Кабина
Модель «5516» пришла на смену «6303» и повторила многие ее черты. А это значит, что во внешности еще прослеживается советский прагматизм и практичность. Это была прямоугольная изба, углы которой были сглажены. Традиционно отсутствовал капот, что давало водителю достаточный обзор. Все механизмы располагались под кабиной. Не забыли и о безопасности — пассивной защитой служил огромный передний бампер.
Удобство, хотя больше необходимость — подножки в колесных арках помогали легко забраться в салон. Зеркала регулируются, поэтому вы можете свести мертвую зону к минимуму. В конструкции не было ничего лишнего. Однако был простор и большие габариты, борт тоже ничем не отличался. Можно сказать, что производитель, разрабатывая кабину, в последнюю очередь думал о водителе – пострадало качество окраски, расположение приборов управления и теплоизоляция.
Из-за плохой покраски кузов часто ржавел. Устранить проблему удалось только в последующие годы с применением качественных и более дорогих технологий.
При покупке грузовика можно было выбрать вариант кабины из двух существующих, отличавшихся размерами и оснащением. В самом длинном есть двухъярусная кровать и три сидения. Спустя много лет автомобиль не раз модернизировался, это касается и кузова. Эргономика и даже внешний вид преобразились в лучшую сторону. Конечно, изменения не превратили кабину в роскошное рабочее место, но последние версии гораздо удобнее первых. С учетом всех изменений теперь комплектация и характеристики кабины самосвала МАЗ-5516 остались такими:
- Сиденье расположено высоко, что дополняет компоновку салона и обеспечивает хороший обзор;
- Регулировка сиденья в двух режимах: наклон спинки, выход;
- Рулевая колонка также регулируется по вылету и высоте;
- Наличие ремней безопасности;
- Под сиденьем водителя появились пневматические амортизаторы. Преодолевать большие расстояния было уже не так сложно;
- Подогреватель стартера облегчил жизнь водителю в сильный мороз;
- Полки для личных вещей и инструментов. Предусмотрено наличие перегородок или шторок, разделяющих вещи и кабину.
Решена основная проблема грузовиков МАЗ — существенно изменилась звуко- и теплоизоляция.
Самосвал МАЗ-5516
Еще одна гордость завода — культовый самосвал МАЗ-5516. Этот гигантский 20-тонный бегемот сошел с конвейера в 1994 году и претерпел сотни изменений и модификаций. Грузовик чрезвычайно популярен у отечественных водителей благодаря своей неприхотливости в использовании.
Грузоподъёмность
Автомобили, выпускаемые под маркой МАЗ-5516 – их грузоподъемность заявлена в пределах 20 т. Грузовик оснащен кузовом ковшового типа. Основанные на серии 6303, 20-тонные грузовики в первую очередь предназначены для перевозки сыпучих и строительных материалов. Параметры эксплуатационного характера машин идеально вписываются в атмосферу строительных площадок, расположенных по всей стране. О другом 20-тонном самосвале Камаз 6520 читайте здесь.
Модель МАЗ 5516 на фото:
Модель 5516 выпускается с двумя вариантами кабин: короткой и длинной. Последний предусматривает наличие спального места. Обновленный многотонник создан на базе бывших самосвалов сельскохозяйственного назначения, в которых прослеживаются характеристики высокого кузова и возможность разгрузки с 2-х сторон.
Благодаря двум десятилетиям налаженного производства 20-тонная серия МАЗ-5516 претерпела ряд положительных изменений, и эволюция гиганта еще не закончена. Начальная версия самосвалов серии 5516 оснащалась дизельными двигателями. Покупатель имел право выбирать между доступными 240 и 330 вариантами. Чуть позже самосвалы получили установку более совершенных двигателей уже мощностью 330 л.с.
Не забыли и об экологичности, о чем свидетельствует класс Евро-3 (для сравнения, у Howo класс Евро-4). На данный момент есть модификации с 400-сильным двигателем от немецкого производителя Deutz. Однако они составляют лишь малую часть всего перечня реализуемой самосвальной продукции.
Аппарат с традиционным ярославским двигателем взял на себя механическую трансмиссию. Современные модели заменяют их 9-ступенчатой механикой от ZF (поставщиком комплектующих выступает Германия). Крайние модификации самосвала уже снабжаются усиленной второй рамой типа «лонжерон в лонжерон». Профессионалы отмечают рост, в зависимости от этого увеличивается и стоимость грузовика, что в ряде случаев может привести к падению спроса.
Стандартная формула самосвалов – 6х4, применима и здесь. Грузовик разгоняется до 80 км, при расходе топлива 30 литров на 100 км. Заправочные баки, питающие двигатель, емкостью 350 литров.
Цена автомашины МАЗ 5551
В зависимости от года производства и модификации самосвала стоимость начинается от 200 тысяч рублей и превышает планку в 2,5 млн. Самыми дешевыми будут машины 90-х годов, а за новые авто придется раскошелиться. Хотя цена даже за новейшие модели считается весьма низкой в сравнении с другими транспортными средствами этой же категории товаров с подобными характеристиками.
Чтобы не переплачивать и быть уверенным в качестве приобретенного МАЗ 5551, лучше делать выбор в сторону официальных представителей компании производителя «Минского автомобильного завода». К одним из таковых относится ООО ПК «Русский Грузовик», находящийся в Вологде.
Кабина
Модель «5516» была заменой «6303» и повторяла многие ее черты. А это значит, что во внешности все еще прослеживается советский прагматизм и практичность. Это была прямоугольная кабина, углы которой были сглажены. Традиционно отсутствовал капот, что давало водителю достаточный обзор. Все механизмы располагались под кабиной. Не забыли и о безопасности – массивный бампер спереди выполнял роль пассивной защиты.
Удобство, хотя, скорее, необходимость – ступеньки на колесных арках помогали без труда забраться в кабину. Зеркала регулируются так, что можно свести мертвую зону до минимума. В дизайне не было ничего лишнего. Тем не менее, был простор и большие габариты, борт также не отличался какими-то приметами. Можно сказать, что производитель при разработке кабины в последнюю очередь думал о водителе — качество покраски, расположение приборов управления и термоизоляция страдали.
Из-за плохой краски кузов часто ржавел. Устранить проблему получилось лишь в последующие годы при применении более дорогих и качественных технологий.
При покупке грузовика можно было выбрать вариант кабины из двух существующих, которые отличались размерами и комплектацией. Более длинная имеет спальное место и три посадочных места. По прошествии долгих лет машину модернизировали не раз, это касалось и кузова. Эргономичность и, даже, визуальный вид преобразовались в лучшую сторону. Конечно, изменения не превратили кабину в рабочее место класса «люкс», но последние версии куда удобнее первых. Беря в расчет все изменения, ныне комплектация и характеристики кабины самосвала МАЗ-5516 выглядят так:
- Сидение посажено высоко, что дополняет конструкцию кабины для хорошего обзора;
- Регулировка сидения в двух режимах: наклон спинки, вылет;
- Рулевая колонка также регулируется по вылету и высоте;
- Наличие ремней безопасности;
- Под сидением водителя появились амортизаторы пневматического типа. Дальние расстояния было преодолевать уже не так сложно;
- Пусковой подогреватель упрощал жизнь водителя в сильные морозы;
- Полки для личных вещей и инструментов. Предусматривается наличие перегородок или занавесок, разделяющих вещи и кабину.
Решена главная проблема грузовиков МАЗ – звуко- и термоизоляция существенно изменились.
Общая характеристика грузовиков
Эти автомобили объединяет вместительность и удобство в управлении. Они характеризуются качественными деталями, которые долго противостоят износу. С помощью таких машин можно перевозить грузы в больших объемах на дальние расстояния и делать это в сжатые сроки.
В грузовых автомобилях МАЗ предусмотрена электросхема. Благодаря этому устройству можно быстро ликвидировать неполадки, произошедшие с транспортом. Перед поездкой на дальние расстояния каждый водитель на случай поломок деталей машины должен знать, как работает такое оборудование. Рулевой механизм собран по полуинтегральному типу.
На заметку! Тормозная система продумана до мелочей и позволяет быстро управлять машиной. Специальный разжим и пневмопривод – ключевые детали в этом транспорте. Благодаря им обеспечивается комфортная эксплуатация автомобиля.
Предназначение и преимущества
Такие крупногабаритные машины предназначены для перевозки различных материалов, спецтехники и других объектов на дальние расстояния. Грузовик получил название «суперавто». Если смотреть по комплектации, то эта машина оборудована деталями и опциями для качественной доставки груза в пункт назначения.
Особым спросом пользуется седельный тягач. Это модель, к которой присоединяют прицепы. У автомобилей много преимуществ по сравнению с другими категориями машин: мощный грузовик способен справляться с перевозкой крупногабаритных объектов без серьезных поломок, он надежен, работает без сбоев.
Интересно! Седельный тягач пользовался большим спросом во времена СССР.
Детальная информация видна на видео:
Особенности конструкции
Чтобы получить полную картину об этом грузовике, необходимо детально рассмот-реть технические характеристики. Мощность двигателя составляет 300 л. с., а значение крутящего момента – 1225 Нм.
По правилам эксплуатации, вес грузовика точно распределяется между передней и задней осями. На первую приходится нагрузка в 6 000 кг, а на последнюю – 18 000 кг.
Прочие составляющие:
- стояночный тормоз;
- фильтр с индикатором;
- предохранитель.
Важная деталь тягача – седельно-сцепной механизм. Он крепится сзади кабины водителя таким образом, чтобы нагрузка на оси шин получилась одинаковой. Главная задача этого устройства – помогать поворачивать прицеп в период езды.
Технические характеристики
Современные тягачи благодаря своим характеристикам позволяют перевозить разные категории грузов. Компаниями постоянно изобретаются новые модификации, которые намного производительнее предыдущих моделей. Совершенствование двигателя для них – важная задача.
Вес машин составляет 34 000 кг. Такие автомобили способны справиться с перевозкой крупногабаритного транспорта, бетонных плит. Скорость движения МАЗа достигает 100 км/ч. Объем бака равен 350 л, а расход на каждые 100 км составляет 32 л. Автомобиль потребляет много топлива, и это учитывается при дальних перевозках.
Угол подъема составляет 18°, эта характеристика важна для правильной работы мотора и тормозной системы во время спуска. Крутящий момент равен 1 180 Нм.
Конструктивные особенности
Среди конструктивных особенностей самосвала можно выделить:
- Грузовую платформу, выполненную из металла с повышенным уровнем износостойкости.
- Силовой агрегат. Его поршневая часть сделана из алюминиевого сплава, с чугунной упрочняющей вставкой, которая расположена под компрессионным кольцом. Гильзы цилиндрических элементов объемно закаленные. Поршневые кольца с хромовым покрытием. Двигатель оборудован закрытой системой охлаждения.
- Сцепной механизм МАЗа 551605-280. Оно фрикционное, сухое, оборудовано пневматическим гидроусилителем руля.
- Трансмиссию. В ее конструкцию также входят крышка опоры рукоятки, фланец крепления карданного вала, стакан заднего подшипника, стопорное кольцо, упорные шайбы, сухарь опоры рычага, роликоподшипник, червяк привода спидометра, промежуточный вал, муфта включения механизма, защитное кольцо.
- Ведущие мосты МАЗа 551605-271. Они оснащены сварными штампованными балками и механизмом блокировки межколесного дифференциала.
- Раму и тягово-сцепное устройство. Оно состоит из 2 лонжеронов, которые соединены поперечинами. На задней поперечине есть жесткая буксирная проушина, которая используется только для буксирования неисправного транспортного средства.
Кабина и самосвальная платформа
Автомобиль быстро получил популярность за счёт целого ряда преимуществ.
- Удобная и функциональная комплектация кабины водителя.
- Надежная и эффективная силовая установка российского производства.
- Грузоподъёмность, составляющая 20 тонн.
- Объём самосвального кузова с выгрузкой назад, составляющий 10,5 м3.
Поставляемые в Россию самосвалы МАЗ 6501, за исключением автомобилей повышенной проходимости, с января 2013 года комплектуются обновлённой кабиной, аналогичной кабине магистрального тягача МАЗ-6422. В плане визуального исполнения и эргономичности дизайн кабины нового образца схож с иностранными моделями, это повышает привлекательность самосвала для потенциальных покупателей.
Обновление внешнего дизайнерского исполнения практически не затронуло интерьер кабины. Для повышения уровня комфорта водителей-дальнобойщиков выпускается версия грузовика с удлинённой кабиной. Она оснащена полноценным местом для отдыха.
Достаточно серьезная модернизация затронула опрокидывающуюся платформу грузовика, включая самосвал МАЗ 6501В9. На данный момент платформа имеет овальный профиль, причем это не просто дизайнерский изыск. Форма объясняется техническими особенностями грузового автомобиля: опрокидывающиеся платформы автомобилей, начиная с версии 6501В5, оснащаются системой подогрева, улучшающей эксплуатационные показатели самосвала в условиях холодного климата.
Кабина самосвала МАЗ-5549
На грузовики МАЗ-5549 устанавливалась унифицированная МАЗовская кабина тех времён. Это двухместная цельнометаллическая сварная кабина с боковыми дверями, не имеющая спального места позади водительского и пассажирского сидений. Спальное место на компактном строительно-промышленном грузовике – это, конечно, не типичная и вряд ли необходимая вещь для автомобилей такого класса.
Для беспрепятственного и удобного доступа к двигателю кабина опрокидывается вперёд, относительно передних шарниров. Единого панорамного ветрового стекла в этой кабине ещё нет. Здесь стоят два лобовых стекла, с разделением между ними, как на древних МАЗах и прочих грузовиках. Водительское сиденье установлено на подрессоренной подставке, а пассажирское – просто жёстко прикреплено к полу кабины.
Двигатель
Первые модификации МАЗ 5516 комплектовались дизельными агрегатами ЯМЗ 238 и ЯМЗ 238 Д (производитель – Ярославский моторный завод). Данные установки обладали мощностью в 240 л.с. и 330 л.с. соответственно. Агрегаты имели рядную схему расположения цилиндров и не отличались значительными показателями экологичности.
Позднее МАЗ 5516 стали оснащать более совершенными двигателями ЯМЗ 6582 с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом.
Характеристики мотора:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность – 242,6 (330) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1274 Нм;
- количество цилиндров – 8;
- степень сжатия – 17,5.
Агрегат ЯМЗ 6582 соответствовал экологическому классу «Евро-3».
В настоящее время МАЗ 5516 опять же оснащается 400-сильными двигателями ярославского производства и дизельными установками от немецкого бренда Deutz. Однако их количество в общем объеме продаваемых автомобилей минимально.
Особенности МАЗ
Грузовики известной фирмы МАЗ хорошо зарекомендовали себя на перевозке грузов на дальние дистанции. Сторонники выбора этого автомобиля отмечают его большую приспособленность к шоссейным дорогам и хорошему асфальту. Поддерживающие авто отмечают удобную кабину и большую надежность силовых агрегатов. Особенно хвалят машины пониженного класса «Евро-2». И это несмотря на то, что сегодня в линейке моделей МАЗ присутствуют автомобили с классом «Евро-6». При ответе на вопрос «МАЗ или КамАЗ — что выбрать?» сторонники МАЗа не сомневаются и в защиту приводят многочисленные истории с длительным и безаварийным сроком службы минских авто.
Сегодня компания активно сотрудничает с французским концерном Mann. На базе МАЗа выпускается несколько разновидностей грузового транспорта с кабиной от Mann. В итоге на выходе получается комфортный автомобиль, соответствующий всем европейским стандартам, но по стоимости значительно ниже, чем зарубежные аналоги.
Немного истории
Первые грузовики МАЗ сошли с конвейера в 1947 году. Производство машины было налажено на территории Беларуси, в ее столице Минске. Первые марки МАЗ-200 успели стать явными помощниками при проведении различных работ, что спустя 10 лет, в 1957 году была выпущена новая версия МАЗ-500. Понадобилось еще 20 лет, чтобы в 1977 году сошёл модернизированный вариант 500-ки, который признан мощным по многим параметрам до сих пор. В этой версии была модернизирована шасси, которая несла основную нагрузку всей конструкции машины.
История появления КАМАЗ была значительно позже, чем МАЗ. Первые машины, в количестве 5 штук сошли с конвейера только в 1976 году. Заводу понадобилось целых 10 лет, чтобы окупились первые финансы, потраченные на строительство завода, ставшего крупнейшим не только в СССР, но и на территории Европы.
Положительные характеристики КАМАЗ
Главное преимущество техники, это комфортный салон, который позволяет водителю безопасно и удобно совершать различные действия в салоне. К сильным сторонам относится:
- простота управления машиной.
- Улучшенные параметры межсервисного интервала ТО.
- Расход топлива снижен для многих моделей.
- Улучшенные тягово-динамические характеристики.
- Трансмиссия имеет сбережённые характеристики от основного производителя ZF.
- Снижены параметры усилия на рычаг переключения.
Мотор спецтехники имеет уникальные характеристики, которые полностью адаптированы для эксплуатации в различных климатических регионах России, в том числе для районов Крайнего Севера.
Грузовой автомобиль КАМАЗ, новинки АВТОПРОМА
Отлично зарекомендовала себя коробка передач, которая не имеет капризных характеристик для регионов с суровым климатом, например для казахстанских степей.
Недостатки отсутствуют как таковые, но по отзывам владельцев машины, самым уязвимым участком является тормозная система КАМАЗ. Как правило, она даёт сбои в районах крайнего Севера. Сейчас производитель решает эту проблему, путём внедрения дополнительных узлов и компонентов.
Положительные характеристики МАЗ
Для МАЗ высокая ремонтопригодность и доступность является важным критерием популярности машины. Даже на постсоветском пространстве можно найти действующие филиалы станций техобслуживании, которые осуществляют плановый, периодический ремонт ТС, согласно рекомендациям производителя.
- Ремонтопригодность. Есть все условия для ремонта в любом регионе.
- Высокий ресурс проходимости до первого ремонта. Машина может без ремонта эксплуатироваться даже после пробега 1 млн. км.
- Неприхотливость. Машина эксплуатируется в любых условиях и может эксплуатироваться без проблем на топливе с низкими качествами показателей характеристик ГСМ.
Есть недостатки машины, которые выражены в следующем:
- достаточно большой расход топлива что делает машину по ряду причин неэкономичной.
- Некомфортность кабины. Это главная проблема, которая имеет нарекания со стороны операторов транспорта.
Технические характеристики машин
В таблице приведены основные технические данные обеих машин
Параметр | МАЗ | КАМАЗ |
---|---|---|
Длина, мм | 8600 | 8000 |
Высота, мм | 3160 | 2962 |
Ширина, мм | 2570 | 2500 |
Колёсная база, мм | 4900 | 3690+1320 |
Дорожный просвет, мм | 230 | 285 |
Диаметр разворота, мм | 9100 | 11200 |
Для каждой модели техники предусмотрены индивидуальные технические характеристики, которые доступны вам в открытом доступе в основных источниках информации в сети интернет.
Чей тягач лучше, выбирать только вам, но, как правило, основного лидера здесь нет. По праву можно распределить популярность обеих машин в соотношении 50:50, так как каждый выбирает технику, исходя из своих технических потребностей и финансовых возможностей. Кому отдать пальму первенства решать только вам, во всяком случае, машины, произведённые в советское время, до сих пор являются востребованными и популярными даже за границей.
Сфера применения МАЗ 5551
Машину используют в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве.
- Благодаря компактным размерам и отличным показателям маневренности МАЗ 5551 хорошо себя чувствует на городских дорогах, поэтому его часто можно видеть на подъезде к территории строительных площадок. Как правило, в кузове перевозят сыпучие материалы, не подверженные воздействию негативных природных факторов – песок, щебень и т.п.
- Небольшой самосвал отменно справляется с заданиями по транспортировке промышленного оборудования, металлопроката и т.п.
- Давно машина работает и на сельхоз предприятиях, активно эксплуатируется фермерами.
То есть МАЗ 5551 – это универсальное транспортное средство, проверенное годами, заслужившее массу положительных отзывов, невзирая на некоторые недочеты.
Технические характеристики МАЗ 5551
В 1985 году перед конструкторами «Минского автомобильного завода» встала задача создать надежную рабочую машину, которая сможет эксплуатироваться при непогоде и в условиях экстремальных температур.
Специалисты превосходно справились с возложенной на них миссией и разработали транспорт, востребованность в котором не снизилась даже спустя десятки лет.
Двигатель МАЗ 5551
В большинстве современных МАЗ 5551 технические характеристики отличаются от тех, что были у первой модели. Мотор от Ярославского моторного завода прошел несколько модификаций, что позволило ему достичь стандарта Евро-2, а позже и Евро-3.
Новейшие МАЗ 5551 выпускают уже с более продвинутым двигателем Cummins, который подходит под стандарт Евро-4 и дополнен турбонадувом. В результате надежный самосвал, работающий без надрыва на любых доступных скоростях, стал еще мощнее, чем прежде.
Гидравлика и трансмиссия МАЗ 5551
- Система гидравлики предельно проста и состоит из насоса и трехступенчатого телескопического гидроцилиндра, за счет последнего выполняется опрокидывание кузова.
- Благодаря гидросистеме руль в машине с гидроусилителем. Это положительно влияет на комфорт водителя и маневренность машины.
- Трансмиссия бывает огорчает водителей, поскольку иногда на первой передаче наблюдаются проблемы со стартом движения и разгоном с нуля. Однако это можно заметить только при полной загруженности кузова. При соблюдении среднего скоростного режима машина идет плавно, без провалов по скорости, хорошо разгоняется.
- Так как в последних обновленных версиях модели были сделаны доработки в механизме переключения от рычага к механической коробке передач, водить самосвал стало несколько проще.
Электросистема
Пожалуй, это единственная техническая характеристика МАЗ 5551, по которой он проигрывает усовершенствованным самосвалам от других производителей. Дело в том, что за десятилетия электрическая система практически не изменилась. К основным датчикам, свету в кабине и печке добавился только кондиционер. А вот бортовой компьютер или система, которая измеряет вес находящегося в кузове, не предусмотрены даже в последних модификациях.
Общие параметры
В числе технически-габаритных характеристик основными являются такие моменты как:
- Мощность в 245 л.с.;
- Скорость, которую можно развить, составляет 85 км/ч;
- МКП с 9-ю передачами;
- Грузоподъемность 8-10 тонн;
- В среднем топливо расходуется в размере 22 л на 100 км;
- Вместительность топливного бака 200 л;
- Дорожный просвет 27 см;
- Габариты ДхШхВ соответственно 5,99 м х 2,5 м х 2,925 м;
- Масса – около 16 тонн;
- Объем кузова колеблется от 5,5 до 12,5 м3, в зависимости от высоты бортов.
Максимальный угол подъема кузова составляет 47 градусов. Для достижения этой отметки самосвалу достаточно 15 сек. Обратно кузов опускается уже за 10 сек.
Кабина МАЗ 5551
- Находящаяся над двигателем, она откидывается вперед под углом 55 градусов. Она оснащена гидроприводом, управление которым располагается под решеткой радиатора.
- Внутри кабины МАЗ 5551 могут удобно разместиться два человека. Большое свободное пространство обеспечивает комфорт эксплуатации самосвала в течение трудового дня.
- Крупные зеркала заднего вида, панорамное лобовое стекло обеспечивают прекрасный обзор.
- Водители со средним и низким ростом отмечают, что руль большой и приходится к нему постоянно наклоняться, но со временем к этому привыкают. Рулевая колонка настраивается в двух плоскостях.
- Отсутствие амортизации кабины сказывается не лучшим образом на комфорте эксплуатации машины, так как постоянно трясет. И если водительское кресло оснащено рессорами, то пассажиру приходится прочувствовать все неровности дороги своей пятой точкой в полном объеме.
- Расположение поручней и подножек проработано очень грамотно, поэтому подниматься в кабину просто.
Внешний вид МАЗ 5551 периодически изменяется, в основном дизайнеры меняют форму фар, радиаторной решетки и кабины, но серьезных усовершенствований не наблюдается, как снаружи, так и внутри самосвала. Но большинство опрошенных водителей не считают это недостатком, сравнивая его с трудовой лошадкой, которой не надо отличаться экстерьерными качествами, чтобы хорошо выполнять возложенную на нее работу.