Турбированный дизельный двигатель: «плюсы» и «минусы»
Большинство дизелей оборудованы турбиной. При правильной эксплуатации комплект турбонаддува служит 100-150 тыс. км. Зачем он нужен? В век тотального цейтнота и суперскоростей народу приходится гнаться за возможностью увеличения мощности. Но необходимо учитывать, что данная мера повлечет усиленный износ подвижных деталей и сокращение их рабочего ресурса. Посему это палка о двух концах.
Для форсажа устанавливают турбокомпрессоры, срок эксплуатации которых относительно недолог даже при четком соблюдении периодичности обслуживания. Там используются специальные моторные масла, особый воздухофильтр. Кроме того, турбина низкого давления подчас становится виновницей «турбоямы» (провала мощности на невысоких оборотах).
Турбодвигатель не так экономичен, как обычный, атмосферный дизель (при равной кубатуре последний расходует на 20-50% горючего меньше, нежели турбированный). Система весьма болезненно реагирует на износ поршневой группы. Рост давления картерных газов пагубно отражается на функционировании турбины. В подобных условиях рано или поздно наступит масляное голодание с последующей неисправностью турбонаддува. Причем, такое повреждение запросто приведет к поломке двигателя в целом, а турбированные дизели хуже поддаются ремонту, нежели атмосферные.
Как правило, турбоустановка требует байпасов, а также иных приспособлений, стабилизирующих и регулирующих давление, усложняет принципиальную схему. В свою очередь, снижается надежность устройства.
И (внимание!) сверхнормативное потребление смазки по причине проблем с турбиной нередко заканчивается выходом из строя силовой установки
Преимущество дизельного двигателя перед бензиновым – оценим по существу
Чем дизельный двигатель лучше бензинового? Начнем с его устройства. В первую очередь его превосходство заключается в экономном расходе топлива, что объясняется более высокой степенью сжатия, достигающей 21 единиц, в отличие от 10 у бензинового мотора. При высоких и все еще постоянно растущих ценах на топливо этот аргумент становится одним из решающих.
К тому же, в каждый цилиндр подается одинаковый объем воздуха, а расход топлива зависит от общей нагрузки на силовой агрегат. Однако даже при максимальных оборотах он ниже, чем у карбюраторного, что вызвано более эффективным использованием горючей смеси, а значит увеличивается КПД всей конструкции. Отсюда вытекает не только экономия ваших средств, но и пониженная нагрузка на экологическую обстановку в природе.
Преимущества дизельного двигателя перед бензиновым, прежде всего, заключаются в более продолжительном сроке эксплуатации. Он не нуждается в частой регулировке, но стабильность его работы зависит от уровня сопротивления воздушного фильтра и точности угла опережения впрыска топлива. И эти параметры должны действительно проверяться часто и тщательно, только так все преимущества «дизеля» будут работать на вас.
Затраты
При рассмотрении стоимости владения дизельным автомобилем, первое, что вы можете заметить, это то, что эти автомобили дороже при покупке. Они, как правило, стоят примерно на 1 000 долларов больше, чем их бензиновые аналоги. Тем не менее, вы можете окупить большую часть этих расходов вы можете окупить в первые годы пользования автомобилем.
Одним из величайших преимуществ дизельного двигателя является то, что он очень долговечен, что значительно повышает ценность вашего автомобиля при продаже и перепродаже. Если вы планируете эксплуатировать свой автомобиль в течение длительного времени и регулярно проводить его техническое обслуживание, вы можете рассчитывать, что ваш автомобиль сэкономит вам деньги в долгосрочной перспективе.
В итоге:
- Плюсы : более низкая стоимость топлива, более высокая стоимость при перепродаже, более долговечный двигатель
- Минусы : дизельные автомобили дороже, ремонт дороже
Фактор горючего
Если кто помнит, в советскую эпоху и в первой половине 90-х солярка стоила дешевле бензина, и обзаводиться дизелями было не только престижно, но и экономически выгодно. Однако вскоре нефтетрейдеры смекнули: в условиях начинающего российского капитализма топливо в цене лучше для них будет уравнять независимо от себестоимости его видов. И уравняли. С тех пор мало что изменилось: ДТ сегодня стоит дороже Аи92, но дешевле Аи95. Правда, качество солярки за четверть века заметно улучшилось, хотя европейскому уровню она по-прежнему соответствует отнюдь не всегда. К тому же осталась другая проблема – застывание топлива при отрицательных температурах. Раньше для предотвращения данного явления водители в него добавляли керосин, теперь – депрессорную присадку «антигель». Сегодня в подобных ситуациях используется и т.н. зимняя солярка; правда, в силу ограниченного спроса ее можно встретить далеко не на каждой заправке. К тому же она заметно дороже, из-за чего порой недобросовестные продавцы реализуют поддельный нефтепродукт. И если в стужу вас угораздит залить «левое» горючее, имеется реальный шанс остаться обездвиженным. Итак, сезонность дизтоплива и встречающиеся проблемы с его качеством – «минусы» дизельного двигателя. В России оба фактора одинаково актуальны, особенно если учесть особую чувствительность современных дизелей к чистоте солярки.
Что нужно знать про моторы на ДТ?
Из плюсов дизельных агрегатов в первую очередь отмечается малый расход топлива. Как уже говорилось выше, разница с бензиновым мотором составляет примерно 30-35 процентов. Из минусов – недешёвый ремонт (в случае с пресловутым ТНВД – особенно). Зато у этого агрегата простая конструкция. Но зимой необходимо заправлять специальным горючим. В противном случае ТНВД можно просто «убить».
Ещё один положительный момент – отсутствие системы зажигания. Отрицательный – надо приобретать «антигели». Ещё на высоких скоростях машины с моторами, работающими на ДТ, проигрывают своим бензиновым собратьям. А старые двигатели сильно шумят. И, наконец, нельзя оставлять бак «сухим». Зато есть большой плюс, заключающийся в огромном ресурсе двигателей. Это нельзя забывать, рассказывая про то, чем отличается дизель или бензин. Что выбрать? Плюсы и минусы были перечислены. Так что решать уже непосредственно автомобилистам.
Эволюция дизельного мотора
Как известно, на начальном этапе силовые агрегаты данного типа не могли достойно конкурировать с бензиновыми аналогами. Дело в том, что дизель долгое время оставался тяговитым и экономичным мотором, однако был тихоходным.
На практике это значит, что такой ДВС уверенно тянул с самых «низов», однако о высоких оборотах и, соответственно, больших скоростях речь не шла. При этом главным плюсом оставался низкий расход дизтоплива (солярки) и высокий крутящий момент на низких оборотах. Для коммерческого транспорта такое решение было оптимальным, однако не подходило для легковых ТС.
Если к этому добавить шум и повышенные вибрации, тогда становится понятно, почему дизельные моторы не были востребованы на легковых авто. Однако за последние 30 лет ситуация в корне изменилась. С учетом сокращения запасов нефти, ужесточения экологических стандартов и постоянного роста цен на топливо, на первый план вышел расход горючего.
Автопроизводители начали активно внедрять новейшие разработки, дизельный мотор получил модернизированную систему топливного впрыска и турбонаддув. В результате удалось практически полностью избавиться от шума и вибрации, а также приблизить дизель по целому ряду эксплуатационных показателей к бензиновым двигателям.
Как он работает
У дизеля нет свечей зажигания. Зато у него очень высокий коэффициент сжатия — примерно в два раза выше, чем у бензинового ДВС. Поэтому в такте сжатия создаются высокая температура и давление. В камеру сгорания впрыскивается уже готовая к взрыву смесь, которая воспламеняется из-за температуры, вызванной сжатием. В отличие от бензиновых двигателей с дроссельной заслонкой для регулировки подачи воздуха, дизель такой заслонки не имеет. Он постоянно всасывает весь доступный воздух, не расходуя энергию на забор воздуха через полузакрытую заслонку. Показатели (в границах степени сжатия) зависят от объема впрыскиваемого топлива, поэтому дизель может выдавать высокий крутящий момент при сравнительно низких оборотах. Надавив на педаль газа, мы даем команду инжекторам впрыскивать больше топлива. На турбодизелях мы еще и заставляем систему турбонаддува нагнетать дополнительный воздух. Двигатель выходит на чудовищные показатели крутящего момента, когда на тахометре нет еще и двух тысяч оборотов. Бензиновый двигатель воспламеняет смесь воздуха с бензином в пропорции 15:1. Дизельный может работать на смеси, обедненной до соотношения 100:1.
Какая разница между бензином и дизельным топливом?
Механики, когда проходят собеседование в фирменные СТО, часто слышат такой вопрос и недаром, ведь конструкционно эти двигатели совершенно разные и принципы работы различаются. Что касается бензина, то он имеет такую химическую форму, что при соединении с кислородом легко воспламеняется малейшей электрической искрой, которая вырабатывается свечами зажигания.
https://youtube.com/watch?v=lMxUv2mt0Sc
В дизельном аналоге система кардинально отличается, воспламенение топлива происходит из-за высокого атмосферного давления внутри камеры сгорания и высокой температуры внутри её. Достигается это благодаря изменённой конструкции: вместо свечей зажигания там используются свечи накала, которые обеспечивают постоянную температуру внутри камеры сгорания. Чтобы обеспечить надёжность такого системного узла, основные детали гораздо массивнее и толще. Сделано это ещё и по причине того, что в процессе сжигания ДТ происходит детонация и движок должен выдерживать её.
Сравнительные характеристики дизельного и бензинового двигателей
Если сравнить два описываемых нами, одинаковых
по объему силовых агрегата, то тот, который работает на бензине, обладает
большим количеством «лошадок». Другой параметр — крутящий момент
обладает повышенным ресурсом у дизеля.
По этим причинам, если вам необходимо ускорение, а не грузоподъемность, благоразумнее остановиться на машине с силовым агрегатом, работающем на бензине. Если же вам важнее грузоподъемность, а не ускорение — берите транспортное средство, оснащенное дизельным силовым агрегатом.
Дизельные и бензиновые автомобили
%rtb-4%
Расход топлива
1 литр дизельного горючего содержит в себе
больший объем энергии, в отличие от 1 литра бензина. Дизель имеет больший КПД
(коэффициент полезного действия) в рамках сжигания 1 литра горючего. Дизель
выгоднее, рентабельней, но он более шумный, чем бензиновый.
Как включается зимой
Дизельный мотор очень трудно заставить
работать при температуре ниже минус тридцать градусов по Цельсию. А такая
температура преобладает во многих городах и регионах РФ. Дизельные моторы
действительно трудно завести в таких условиях. Чего не скажешь об их модификациях.
Новейшие дизельные двигатели обладают следующими атрибутами, помогающими
включить агрегат лютыми зимами элементарно:
- сильный стартер;
- свечи;
- нагревательные элементы.
Полностью замерзший автомобиль
Последние поддерживают нужный температурный режим в моторном отсеке. При запуске агрегатов, функционирующих на бензине, в мороз нет особых проблем. Если это не мороз ниже минус сорока градусов по Цельсию.
Стоимость текущего ремонта и обслуживания
Отвечая на риторический вопрос, какой двигатель лучше бензиновый или дизельный, уделим особое внимание их обслуживанию. Существует быстрое и длительное обслуживание обоих типов двигателей
Быстрое обслуживание дизельного мотора будет стоить больше, чем аналогичный параметр бензинового двигателя.
Дизельный двигатель дороже в обслуживании, так как в этом типе мотора находится больший объем масла. Большое количество масла провоцирует более частую замену фильтров, а также прокладок.
Ремонт дизельного двигателя автомобиля
%rtb-4%
В рамках долгого или длительного обслуживания (долгого ремонта) дизельный мотор обойдется несколько дешевле бензинового. Причина — отличная износостойкость дизельного двигателя по сравнению с бензиновым. Капитальный ремонт дизелю нужен гораздо позже, чем бензиновому мотору.
Стоимость горючего
На дизель и бензин разница в цене была существенной лишь несколько лет назад. Сегодня эти цифры сравнялись. Если раньше при выборе мотора с точки зрения цены на горючее выбор был очевиден — хотите сэкономить на топливе, используйте дизельный мотор, то сегодня и бензин и дизельное горючее практически одинаковы в цене. Поэтому параметр экономичности горючего уже не принципиален.
Обслуживание
Ещё один пункт, который обязательно стоит затронуть вниманием, рассказывая про плюсы и минусы дизеля и бензина. Раньше считалось, что моторы, работающие на солярке, обслуживать недёшево
Однако сейчас всё изменилось. Расходники для них очень даже недорогие.
Что касательно ремонта? Всё то же самое, что и в случае с бензиновыми собратьями. Турбины, кольца, коленчатый вал, цилиндры, поршни – ничего нового. Правда, есть одна деталь, называющаяся топливным насосом высокого давления. Устройство простое. Но! В нём используется максимально точная обработка всех деталей. И её может выполнить не каждый мастер. Потому искать профессионала придётся долго. Правда, в очень редких случаях требуется установка нового насоса. Так что риск минимальный.
Конструктивные особенности
Информация о том, как работают эти двигатели, поможет вам понять, чем бензиновый двигатель отличается от дизельного.
- Дизельный двигатель. В этом типе ДВС формирование смеси топлива и воздуха происходит очень быстро. Сжатие воздуха в цилиндре мотора приводит к его нагреву до температуры 900°С. Подача топлива осуществляется в последний момент, отдельно от воздуха. Высокая температура обеспечивает самовоспламенение смеси, поэтому дополнительная искра от свечей зажигания (как в бензиновом ДВС) не нужна. Конструкция дизельного мотора предусматривает наличие топливного насоса высокого давления и свечей накала для разогрева топлива перед впрыском.
- Бензиновый двигатель. Через впускной коллектор этого двигателя происходит подача готовой топливовоздушной смеси в камеру сгорания (впрыск топлива регулируют форсунки, а подачу воздуха – дроссельная заслонка). Смесь равномерно распределяется по всему цилиндру. Сжатие нагревает её до температуры около 500°С и только после этого свеча зажигания дает искру, чтобы смесь воспламенилась.
Бензиновый двигатель – достойный предшественник?
Как и дизель, карбюраторный мотор – это двигатель внутреннего сгорания, для работы которого используются различные марки бензина. Они, в свою очередь, отличаются чистотой, детонационной устойчивостью и прочим. Подача топлива осуществляется бензонасосами с механическим или электрическим приводом (последние устанавливаются на инжекторных двигателях).
Основное преимущество бензиновых двигателей – это их способность запускаться практически при любых морозах. В отличие от солярки, бензин при минусовой температуре не превращается в пудинг. И для его разогрева не потребуется установка дорогостоящего отопительного оборудования, которое только недавно достигло нужного уровня надежности и стало доступно всем.
Казалось бы, благодаря своим преимуществам, бензиновые моторы должны были бы уже давно вытеснить дизельные, но, как ни странно, количество автомобилей, работающих на солярке, с каждым годом становится все больше. Что бы это могло быть: дань моде или действительно более высокое качество работы таких моторов?
ПРОБЛЕМА №2: СМАЗЫВАНИЕ И ЗАЩИТА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ
Зимняя солярка более легкая и смазывающие свойства у нее менее выражены по сравнению с летней. Если ваш двигатель здоров, а машина относительно новая, несколько сниженная вязкость топлива опасна только в экстремальных ситуациях. Например, если двигатель после запуска работает какое-то время на частично застывшем топливе, может начаться преждевременный износ деталей.
Моторы автомобилей с пробегом более чувствительны к смазывающим свойствам солярки. Зазоры между прецизионными парами топливной аппаратуры со временем увеличиваются, в двигателе возникают протечки. Из-за них мотор не дополучает топлива. Мощность падает, автомобиль плохо реагирует на нажатие педали газа. «Как будто за хвост машину кто-то назад тянет», — метко замечают автолюбители.
Решение: депрессорная присадка в дизельное топливо Суперантигель LAVR. Препарат не только препятствует застыванию солярки, но и улучшает его смазочные свойства, защищая дизель от преждевременного износа. Одно из достоинств препарата в том, что его можно лить в бак когда захочется, не опасаясь передозировки.
Обслуживание и ремонт
Дизельный двигатель более долговечен, конструкция блока цилиндров более прочная. Но проблема заключается в его капризности в плане топлива. Зачастую, российский дизель может существенно подпортить работу двигателя. Именно из-за проблем с качественным топливом в автомобиле на дизеле часто приходится заменять масла и фильтры. В ремонте тоже могут быть загвоздки, так как устройство дизельного двигателя несколько сложнее, чем бензинового.
Бензиновый автомобиль менее привередлив к качеству бензина. Запчасти для ремонта бензинового двигателя более доступны, а сам двигатель имеет более высокую мощность и обороты.
Что случится, если смешать бензин и дизель
Смешивание 2 типов горючего приводит к повышенному износу мотора. При попадании бензина в дизельный движок транспортное средство быстро заглохнет, т.к. для воспламенения смеси потребуется искра зажигания. Если машину заправили легким горючим только частично, это может не остановить работу двигателя, но привести к перегреву топливной системы и металлическому стуку в моторе.
При обратной ситуации — попадании ДТ в бензобак — тяжелая фракция быстро опускается на дно и, таким образом, сразу поступает в систему подачи горючего. Двигатель теряет мощность и динамику, начинает издавать скрежет и стук. Из выхлопной трубы идет черный дым. Если дизель является преобладающим типом горючего, то машина заглохнет в течение нескольких минут, т.к. температуры от сжатия жидкости и искры недостаточно для воспламенения дизтоплива.
При смешивании фракций нефти потребуется полностью слить жидкость из бака и промыть подающую систему большим количеством нужного топлива.
Отличить эти виды можно по скорости испарения и горения. При погружении ДТ обволакивает поверхность предмета масляной пленкой, которая не исчезает со временем. В свою очередь низкотемпературная нефтяная фракция быстро образует пары. Некоторые автолюбители также отмечают, что бензин имеет более резкий запах.
Плюсы дизельного двигателя
Из-за большой популярности автомобилей с дизельным двигателем хочется знать, почему многие покупатели останавливают свой выбор именно на этом виде транспорта, что так их заманивает и обольщает. Поэтому вначале мы рассмотрим основные плюсы:
Экономия дизельного топлива – здесь играет роль не только низкая цена дизеля, но и небольшие затраты самого топлива. Благодаря высокой плотности дизельного топлива, а это КПД в 35−45%, к примеру, у бензина − 20−30%, и происходит меньше его потребление.
У дизельного двигателя гораздо больше крутящий момент, чем у бензинового, это благотворно влияет на работу автомобиля в городе, особенно в пробках, а если быть точнее, можно двигаться на холостых оборотах
Обратите внимание, что автомобиль с дизельным мотором трогается намного быстрее, чем машины с другим мотором.
Уровень шума можно отнести, конечно, не ко всем машинам, но если это немец и у него турбодизель, работа двигателя вас обязательно порадует.
Улучшенная динамика вождения − об этом часто упоминают водители таких авто, они утверждают, что машина практически едет сама, доставляя своему хозяину только позитивные эмоции.
Надежность и неприхотливость дизельного двигателя − связано это с отсутствием в его конструкции системы зажигания, которая достаточно часто выходит из строя в бензиновых моторах.
При правильном уходе и заправке качественным дизелем двигатель сможет проработать до 500000 километров, не создавая проблем своему владельцу.
У машин с дизельным двигателем нет свечей зажигания, поэтому не нужно их проверять и менять при необходимости.
Дизельный двигатель, принцип работы
Принципиальное отличие дизельного двигателя от бензинового заключается в том, как формируется, воспламеняется и сгорает топливно-воздушная смесь. У дизельного ДВС отсутствуют свечи зажигания и, соответственно, воспламенение топливно-воздушной смеси происходит от сжатия. При этом, воздух и солярка подаются раздельно. Также следует отметить, что практически ни один современный дизель не обходится без системы наддува, которая используется для повышения рабочих характеристик агрегата. Для оптимизации наддува в максимально широком диапазоне оборотов используются турбонагнетатели с изменяемой геометрией. Дизельный агрегат имеет более высокий коэффициент полезного действия, но он тяжелее и выдает больший крутящий момент при низких оборотах, нежели бензиновый ДВС.
Принцип работы дизельного двигателя:
Как работает дизельный двигатель и, самое главное, как происходит воспламенение топлива в камере сгорания, если у агрегата данного типа нет свечей зажигания? Сперва воздух поступает в цилиндры. В конце такта сжатия, когда поршень почти достиг верхней мертвой точки, температура воздуха в камере сгорания достигает высоких значений (порядка 700-800 градусов) и затем в цилиндры впрыскивается дизельное топливо, которое воспламеняется самостоятельно, без искрового зажигания. Тем не менее, свечи в дизельном агрегате все-таки есть, но то – свечи накаливания, а не зажигания, которые нагревают камеру сгорания для облегчения запуска двигателя в холодное время.
Они представляет собой спираль (бывают с металлической и керамические), могут быть установлены в вихревой камере или в форкамере (если речь идет об агрегатах с раздельной камерой сгорания) или непосредственно в камере сгорания (если она нераздельная). При включении зажигания свечи накаливания практически мгновенно, за считанные секунды они раскаляются до температур в районе тысячи градусов и нагревают воздух в камере сгорания, облегчая процесс самовоспламенения топливно-воздушной смеси.
Типы дизельных двигателей:
Широко распространены моторы с раздельной камерой сгорания – топливо впрыскивается в специальную камеру в головке блока над цилиндром и соединенную с ним каналом, а процесс горения происходит не совсем так как у бензиновых ДВС. В этой вихревой камере поток воздуха интенсивнее закручивается, что способствует более эффективному смесеобразованию и самовоспламенению, которое продолжается в основной камере сгорания. Кстати, дизельные моторы с раздельной камерой сгорания менее шумные из-за того, что применение вихревой камеры снижает интенсивность нарастания давления при самовоспламенении.
Источник
Плохое качество дизельного топлива
Отечественные автомобилисты опасаются дизельных автомобилей из-за крайне низкого качества солярки. В прошлом именно этот факт становился причиной многих неприятностей, связанных с эксплуатаций дизелей:
- снижение мощности
- плохой запуск в холодное время года. Не соответствующее температурному режиму дизтопливо меняет плотность. Образовавшиеся отложения забивают фильтр, ухудшая пропускную способность или вовсе перекрывая подачу горючего к ТЕВД.
- поломка дизельной аппаратуры – первые дизельные автомобили заправлялись тяжелой паровозной заправкой, импортные автомобили не справлялись с такой «пищей» и выходили из строя
- ускоренный износ ЦПГ, обусловленный высоким содержанием серы. При сгорании серы образуется оксид, под воздействием которого детали ЦПГ подвергаются коррозии, сера окисляет моторное масло, образовывается нагар и лаковые отложения
Сегодня ситуация изменилась. Заправиться хорошим дизельным топливом не составляет труда. Приличное дизельное топливо гарантирует карта на бензин, поскольку все АЗС, включенные в сеть обслуживания топливных карт Магистраль и Роснефть, реализуемых , сотрудничают только с известными нефтеперерабатывающими компаниями и отвечают за качество горючего.
В то же время, стоит признать, что отечественная солярка все-таки не соответствует всем европейским нормам экологичности.
Сравнение мощности бензина и дизеля
В этом разделе мы проведем более глубокое сравнение цен, связанных с владением дизельным или бензиновым двигателем, в качестве примера можно привести Toyota Innova (2,0-литровый бензин и 2,5-литровый дизель). Обратите внимание, однако, что другие модели могут дать другой результат и заключение. Как уже говорилось, бензиновый вариант автомобиля стоит больше, чем дизельный агрегат. По словам Toyota, дизельный вариант Innova имеет выходную мощность 100 лошадиных сил при 3600 об / мин и крутящий момент 200 Нм при 1400–3200 об / мин, в то время как бензиновый вариант вырабатывает 134 лошадиные силы при 5600 об / мин и 184 Нм крутящего момента при 4000 об / мин
По словам Toyota, дизельный вариант Innova имеет выходную мощность 100 лошадиных сил при 3600 об / мин и крутящий момент 200 Нм при 1400–3200 об / мин, в то время как бензиновый вариант вырабатывает 134 лошадиные силы при 5600 об / мин и 184 Нм крутящего момента при 4000 об / мин.
К минусам относятся:
- сложность конструкции мотора – найти опытного специалиста, способного произвести диагностику и ремонт современного Дизеля нелегко, особенно в регионах
- новая машина с дизельным мотором будет стоить на 10-15% дороже бензиновой
- дизельные моторы более шумные
- дизель требует дополнительного времени для прогрева зимой, для комфортного использования зимой лучше устанавливать автономный отопительный прибор
- в случае поломки стоимость ремонта Дизеля выше
- некачественное топливо, залитое в бак в холодное время, может привести к тому, что машина не тронется с места, а вы окажетесь обездвиженным
- дизельные двигатели чувствительны к некачественному топливу и маслам
Из сказанного можно сделать вывод, что автомобиль с дизельным мотором выгодно покупать, если вы собираетесь преодолевать на нем большие расстояния (не менее 100 тыс. км). Это рабочие лошадки, незаменимые в качестве коммерческого транспорта. Доставка дизельного топлива компанией «РусПетрол» позволяет компаниям, имеющим дизельный транспорт, решить основную проблему таких автомобилей – иметь постоянный доступ к качественному дизельному топливу по выгодной цене.
Конструкция дизелей
Начальный силовой агрегат серии создали, модернизировав первый 341-й двигатель ВАЗ: дизель получил увеличенный на 4 мм ход поршня (84 мм). Благодаря этому объем возрос с 1,45 до 1,52 л. ГБЦ изготовлена из алюминия, направляющие втулки, седла клапанов — из легированного чугуна, вставки камер сгорания — из жаропрочного сплава. Газораспределительный механизм заимствовали у ВАЗ-2108. Рабочую поверхность клапанов усилили методом электропереплава. Коленвал — от 2103 с повышенной жесткостью допусков на разброс ходов. Увеличили жесткость конструкции отливки 2103. Установили калильные свечи. Мотор оснастили стартером мощностью 1,7 кВт (1,9 у ВАЗ-21055). Для этого потребовался аккумулятор повышенной емкости (60 или 65 А. ч). Кроме того, установлен топливный насос Bosch и вакуумный насос для создания разрежения в усилителе тормозов.
Существовала дефорсированная модификация 3413, предназначенная для малогабаритного трактора и привода электрогенератора. От обычного 341-го мотора он отличается ограничением максимальных оборотов на 3000 вместо 4800.
1,8 л двигатели создали, увеличив диаметр цилиндра с 76 до 82 мм.
Существуют турбированные варианты 1,45 л 341 мотора (3411) и ВАЗ-343 (3431 с турбиной IHI)
Плюсы дизельного двигателя
Экономия на топливе
Сюда можно причислить как более низкую стоимость самого дизтоплива по сравнению с бензином, так и экономный его расход двигателем. Из-за высокой плотности коэффициент полезного действия у дизельного топлива выше, чем у бензина в среднем на 25%, что, собственно, и повышает его экономичность.
Затраты топлива сокращаются также за счет непосредственного впрыска в камеру сгорания, тогда как в бензиновых двигателях топливо должно пройти впускной коллектор для образования воздушно-топливной смеси. И, соответственно, еще одним, дополнительным, плюсом является то, что дизельный автомобиль от заправки до заправки проходит большее расстояние.
Больший крутящий момент
Это преимущество дизельного двигателя способствует его лучшей производительности в условиях городской езды с уже привычными пробками, когда нужно часто останавливаться и двигаться дальше.
Эффективность при этом выражается в том, что автомобиль разгоняется быстрее, особенно если мотор усилен турбокомпрессором. Именно из-за отличной тяги дизельных двигателей ими оснащаются грузовые машины. Преимущество дизелей по крутящему моменту, что яснее всего чувствуется на низких оборотах, обеспечивается за счет сильного сжатия в камере сгорания, которое нужно для самовоспламенения дизтовплива.
Экологичность
При работе дизельного двигателя, где самовоспламение топлива происходит за счет сжатия воздуха (температура доходит до 800°C), в окружающую среду выбрасывается меньше углекислого газа по сравнению с мотором, работающем на бензине.
Согласно исследованиям ученых доля выбросов от дизельных двигателей в городской среде в четыре раза меньше, чем отходы бензиновых ДВС. Основная доля выбросов дизельного агрегата приходится на сажу, серу и оксид азота, которые можно легко отфильтровать..
Долговечность
В числе отличий бензинового двигателя от дизельного также можно назвать более низкие обороты последнего. Максимальный показатель по этому параметру равняется 6000 об/мин, тогда как у бензинового мотора он составляет 9000 об/мин. Это, в свою очередь, отражается на пробеге автомобиля.
Больший рабочий диапазон двигателей на бензине приводит к более быстрому износу деталей — до капремонта машина может пройти, как правило, 350000 км. Автомобили же с дизелем иногда в состоянии преодолеть более 1 млн. км., прежде чем обнаружится критическая поломка.