Вентиляторы радиатора – назначение и устройство
Вентилятор охлаждения радиатора применяется для воздушного охлаждения, которое вместе с жидкостным обеспечивает оптимальный температурный режим работы мотора. Для повышения эффективности жидкостного охлаждения применяется радиатор: встречный воздух проходит через его соты и охлаждает жидкость. Но при малой скорости движения или в городских пробках воздушный поток недостаточный. Чтобы избежать перегрева, включается вентилятор, который направляет воздух на радиатор, охлаждая его.
На старых моделях и современных внедорожниках с продольно размещенным двигателем применяется механический привод вентилятора охлаждения. У старых автомобилей он работает постоянно, позже начали устанавливать вискомуфту, которая его отключает при необходимости. Применяется на крупных грузовиках и внедорожниках. Достоинства в том, что не боится попадания воды, в отличие от элекровентиляторов.
Отопительный ликбез
Давайте разбираться, как выбрать автономный отопитель. При запуске “на холодную” мотор страдает, так как густое масло не способно качественно смазать детали силового агрегата. Запчасти из-за этого быстро изнашиваются. Дополнительный внешний “обогреватель” помогает подготовить автомобиль к запуску.
Выделяют следующие типы подобных устройств:
Питаться эти агрегаты могут от газа, бензина, дизтоплива и природного газа. В дизелях лучше использовать варианты с дополнительным баком бензина/газа, так как при минусовых температурах топливо в таких системах полностью застывает.
Особенности автомобильного вентилятора с подогревом
Автомобильный вентилятор с функцией подогрева представляет собой аналог устройства, которое используют люди в быту. Он почти ничем не отличается от домашнего тепловентилятора.
Сравните два варианта – обычный домашний радиатор отопления и вентилятор с функцией обдува. Какое из оборудований быстрее способно повысить температуру в небольшом помещении? Естественно, что второе.
Аналогично, установка вентилятора с обогревом в машину способна быстрее справиться с поставленной задачей.
Схема устройства довольно простая:
- Тепло вырабатывается за счет подачи электрического тока на проводник, характеристики сопротивления которого, очень высоки.
- Подсоединенный вентилятор принудительно перемещает нагретый воздух в нужном направлении, тем самым, быстро прогревая внутреннее пространство салона автомобиля.
- Быстрое поднятие температуры способствует более комфортному состоянию водителя и его пассажиров, а также – быстрейшему решению проблемы с замерзшими стеклами.
Как работает автономный отопитель?
Управление системой происходит при помощи пульта, устанавливаемого в салоне. Воздушный тип помогает добиться стабильного тепла внутри авто без учета штатной системы. Мощность такой “автономки” составляет 2-7 квт/ч, чего достаточно для обогрева салона любого объема.
Масляные и жидкостные аналоги согревают и двигатель машины. Монтируют такое устройство в подкапотном пространстве и подключают к электропроводке, топливной магистрали, контуру охлаждения и электросети.
Как включить автономный отопитель? Активация работы жидкостного устройства происходит по следующему алгоритму:
При использовании масляного аналога алгоритм такой же, но его действие больше направлено на предпусковой обогрев мотора.
Какой автономный отопитель лучше?
Тип горючего, возможность установки дополнительного бака для топлива, принципы работы рассматриваемого устройства и его мощность — все это влияет на выбор. Не забывайте и дополнительные опции, которые не менее важны:
Зачем нужен автомобильный компрессор
Многие автовладельцы годами спокойно ездят, не имея компрессора в багажнике своего автомобиля. Современные бескамерные шины прекрасно держат давление, а в случае прокола колеса, вопрос решается с помощью домкрата и запасного колеса или докатки.
При всем при этом, автомобильные компрессоры позволяют владельцу решать целый ряд, стоящих перед ним задач:
- Автомобильный компрессор позволяет контролировать с помощью манометра и поддерживать равномерное требуемое давление во всех колесах автомобиля. Правильное давление в шинах автомобиля уменьшает повышенный износ резины, улучшает поведение автомобиля на дороге и уменьшает расход топлива.
- Компрессор может помочь в преодолении бездорожья или при езде по гололеду. Автовладелец может спустить давление в шинах до половины от нормального, пятно контакта шины при этом возрастает, улучшается сцепление шины с поверхностью, возрастает проходимость. После прохождения плохого участка и выезда на нормальную дорогу автовладелец с помощью компрессора подкачивает шины, доводя давление в них до нормального значения.
- Компрессор может использоваться для накачивания резиновых лодок, надувных матрасов, мячей. Компрессоры с большой производительностью могут использоваться для подключения различного пневмоинструмента.
как подключить потребитель с напряжение питания 12в в сеть 24в
(преобразователь напряжения 24в-12в)
Известно,что в некоторых автомобилях, бортовая сеть составляет не 12 Вольт,что больше всего распространено,а 24 Вольта.
И тут возникает некоторые сложности,а как же подключить тот же антирадар,или видеорегистратор или другой потребитель работающий от 12 Вольт.
Для этого хорошо будет собрать преобразователь для автомобиля, который будет наши 24 Вольта,преобразовывать 12 Вольт.И можно на эти 12 Вольт установить прикуриватель,и туда уже включать наши потребители.
Схема представляет собой линейный стабилизатор напряжения собранный на LM 7815.
Для увеличения тока стабилизации на радиаторе устанавливается составной транзистор TIP142.
Диоды VD1,2 установлены для защиты от не правильного подключения полярности на входе устройства. VD3,4 – защищают устройство при подаче 24V напряжения на выход устройства.
Печатная плата собрана на одностороннем фольгированном текстолите.
Детали устанавливаются на плату со стороны проводников. Транзистор VT1 устанавливается на теплоотводящий радиатор. Я использовал радиатор от старого преобразователя напряжения. Готовое устройство показано на первой фотографии.
Не малый плюс так же то,что устройство поддерживает нагрузку до 5 Ампер.
Примерная стоимость преобразователя составляет 250 руб. Его мощности вполне хватает для питания Си-бишной радиостанции с мощностью передатчика до 15 Вт. Ток потребления данным устройством составляет 10 мА. Выходная мощность – 65Вт. Выходное напряжение – 13В.
Системы с регулируемой величиной воздушного потока
Оптимальное решение. Системы охлаждения с регулируемой величиной воздушного потока позволяют обеспечивать высокую максимальную рабочую температуру без чрезмерных паразитных затрат мощности. Два наиболее распространенных способа регулировки величины воздушного потока – изменение частоты вращения или угла поворота лопастей вентилятора. Следует заметить, что уменьшение частоты вращения вентилятора выгодно не только с точки зрения экономии мощности, но и для снижения шума работы.
Вентиляторы охлаждения с поворачивающимися лопастями (изменяемым шагом) позволяют регулировать воздушный поток. Использование таких вентиляторов дает возможность разработчикам систем охлаждения обеспечить требования при экстремально высоких температурах окружающего воздуха и в то же время свести к минимуму потребление мощности на привод.
На рис. 5 представлена зависимость величины воздушного потока, проходящего через радиатор, от статического давления: при увеличении статического давления воздушный поток уменьшается. Чем больше воздуха будет проходить через радиатор, тем большее давление потребуется создать. На графике видно, как изменяется величина воздушного потока при изменении угла поворота лопастей (кривые сдвигаются на графике).
Испытания показали, что даже при относительно теплой погоде (+27 °С) использование вентилятора с поворачивающимися лопастями позволило снизить потребляемую мощность до 50%.
Производители
Самыми популярными производителями среди отечественных автолюбителей являются:
- Лифей – китайский производитель автомобильных компонентов. Популярность обрел благодаря выгодной стоимости. Маленькие агрегаты можно приобрести в пределах 1500-2000 рублей, что значительно дешевле своих ближайших конкурентов. Однако минусом производителя является нестабильное качество, присущее всем бюджетным производителям, при этом все работы по установке можно произвести своими руками.
- Webasto – один из лидеров рынка, производящий оборудование для обогрева автомобилей. Отличается стабильно высоким качеством и такой же высокой стоимостью. Агрегаты от данной компании отличаются высокой выносливостью (в среднем могут служить в течение 7-8 лет);
- KRC – компания по выпуску автомобильных компонентов. Не так давно присутствует на рынке и борется с конкурентами балансируя привлекательную стоимость и достаточно высокое качество продукции. По заявлению разработчика срок службы изделия составляет порядка 4-5 лет.
Как найти причину поломки вентилятора?
Неисправный вентилятор системы охлаждения двигателя может стать причиной перегрева силового агрегата, поэтому нужно постоянно следить за работоспособностью вентилятора. В случае его поломки необходимо как можно быстрее найти причину этой проблемы и устранить ее.
Первым делом снимается штекерный разъем с датчика температуры. Если он одинарный, то проверить его исправность можно путем ручного замыкания клемм в штекере отрезком проволоки. Если термодатчик двойной, то сначала замыкаются красно-белый и красный провода – вентилятор должен вращаться медленно. Затем замыкают черный и красный провода – вентилятор должен вращается быстро. Вентилятор во всех случаях должен работать, если же не работает, его следует заменить.
Когда вентилятор работает, но только на большой скорости, необходимо заменить дополнительное сопротивление.
Если все эти проверки не увенчались успехом, то следует проверить предохранитель. В разъем вентилятора на красно-белый либо красно-черный провод подается питание от клеммы аккумулятора с положительным зарядом, а на коричневый подводится отрицательный провод от АКБ. В случае если вентилятор не заработал, значит, он неисправен, в другом случае нужно тщательно осмотреть все штекера и разъемы на проводах, идущие от датчика температуры к вентилятору.
Когда вентилятор охлаждения двигателя не выключается, а работает постоянно, это может свидетельствовать о поломке датчика включения вентилятора. Его исправность можно проверить следующим образом – включается зажигание и с датчика снимается наконечник провода. Вентилятор все равно не выключается – производится замена датчика.
В видео ниже показано, как проверить и заменить датчик температуры на автомобилях ВАЗ.
В некоторых случаях, полностью менять устройство нет необходимости, так как поломка может быть незначительной и гораздо дешевле будет самостоятельно его отремонтировать.
Вентилятор с обогревом – деньги на ветер?
Производители аксессуаров для ускорения прогрева салона, борьбы с запотеванием и обледенением стекол предлагают автомобильный вентилятор с обогревом. Рассмотрим устройство этих обогревателей, а также уровень эффективности. В рассуждениях будем опираться на реальные отзывы.
Все рассматриваемые нами модели питаются от прикуривателя. Лишь некоторые также могут быть «вживлены» в бортовую сеть автомобиля. Поэтому для использования вам не потребуется преобразователь напряжения 12-220 V. Автовентилятор бывает трех типов:
- для обогрева стекол (отличается продолговатой формой, что обеспечивает более обширную подачу теплого воздуха);
- мультифункциональный. Такие устройства имеют ручку, зачастую оборудованы фонариком. Существуют модели, которые могут быть подключены к прикуривателю либо встроены непосредственно в сеть автомобиля. Для этого в устройстве имеются специальные разъемы (обычные «папа-мама»). Поэтому при желании такой подогрев можно установить штатно, выполняя включение-выключение специальной кнопкой;
- универсальный. Наиболее распространенный вариант. Работает от прикуривателя, имеет компактные размеры, приспособленные к машинам крепления.
Различается и нагревательный элемент. Подогрев может осуществляться:
- спиралью накаливания;
- трубчатым нагревателем, ТЭНом;
- керамическим нагревателем. По крайней мере, так утверждают многие производители. По факту при разборе многих обогревателей такого типа оказывается, что нагреватель выполнен из алюминиевого сплава. Алюминиево-резистивный элемент применяется во многих домашних тепловых вентиляторах.
Еще один немаловажный параметр – мощность. От этого зависит не только эффективность, но возлагаемая на электрическую сеть авто нагрузка. В большинстве своем мощность колеблется от 140 до 200 Вт. Разумеется, чем мощнее обогреватель, тем больше тепла он может генерировать.
Устройство, принцип работы
В основе своей автомобильный вентилятор с функцией обогрева имеет следующие элементы:
- нагревательный элемент;
- кулер. Аналогичные устройства используются для отвода тепла в ПК и ноутбуках;
- провода для соединения элементов. Регулятор мощности, если обогреватель имеет такую функцию;
- предохранитель. Вентилятор для автомобиля без внутреннего предохранителя лучше даже не рассматривать к покупке;
- пластиковый корпус.
Принцип работы автомобильного вентилятора с обогрева достаточно архаичен. Вентилятор осуществляет отвод подогреваемого нагревательным элементом воздуха в салон автомобиля.
Как выбрать автомобильный компрессор
Рассмотрим критерии, требующие обязательного исполнения при выборе изделий схожего применения.
Конструкция. Большинство автомобильных компрессоров конструктивно схожи: у них есть один или два цилиндра с поршнем, а также кривошипно-шатунный механизм. Электромотор приводит в движение кривошипно-шатунный механизм, воздух нагнетается в шину. Давление в колесе показывает манометр. Часто в конструкцию компрессора входит дефлятор – клапан, который стравливает избыточное давление. При этом не надо отсоединять шланг подкачки от колеса. Иногда компрессор во время работы завышает показания. Это может быть связано с недостаточной точностью манометра. Еще нужно учесть, что давление в месте подключения шланга выше, чем в шине. Поэтому, чем производительнее компрессор, тем погрешность больше. Чтобы точно определить давление, нужно выключить устройство и только потом измерить данные. Это неудобно, но так можно получить более точный результат.
Длина кабеля. Она должна быть такой, чтобы ее с запасом хватало до каждого колеса. Встречаются модели, где провод составляет всего 2–2.5 метра. Этого может быть мало, чтобы дотянуться до заднего колеса небольшой легковушки. Оптимальный вариант – три метра и более
Обратите внимание на длину воздушного шланга. Для колес размером 13–15 дюймов хватит 0.75 метров, а для более крупных радиусов – 1 метра
Этого достаточно, чтобы поставить компрессор у колеса, даже если ниппель находится в верхней точке.
Источник питания. Большинство компрессоров подключается к разъему прикуривателя автомобиля. Некоторые, более производительные (свыше 45 л/мин), имеют больший показатель силы тока, поэтому они присоединяются к клеммам автомобильного аккумулятора. Некоторые оснащаются собственными элементами питания и подзаряжаются от бытовой электросети – одного заряда вполне хватает для подкачки пары колес. Тут уже выбор будет зависеть от того, какой способ для вас будет более удобным. Ведь, если вы большую часть времени проводите в дороге, нет смысла покупать аккумуляторный компрессор – его даже зарядить будет негде. Лучше отдать предпочтение модели, которую можно подключить к штатной проводке авто.
Производительность. Ключевой показатель, от которого зависит какой объем воздуха за единицу времени будет нагнетать автомобильный компрессор. У разных моделей он может составлять от 10 до 70 л/мин. От него зависит не только скорость выполнения работ, но и то, для каких по величине шин предназначен аппарат. Например, для легкового авто с колесами в 13 дюймов достаточно будет устройства, выдающего в минуту около 30 литров воздуха. Минивэн или внедорожник с более крупными колесами нуждается в компрессоре с производительностью в 60-70 л/мин. Шинная камера объемом 19 литров наполнится воздухом за две-три минуты при производительности 10 л/мин. Если взять оборудование с показателем в 60 л/мин, это время составит всего 20 секунд. Но помните, что цена автомобильных компрессоров с большим показателем производительности немного “кусается”.
Как сделать мобильный кондиционер для автомобиля
Далее рассмотрим два варианта самодельных кондиционеров.
Вариант №1.
Первый из них будет очень простым. Для его изготовления всего лишь потребуется:
- Емкость с плотно прилегающей крышкой;
- Вентилятор, работающий от сети 12В;
- Колено с пластиковой трубы.
Дальше все очень просто – в крышке проделываем два отверстия. В одно из них устанавливаем и закрепляем вентилятор, а во второе – пластиковое колено, которое будет играть роль раструба для выхода охлажденного воздуха. Получиться должна такая конструкция:
Все – «кондиционер» готов, но для охлаждения воздуха потребуется хладагент, роль которого будет выступать лед. Перед поездкой засыпаем его в емкость, накрываем крышкой и ставим в автомобиле.
Действует все так: вентилятор будет нагнетать воздух в емкость, при контакте со льдом, он будет охлаждаться и выходить в салон через раструб.
Такой «кондиционер» — очень прост в изготовлении, и финансовые затраты будут минимальными, но и эффективность его тоже не высокая, да и время действия – незначительное, пока лед не растает, и вода в емкости не нагреется. Но на пару часов хватит.
Вариант №2.
Более «продвинутым» можно считать следующий вариант самодельной установки. В плане затрат она обойдется дороже, но и эффективность ее будет значительно выше.
Для его изготовления потребуется:
- Переносная ;
- Вентиляторы (можно использовать большие кулера на 12В от компьютера);
- Радиатор от салонной печки;
- Насос (аквариумный или от системы омыва стекол);
- Провода;
- Силиконовые трубки;
- Штекер для подключения к прикуривателю (можно взять от автомобильной зарядки телефона).
Имея все это можно приступать к сборке:
На дне сумки-холодильника закрепляем подготовленный насос и подсоединяем к его выходу силиконовую трубку. На заборник насоса желательно поставить небольшой сеточный фильтр;
В крышке сумки прорезаем отверстие по размеру подготовленного радиатора;
С внутренней стороны в прорезь устанавливаем радиатор и закрепляем;
Снаружи размещаем вентилятор. Он может быть один или несколько (к примеру, кулеры от компьютера), соединенные в единую конструкцию
При этом важно проследить, чтобы поток воздуха, создаваемый вентиляторами, был направлен в салон, а не в сумку;
Соединяем силиконовой трубкой насос и радиатор. Второй трубопровод следует надеть на выход радиатора и опустить его на дно сумки;
Разводим проводку
Провода от насоса и вентиляторов соединяем и подключаем к подготовленному штекеру. При этом важно не попутать полярность, иначе электроприборы будут работать в обратную сторону.
В итоге должно получиться примерно такое оборудование:
Его после сборки можно немного «облагородить», сделав более презентабельную внешность.
Теперь о том, как все работает. Хладагентом в таком «кондиционере» тоже выступает лед, а также обычная вода. То есть, засыпаем на дно слой льда, а затем добавляем воду, после этого можно включать прибор в работу.
При этом насос начнет качать охлажденную воду, а установленный на заборнике фильтр не даст попасть внутрь мелким частицам льда.
Вода начнет поступать в радиатор, где и будет происходить теплообмен, при котором воздух возле радиатора будет охлажденным. Именно его и будут подавать в салон установленные вентиляторы.
После прохождения через радиатор вода будет стекать снова на дно сумки.
Поскольку у такой сумки-холодильника стенки – термоизоляционные, то лед не так быстро растает, как в первом варианте «кондиционера», то есть он сможет более длительный срок охлаждать воздух. Наличие радиатора обеспечит улучшенный теплообмен.
Дополнительно такой «кондиционер» можно оснастить устройствами, позволяющими менять скорость вращения вентиляторов, то есть сделать, чтобы было несколько режимов работы.
Как сделать своими руками
Многим будет интересно собрать преобразователь напряжения с 12 на 220 своими руками. Чтобы сберечь своё время, предпочитаю использовать готовые блоки или подручные приборы. В интернете есть хорошие схемы на 2000, 2500 и 3000 Вт, они отличаются в основном количеством силовых транзисторов на выходе.
На Ебее и Алиэкспресс продаётся около 10 разновидностей готовых высоковольтных модулей. От простейших до качественных с кулером на радиаторе. Остаётся добавить провода и клеммы, установить розетку и дополнительную защиту.
Старый ИБП
Но самый лучший вариант изготовления инвертора 12 в 220 своими руками, это использование источника бесперебойного питания ИБП. Это полностью готовое устройство, продвинутые модели снабжены экранами и индикаторами. Остаётся только вывести кабель на 12 вольт наружу. В ИБП есть основные виды защиты, на корпусе от 1 до 6 розеток.
Старый ИБП стоит 100-300руб, иногда их отдают бесплатно, у меня их валялось 3 штуки. Проще и быстрее их найти на Авито, встречаются очень хорошие модели по сказочным ценам.
Полезные рекомендации
Советы по выбору и установке инверторного источника питания:
- При использовании преобразователя, подключенного к бортовой сети автомобиля, потребляемая мощность не должна превышать отдачу генератора (с учетом энергопотребления систем освещения и зажигания). В противном случае начнется разрядка аккумулятора, что приведет к остановке двигателя.
- Рекомендуется покупать оборудование с алюминиевым корпусом, обеспечивающим отвод тепла. Встречаются устройства с активным охлаждением и стальным кожухом, выдерживающим повышенные нагрузки. Преобразователи с такими корпусами рассчитаны на эксплуатацию в жестких условиях.
- При подборе следует учитывать стандарт розетки на преобразователе. Большинство приборов оборудовано штекером европейского формата с контактом заземления, встречаются изделия с универсальной розеткой.
Правила установки и подсоединения
Грамотная инсталляция, подсоединение и последующее использование являются гарантией долгого и благополучного функционирования инвертора. Чтобы не разочароваться в приобретении, следуйте нижеперечисленным принципам:
- Ставить только в не влажном месте;
- Не допускать проникновения прямых солнечных лучей на устройство;
- Не ставить инвертор рядом с отопительным оборудованием;
- Не включать вблизи возгораемых предметов.
Как и любой сегодняшний прибор, инвертор для автомобиля оборудован специализированным защитным средством, защищающим его от сбоев либо неисправностей и сбоев напряжения более 12 В.
Средство автоотключения защищает от перегруженности и мгновенно активируется во время снижения напряжения. В случае КЗ прибор тоже выключится.
Вид подключения компрессора
Автомобильные компрессоры могут подключаться к бортовой сети автомобиля двумя способами:
- через разъем прикуривателя – более простой способ подключения для многих автовладельцев, но при таком способе подключения следует учитывать ток потребляемый компрессором и номинал предохранителя на прикуривателе. У большинства автомобилей на прикуривателе стоят предохранители на 15-20 А, но у некоторых автомобилей прикуриватель рассчитан на ток 8 А. При подключении мощного компрессора может произойти превышение потребляемого тока, при этом в лучшем случае сгорит предохранитель, при худшем варианте может сгореть проводка прикуривателя.
- Напрямую к клеммам аккумулятора – подключение производится с помощью разъемов «крокодилов» непосредственно от аккумулятора. Компрессоры рассчитанные для подключения к аккумулятору автомобиля должны обязательно иметь предохранитель на проводе питания.
Встречаются модели автомобильных компрессоров, имеющие возможность подключения к сети 220 Вольт, они предназначены для использования в гаражах и автосервисах.