую.
Стачивание головки блока цилиндров.. Любые слесарные работы по изменению параметров мотора должны проводиться только опытным специалистом
Также следует понимать, что подобные процедуры, так или иначе, являются вмешательством в конструкцию и влияют на работу и срок службы двигателя
Любые слесарные работы по изменению параметров мотора должны проводиться только опытным специалистом. Также следует понимать, что подобные процедуры, так или иначе, являются вмешательством в конструкцию и влияют на работу и срок службы двигателя.
Замена деталей мотора.
Установка облегченных деталей взамен заводских позволяет сделать работу двигателя более быстрой, а следовательно, возрастает эффективность. Как правило, меняются маховик, поршни и кольца. Более легкий маховик вращается быстрее и позволяет повысить мощность до 4% от исходной. Обратная сторона медали — нестабильный холостой ход. Легкому маховику не хватает инерции. Облегченные поршни и кольца представляют собой цельные кованые конструкции, которые не только ускоряют работу двигателя, но и отличаются более высокой прочностью.
Главными недостатками этого способа является высокая стоимость альтернативных деталей, а также сложность самого процесса замены.
Для повышения лошадиных сил двигателя нередко меняют и распредвалы. В зависимости от типа валов это позволяет увеличивать мощность только на низких или высоких оборотах, или независимо от режима работы двигателя.
«Нулевой» воздушный фильтр и «прямоток».
Прямоточная система выхлопа позволяет повышать мощность двигателя до 5%, однако, в результате существенно увеличивается шум. Суть способа заключается в уменьшении сопротивления отработавших газов, что позволяет двигателю экономить энергию на их вывод. Вместо этого последняя направляется на коленвал, заставляя его работать интенсивнее.
Благодаря оснащению двигателя турбиной, можно повысить количество топлива, подаваемое в цилиндры и обеспечить его полное сгорание. Достигается это за счет того, что компрессор осуществляет нагнетание большего потока воздуха в цилиндры, и процесс сжигания топливовоздушной смеси становится более быстрым. Работа двигателя становится более эффективной, а в ряде случаев можно изменить характеристики практически вдвое. Недостатком этого метода является дороговизна как самой турбины, так и услуг по ее установке.