Топливные карты и чип-тюнинг

Идея чип-тюнинга

Переход на электронные блоки управления стал отправной точкой для массового развития чип-тюнинга. ЭБУ работают по написанному программному обеспечению. И если переписать софт, изменятся и рабочие параметры двигателя.

Мастера чип-тюнинга обещают рост мощности, крутящего момента, а иногда снижение расхода топлива без потери ресурса

В тоже время производители применяют единую конструкцию цилиндро-поршневой группы на двигателях одной линейки. Поэтому габаритные характеристики моторов получаются схожими. Это, возможно, потому что с завода автопроизводители усредняют параметры силовых агрегатов, чтобы уложиться в экологические стандарты и сэкономить за счет эффекта масштаба производства. Стратегии унификации сегодня следуют все. При этом мощность разных модификаций варьируется в зависимости от индекса двигателя. Хотя здесь все не так просто.

В немецком Интернете уже много лет висит запись безымянного инженера BMW, который объясняет, что габаритное сходство деталей мотора это не повод считать одинаковыми двигатели машин с разными индексами, даже если на первый взгляд разница между ними только в мощности и моменте.

Несмотря на общую конечную цель — сделать машину быстрее, подход к чип-тюнингу может быть разным

ГК Трасса

За обслуживание топливных карт Трасса плата не взимается. Карты, помимо возможности вернуть вычет НДС в размере 20%, предлагают «вкусную» скидку на топливо — целых 4%, но ТОЛЬКО на заправках своей сети, не на партнерских.

В Москве сетевых заправок немного, и чем дальше от центра, тем их меньше. Наглядно это видно на локаторе сети приема топливных карт, который размещен на сайте:

А так как работаем мы в основном в Подмосковье, то это, мягко говоря, не совсем удобно. Купить топливо в кредит или зафиксировать цену на горючее по карте нельзя.

У сервиса есть мобильное приложение, владелец контролирует топливные процессы в личном кабинете. Однако к личному кабинету у сервиса очень интересный подход. Возможность устанавливать лимиты по времени и количеству заправляемого топлива программируется при выпуске карты. Самостоятельно изменить эти параметры владелец сможет в личном кабинете. Может ли он заблокировать карту водителя — из описания на сайте неясно. Я обратился в службу поддержки на сайте и мне довольно оперативно ответили, что блокировка в личном кабинете также возможна.

Единственное, чем меня подкупила карта Трасса — это возможностью доставки топлива на объект. Очень полезная услуга, которую не предоставляет подавляющее большинство найденных мною сервисов

Как я уже говорил, для моей компании очень важно, чтобы рабочий цикл не прерывался, в том числе и из-за нехватки топлива. С услугой доставки мы избежим простоев в работе, а значит, сэкономим и время, и деньги

Почему контроллер нужно менять и как заменить ЭБУ двигателем

Как уже было сказано выше, необходимость замены блока управления двигателем может возникнуть по разным причинам.  В большинстве случаев сбои в блоке управления не позволяют нормально эксплуатировать авто, в результате требуется замена ЭБУ.

С учетом того, что блок управления двигателем представляет собой электронное устройство, отмечена его высокая чувствительность к перепадам напряжения в бортовой сети и замыканиям. Также не допускается попадание влаги в корпус ЭБУ. Еще блок может выйти из строя по причине повышенных вибраций, ударов и т.д.

Кстати, среди наиболее частых причин выхода из строя бортового компьютера все же является перепад напряжения, то есть замыкание в электроцепях автомобиля. Еще добавим, что в случае очевидных проблем с АКБ или генератором, когда напряжения попросту недостаточно, ЭБУ также может начать работать со сбоями.

Сразу отметим, что перед тем, как менять электронный блок управления, следует провести детальную диагностику автомобиля. Полная компьютерная диагностика машины, прежде всего, позволит точно убедиться, что проблема связана именно с блоком, а не с каким-либо другим элементом.

Также в рамках диагностики очень важно определить саму причину, которая привела к выходу контроллера из строя

 Обратите внимание, если причину не обнаружить, тогда замена блока управления мотором может повторно обернуться поломкой недавно установленного устройства

Важно понимать, что сбои в работе двигателя часто бывают связаны не с самим ЭБУ. Выход из строя датчиков ЭСУД, некорректная работа исполнительных устройств, поломки самого силового агрегата и другие причины не позволяют блоку обеспечить стабильную работу силовой установки. Что касается самого блока, на начальном этапе проверяется напряжение на ЭБУ

Затем к блоку подключается диагностическое оборудование,  тестируется работоспособность, проводится тестирование входных и выходных сигналов. Только проведенные в комплексе тесты позволяют сделать вывод о том, что блок управления неработоспособен и нуждается в замене

Что касается самого блока, на начальном этапе проверяется напряжение на ЭБУ. Затем к блоку подключается диагностическое оборудование,  тестируется работоспособность, проводится тестирование входных и выходных сигналов. Только проведенные в комплексе тесты позволяют сделать вывод о том, что блок управления неработоспособен и нуждается в замене.

Сейчас читают:

Compas

Выпуск карты Компас предлагается в нескольких тарифных планах, при этом только на тарифе Lite отсутствует плата за обслуживание. Этот тариф предназначен для юридических лиц, расходующих до 5000 л в месяц. Для тех, кто расходует свыше 5 000 л, предлагается тариф Smart с ежемесячной платой за обслуживание договора в размере 999 рублей. По тарифу Pro ежемесячная плата за обслуживание договора составит 1500 рублей + плата за обслуживание карты — 50 руб. в месяц. Тариф Pro предназначен для тех, кому необходим топливный кредит.
Помимо предоставления первичной бухгалтерской документации для оформления налогового вычета в 20%, по карте можно получить скидку на заправку в размере 3%. Можно также заправляться в кредит на сумму до 100 000 рублей.

Клиенты сервиса могут использовать приложение и контролировать расход топлива онлайн в личном кабинете. Здесь же можно блокировать карты или вводить ограничения по литражу. А вот ограничить действие карты определенными часами нельзя.
Режим работы службы поддержки у этой компании еще «круче», чем у упомянутого выше Кардекса.

Они готовы отвечать на вопросы и оказывать всяческую помощь при пользовании картой и оформлении документов с 9 до 16 часов в рабочие дни. А в субботу и воскресенье — выходной. Как я уже говорил, такой сервис лично мне совершенно не подходит: рабочие вопросы, связанные с топливом, моей команде приходится решать и в выходные, и в праздники, и поздним вечером. Стройка часто работает круглые сутки, без выходных.

Чиповка двигателя

Если вы остановились на варианте чип-тюнинга, а также хотите более подробно об этом узнать, тогда  читаем дальше. Целью вмешательства является качественно настроить топливо-воздушную смесь и карты зажигания под разные режимы работы стокового или тюнингового двигателя, а также  внести коррективы в работу и показания отдельных датчиков с учетом установленного в моторе «железа». Плановым результатом должна стать максимальная мощность и максимальный крутящий момент при резком разгоне, подхват и эластичная работа мотора в самом «низу» оборотов, умеренный расход топлива в режиме города и на трассе. При этом ресурс мотора не должен сокращаться.

Для чиповки, как принято называть в народе чип-тюнинг ЭБУ, нужно произвести настройку топливных карт и карт зажигания. При такой операции понадобится список необходимого оборудования. Первыми в этом списке расположены полностью исправный мотор и дополнительные системы автомобиля, даталог, ЭБУ, чип или эмулятор памяти, широкополосный лямбда-зонд.

Также очень желательно иметь датчик детонации, датчик EGT и динамометрический стенд. Наличие такого оборудования исключает необходимость постоянной подстройки в «полевых условиях» без обратной связи, экономит время и является гарантией безопасности при настройке, особенно если Вы намерены настроить ДВС самостоятельно и без сторонней помощи.

Ситуаций при чип-тюнинге могут возникнуть только две:

  1. Мы имеем атмосферный двигатель. Это значит, что максимальное давление во впускном  коллекторе приравнивается к атмосферному. 1 Атмосфера равна 101 КПа, 1 Бару (1000 мБар) или 14.5 PSI. Учтите, что в разных программах по настройке единицы измерения могут отличаться.
  2. Нужно настроить мотор с наддувом. Более высокое давление в коллекторе достигается за счет использования турбонаддува или . Турбина в 0.5 Бара обеспечивает итоговое давление поступающего в двигатель воздуха на средней отметке 1.5 бара или 1.5 атмосферы.

Мы уже знаем, что каждый режим работы силовой установки имеет свои карты зажигания и топливные карты. Таких карт может быть от одной до трех. Настройку следует начинать с первой карты, а пока Вы не отстроите эту первую карту Low Cam, осуществлять переход на более высокую High Cam крайне не рекомендуется.

Разбираемся дальше. Для нормальной работы бензинового мотора необходим воздух, горючее и отстроенное зажигание, которое воспламенит рабочую смесь строго в необходимый момент. Если в смеси больше топлива, тогда  указанная рабочая смесь становится богатой и мощность возрастает. Если горючего меньше, такая смесь становится бедной.

Проблемой обедненной смеси является склонность её к детонации. Как мы уже говорили в предыдущем цикле статей, на маленьких оборотах и в режиме непродолжительных нагрузок детонация не опасна. При полной загрузке смесь с показателем 14 уже потенциально вредна и даже разрушительна для мотора.

Настроить же всю систему на оптимальной смеси 14.7:1 не получится. Дело заключается в том, что на низких оборотах для разгона такой смеси будет недостаточно, а на высоких с этой смесью все равно проявится детонация. Вот почему ЭБУ активно эксплуатирует топливные карты, а режим управления лямбда-зондом попросту игнорируется.

Ведь нужно закупить хотя бы самое необходимое:

  • Компьютерный стенд Мотор-Тестер = от 40.000руб
  • Газоанализатор = от 30.000 руб
  • Стенд для промывки форсунок = от 20.000руб
  • ну и еще кабеля, манометры и всякая мелочь =15.000руб
  • итого на сумму примерно = более 100.000руб.

Да это так, и с этим нельзя не согласиться. Закупка оборудования на такие суммы обычно делается централизованными автосервисами , с профессионально обученным персоналом, а у нас с вами нет ни того ни другого, но зато есть хорошая идея.

А идея эта в том и заключается, что сегодня можно открыть оказание услуг по диагностике и чиптюнингу без больших вложений,с бюджетом всего лишь 10 — 15 тысяч рублей. На первом этапе без дорогостоящего оборудования можно легко обойтись.

  • Абсолютно любой ноутбук, с CD — приводом и USB — портом.
  • Универсальный кабель с USB-K-Line адаптером, для подключения к контроллеру автомобиля.
  • Осцилограф — он тоже не нужен, в его режиме работает тот-же ноутбук.
  • Высоковольтный разрядник, для проверки катушек и модулей зажигания.
  • Манометр с переходником и шлангом. Рабочее давление до — 5Ат
  • Мультитестер .

Через какое то время, этот список может еще немного увеличится. Это будет эмулятор датчиков и возможно разветвитель, но это понадобится только в том случае, если вы захотите полесть в дебри, согласитесь делать отказные машины, те которые побывали на всех СТО и от них отказались и вы замыкающий, тоесть «последняя надежда»…

Этого небольшого комплекта хватает на то, чтобы найти и устранить неисправность в 90 случаях из 100 и , что немаловажно, он позволяет вам всегда быть мобильным. Это значит, что всегда можно сложить это хозяйство в какой нибудь удобный саквояжик и выехать к заказчику

А выезд к клиенту, это дополнительная услуга, и конечно — же дополнительный доход.

Давайте посчитаем сколько обойдется нам это хозяйство:

  • Ноутбук я купил за 5 000, ну максимум 7 000.
  • Универсальный кабель с адаптером обошелся в 3600 рублей.
  • Манометр максимум 350 рублей, шланг и переходник можно доделать самому.
  • Высоковольтный разрядник можно в течение получаса собрать своими руками из подручных материалов.
  • Мультитестер примерно 960 рублей.
  • Итого немного меньше 12 000 рублей.

Сумма прямо скажем мизерная, какой бизнес можно открыть с таким бюджетом, сразу даже не приходит в голову.

Варианты чип тюнинга дизельного двигателя

Как известно, существует только три варианта проведения чип тюнинга двигателя. В не зависимости от бензина или дизеля процессы будет идентичные.

Итак, когда все определено, рассмотрим, какие есть варианты проведения чип тюнинга для дизельного двигателя:

  • Прошивка электронного блока управления двигателем.
  • Установка дополнительного модуля контроля.
  • Впаивание чипа в ЭБУ.

Теперь, необходимо рассмотреть все варианты и процессы их проведения более детально.

Прошивка ЭБУ

Первым вариантом проведения чип тюнинга становиться изменения технических характеристик на программном уровне. А именно меняются настройки впрыска топлива, а также образования воздушно-топливной смеси. Существуют три варианта доработки дизельного мотора на программном уровне. Рассмотрим, каждый из них:

  1. На мощность. При этом увеличивается потребление горючего, но мощностные характеристики становятся выше на 30-40%. При этом рекомендуется модернизация системы охлаждения, поскольку двигатель начнет значительно больше греться. В продаже, можно найти известные Кит-комплекты, для доработки узла системы охлаждения.
  2. На тяговую мощность. В основном проводится на автотранспорте, который применяется для транспортировки груза. В результате доработки, автомобиль легче идет под гору, а также может транспортировать грузы весом на 25% больше. Это становиться возможным за счет перенастроенной системы впрыска и скорости вращения коленчатого вала.
  3. На расход. Данный вид прошивки позволяет автомобилю экономить до 25% топлива, но при этом теряются мощностные и динамические характеристики. Характерно использование для обитателей городских джунглей, которые вынуждены стоять часто в пробках.

Для прошивки электронного блока управления двигателем понадобиться: дата кабель, программное обеспечение, ноутбук или планшет, а также немаловажный нюанс — руки, растущие из нужного места. Итак, как же проводится программная доработка дизельного мотора:

  1. Проводим установку ПО на ноутбук.
  2. Подключаем K-line кабель одним концом в разъем OBD II, а другим — к ноутбуку.
  3. Когда ПК увидел ЭБУ стоит запустить программу подключения и диагностики.
  4. После проведения диагностических работ стоит сбросить все ошибки, которые накопились.
  5. Запускаем программу для установки нового ПО.
  6. Следуя инструкциям на мониторе, проводим перепрошивку «мозгов» автомобиля.
  7. При помощи специальной программы проводим настройку.
  8. Если все сделано, верно, с момента пуска двигателя новые характеристики и параметры вступят в силу.

Установка модуля

Вторым вариантом тюнинга дизельного мотора становится установка дополнительного модуля управления. В зависимости от выбора модели и производителя, различают два типа устройства: для мощности и экономии. Принцип подключения довольно простой в обоих случаях. Итак, рассмотрим, как самостоятельно установить дополнительный модуль управления мотором:

  1. Подключаем модуль к ПК и при помощи специальной программы проводим преднастройку.
  2. Теперь, согласно инструкции, которая идет с устройством, необходимо подключить его к бортовой цепи и ЭБУ. !!!Стоит помнить, если подключение пройдет не верно, то модуль может сгореть, что означает — автомобилист потратил деньги впустую. Поэтому, рекомендуется, чтобы данный процесс выполняли профессионалы.
  3. Далее, при помощи подключения к ЭБУ стоит провести настройку модуля и совместить характеристики «мозгов» и данного устройства.
  4. После, проведения всех операций необходимо провести ряд тестов.

Перепайка «мозгов»

Последним способом провести чип тюнинг дизеля становиться установка чипа непосредственно в ЭБУ. Этот процесс требует специфических знаний и умений, и вот именно здесь 100% необходимо довериться профессионалам, поскольку от правильности процесса будет зависеть жизнедеятельность не только мотора, но и мозгов, стоимость которых не маленькая.

Итак, рассмотрим основные этапы проведения операции внедрения чипа в «мозги» автомобиля:

  1. Электронный блок управления двигателем демонтируется.
  2. Проводится разборка устройства. Стоит быть предельно аккуратным при проведении процесса.
  3. При помощи специальной паяльной станции, подключенного ПК и осциллографа, проводится пайка чипа к плате в месте, где это предусмотрено. Одно не аккуратное движение может привести к тому, что ЭБУ сгорит.
  4. После пайки проводится сборка.
  5. При помощи специальной программы и подключенного к ноутбуку электронного блока управления проводиться тестирование модернизированной детали.
  6. Если все прошло успешно, можно установить деталь на место и провести диагностику уже на месте.

Причины, по которым производитель не выполняет чип-тюнинг на заводе

Автомобильная промышленность выпускает транспортные средства для широкого круга потребителей, эксплуатирующих их в различных условиях. Отличия бывают во всем – температуре воздуха, показателе атмосферного давления, особенностях местного рельефа и т.д.

Необходимо принять во внимание, что и горючее не всегда отвечает установленным показателям, а многочисленные условия значительно усложняют задание производителям, которые должны обеспечивать соблюдение требования экологических норм. Из этого следует, что значительно легче выставить раннее зажигание и несколько проиграть по показателю мощности, чтобы обеспечить стопроцентное выгорание топлива при различных эксплуатационных условиях

Не стоит переживать, что от проведенного чип-тюнинга уровень выбросов CO в атмосферу начнет зашкаливать. Но следует учесть, что доработка мотора подразумевает применение горючего высшего качества.

Подобный подход не может быть применим в массовом производстве машин. Лишь в определенных ситуациях автокомпания способна провести доработку выпускаемых ей моделей. В этом случае, одна и та же машина с одинаковым мотором по паспортным данным будет отличаться мощностью.

Обратная связь

Несмотря на подключение тюнинг-бокса, двигателем продолжает управлять штатный ЭБУ. И он имеет всю необходимую информацию и обратную связь со всеми системами двигателя, для того чтобы правильно им управлять

Важно понять, что сам ЭБУ постоянно отслеживает режимы работы двигателя и вносит корректировки. И это очень важно, потому как именно производитель двигателей заложил в него правильные алгоритмы реакций

Тюнинг-бокс же получает обратную связь лишь по тем параметрам, которые он корректирует, так как в режиме реального времени видит сигналы с датчика. И вся ценность софта заключается в оптимальном изменении корректировки исходного сигнала.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что при выборе вида чип-тюнинга необходимо обращать внимание на плюсы и минусы того или иного способа и не обращать внимание на понятия «обманка» и «не обманка». Раньше чип-тюнинг был сложной процедурой, с которой мог справиться далеко не каждый автомеханик

В наше время чип-тюнинг может провести даже человек, который никогда до этого не занимался тюнингом автомобиля. Примером устройств для чип-тюнинга являются модули от GAN Tuning Buro. Если кратко, то это компактное устройство с высокотехнологичной начинкой, которое подключается к двигателю автомобиля и, регулируя работу стандартных чипов, обеспечивает большую мощность и меньший расход топлива. Для автомобилей с атмосферным двигателем используется тюнинг-модуль GAN GA/GA+, который подключается к диагностическому разъёму OBD2. Если у твоей машины турбированный двигатель, то для снижения расхода топлива и повышения мощности используется тюнинг-модуль GAN GT/GTL. Он подключается между штатным блоком управления двигателем (ЭБУ) и датчиками

Раньше чип-тюнинг был сложной процедурой, с которой мог справиться далеко не каждый автомеханик. В наше время чип-тюнинг может провести даже человек, который никогда до этого не занимался тюнингом автомобиля. Примером устройств для чип-тюнинга являются модули от GAN Tuning Buro. Если кратко, то это компактное устройство с высокотехнологичной начинкой, которое подключается к двигателю автомобиля и, регулируя работу стандартных чипов, обеспечивает большую мощность и меньший расход топлива. Для автомобилей с атмосферным двигателем используется тюнинг-модуль GAN GA/GA+, который подключается к диагностическому разъёму OBD2. Если у твоей машины турбированный двигатель, то для снижения расхода топлива и повышения мощности используется тюнинг-модуль GAN GT/GTL. Он подключается между штатным блоком управления двигателем (ЭБУ) и датчиками.

Компания GAN Tuning Buro предлагает ряд уникальных условий, которых нет у других производителей:

1. Тест-драйв 50 дней. Если что-то не устроит, тебе вернут деньги.2. Дополнительная гарантия на двигатель до 2-х лет. Если из-за тюнинг-модуля двигатель выйдет из строя, то GAN Tuning Buro выплатит тебе компенсацию от 3 до 5 тыс. евро. Это касается всех моделей, за исключением GAN GA.

3. Выбор режимов работы через мобильное приложение.4. Ты можешь перепрограммировать тюнинг-модуль от двух до пяти раз в зависимости от модели. Это необходимо в том случае, если ты сменишь машину. Таким образом, тебе не придётся покупать новый тюнинг-модуль.

Также отдельно отметим, что тюнинг-модули GAN подходят для гарантийных автомобилей. Если тебе нужно приехать на ТО к дилеру, то достаточно просто снять модуль.

Чип-тюнинг: реализация процесса

Для начала еще раз повторим, что силовая установка автомобиля должна быть полностью исправной. Это касается и всего остального оборудования (система зажигания, охлаждения и т.д.) Далее нужно установить широкополосный зонд. Это позволит контролировать состав смеси во всех режимах. Датчик EGT поможет справиться с задачей определения температуры выхлопных газов и своевременности зажигания.

Датчик детонации необходим для своевременного и немедленного обнаружения такой детонации, которая проявляет себя при работе мотора на обедненной рабочей топливо-воздушной смеси. Следующим шагом становится подключение ноутбука к ЭБУ с чипом или эмулятором памяти. Задействуем даталог и записываем основную карту до 1 атмосферы.

Поле этого необходимо начать тесты и эксплуатировать авто в различных режимах, записав тем самым в лог показания датчиков. Если в процессе тестирования проявляется детонация, тогда всю работу нужно немедленно прекратить и отбалансировать смесь. Балансировки потребует и угол зажигания от большего к меньшему или наоборот, что будет зависеть от ситуации. Повторное тестирование проводится до тех пор, пока Вы не добьетесь нужного эффекта.

Не забываем о настройке и коррекции холостого хода, а также ECT при различных температурах окружающей среды. Только после этого можно перейти на следующую топливную карту. Помните, что чем выше оказываются обороты, тем богаче должна становиться рабочая смесь, а угол зажигания должен быть ранним.

Как увеличивается расход топлива

В большинстве случаев при выполнении чип-тюнинга потребление мотором горючего возрастает и остается на новом уровне в течение недели. После этого данный показатель возвращается к прежним значениям и порой даже становится несколько меньше. Такие феноменальные перемены вполне объяснимы.

На первых порах, как только выполнено чипование, хозяин транспортного средства стремится проверить машину и предпочитает перемещаться в агрессивных режимах. Со временем он вновь начинает водить автомобиль в первоначальном стиле. Так как КПД возрастает, а условия вождения остаются на прежнем уровне, мотору легче вращаться, расходуя при этом меньшее количество топливной смеси.

Предоставление гарантийных обязательств

В ходе выполнения чип-тюнинга изменения происходят в программе управления, отличающейся исправной работоспособностью. Можно с большой долей уверенности заявлять о том, что ваше транспортное средство, прошедшее доработку, станет ездить гораздо быстрее.

Программное обеспечение сохраняется на микроскопических схемах иностранного изготовления, за надежную работоспособность которых несет полную ответственность производитель. Все иные случаи, причинами которых становятся применение низкокачественных масел и топлива, а также неисправности технического характера, считаются страховыми случаями.

Варианты улучшения карбюраторных двигателей, не оснащенных ЭБУ

Именно для таких машин налажен выпуск специальных блоков управления, которые можно перепрограммировать, используя компьютер. В результате можно достигнуть показателей, аналогичных чипованию инжекторов.

Причины, по которым тюнингование мотора проводят немногие фирмы

Для того, чтобы качественно выполнить подобную процедуру, необходимо найти специальное оснащение, опытных работников, разбирающихся во всех особенностях процедуры, программы по тюнингованию, стоящие достаточно дорого. Кроме этого, проблема заключается в многообразии существующих моделей транспортных средств, электронных блоков, предназначенных для управления, уникальных программ заводского происхождения.

Порой даже внушающая уважение коллекция прошивок, предназначенная для шести тысяч автомобилей, иногда не способна предоставить услугу по экспресс-тюнингу. А разрабатывать подобные прошивки способны иностранные фирмы, отличающиеся финансовой стабильностью.

Настройка на суперпроизводительность всегда рискованна

Насколько оправдана настройка мотора на чрезмерно высокую производительность

Некоторые схемы легко обеспечивают прирост л.с., но с заводской точки зрения любые сторонние вмешательства в ЭБУ повышают уязвимость всей системы. Ускоренное время отклика может означать как большую мощность, так и повышенный риск внезапного взрыва. Датчики могут не успеть быстро среагировать на детонацию, лишая систему времени на полноценную защиту двигателя. 

В случае повышения красной черты, когда обороты доходят до соблазнительно высоких цифр, блага нивелируются ускоренным износом агрегата и риском внезапного краха. Неудивительно, что перенастройка «мозга» автомобиля влечет за собой утрату гарантии. Рискован и человеческий фактор: малейшая оплошность в настройках способна привести к опасным перегрузкам и повреждениям жизненно важных узлов и систем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий