Как поменять ремень ГРМ самому на ваз2115Александр Зоя? | Автор темы: Владимир
До станции нет возможности доехать а поменять нужноКирилл
ВалентинRed) на форум зайди ВАЗ 15 или ВАЗ 2108
Ольга элементарно совмести все метки маховик в окошечке кпп верхний распредвал метка шестерня на коленвале под шкивом генератора отпусти натяжной ролик нужен ключ на 36
Нина Легко. Поставь машинку на скорость. Вывеси оба колеса. Вставь в диски, ниже суппортов монтировки. Открути маховик. Затем выстави на метки. На нижней звезде стоит точка. На масляном насосе — выемка. На верхней, тоже точка. 90 Градусов от вертикали в обратную сторону. Совпали? Снимай натяжной ролик. Снимай ремень. Ставь новый. Натяжение ролика проверяй поворотом ремня. Правильно натянутый крутится на 90 градусов. Если что не понял, пиши в личку.
Вячеслав совет такой незнаешь нелезь отдай спецам и через час два заберешь. и руки чистые и нервы впорядке)))
Замена ремня ГРМ 8 клапанный двигатель ВАЗ 2114, 2115 .
Как заменить ремень ГРМ на ВАЗ 2114 с 8-ми клапанным двигателем и. выставить зажигание по меткам показано в этом видео.
Мотор не запускается, стартер прокручивается вхолостую
Ну и последний вариант, когда «пить боржом просто поздно», — это когда стартер прокручивается вхолостую. Если вы вовремя не заменили ремень или просто не обратили внимания, что срок его службы подходит к концу, а ремень порвался или проскочил, то вас может поджидать дорогостоящий ремонт. Признак здесь один – стартер крутится достаточно бодро (лучше, чем обычно), но вхолостую. Теперь, как говорилось в одном анекдоте, есть «два путя»: произвести замену двигателя либо попытаться реанимировать старый. В большинстве случаев будет проще приобрести контрактный мотор, на который продавец даст гарантию. В любом случае денег на такое мероприятие вы потратите немало!
Но ведь ремень ГРМ может оборвать и раньше срока. Есть какие-нибудь признаки замены?
Да, может случиться и такое. Например, из-за несоблюдения основных требований по эксплуатации: попадания технических жидкостей, ошибок при установке ремня ГРМ (перекос, перетяжка, неправильная установка меток) или использования деталей низкого качества. Кроме того, оборвать ремень может из-за неисправных роликов и заклинивших коленвала, распредвала или помпы. Последнее встречается наиболее часто, поэтому ее и советуют менять вместе с ремнем.
О приближении замены ремня могут говорить такие признаки как нестабильная работа двигателя, к примеру. Также не стоит пренебрегать простым визуальным осмотром, который поможет выявить дефекты ремня — расслоения, торчащие нити, износ зубьев, крупные трещины и следы масла на поверхности. В таких случаях тянуть с заменой опасно.
Вместе с тем, при обнаружении совсем миниатюрных, едва видных глазу, трещин — сильно волноваться не стоит, если только это не новое приобретение. Ремень ГРМ не такой уж хлипкий, поскольку состоит из плотной резины с металлизированными элементами, которые позволяют выдерживать рабочие нагрузки все эти заявленные тысячи километров пробега. Но да, это первый звоночек и со временем трещины будут разрастаться, становясь основой для беспокойства.
Определение необходимости замены цепи ГРМ
При приближении необходимости замены цепи она существенно удлиняется. Разрыв расходника происходит крайне редко. Особенно это касается двухрядных цепей. Определить наличие удлинения можно замерив расходник. Он окажется значительно длиннее нового изделия.
Сравнение длин новой и старой цепи
При растяжении цепи устранить ее удлинение пытается натяжитель. Он может быть как ручным, так и автоматическим. По выходу его поршня определяется растяжение цепи.
Натяжитель при растянутой цепи
Выявить растяжение цепи можно оттянув ее на шестерни распредвала. Если она приподнимается на сантиметр или более, то есть риск перескакивания зубцов и такой расходник подлежит замене.
Растянутая цепь и шестерня распредвала
При растяжении цепи ГРМ появляется ряд внешних симптомов необходимости замены. Со стороны привода ГРМ исходит металлический стук. Наиболее заметен он на холодном моторе после запуска. При более сильном износе цепи происходит сдвиг фаз ГРМ. Двигатель теряет мощность, расход горючего увеличивается, а обороты становятся не стабильными.
Современные автомобили обладают системой самодиагностики, получающей информацию с датчиков. Симптомом необходимости замены цепи является наличие ошибок в работе датчиков коленвала и распредвала. Проконтролировать наличие проблем можно с помощью диагностического сканера.
Информация об ошибках в работе коленвала и распредвала
Для исключения ошибок непосредственно сенсоров рекомендуется снять осциллограммы работы ГРМ. Считав их можно увидеть явные симптомы необходимости замены цепи газораспределительного механизма.
Осциллограммы работы ГРМ
Какие факторы влияют на частоту замены ремня ГРМ
Необходимо вспомнить, как работает двигатель, чтобы понять, для чего нужен ремень ГРМ. Вначале топливо впрыскивается в цилиндр, открывается входной клапан и опускается поршень. Когда этот клапан опускается, свеча дает искру и происходит воспламенение топлива.
Принцип работы ГРМ
Далее открывается другой клапан — выходной, поршень идет вверх, а выделившийся газ выходит наружу. В результате работы двигателя запускается вал, и машина едет. Именно ремень ГРМ обеспечивает синхронную работу клапанов и поршней, соединяет распредвал с коленвалом. Благодаря ему они вращаются одновременно, при этом первый крутится в два раза медленнее второго.
Также ремень вращает приводную шестерню водяного насоса. В состав ГРМ или газораспределительного механизма входят два ролика, находящиеся под шкивом распредвала. Первый — натяжной, он находится слева и создает необходимый уровень натяжения ремня. С правой стороны расположен опорный ролик.
Устройство ГРМ
Изготавливается запчасть из армированной резины с зубчиками на внутренней поверхности, благодаря которым он не проскальзывает при эксплуатации. Эти зубчики соответствуют зубчатой поверхности шкива коленчатого вала и шестерни газораспределительного механизма. Сам ремень состоит из трех слоев:
- Корд — из нитей стекловолокна.
- Следующий слой обычно производится из нейлона.
- Наружная резиновая оболочка защищает внутренние слои от повреждений и делает его более эластичным.
Ремень ГРМ
Сейчас самые распространенные модели выпускаются из металлизированной резины. Но со временем любая модификация может растягиваться, покрываться трещинами, разрываться. Износ увеличивается под воздействием внешних и внутренних факторов.
Трещины на ремне ГРМ
В момент работы двигателя происходит трение шкивов об ремень, поэтому постепенно он истирается и приходит в негодность. Такого не происходит, если в автомобиле вместо ременного привода используется цепной. Однако установленная цепь подвергается коррозии, а мотор с ней работает шумно.
Во избежание аварийных ситуаций желательно проверять состояние детали каждый месяц. Ресурс снижается при попадании грязи, копоти, технических жидкостей или машинного масла. Такая проблема встречается при повреждении защитного кожуха или износе элементов двигателя.
Грязь внутри ГРМ
Влияют и ролики, если отказаться от их своевременной замены, они могут в любой момент повредить зубчатую резину. Влияет на срок службы и выбранный производитель. Сомнительная продукция по подозрительно низкой цене способна подвести в любой момент.
Приобретенное изделие может оказаться подделкой, особенно, если куплено не у официального дилера. При перегрузке такая деталь подведет в первую очередь. Причины поломок — низкое качество поддельных моделей, изготовленных из низкопробного материала.
Порванный ремень ГРМ
Признаки критического износа ремня
Признаки износа различают: прямые и косвенные.
К прямым признакам износа относятся:
- наличие трещин на поверхностях ремня (внешней и внутренней);
- сколы на внутренних поверхностях зубьев;
- продольные срезы на внешней поверхности;
- наличие сильных загрязнений;
- видимое биение и растяжение ремня ГРМ;
- экстремальные случаи – обрыв ремня, «слизывание» зубьев.
Перечисленные признаки можно обнаружить визуальным осмотром. В большинстве случаев для этого необходим демонтаж кожуха ремня. В некоторых моделях автомобилей это требует «вывешивание» двигателя, проведение комплекса демонтажных работ. Поэтому перед принятием решения о диагностике состояния ременной передачи, необходимо оценить косвенные признаки износа, к которым относятся:
- пропуски зажигания в цилиндрах двигателя;
- детонация, особенно в момент останова;
- неравномерность холостых оборотов.
Эти признаки можно исследовать компьютерной диагностикой. Наиболее эффективный результат при проведении диагностирования достигается исследованием угла зажигания в динамическом режиме (на заведенном двигателе). Обычно он должен быть в пределах плюс-минус пять градусов. При этом угол опережения зажигания при вращении двигателя на холостых оборотах не должен значительно изменяться.
Нюансы замены
Неправильно будет думать, что при наличии на ремне мелких трещин он быстро порвется. Такой ремень может прослужить еще несколько тысяч километров, внутри него находятся прочные волокна корда. Они служат для повышения прочности изделия при нагрузках во время работы, и срока службы.
Натяжение ремня ГРМ от износа может ослабнуть, если на двигателе нет автоматического натяжителя. Это можно почувствовать по динамике движения автомобиля — повысится шум мотора, труднее станет его запуск.
Если все это делать отдельно, то обойдется дороже, а совместный ремонт и замена будет дешевле. В продаже можно найти комплекты для ремонта. В набор обычно входит ремень ГРМ, помпа и натяжной ролик. Например, такие комплекты можно без труда приобрести на автомобили ВАЗ Лада Веста, Калина или Гранта.
Для некоторых марок авто производят усиленные ремни ГРМ, которые обладают повышенным сроком службы. Если вы начали ремонтировать автомобиль, поменяйте ремни привода кондиционера (при его наличии) и генератора.
Своевременное обслуживание автомобиля является залогом безопасности на дороге. Часто причиной ДТП становится именно неисправность систем, обеспечивающих передвижение, поэтому от качества ухода за машиной зависят жизнь и здоровье водителя, пассажиров, а также других участников движения. Расходные материалы и комплектующие имеют свой срок службы, их замена спустя определённый пробег – обязательная процедура, которую автомобилист может выполнять как собственноручно, так и с привлечением сотрудников сервиса
Для обеспечения исправной работы систем наряду с маслами и фильтрами важно также следить за пригодностью ремней и вовремя менять их
Определить, когда пришла пора смены ремня ГРМ, в отличие от ремня генератора, который легко оценить визуально, не так и просто, особенно если он спрятан под защитным кожухом. Замена выполняется зависимо от степени износа, пробега машины и конструктивных особенностей двигателя. Данный элемент газораспределительного механизма, о которой и пойдёт речь далее, регулярно подвержена нагрузкам в процессе эксплуатации и играет важнейшую роль в работе клапанов двигателя, поэтому если пропустить срок замены детали, проблем не миновать. В некоторых случаях может даже потребоваться капитальный ремонт мотора, что во много раз дороже и сложнее своевременной замены ремня.
Течь из-под кожухов привода ремня
Подтёки масла либо утечка антифриза – очередной симптом неисправности ремня ГРМ. Если сальник коленвала немного поизносился, то масло может попадать на ремень, а антифриз попадает на него из-за негерметичности стыков. В любом случае эти жидкости повышают износ ремня, а значит, он быстрее выходит из строя. В дальнейшем он может просто перескочить, что также повлечёт за собой серьёзные проблемы. Поэтому не тяните с ремонтом и отправляйтесь в автосервис.
Визуальные
Существует мнение, что визуальный осмотр поможет определить срок жизни привода. Разлохмачивание, надрывы, трещины и т.д. могут подсказать, будет еще «ходить» ремень или порвется через несколько километров.
Давайте сразу разберемся. Ремень может не только порваться. Происходит износ зубцов на нем. Это чревато его «проскоком» на распределительном валу. Собьются фазы газораспределения, двигатель не только потеряет свою мощность, но и работать будет с трудом. В некоторых случая могут встретиться поршни с клапанами. Результатом их «союза» будет капитальный ремонт.
Ремень может не порваться, а «потерять» несколько зубьев
Так вот, визуальный осмотр может не показать износ или облом зубцов. Некоторые из них могут быть спрятаны далеко от ваших глаз. Другие в это момент будут находиться на звездочках валов. С виду все хорошо, а реально они уже на грани облома.
Во-вторых, не на всех двигателях ремни ГРМ находятся в визуальной досягаемости. Некоторые спрятаны защитными кожухами, которые под передней плитой мотора. Чтобы добраться до них, нужна частичная разборка. На большинстве двигателях БМВ необходимо «опускать» силовой агрегат, чтобы долезть до ГРМ. Добравшись до него, смысл его осматривать? – Раз вы уже там, то лучше его заменить сразу, чтобы подом не заниматься ерундой еще 60-100 тыс. км.
Например, ремни моторов Опель Кадет можно свободно рассмотреть, открыв капот автомобиля. Но таких моделей очень мало, поэтому к такому признаку износа привода ГРМ можно относиться скептически.
Привод ГРМ Опель Кадет не закрыт защитным кожухом или передней плитой двигателя — идеально для визуального осмотра
Как устроен ремень ГРМ
С помощью этой детали осуществляется синхронная работа коленчатого вала с распределительным. Без ремня газораспределительного механизма топливо не поступит вовремя в цилиндры двигателя. Таким образом, без отлаженного функционирования этого элемента ГРМ невозможна нормальная работа мотора и всего автомобиля в целом.
Помимо распределительного и коленчатого валов, эта деталь газораспределительного механизма запускает работу водяного насоса, помогающего тосолу циркулировать в системе охлаждения
Соответственно, это ценный элемент, и следует помнить, что его нормальное функционирование очень важно.. Но где же находится эта деталь? Как правило, расположение стандартно вне зависимости от марки авто
Ремень газораспределительного механизма размещен между радиатором и блоком цилиндра двигателя, то есть в передней части под капотом. Единственное – в некоторых автомобилях эту автодеталь видно сразу после открытия капота, а в других моделях элемент скрыт.
Но где же находится эта деталь? Как правило, расположение стандартно вне зависимости от марки авто. Ремень газораспределительного механизма размещен между радиатором и блоком цилиндра двигателя, то есть в передней части под капотом. Единственное – в некоторых автомобилях эту автодеталь видно сразу после открытия капота, а в других моделях элемент скрыт.
Для каждого автомобиля существуют свои виды ремней ГРМ, и если вы решите менять его после положенного количества километров пробега, ищите соответствующую своей марке машины модель. Искомый элемент газораспределительного механизма сделан из резины, выглядит как замкнутое зубчатое кольцо (зубцы расположены внутри).
Кто должен менять ремень ГРМ
Конечно все работы по замены ремня ГРМ должен проводить профессионал. Так что если вы не имеете опыта в этом даже не думайте менять ремень самостоятельно. Для этого нужен опыт и практика, которую можно получить только под пристальным контролем профессионального автослесаря.
Главный риск при замене ремня ГРМ, это то что после его замены при запуске двигателя коленвал и распредвал должны сразу начать работать синхронно. Малейшая ошибка при установки может быстро вывести двигатель из строя.
Помните что даже малейшее отклонение в синхронизации коленвала и распредвала приведет к тому что клапана могут встретиться с поршнями двигателя. Причем произойти это может сразу после запуска двигателя.
Вот таблица с интервалами плановой замены ремня ГРМ для многих современных автомобилей. Также в таблице указан срок замены ремня по времени его использования в машине, в случае если машина не эксплуатируется часто.
Сроки замены ремня ГРМ: Интервалы замены по километражу и по времени (по моделям автомобилей) *
Модель
Двигатель
Мощность
Интервал (пробег) / Срок службы ремня
Alfa Romeo Giulietta
1.6 JTDM (дизельное топливо)
105 л.с.
120000 км / 4 — 6 лет
Alfa Romeo MiTo
1.4 16V
95 л.с.
120000 км / 4 — 5 лет
Audi A3 (8P)
1.9 TDI (дизель)
105 л.с.
120000 км
Audi A3 (8P)
2.0 TDI (дизель)
140 л.с.
120000, 150000 или 180000 км (в зависимости от типа двигателя)
Audi A4 (B8)
2.0 TDI (дизель)
143 л.с.
180000 км
Audi A4 Cabrio
2.0 TFSI
200 л.с.
180000 км
Renault Duster
1.5 DCI (дизельное топливо)
107 л.с.
100 000 км / 5 лет
Renault Sandero
1.4 MPI
75 л.с.
120 000 км / 5 лет или 80000 км /4 года или
100000 км/5 лет (в зависимости от типа двигателя)
Fiat 500
1.2 8V
69 л.с.
80000-120000 км / 5 лет
Fiat 500
1.4 16V
100 л.с.
80000-120000 км / 5 лет
Ford Fiesta (от 8.2008)
1:25
82 л.с.
160 000 км / 8 лет
Ford Fiesta 6 2008 ген
1.4
80 л.с.
160 000 км / 8 лет
Ford Focus (II)
1.6 TDCI (дизельное топливо)
90 л.с.
200 000 км / 10 лет
Ford Focus C MAX
1.6 Ti-VCT
115 л.с.
160 000 км / 8 лет
Ford Galaxy II
2.0 TDCi (дизельное топливо)
115 л.с.
200000 км для МКПП (100000 км для АКПП) / 10 лет
Ford Kuga
2.0 TDCi (дизельное топливо)
136 л.с.
200 000 км / 10 лет
Hyundai Tucson
2.0 CRDi (дизель)
140 л.с.
120000 км / 8 лет
Kia CEE’D ED
2,0
143 л.с.
135000 км / 6 лет
Kia Picanto
1.1 LX
65 л.с.
проверка на 60,000 км / 4 лет, замена на 90 000 км / 6 лет
Opel Astra G и H
1.7 CDTi (дизельное топливо)
80-110 л.с.
150 000 км / 10 лет
Opel Astra (H)
1.6 Twinport
105 л.с.
150 000 км / 10 лет
Opel Astra (J)
1.6
115 л.с.
150 000 км / 10 лет
Opel Corsa (D) (цепь)
1.2 16V
80 л.с.
Цепь, Визуальный осмотр каждые 50,000 км
Opel Insignia
2.0 CDTI (дизельный двигатель)
130 л.с.
120000-150000 км / 10 лет
Opel Mervia B
1.7 CDTi (дизельное топливо)
130 л.с.
90000-150000 км / 10 лет
Opel Zafira B
1.6
115 л.с.
150 000 км / 10 лет
Renault Mégane III
1.6 16V
110 л.с.
120000 км / 6 лет
Renault Twingo (II)
1.2 16V
76 л.с.
120000 км / 6 лет
Seat Altea
1.6
102 л.с.
Проверка на 90000 км, а затем проверять каждые 30000 км и при необходимости заменить
Skoda Octavia I
1.9 TDI (дизель)
110 л.с.
Каждые 15000 км или 12 месяцев Визуальный осмотр
Skoda Octavia II
2.0 TDI (дизель)
140 л.с.
120000-150000 км
Skoda Roomster
1.9 TDI (дизель)
105 л.с.
Без DPF на 120000 км с DPF на 150000 км
Skoda Superb (тип 3Т)
2.0 TDI (дизель)
170 л.с.
150000 км
Skoda Superb I
1.9 TDI (дизель)
130 л.с.
для всех машин выпуском до 07/2003 90000 км, с 08/2003 120 000 км
Skoda Yeti
2.0 TDI (дизель)
140 л.с.
120000 км
Toyota Avensis (второе поколение)
2.0 D-4D (дизельное топливо)
115 л.с.
105000 км
Volvo V60
D3 (дизельное топливо)
163 л.с.
180000 км /6 — 8 лет
VW Golf (IV)
1.4 16V
75 л.с.
Проверить на 90000 км, а затем через каждые 30000 км
VW Golf (V)
1.4 16V
80 л.с.
Проверить на 90000 км, а затем через каждые 30000 км
VW Golf (V)
1.6
102 л.с.
Проверить на 90000 км, а затем через каждые 30000 км
VW Golf V GTI
2.0 TSI
200 л.с.
180000 км
VW Passat (B7)
1.6 TDI (дизель)
105 л.с.
210000 км
VW Polo (V)
1.6 TDI (дизель)
75 л.с.
210000 км
VW Sharan II / Seat Alhambra
2.0 TDI (дизель)
140 л.с.
210000 км
* Обратите внимание. Точный интервал замена ремня ГРМ вы сможете узнать в руковдстве по эксплуатации и техническому обслуживанию вашего автомобиля.. Информационное издание: Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн
Техосмотр
Информационное издание: Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн. Техосмотр
Когда менять ремень ГРМ
Движение автомобиля обеспечивается за счёт передачи крутящего момента от коленчатого вала к распределительным. Ответственным не только за это, но и за синхронность срабатывания валов является именно лента ГРМ. Механизм газораспределения также регулирует процесс подачи топливной смеси и вывода продуктов внутреннего сгорания.
Ремень ГРМ отвечает за передачу крутящего момента и синхронность валов автомобиля
Обрыв ремня ГРМ приводит к потере синхронизации валов. Клапаны в момент обрыва находятся в опущенном положении и сталкиваются с поршнями, что в итоге приводит к дефектам и загибам клапанов, выходу из строя поршней, поломке сёдел и появлению на стенках цилиндров царапин с последующей деформацией втулок клапанов.
Клапаны могут загибаться и деформироваться в результате обрыва ремня ГРМ
Результатом таких повреждений становится необходимость проведения капитального ремонта двигателя либо его полная замена.
Причины обрыва ремня ГРМ:
- неправильная эксплуатация автомобиля;
- несвоевременная замена детали;
- лента низкого качества;
- появление на поверхности изделия пятен технических жидкостей;
- естественный износ расходника;
- перебои в работе других узлов и систем.
Сначала следует износ, а затем обрыв ремня ГРМ
При появлении приведённых ниже дефектов стоит провести осмотр ремня ГРМ и его замену:
- появление на поверхности изделия трещин, выпуклостей и следов износа;
- отсутствие нескольких зубьев, надрывы;
- наличие на поверхности пятен масла или других жидкостей;
- расслоение основы ремня;
- обтрепавшиеся торцевые поверхности.
Вместе с ремнём ГРМ обычно меняются ролики. Обнаружение на водяном насосе царапин, сколов, люфта и прочих дефектов является основанием для его замены. Если на поверхности ремня обнаруживаются масляные пятна, то следует проверить сальники — выход из строя этих деталей и может стать причиной появления таких отметин.
Периодичность замены
Естественный износ, неправильная эксплуатация или другие причины приводят к выходу из строя ремня ГРМ и необходимости его замены. При этом доводить ситуацию до крайности не стоит: достаточно проводить регулярную диагностику и визуальную оценку детали. Подобная проверка поможет избежать обрыва в неподходящий момент.
Стёртости свидетельствуют о явном износе ремня ГРМ
Периодичность замены ремня ГРМ зависит от конкретной марки автомобиля и указывается в руководстве по эксплуатации транспорта. Несмотря на установленные автопроизводителями нормы, многие специалисты советуют менять запчасть каждые 50 тысяч километров пробега.
При покупке автомобиля с пробегом придётся самостоятельно проверить состояние ремня ГРМ — достаточно его визуального осмотра на предмет износа. Явными признаками износа считаются потёртости либо трещины на поверхности ремня. Однако наличие таких дефектов не означает, что ремень тут же выйдет из строя, поскольку внутри его имеется основа, состоящая из металлических прутьев. Благодаря им деталь выдерживает ударные нагрузки и сохраняет своё рабочее состояние на протяжении всего срока эксплуатации.
Растрескивание ремня ГРМ — ещё один явный признак его износа
Некоторые автомобили оснащаются ремнями ГРМ с усиленным металлическим кордом, что сказывается на их сроке эксплуатации, увеличивая его в среднем на 30%! Современные модели авто комплектуются ремнями из резины и металла, которые обладают ограниченным сроком годности.
Подобные детали нельзя ремонтировать — в случае выхода из строя их просто меняют. Решение о замене ремня принимают не только в случае его обрыва, но и в случае его провисания, растяжения или снижения плотности прилегания, что отрицательно сказывается на синхронной работе клапанов. В итоге это может привести к сбоям в функционировании всего автомобиля, основным признаком которого являются нарушения работы двигателя.
Видимые следы растяжения ремня, как и стёртости вместе с трещинами, говорят о том, что он износился
Практически всегда вместе с ремнём ГРМ меняют водяной насос, или помпу. На большинстве автомобилей данное устройство прекрасно справляется со своими обязанностями вплоть до смерти машины, однако, в некоторых ситуациях его необходимо менять раньше установленных сроков. По этой причине специалисты советуют менять помпу одновременно с ремнём ГРМ.
Водяная помпа — деталь, которую меняют вместе с ремнем