Теперь о выпуске.
Большая фаза выпуска должна способствовать лучшему проветриванию цилиндра, но её увеличение ведёт к росту опережения открытия и задержки закрытия выпускного клапана относительно НМТ и ВМТ соответственно. При подходе поршня к НМТ продукты горения рабочей смеси ещё находятся под давлением, но практически не совершают полезной работы. В этом случае небольшое опережение открытия выпускного клапана позволит снизить давление в цилиндре до того как поршень пройдёт НМТ и начнёт выталкивать отработавшие газы в выпускной коллектор, что снизит давление на поршень.
Задержка выпуска совместно с опережением впуска дают такое явление как перекрытие клапанов, т.е. угол поворота коленвала в районе ВМТ, когда открыты одновременно два клапана, впускной и выпускной.
Перекрытие клапанов может дать интересный эффект. Выталкиваемые с большой скоростью отработавшие газы за счёт полученной энергии увлекают свои остатки, которые механически не могут быть вытолкнуты из камеры сгорания поршнем, и даже затягивают внутрь рабочую смесь через приоткрытый впускной клапан, тем самым, увеличивая топливную эффективность двигателя. Чем больше перекрытие, тем больше пропускная способность канала впуск-выпуск, а значит лучше продувка камеры сгорания.
Opel Insignia Sports Tourer OPC — спортивный сарай
Есть минусы. Такой эффект возможен только на высоких оборотах, тогда как на низах всё идёт наоборот: если слишком велико опережение впуска, то часть отработанных газов будет просачиваться через впускной клапан, а если чрезмерна задержка закрытия, по часть рабочей смеси будет увлекаться вместе с выхлопом в трубу. Это характерно для высоких оборотов и низких, но на низах этот негатив может проявляться заметнее даже при меньших значениях перекрытия клапанов, так как скорости потоков невелики и эффект продувки практически не возникает. В итоге потеря момента на низах и средних оборотах. При уменьшении перекрытия получим более пологую кривую момента, но потеряем в максимальной мощности.
Как ещё можно улучшить эффективность распределительной системы? За счёт увеличения пропускной способности впускных/выпускных клапанов путём увеличения их подъёма и оптимизации динамики их движения. Оба этих параметра определяется профилем кулачков распредвала.
Распредвалы спорт
Основные параметры и термины распредвала.
В — база распредвала — параметр определяющий линейный размер в цепочке: распредвал-толкатель-клапан.
Н — высота подьема распредвала. Этот параметр определяет мах ход клапана.
Ф — фаза распредвала определяет время открытие клапана за рабочий такт двигателя.
При выборе распредвала стоит обращать внимание на эти параметры из следующих соображений. Стандартная база 16кл распредлвала 33мм, 8кл — 38мм, классики — 30мм
В тюнинговых р\валах в связи с технологической особенностью распредвалах часто встречаются варианты с заниженной базой. Этот параметр влияет на установку распредвала в двигатель. При заниженной базе р\вала требуется подбирать увеличенные регулировочных шайбы (если она механическая как на ДВС ВАЗ 8кл). У гидротолкателя есть ограничение по рабочем ходу компенсатора
Стандартная база 16кл распредлвала 33мм, 8кл — 38мм, классики — 30мм. В тюнинговых р\валах в связи с технологической особенностью распредвалах часто встречаются варианты с заниженной базой. Этот параметр влияет на установку распредвала в двигатель. При заниженной базе р\вала требуется подбирать увеличенные регулировочных шайбы (если она механическая как на ДВС ВАЗ 8кл). У гидротолкателя есть ограничение по рабочем ходу компенсатора.
Поэтому к распредвалам с заниженной базой для компенсации линейного размера часто прикладываются подпятники.
Фото подпятников на 16кл двигатель ВАЗ.
Подьем распредвала влияет так же на установку его в двигатель. При большом подьеме кулачков распредвала часто начинает задевать за литьевые приливы головки блока 16л ГБЦ ВАЗ. При установке требуется провернуть распредвалы в постелях, для того чтобы убедится что кулачки не задевает за эти приливы. Доработать ГБЦ в местах контакта.
Фаза распредвала определяет рабочий диапазон двигателя. Чем шире фаза у распредвала, тем более спортивный характер будет у двигателя. Зависимость ширины фазы хорошо видна на представленном графике замера двигателя ВАЗ.
Установка перекрытия распредвалов.
Перекрытие распредвалов зависит от фазы распредвала, а так же влияет на характеристику двигателя. В нашей инструкции к распредвалам указаны значения (в мм) открытия клапанов в ВМТ.
Закалка кулачков распредвала.
Для того чтобы в паре трения кулачек — толкатель эти детали не изнашивались быстро, завод производитель закаливает кулачки распредвала с помощью термической обработки» отбел» до твердости HRC = 50-52единиц.
Тюнинговые и спортивные распредвалы несут большую нагрузку в этой паре трения, поэтому ТЕАМ80 распредвалы закаливаем до твердости кулачка HRC= 56-62 единиц.
Слой который получается после «отбела» составляет 0.5-0.8 мм. Это видно на фото с низу.
На износостойкость тюнинговых распредвалов влияют несколько параметров.
1. Жесткость пружин клапанов.
2. Преднатяг пружин клапанов.
Излишняя жесткость создает дополнительное усилие на кулачек — толкатель, в результате происходит усиленный износ в этой паре трения.
3. Качество масла используемое в двигателе и интервал его замены.
Многие забывают что повышение мощности двигателя приводит к ответственному использованию двигателя.
4. Способ использования двигателя.
Применение тюнинговых и спортивных распредвалов приводит к использованию двигателя пользователями в зоне высоких оборотов, относительно серийного двигателя, а это в свою очередь уменьшает моторесурс всего двигателя в целом.
Модификации Гранты
Еще одним несомненным и неубиваемым козырем этого автомобиля является его ремонтопригодность. Не только и не столько в плане «техническом», сколько в смысле «географическом». Да, в этом автомобиле абсолютно все отремонтировать «на коленке» не получится, поскольку в любом современном автомобиле имеется бортовая электрика и какая-никакая электроника. Но профильных автосервисов на карте мира натыкано столько, что в какую сторону ни кинь взор, попадешь на специалиста по ВАЗовской продукции.
Именно поэтому, наверное, среди моделей (и их модификаций) лидирует как раз Гранта в самом простом исполнении. А это — совершенно никаких (или почти никаких по нынешним меркам) наворотов и изысков, никакой «глючной электроники», а мотор — самый базовый и простой. Это — 8-клапанный двигатель на 1,6-л., мощностью в 87 лошадок, агрегатированный с пятиступенчатой механикой 5МТ, в исполнении Standard. На такой машине можешь заехать в самые дебри какого-нибудь Алтая/Сибири/Дальнего Востока и без помощи (в случае чего) — не останешься. В данной комплектации «отсутствует всё», за что иные покупатели как раз и «не любят» современный мировой автопром. Подушка безопасности всего одна и только для водителя? Ну и ладно! Механические стеклоподъемники? Устраивает!
Зато клиренс (даже на дисках самого «убогого» 13-го дюйма) — аж целых 165 мм! Багажник — так и вовсе почти 500 литров (480 литров, если быть абсолютно точным). Багажным отсеком такого объема до недавнего времени не мог похвастаться даже хваленый Mercedes-Benz S-Klasse.
Спортивные распредвалы на ВАЗ
Одним из наиболее распространенных вдов тюнинга автомобилей считается установка нового усовершенствованного распредвала. Распределительный вал является своеобразным механическим «мозгом» силового агрегата машины. Эта деталь определяет то, насколько быстро будут подниматься, а также насколько долго будут открыты клапаны мотора, что в значительной степени влияет на работу двигателя.
Одной из причин замены обычного распредвала на усовершенствованный, спортивный можно считать то, что стандартный вал отличается средними характеристиками, что не всегда подходит для владельцев машин.
На транспортное средство оказывает большое влияние не только производительность мотора агрегата, но и такой показатель как крутящий момент. Как правило, наибольшие значения мощности можно добиться, если силовой агрегат функционирует на оборотах, которые близки или равны максимальным. Одними из самых популярных являются спортивные распредвалы на ВАЗ, которые вы найдете в нашем каталоге.
Многие автолюбители, которым нравится быстрая езда, хотели бы, чтобы силовой агрегат машины практически без напряжения слушался педали газа. Такая ситуация поможет обеспечить хороший крутящий момент, если двигатель может его обеспечить.
Моторы, которые устанавливаются на модели Волжского автомобильного завода, отличаются отсутствием тяги, как на средних, так и на пониженных оборотах. Согласно имеющейся информации, двигатели до 3000 об/мин характеризуются недостаточной приемистостью. В частности, автомобиль может дергаться во время старта. Для улучшения этой характеристики требуется ускорить попадание в цилиндры необходимого количества горючей смеси. Возможно, это приведет к изменению фаз, как открытия, так и закрытия имеющихся клапанов. Именно подобными задачами справляются спортивные распредвалы на ВАЗ, пользующиеся хорошим спросом.
Спортивный распредвал для тюнинга двигателя
Установка спортивного распредвала для двигателя — основной вид тюнинга автомобиля. В данной статье расскажем — что такое валы «верховые» и «низовые», для чего нужны и какую прибавку мощности дают.
Для чего нужен
Распределительный вал — механический «мозг» двигателя, который формирует характер работы мотора. Причина замены стандартного вала авто на спортивный та же, что других деталей. Штатная деталь слишком усредненная, разработана в соответствии с запросами максимального количества потребителей. Основной характеристикой двигателя считают его мощность. В действительности влияние на характер автомобиля оказывают не только максимальная мощность, но и крутящий момент. Ведь наибольшую мощность можно реализовать только при определенных оборотах, близких к максимальным. «Горячему» водителю нужен приемистый двигатель, который при трогании с места и разгоне, не напрягаясь «идет» за педалью газа. Это обеспечивает крутящий момент, если он достаточно большой и постоянный на низких и средних оборотах. Стандартные двигатели с точки зрения гонщиков имеют существенный недостаток — отсутствие тяги на низких оборотах вращения коленвала.
Гоночный распредвал обеспечивает оптимальную подачу смеси в цилиндр путем увеличения высоты подъема клапанов. Тюнинговые кулачки отличаются плавностью профиля, что обеспечивает надежную работу механизма газораспределения. Особенностью спортивных валов является то, что их применение отодвигает границу детонации (стук пальцев), в особенности на малых оборотах.
Что такое валы верховые и низовые
Существуют различные спортивные распредвалы, предназначенные для разных целей:
- низовой моментный вал для городской езды;
- универсальный вал «город — трасса»;
- верховой вал «трасса».
Выбирая для двигателя машины распредвал с меньшим подъемом клапанов, мы в наибольшей степени реализуем положительный эффект на низких оборотах вращения коленвала. Распредвал с большим подъемом кулачков позволяет повысить мощность на высоких частотах. При подборе вала стараются изменить кривую крутящего момента или мощности в диапазоне рабочих режимов двигателя в зависимости от стиля вождения и пожеланий владельца. Максимальные значения смещают в область низких оборотов — тогда вал называют «низовым», если в область высоких оборотов — «верховым».
Если хотим увеличить эффективность в заданных оборотах, придется жертвовать другими параметрами. Так, «низовые» валы проигрывают в зоне высоких оборотов, а «верховые» — на холостом ходу и при низких оборотах. Отвечает за изменения профиль кулачка. Для увеличения тяги на «низах» его делают более широким и плавным, если требуется мощность на «верхах» — более узким и острым.
Соответственно, если готовите машину к драг-рейсингу, стоит установить вал «низы—середина». Если не устраивает «тупизна» автомобиля на трассе — «верховой».
После установки спортивного распредвала надо отрегулировать клапаны с помощью разрезной шестерни. Если выставить распредвал на «опережение», то впускной клапан будет подниматься больше, чем выпускной, — это даст прирост мощности на высоких оборотах. Установка на «запаздывание» обеспечит больший подъем выпускного клапана, чем впускного, и увеличение тяги в области низких оборотов.
Для лучшего эффекта придётся делать чип-тюнинг «мозгов» двигателя авто и заново обучать работу мотора под новый распредвал.
Спортивные валы — полноценный тюнинг двигателя автомобиля. Они находят поклонников не только среди спортсменов и гонщиков, но и обычных автолюбителей. Всё благодаря оптимальному соотношению цены тюнинг распредвала и установки с полученной отдачей двигателя. Некоторые способны увеличить мощность на 20% при стабильной работе на «низах».
Снова безвтыковые моторы
Из самых последних новостей о Гранте и моторах АвтоВАЗа: завод собирается вернуться к так называемым «безвтыковым» моторам, а первой примерит новую моторную линейку как раз рестайлинговая Granta.
О чем речь? Не только мотористы (эти досконально знают), но и многие автовладельцы опасаются той ситуации, когда рвется ремень газораспределительного механизма. В этот момент поршни «встречаются» с клапанами и разрушительные последствия — неизбежны. Вплоть до капитального ремонта двигателя. В новых моторах будут устанавливаться иные поршни со специальной выборкой в днище… как раз по размерам головок клапанов, что и позволит избежать тех самых «критических последствий». Официальный поставщик моторов на конвейер АвтоВАЗа, компания Federal Mogul, уже освоила их производство, и изменения коснутся: — 8-клапанного ВАЗ-11186; — 16-клапанного ВАЗ-21126; — 16-клапанного ВАЗ-21127, — …которые как раз и устанавливаются на автомобили семейств Granta и Kalina. По заявлениям самого завода, 106-сильный мотор ВАЗ-21129, предназначенный для Vesta и XRAY, также вскоре должен получить эту самую «безвтыковую» версию, но — в перспективе, а новые агрегаты ВАЗ-21179 на 122 л. с. (объем 1,8 литра) и ВАЗ 2190 спорт пока «обойдутся».
Двигатель Гранта Спорт характеристики
Годы выпуска – (2013 – наши дни) Материал блока цилиндров – чугун Система питания – инжектор Тип – рядный Количество цилиндров – 4 Клапанов на цилиндр – 4 Ход поршня – 75,6мм Диаметр цилиндра – 82мм Степень сжатия – 11 Объем двигателя – 1597 см. куб. Мощность двигателя Гранта Спорт – 118 л.с. /5900 об.мин Крутящий момент – 154Нм/4740 об.мин Топливо – АИ95 Расход топлива — город — л. | трасса — л. | смешанн. 7,8 л/100 км Расход масла – 50 г/1000 км Вес двигателя — 115 кг Геометрические размеры двигателя (ДхШхВ), мм — Масло в двигатель: 5W-30 5W-40 10W-40 15W40 Сколько масла в двигателе Гранта Спорт : 3,5л. При земене лить 3-3,2л.
Ресурс двигателя Гранта Спорт: 1. По данным завода – 200 тыс. км 2. На практике – 200 тыс. км
ТЮНИНГ Потенциал – 400+ л.с. Без потери ресурса – н.д.
Отличия спортивного распредвала от серийного образца
Отличием спортивного распредвала от обычного серийного является измененная геометрия кулачков. Они имеют более высокую и широкую форму, что приводит к поднятию клапана на большую высоту, и на больший временной промежуток открытия. Это позволяет подать в цилиндры полноценную порцию топливно-воздушной смеси. Кроме этого, за счет плавных или, наоборот, острых форм кулачков спортивный распредвал отличается стабильной работой клапанов в заданном диапазоне работы двигателя.
Выбор спортивного распредвала
Как правило, большинство спортивных распредвалов устанавливают с так называемой разрезной шестерней. С ее помощью можно более точно настроить и отрегулировать фазы газораспределения. Что позволяет добиться максимального показателя мощности и кутящего момента в заданном диапазоне работы мотора.
Установка спортивных распредвалов определенной конфигурации позволяет отрегулировать мотор таким образом, что граница детонации под нагрузкой смещается до предельного уровня. То есть даже при небольших оборотах перестают стучать пальцы. Что заметно увеличивает ресурс работы мотора. А можно выбрать такой распредвал, который на трассе позволит ощутить всю мощь двигателя в полной мере.
Спортивный распредвал значительно увеличит мощность двигателя
Кроме этого, установка спортивного распредвала позволяет облегчить процедуру регулировки зазоров за счет увеличения участков сбега кулачков со стороны закрытия клапанов. Это так же приводит к уменьшению количества регулировок зазоров за определенный период времени. То есть при использовании обычного распредвала требовалось бы до 4 регулировок зазоров клапанов при пробеге автомобиля равном 60 тыс км. Использование спортивного распредвала за этот же промежуток потребует лишь одной регулировки зазоров. А это не только увеличенный ресурс, но и сэкономленное время и деньги.
Установка спортивного распредвала на ВАЗ
Итак, как только вы приобрели данную деталь, необходимо точно узнать, как производится ее установка. Стоит отметить, что для упрощения процедуры регулировки ФГР необходимо применение такой части, как разрезная шестерня распредвала. Данное устройство поможет вам точно настроить фазы газораспределения без вмешательства в натяжение ремня.
Вначале необходимо снять старый распредвал.
Для этого нужно установить автомобиль в гараже, открыть капот и отключить минусовую клемму аккумулятора. Затем, выкрутите три болта крепления кожуха ремня ГРМ и снимите его. Установите первый цилиндр в верхнюю мертвую точку при помощи ключа на 19. Вращайте коленчатый вал до совпадения соответствующих меток на шкиве коленвала и шестерне распредвала. Это нужно для того, чтобы упростить замену распредвала в дальнейшем. Не забудьте снять шланг вентиляции картера, чтобы облегчить демонтаж клапанной крышки. Для этого ослабьте хомут его крепления на воздушном фильтре и вытащите его с толстого штуцера.
- Теперь ослабьте натяжной ролик и снимите ремень ГРМ, чтобы он не мешал. Далее открутите корпус воздушного фильтра и карбюратор с выпускного коллектора. Предварительно отсоедините все соответствующие троса и привода управления дроссельной заслонкой. После всего этого нужно снять клапанную крышку. Для этого выкрутите две гайки крепления и потяните ее вверх.
- Снимаем старый распредвал. Многие водители пугаются этой процедуры, потому что ранее никогда этим не занимались. На самом деле, в этом нет ничего сложно и справиться с этим сможет любой автолюбитель. Для этого нужно вначале плотно его зафиксировать. Чтобы это сделать, нужно заклинить его шестерню при помощи отвертки или любого другого приспособления. Придерживая его, таким образом, от проворачивания, выкрутите болт крепления со стороны шестерни распредвала. После этого, вначале, снимите шестерню распредвала, а после этого вытащите сам вал.
Следующим шагом идет установка спортивного распредвала.
- Для этого стоит заранее приготовить соответствующую шестерню (разрезную). Сразу проверьте наличие шпонки на конце вала, иначе установка шестерни будет невозможна. Вставьте распредвал в его посадочное место аналогично процессу снятия и установите шестерню. Метку на шестерне заранее совместите с риской на корпусе головки блока цилиндров. Кулачки распредвала должны быть совмещены с положением клапанов. Далее происходит затяжка болта крепления распредвала.
- Оденьте ремень ГРМ и отрегулируйте тепловые зазоры клапанов над каждым цилиндром (для впускного клапана – 0,2 миллиметра, а для выпускного – 0,35 миллиметров). Дело в том, что с применением нового распредвала, меняются и тепловые зазоры, поэтому их нужно заново настраивать. Как только регулировка тепловых зазоров будет завершена, отрегулируйте фазы газораспределения при помощи разрезной шестерни. Делается это для того, чтобы добиться минимальных потерь мощности.
Вот так происходит установка спортивного распредвала на ВАЗ 2108. Как видите, это совсем не сложная процедура и выполняется в условиях обычного гаража при наличии соответствующего инструмента. Для этого совсем не обязательно обращаться к мастерам станции технического обслуживания и платить за замену и настройку распредвала.
Спортивный распредвал для тюнинга двигателя
Для чего нужен
Распределительный вал — механический «мозг» двигателя, который формирует характер работы мотора. Причина замены стандартного вала авто на спортивный та же, что других деталей. Штатная деталь слишком усредненная, разработана в соответствии с запросами большинства водителей.
Основной характеристикой двигателя считают мощность. На деле влияние на характер автомобиля оказывают не только максимальная мощность, но и крутящий момент. Ведь наибольшую мощность можно реализовать только при определенных оборотах, близких к максимальным. «Горячему» водителю нужен приемистый двигатель, который при трогании с места и разгоне, не напрягаясь «идет» за педалью газа. Это обеспечивает крутящий момент, если он достаточно большой и постоянный на низких и средних оборотах.
Влияние распредвала на мощность двигателя
Подъем клапана измеряется в миллиметрах и представляет максимальное расстояние, на которое он отходит от седла. Продолжительность открывания клапанов — отрезок времени, измеряемый в градусах поворота коленвала. Измеряется, как клапан поднялся от седла на малую величину, часто составляющую 0,5 или 1,2 мм.
Каждый из критериев спортивного распредвала связан с другими и модификация одного повлияет, как другие улучшат или ухудшат работу двигателя. Но увеличение подъема и времени открывания увеличивают мощность мотора в зоне максимальных оборотов. Если максимально их увеличить, то двигатель будет неспособен работать на оборотах ниже 2 000.
Гоночные распредвалы имеют низко-оборотный предел «холостого хода» (2 000 об/мин). Распредвалы для тюнинга можно сделать «цивилизованными» путем изменения моментов открывания и закрывания клапанов, но компромиссом будет максимальная мощность.
Продолжительность открывания спортивного распредвала известна конструкторам форсированных моторов из-за влияния на мощность двигателя автомобиля. Чем дольше удерживаются открытыми клапаны, тем большая максимальная мощность будет получена. Если время открывания клапана слишком большое, то дополнительная максимальная мощность приведет к нестабильной работе мотора на низких оборотах.
Для гонок максимальная мощность является единственной целью, а для «обычных» автомобилей с форсированными двигателями важными являются приемистость и крутящий момент снизу.
Увеличение подъема клапана спортивного распредвала полезна в увеличение мощности авто, т. к. может её добавить без существенного влияния на характеристики двигателя на низких оборотах. Теоретически это будет работать. Но механизмы привода клапанов не такие простые. Высокие скорости движения клапанов, обуславливаемые этими профилями, существенно уменьшают надежность мотора.
Что такое валы верховые и низовые
Существуют различные спортивные распредвалы, предназначенные для разных целей:
- низовой моментный вал для городской езды;
- универсальный вал «город — трасса»;
- верховой вал «трасса».
Выбирая для двигателя машины распредвал с меньшим подъемом клапанов, мы в наибольшей степени реализуем положительный эффект на низких оборотах вращения коленвала. Распредвал с большим подъемом кулачков позволяет повысить мощность на высоких частотах.
Какой ставить распредвал для тюнинга
Если хотим увеличить эффективность в заданных оборотах, придется жертвовать другими параметрами. Так, «низовые» валы проигрывают в зоне высоких оборотов, а «верховые» — на холостом ходу и при низких оборотах. Отвечает за изменения профиль кулачка. Для увеличения тяги на «низах» его делают более широким и плавным, если требуется мощность на «верхах» — более узким и острым.
Соответственно, если готовите машину к драг-рейсингу, стоит установить вал «низы—середина». Если не устраивает «тупизна» автомобиля на трассе — «верховой».
После установки спортивного распредвала надо отрегулировать клапаны с помощью разрезной шестерни. Если выставить распредвал на «опережение», то впускной клапан будет подниматься больше, чем выпускной, — это даст прирост мощности на высоких оборотах. Установка на «запаздывание» обеспечит больший подъем выпускного клапана, чем впускного, и увеличение тяги в области низких оборотов.
Для лучшего эффекта придётся делать чип-тюнинг «мозгов» двигателя авто и заново обучать работу мотора под новый распредвал.
Источник