Инструкция по обслуживанию автомобильного аккумулятора, рекомендации по выбору

Зарядка новой необслуживаемой АКБ

Если вы приобрели необслуживаемый аккумулятор, его заряжать рекомендуется методом, когда напряжение постоянно. Благодаря использованию этого способа электролит внутри батареи нагревается не так сильно.

Для необслуживаемой «батарейки» лучше всего применять зарядное устройство, снабженное индикатором уровня заряда и возможностью автоматического регулирования U.

После часа зарядки емкость АКБ восстанавливается больше, чем наполовину (если ее показатель изначально был намного меньше заявленного производителем). А уже через 3-4 часа можно поднять уровень емкости до 90 процентов и более.

В целом, нужно заряжать необслуживаемый аккумулятор около пяти часов. Если зарядное устройство оснащено индикатором, он всегда оповестит об окончании процесса.

Правила дальнейшей эксплуатации

С зарядкой разобрались

Но не менее важно понять, как нужно правильно начать эксплуатацию нового аккумулятора и что при этом следует делать

Если игнорировать эти рекомендации, новая батарея продержится в лучшем случае год.

Перед покупкой и установкой АКБ убедитесь в том, что выбранная батарея полностью соответствует требованиям производителя и характеристикам вашего автомобиля.

Если уже на этом этапе допустить ошибки, все дальнейшие советы теряют смысл.

Чтобы грамотно эксплуатировать свой новый аккумулятор, не меняя батареи автомобиля каждый год, начните с выполнения таких инструкций:

  • при покупке снимите упаковочный материал, тщательно протрите устройство сухой чистой тряпкой;
  • если это обслуживаемая АКБ, следует снять пробки и сделать замеры плотности находящегося внутри электролита;
  • согласно инструкциям, выполните процедуру подзарядки;
  • с помощью мелкозернистой наждачки обработайте контакты;
  • протрите контакты сухой чистой ветошью;
  • избегая образования искр, подключите устройство к клеммам в подкапотном пространстве.

Для профилактики можно предварительно проверить, нет ли нигде в бортовой сети утечки тока. Здесь поможет мультиметр.

Что же касается плотности электролита, то в номер этот показатель должен составлять в пределах от 1,27 до 1,28 кг/см3.

В дальнейшем за новым аккумулятором потребуется соответствующий уход, чтобы питание автомобиля проходило без проблем, стартер нормально включался в работу и позволял беспрепятственно запускать двигатель.

Некоторые автомобилисты уверены, что тренировать АКБ просто необходимо. Суть процедуры заключается в том, чтобы использовать генератор для подзарядки, который и будет заряжать устройство. Если ездить на небольшие расстояния и на малой скорости, постепенно это будет разряжать АКБ.

Правила эксплуатации предусматривают выполнение таких рекомендаций.

  1. Совершив первую поездку на новой батарее, проведите проверку параметров напряжения в режиме холостого хода и при отключении всех имеющихся потребителей. В норме прибор должен показывать минимум 13,5 В.
  2. Возьмите себе за правило периодически заглядывать под капот. Проверяя тот же уровень масла, параллельно осмотрите корпус батареи на предмет наличия повреждений, сколов, трещин. Они могут появляться, если эксплуатация осуществляется неправильно, у АКБ есть заводской брак либо это продукция низкого качества.
  3. Примерно раз в месяц поднимайте капот, берите в руки сухую чистую ветошь, и удаляйте все накопившиеся загрязнения с аккумулятора. Особенно тщательно следите за состоянием клемм и контактов. При необходимости клеммы снимают, зачищают и ставят на место.
  4. Старайтесь не прикуривать другие машины без острой необходимости. А если и делаете это, то строго соблюдайте установленные правила. Не забывайте о соответствии и несоответствии разных АКБ при прикуривании.
  5. Периодически делайте ревизию состояния электропроводки. Даже если генератор начал слегка барахлить, это может негативно сказаться на состоянии АКБ.
  6. Следите за тем, чтобы уровень заряда не опускался ниже 30%.
  7. Когда двигатель не работает, старайтесь на долгое время не включать фары или аудиосистему.
  8. Проверяйте, насколько плотно сидит батарея на своём посадочном месте.
  9. По возможности выезжайте периодически на трассу, разгоняйтесь до 90-110 км/час, проезжайте 30-50 км. без остановки. Это позволит генератору как следует поработать и в полной мере восполнить заряд АКБ. Такой совет актуален для тех, кто 95% времени проводит в городе, совершая короткие, но частые поездки. Из-за этого АКБ не успевает зарядиться от генератора, что ведёт к постепенному падению заряда.

Даже когда батарея новая, лишь при условии соблюдения основных правил эксплуатации она сможет прослужить долго и не создавать дополнительных проблем для автомобилиста.

Не стоит экономить на покупке качественных АКБ. Отдавайте предпочтение продукции проверенных компаний, всегда проверяйте дату производства, не забывайте о гарантийном талоне.

Очистка окисленных клемм

Очень немаловажный момент, особенно если батарея с жидким электролитом. Во время пуска двигателя батарея отдает ток в сотни ампер. В таком режиме электролит «вскипает» – вода, входящая в его состав, разлагается на водород и кислород. В обслуживаемых аккумуляторах газы выходят через отверстия в пробках. В необслуживаемых – частично восстанавливается в специальных лабиринтах, предусмотренных в крышке АКБ, частично выходят через специально предусмотренные клапаны.

Сами по себе кислород и водород безвредны, но они насыщены парами серной кислоты, которая оседает на клеммах батареи. В результате наконечники и клеммы АКБ со временем окисляются, и контакт между ними ухудшается. Если регулярно не принимать специальных мер, то выглядеть это может весьма плачевно. Плохой контакт – это затрудненный пуск, постоянный недозаряд и, как следствие, выход батареи из строя.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Важно! Очень часто можно услышать мнение, что окисление клемм – признак неправильной эксплуатации АКБ. Это неверно

Окисление происходит в любом случае. Другой вопрос – как быстро и интенсивно это происходит. Если клеммы приходится чистить каждый месяц, то да, тут стоит проверить режим зарядки и состояние батареи.

Что делать, если наконечники и клеммы нашей АКБ окислились и покрылись «инеем»? Очевидный ответ – привести их в порядок. Причем сделать это можно своими руками, не прибегая к помощи специалиста. В общих чертах это будет выглядеть так:

  1. Снимаем наконечники с клемм.
  2. И то и другое тщательно промываем крепким раствором пищевой соды в воде. Это поможет нейтрализовать кислоту.
  3. При помощи металлической щетки или наждачной бумаги зачищаем наконечники и клеммы до блеска.
  4. Густо промазываем клеммы любой густой смазкой (салидол, циатим, технический вазелин и пр.).
  5. Устанавливаем наконечники на место и еще раз все, включая наконечники, промазываем густой смазкой.

Если вы хотите получить более подробную информацию об очистке клемм аккумуляторной батареи, то прочтите статью «Как и чем очистить клеммы аккумулятора от окисления».

Как обслуживать необслуживаемые АКБ?

Необслуживаемая аккумуляторная батарея нуждается в уходе. Обслуживание такой акб простое.

  1. Осмотр корпуса. В процессе отслеживается общее состояние, выявляются дефекты, повреждения, подтеки электролитической смеси.
  2. Проверка, ремонт дренажных каналов. Их очищают от загрязнений, пыли.
  3. Визуальный осмотр.
  4. Выявление течи электролитического состава.
  5. Нейтрализация кислотной, щелочной среды.
  6. Обработка вводов, контактов смазкой. Такие действия способствуют продлению срока эксплуатации, предотвращению разрушения.
  7. Тестирование работоспособности клемм. От результатов зависит уровень заряда, получаемый от генератора.

Устройство аккумулятора

Свинцовые аккумуляторы устроены из соединенных последовательно емкостей — банок. В банках в раствор серной кислоты погружены пластины из свинцового сплава. Благодаря восстановлению и окислению свинца на аноде и катоде в батарее существует разница электрического потенциала.

Основные причины поломки аккумулятора:

  1. Выкипание электролита.
  2. Изменение химического состава электролита.
  3. Растворение пластин — сульфатация.
  4. Короткое замыкание в банках — анод прикасается к катоду без зазора.

Виды батарей

Кислотные аккумуляторные батареи бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Обслуживаемый имеет специальные отворачивающиеся пробки, дающие доступ внутрь батареи. Можно ареометром проверить плотность, визуально определить уровень и цвет электролита. Необслуживаемые аккумуляторы лишены такой возможности. Технологически они более совершенны, так как испарения воды из электролита сведены к минимуму, и раствор серной кислоты рассчитан на весь срок службы прибора. Необслуживаемые батареи нужны, если они устанавливаются в салоне автомобиля.

Пытаясь из необслуживаемого аккумулятора сделать обслуживаемый, нужно определить возможно ли это, об этом далее.

Необслуживаемые свинцовые аккумуляторы бывают:

  1. С жидким электролитом – технология WET
  2. С заполнителем из стекловолокна – технология AGM
  3. С гелевым электролитом — GEL

Полноценно можно обслужить только WET батарею. В зависимости от материала пластин эти аккумуляторы бывают:

  1. Сурьмянистые: свинец обладает излишней пластичностью, для прочности в него добавлена сурьма. Ее недостаток — она катализатор элетролиза воды. уровень и плотность электролита изменяются. Этот вид необходимо чаще обслуживать. Обозначаются они буквами Sb.
  2. Кальциевые: наличие кальция снижает срок службы прибора — пластины быстро сульфатируются. Обслуживать такие батареи практически не нужно, но главное — не допускать глубокого разряда. Обозначаются они буквами Ca.
  3. Гибридные: одна часть клеммы сделана из кальциевого, вторая — сурьмянистого материала. Отличный компромисс — газовыделение сведено к минимуму. Обозначаются Ca/Sb.

Только предварительно выяснив, можно ли обслужить именно ваш аккумулятор, стоит переходить непосредственно к работе.

Зарядка аккумулятора

Изучая, как обслуживать аккумулятор, необходимо сказать несколько слов о его зарядке. Чтобы батарея не разрядилась при длительном простое, необходимо отключить ее массу. Требуется периодическая зарядка. Для этого применяется особое устройство. Оно сначала понижает напряжение, а затем начинает заряжать аккумулятор. Процесс подзарядки происходит автоматически. Следить за его выполнением не нужно.

Рассмотрев основные правила и поняв, как обслуживать аккумулятор, можно выполнить все действия самостоятельно. Придерживаясь рекомендаций специалистов, можно значительно сэкономить затраты на техобслуживание, а также замену аккумулятора. При регулярном выполнении регламентных работ удастся продлить срок эксплуатации любого типа батареи.

Как увеличить срок службы АКБ?

  1. Аккумулятор нужно поддерживать в чистом состоянии, чтобы не образовывались паразитные грязи, вызывающие ток утечки. Периодически его рекомендуется мыть раствором соды.
  2. Не допускать глубоких разрядов, которых боится любой свинцово-кислотный аккумулятор – будь то сурьмянистый, кальциевый — для него это стресс. Один глубокий разряд примерно можно приравнять двум-трем месяцам эксплуатации.
  3. Необходимо следить, чтобы использовалось работоспособное электрооборудование – генератор, стартер, который потребляет тока столько, сколько ему нужно.
  4. Важен момент правильной подборки аккумулятора. Не рекомендуется брать меньше рекомендованной емкости, а вот больше на 30-40% — это будет в плюс.
  5. Не использовать электроприборы при неработающем двигателе – не желательно слушать радио, не смотреть телевизор и т.д. Аккумулятор нужен только для того, чтобы запускать двигатель.
  6. Контролируйте уровень и плотность электролита. Если в этом нет необходимости, не меняйте электролит, не промывайте банки – это всё очень пагубно влияет на АКБ. Заряжайте перед зимой, по окончании зимы.
  7. Не допускайте перезаряда, когда идет напряжение больше 14,5 В.

Порядок подготовки АКБ к зиме

На дворе похолодало, скоро зима, а это значит, что батарея нуждается в подготовке к эксплуатации в экстремальных условиях. Для тех водителей, кто избегает поездок зимой и предпочитает в это время пользоваться общественным транспортом, вопрос решается просто. Достаточно лишь провести отключение аккумулятора на зиму и обеспечить ему хранение в тёплом помещении.

В других случаях необходимо вытащить батарею и провести ряд мероприятий по обслуживанию АКБ. Эти мероприятия являются обязательными для предупреждения неприятных сюрпризов, ведь при отрицательных температурах ёмкость АКБ снижается, нагрузочная способность падает, и холодный пуск при повышенной вязкости масла в двигателе сильно осложняется.

Проверка уровня электролита.Прежде всего, надо очистить контакты и корпус аккумулятора, а затем проверить уровень электролита. Для этого необходимо выкрутить пробки из заливных отверстий и убедиться, что уровень электролита в каждой их них находится между отметками «минимум» и «максимум». Если такие отметки отсутствуют, можно осуществить визуальный контроль.

Уровень электролита в каждой банке должен находиться выше пластин на 10-15 мм. Если окажется ниже, следует долить дистиллированной воды.

Зарядка. Для зарядки используется специальный прибор

Если стоит вопрос о приобретении такого устройства, то лучше обращать внимание на наличие автоматического режима

В противном случае приходится контролировать сам процесс заряда. При этом сила тока заряда должна составлять 0.1 от ёмкости. К примеру, если ёмкость составляет 60 А/ч, то ток будет 6А. Когда напряжение поднимется до 14.5В, силу тока надо снизить в два раза и продолжить зарядку ещё десять часов.

Плотность электролита.Данная проверка проводится после полной зарядки и отстаивания не менее одно часа. Для этого применяется специальный прибор, который называется ариометр.

Проверка проводится при температуре 20°С. Если она другая, но надо руководствоваться таблицей, прилагаемой к ариометру. Плотность заряженной АКБ должна быть не менее 1.27 г/см 3 . В случае если этот параметр окажется ниже, необходимо долить электролит, плотность которого повышена. Он продаётся в автомагазинах.

Напряжение.Окончательным мероприятием при подготовке аккумулятора является проверка напряжения, которое для нормального пуска двигателя должно составлять не менее 12.6В.

Специалисты рекомендуют проверку заряда АКБ в зимний период проводить ежемесячно, а уровень и плотность электролита – еженедельно. В регионах с сильными морозами в качестве дополнительной меры при подготовке к зиме нужно утеплить аккумулятор.

Правила обращения с АКБ простые и их соблюдение исключит возможные неприятности, как с батареей, так и с самим автомобилем.

Визуальный осмотр

Внешний вид может рассказать о многих внутренних проблемах с АКБ, поэтому стоит тщательно осмотреть изделие, акцентируя внимание на самых важных частях и характеристиках. Диагностика аккумулятора автомобиля подразумевает выполнение следующих проверок:

  1. Корпус. На нём не допускаются трещины, сколы, т. к. подобные дефекты ведут к вытеканию электролита. А это не только грозит выходом из строя аккумулятора. Агрессивный химический раствор может попасть на детали двигателя и повредить их.
  2. Система фиксации АКБ. Многие автовладельцы зачастую с пренебрежением относятся к закреплению батареи, особенно если зимой приходится её относить домой или ставить в иное тёплое помещение. Между тем, незафиксированный аккумулятор испытывает вибрацию, что выводит из строя решётки электродов. Подобная ситуация в худшем случае чревата взрывом АКБ. Есть и ещё один минус, о котором стоит помнить, проводя обслуживание автомобильных аккумуляторов: при ДТП электролит может попасть на пострадавших.
  3. Выводы «плюс» и «минус». Их плохое состояние ведёт к ухудшению контакта с проводами, идущими от «массы» и стартера. Загрязнённые контакты становятся причиной нагрева силовых кабелей, что чревато невозможностью пуска двигателя, оплавлением изоляции и даже возгоранием. Рекомендуется, осуществляя обслуживание автомобильного аккумулятора, перед затяжкой контактов обработать выводы АКБ специальной пастой, реализуемой в автомагазинах.

5 Визуальный осмотр и проверка зарядки АКБ

При визуальном осмотре проверяется надежность креплений, чистота клемм, проводов, целостность и чистота корпуса. Крепления при необходимости нужно подтянуть. При обнаружении на клеммах и проводах продуктов окислительных процессов удалите их. Для поддержания корпуса в чистоте регулярно очищайте его от следов масла, электролита и грязи. Протирать корпус можно с помощью раствора из пищевой соды: чайная ложка разводится в стакане воды. Если корпус грязный и в подтеках электролита, то на нем образуется токопроводящая пленка, что способствует саморазрядке аккумулятора.

Проверка степени заряженности АКБ выполняется с помощью вольтметра или мультиметра, установленного в режим измерения напряжения. Для проверки можно снять аккумулятор с автомобиля или отсоединить клеммы. Щупы прибора подключаются в АКБ соответственно с полярностью. До предела заряженная батарея должна иметь напряжение в интервале от 12,6 В до 12,9 В. Если оно ниже, то АКБ нужно зарядить. Не рекомендуется эксплуатация разряженного устройства, это сократит срок его службы.

При проверке напряжения в бортовой сети аккумулятор подключаем в сеть, запускаем двигатель и включаем электроприборы для создания имитации реальной нагрузки во время эксплуатации. Напряжение должно находиться в пределах от 13 В до 14,4 В. При значениях ниже нормы, АКБ будет разряжаться, при высоких показателях увеличивается расход воды. Если обнаружены отклонения от нормы, проверьте исправность генератора.

Утечка тока в элетросети авто может серьезно сказаться на эксплуатации АКБ. Даже при исправном аккумуляторе ток утечки будет постоянно разряжать его, АКБ не сможет восстанавливать заряд и будет находиться в разряженном состоянии. Для обнаружения утечки тока мультиметр выставляем в режим измерения тока и проверяем бортовую сеть. Если найдены причины утечки, их нужно устранить.

Периодически аккумулятор заряжается от генератора во время работы двигателя. Необходимость внеплановой зарядки может возникнуть при полной разрядке батареи. В этом случае зарядку лучше проводить постоянным током под контролем, что позволит восстановить емкость АКБ после полной разрядки.

Виды и периодичность обслуживания автомобильного аккумулятора

Обслуживание автомобильного аккумулятора можно разделить на диагностику и, собственно, и сами сервисные операции с батареей. Можно выполнять обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками или доверить его работникам СТО, а вот диагностику автомобильного аккумулятора нужно проводить самостоятельно. В этом случае вы будете в курсе текущего состояния аккумуляторной батареи.

Диагностика автомобильного аккумулятора

К диагностике автомобильного аккумулятора можно отнести следующие операции:

  • Проверка напряжения на выводах АКБ при разомкнутой цепи (то есть, батарея не подключена к автомобильной сети);
  • Проверка напряжения в бортовой сети автомобиля при запущенном двигателе;
  • Проверка уровня электролита (на автомобиле или на снятой АКБ);
  • Визуальный контроль (повреждения, загрязнения).

Эти операции нужно выполнять, не дожидаясь, пока возникнут проблемы с аккумулятором автомобиля. Их можно проводить с такими действиями по обслуживанию автомобиля, как проверка уровня масла, доливка жидкости в омывательный бачок, проверка давления в покрышках и тому подобное.
 

Операции по обслуживанию автомобильного аккумулятора

  • Периодическая и внеплановая (при необходимости) зарядка АКБ сетевым зарядным устройством;
  • Проверка и корректировка плотности электролита;
  • Тест аккумулятора нагрузочной вилкой;
  • Проверка тока утечки;
  • Профилактические работы по десульфатации.

Диагностика АКБ

Эту операцию нужно выполнять, не дожидаясь, пока возникнут проблемы с АКБ. Данную диагностику следует проводить с такими действиями по обслуживанию автомобиля, как проверка уровня масла, доливка жидкостей, проверка уровня антифриза и тормозной жидкости, проверка давления в покрышках и тому подобное. К диагностике АКБ относиться:

1) Проверка напряжения на клеммах АКБ при разомкнутой цепи (то есть, батарея не подключена к автомобильной сети);2) Проверка напряжения в бортовой сети автомобиля при запущенном двигателе;3) Проверка уровня электролита (на автомобиле или на снятой АКБ);4) Визуальный контроль (повреждения, загрязнения);5) Вычисление тока утечки. От данной характеристики зависит работоспособность источника питания, состояние электрических узлов. В подробно описано, как замерить ток утечки и как устранить неисправность. От тока утечки также зависит срок службы АКБ

Обслуживание АКБ. Высохшие банки АКБ

Проверка нагрузочной вилкой

Как обслужить аккумулятор автомобиля самостоятельно и при этом не использовать нагрузочную вилку, ведь её покупка для редкого применения не оправдает затраченных средств?

Это чистая правда – нагрузочная вилка является специализированным измерительным прибором, созданным специально для диагностики работоспособности АКБ. Чтобы провести обслуживание аккумулятора в полной мере, можно взять нагрузочную вилку в аренду или попросить у знакомых.

Последовательность проверки АКБ нагрузочной вилкой:

  • Очистить клеммы аккумулятора от налёта, грязи или мусора.
  • Присоединить «крокодилы» нагрузочной вилки на клеммы аккумулятора. Красный на «плюс», чёрный на «минус».
  • Включить вольтметр. Если прибор показывает 12,6-12,9 В – то аккумулятор заряжен. Если меньше – то его необходимо зарядить.
  • Кратковременно, не более 5 секунд, подать нагрузку. Для этого на корпусе нагрузочной вилки предусмотрена специальная кнопка.
  • После нагрузки вольтметр покажет другие данные. Исправный аккумулятор, годный для дальнейшей эксплуатации не должен показать напряжение менее 10,2 В.

Значение ниже 10,2 В, но до 9 В, показывает слабую ёмкость АКБ – его необходимо поставить на зарядку, после чего заново проверить с помощью нагрузочной вилкой.

Если показатель ниже 9 В – то такая аккумуляторная батарея считается неработоспособной, и её следует заменить на новую.

На что обратить внимание при покупке АКБ

Прежде чем купить аккумулятор, сразу же для себя следует определиться, какой он должен быть емкости.

Аккумуляторная батарея с небольшим количеством ампер-часов может не справиться с большими пусковыми токами, соответственно, не будет обеспечивать запуск двигателя в холодную погоду, быстрее выйдет из строя.

АКБ больших размеров – не самый плохой выбор, но необходимо, чтобы она смогла поместиться в предусмотренном для нее отсеке. Лучше подбирать аккумулятор по этому параметру в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя автомобиля, или можно с небольшим запасом, например, взять модель 60 Ампер-часов вместо стандартной емкости 55 А*ч.

При выборе аккумулятора в магазине стоит обратить внимание на следующее:

  • дату выпуска изделия – ведь со временем АКБ, находясь даже в бездействующем состоянии, теряет свою емкость;
  • герметичность корпуса – на нем не должно быть трещин, заметных сколов;
  • отсутствие следов эксплуатации – не исключена возможность, что аккумулятор уже стоял на машине;
  • технологию изготовления (есть разные типы батарей).

Больше про выбор аккумуляторов читайте здесь .

Перед установкой АКБ на автомобиль важно полностью удалить не только защитные колпачки, но и транспортировочную пленку, что нередко забывают или считают необязательным делать водители. Полиэтилен в данном случае является накопителем грязи, из-за которой в конечном итоге происходит утечка тока, возникает разряд

Полиэтилен в данном случае является накопителем грязи, из-за которой в конечном итоге происходит утечка тока, возникает разряд.

Ремонт своими руками — как восстановить АКБ правильно

Добравшись до электролита, необходимо проверить три параметра:

  1. Цвет. Электролит должен быть прозрачным, без посторонних включений. Разрушающиеся свинцовые пластины придают жидкости темную окраску.
  2. Уровень. При испарении воды уровень электролита падает, что снижает мощность. У каждой батареи свои параметры уровня жидкости, но у всех аккумуляторов пластины должны быть погружены в электролит.
  3. Плотность. Она проверяется специальным прибором — ареометром. Плотность электролита в заряженном аккумуляторе равна 1.27.

Порядок выполнения диагностики необслуживаемого АКБ таков:

  1. Проверяем напряжение АКБ и бортовой сети автомобиля. Это нужно, чтобы исключить хронический недозаряд батареи. При коротких частых поездок аккумулятор зарядиться не успевает, со снижением температуры емкость падает на 20 — 40 %. Многие владельцы обвиняют вполне рабочую технику, хотя ее нужно правильно эксплуатировать.
  2. Заряжаем аккумулятор. Для заряда желательно использовать зарядное заводского изготовления, желательно с контроллером. Использование электроники повысит точность заряда. Если зарядное простое — выставляем ток примерно 0.1 от емкости. Аккумулятор 60 А/ч нужно заряжать током в 5 — 6 Ампер. зарядка длится. пока показатели на амперметре не снизятся до 2-3 ампер. Сильно разряженный аккумулятор нужно заряжать током 1-2 ампера ( около 1/20 емкости) несколько суток. Напряжение не должно превышать 15 вольт, иначе банки будут «кипеть» и могут раздуться.
  3. Просверливаем отверстия в крышке аккумулятора. Проверяем уровень электролита при помощи импровизированного щупа.. Если корпус АКБ изготовлен из светлого пластика, то уровень можно проверить, просвечивая аккумулятор фонариком.
  4. Проверяем плотность ареометром.
  5. После проверки и доливки, аккумулятор нужно плотно закрыть.

Это интересно: Каково напряжение заряженного автомобильного аккумулятора и от чего зависит этот показатель

Как откорректировать состояние электролита

Возможны три варианта коррекции плотности электролита:

  • При нормальном уровне низкая плотность. Отбираем ареометром все содержимое банки, сливаем ее в стеклянную емкость. Добавляем концентрированную кислоту, доводим плотность до рекомендуемой. Заливаем электролит в банку до уровня.
  • При низком уровне электролита высокая плотность. Требуется долить дистилированную воду, размешивая электролит стеклянной палочкой. После работы измеряем плотность.
  • При нормальном уровне высокая плотность. Сливаем электролит, добавляем дистилированную воду, заливаем до уровня.

При проведении обслуживания аккумулятора можно слить весь электролит в стеклянную или эмалированную емкость, размешать и проверить плотность. Нормальный электролит разлить назад в банки, при нехватке долить свежим электролитом с соответствующей плотностью. Доливка должна производиться во все банки равномерно, чтобы количество свежей серной кислоты было во всех банках одинаковой.

Эксплуатация после обслуживания

После вскрытия необслуживаемый аккумулятор теряет свои герметичные свойства. Такой лучше не использовать, если конструкция переворачивается или стоит в салоне автомобиля.

Любое вмешательство в крышку-лабиринт приведет к потере свойств улавливания и конденсирования паров дистиллированной воды. Ремонт превращает необслуживаемую батарею в обслуживаемую. Заглядывать в аккумулятор придется почаще.

Завершить обслуживание аккумулятора нужно зарядкой. Его разряжают, подключив несколько энергопотребителей, а после заряжают. малыми токами. После двух-трех циклов зарядки батарею желательно проверить нагрузочной вилкой. Если емкость аккумулятора резко упала, следует принять решение о его замене.

Есть ли необходимость в зарядке

Первоочередной вопрос связан с тем, нужно ли заряжать новый аккумулятор перед его установкой в подкапотное пространство автомобиля.

Специалисты считают, что даже когда АКБ новая, зарядить её необходимо. Связано это с тем, что на этапе следования от производителя до конечного потребителя батарея естественным путём теряет часть заряда. Чтобы избежать проблем, следует заранее уточнить дату производства.

Некоторые уверены в возможностях современных технологий, которые сводят к минимуму вероятность саморазряда.

Саморазряд можно исключить, если соблюдать абсолютно все правила хранения и перевозки. Но на практике это случается редко.

Для АКБ важно поддерживать небольшую влажность, избегать контактов с пылью и грязью, а также находиться при температурном диапазоне от 5 до 20 градусов Цельсия. Если за температурой как-то следят, то в случае с влажностью и загрязнениями ситуация обстоит не лучшим образом

Из-за этого некоторые элементы питания могут потерять до 40% ёмкости буквально за 2-3 месяца

Если за температурой как-то следят, то в случае с влажностью и загрязнениями ситуация обстоит не лучшим образом. Из-за этого некоторые элементы питания могут потерять до 40% ёмкости буквально за 2-3 месяца.

Поэтому на вопрос о том, надо ли заряжать новый, купленный автомобильный аккумулятор, можно ответить утвердительно. Это лучше сделать, поскольку в 90% случаев хотя бы часть своего полного заряда АКБ теряет.

Зарядка аккумуляторной батареи

Даже при нормальной ёмкости аккумуляторной батареи, минимум 1 раз в 3 месяца следует проводить дозаряд.

Как правильно зарядить/дозарядить АКБ:

  • Открутить пластиковые крышки, закрывающие банки аккумулятора.
  • Правильно подключить «крокодилы» ЗУ на аккумулятор: «плюс» на «плюс», «минус» на «минус». Изменение полярности может привести к выходу из строя батареи.
  • Включить домашний прибор для зарядки АКБ в сеть и выставить на нём ток 5 А.
  • После закипания электролита ток снизится до 2-3 А. Поднимать его выше не надо.
  • Оставить АКБ заряжаться на 10-12 часов.

Как обслуживаемый, так и необслуживаемый аккумулятор лучше всего заряжать автоматическим ЗУ.

Данное устройство не только самостоятельно регулирует ток, оно также автоматически отключается после достижения АКБ своей максимальной ёмкости.

Из-за чего аккумуляторная батарея приходит в негодность

Прежде чем узнать, что такое обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, необходимо минимизировать угрозу его долговечности, устранить факторы, влияющие на эксплуатационный срок. К таким относятся:

  • Низкая ёмкость. Низкий заряд батареи пагубно влияет на её работоспособность и длительность эксплуатации. Это факт.
  • Заниженная температура окружающей среды. При падении температуры ниже 15 градусов, соответственно снижается ёмкость АКБ.
  • Неисправная электропроводка автомобиля. Очень важная составляющая качественной работы АКБ, например, недостаточный уровень заряда генератора приведёт к быстрому износу батареи.
  • Некачественный электролит или дистиллированная вода. Приводят к быстрому повреждению и коррозии свинцовых сот. Рекомендуется покупать только в проверенных автомобильных магазинах.

Устранив или минимизировав вышеперечисленные угрозы долговечности АКБ, можно проводить обслуживание аккумуляторных батарей.

Практические советы автомобилисту

Иногда на батарее пишется, что она необслуживаемая, но как ни странно, доступ к банкам есть. В данном случае в отверстия можно аккуратно доливать дистилированную воду. Возможно, написав на корпусе батареи слово «необслуживаемый», производители рассчитывали на то, что количества электролита хватит на весь срок службы работы аккумулятора. Но так бывает далеко не всегда. Фальш-крышки при их откручивании могут оказаться самыми настоящими, поэтому их рекомендуется проверять более тщательно.

После зарядки батареи электролиту нужно дать немного остыть перед тем, как снимать показатели его плотности, потому что горячий электролит может давать неточные показания.

Зимой, когда температура особенно низкая, нужно попытаться максимально облегчить процесс работы стартера и запуска двигателя. Согласно правилам, стартер во время пуска не должен работать больше 15 секунд. Если в первой попытки машину завести не вышло, необходимо обязательно сделать 1- или лучше 2-минутную паузу и повторить запуск снова. Батарею также возможно «раскачать», включив фары дальнего света на 10 секунд, а для более быстрого запуска следует полностью выжимать сцепление.

Выполняя простые, но необходимые советы по обслуживанию автомобилей, можно увеличить срок их службы, и тогда не придется часто отдавать машну в ремонт. Правильный и регулярный уход не только за автомобилем, но и за его аккумулятором помогут водителю получить максимальное удовольствие и пользу при эксплуатации одного из самых важных средств передвижения.

Профилактика сульфатации

Имеется в виду покрытие сульфатом свинца PbSO4 аккумуляторных пластин, сделанных из этого металла. Развитие процесса приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. По большому счёту, сульфатация – естественный и неминуемый ход событий. Однако правильный уход за автомобильным аккумулятором серьёзно замедлит процесс и увеличит эксплуатационный ресурс изделия. Точно определить степень сульфатации под силу только специальному оборудованию. Проводя обслуживание аккумуляторных батарей, можно увидеть испорченные пластины: они отличаются белым налётом. Данный процесс вызывается:

  1. Длительным неиспользованием аккумулятора (например, когда машина долго простаивает).
  2. Хранением разряженной АКБ.
  3. Короткими по времени и километражу поездками, связанными с частым пуском мотора (примером может служить постоянная эксплуатация авто в городе).
  4. Чрезмерно сильным разрядом батареи.

Если сульфатация всё же началась, есть несколько способов прервать процесс. Один из них заключается в изготовлении или приобретении электронного устройства, выдающего импульсные токи. Однако найти его в продаже достаточно проблематично, а самостоятельное изготовление по силам лишь человеку, подготовленному в плане электротехники. Поэтому стоит присмотреться к более простому способу восстановления работоспособности батареи. Как обслуживать аккумулятор в этом случае? Десульфатация заключается в многократной зарядке. Ход действий такой:

  1. Проверьте плотность электролита в каждой банке и запомните, чтобы потом произвести сравнение.
  2. На ЗУ установите зарядный ток в 0,04 от ёмкости АКБ. То есть, если ваш аккумулятор на 55 А/ч, будет 2,2 А при напряжении 14 В. Время процесса – 8 ч.
  3. Оставьте батарею в покое на 12–14 ч, чтобы компенсировать потенциал на свинцовых пластинах.
  4. Измерьте плотность: если она увеличилась, процесс пошёл и процедуру нужно повторить.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий