Выбираем синтетическое или минеральное масло самостоятельно

Синтетическое масло: все «за» и «против»

Синтетическое масло – это эталон качества, ведь его изготавливают в лабораторных условиях. Здесь оптимальный состав углеводородов, который в природе не встречается. Его высокая цена, пожалуй, главный недостаток, но оно с легкостью справляется с тяжелыми условиями эксплуатации. Это идеальное решение для .

Внимание! Если до этого поддержанный автомобиль эксплуатировался на минеральном масле, то дефекты в ЦПГ могут быть заполнены присадками. Если вы проведете полную промывку системы и зальете синтетику, то двигатель может «застучать»

Для поддержанных авто лучше выбирать масла с высокой вязкостью, чтобы уменьшался зазор между цилиндрами и поршнями.

Преимущества:

  • большой диапазон рабочих температур;
  • выдерживает высокие нагрузки;
  • уменьшает трение деталей;
  • оптимизирует расход топлива;
  • практически не образуется отложения.

Недостатки:

  • много подделок на рынке;
  • высокая цена.

Какое масло лучше – минеральное или синтетическое

Мы разобрались, как отличить минеральное масло от синтетического. Если сравнивать рабочие характеристики, то у синтетических ГСМ они несколько выше. Но это не значит, что если в двигатель залита минеральная смазка, ее необходимо менять. Особенно это касается автомобилей с карбюраторными ДВС.

«Минералка» подойдет для автомобилей с моторами небольшой мощности при эксплуатации в регионах, где температура не опускается ниже -20 °С. «Синтетика» используется в большинстве современных легковушек. В целом, выбирая смазочный материал для авто, нужно опираться на рекомендации изготовителя.

Главные различия рассматриваемых масел

Обе смазки в маркировке имеют цифру 40, которая указывает на то, что они пригодны для использования в широком диапазоне летних температур. Они способны обеспечить стабильность масляной пленки при показаниях термометра до +40℃. Другими словами, обе смазочные жидкости идентичны в условиях летних температур. Необходимо лишь учитывать некоторые различия: автомасло 5W40 в жаркую погоду будет более жидким, что может несколько увеличить расход смазки.

Но эта моторная жидкость изготавливается на синтетической основе, и лучше взаимодействует с различными присадками. Это обеспечивает надежную защиту деталей силового агрегата от износа. Опыт показывает, что такое масло подходит для моторов в новых автомобилях и со средним пробегом.

Полусинтетику 10w40 оптимально использовать в двигателях с большим пробегом

Важное отличие от 5W40 заключается в том, что 10w40 обладает большей вязкостью, а значит, способно максимально заполнить зазоры между узлами и деталями

В таблице ниже указаны основные рабочие характеристики масел 5w40 и 10w40, по которым наглядно можно определить основные отличия и сходства:

Наименование технического параметра5W4010w40
Базовая основаСинтетикаПолусинтетика
Температурный диапазон-30℃ — +40℃-25℃ — +40℃
Проворачиваемость при минусовом пределе6600 мПА-с6600 мПА-с
Прокачиваемость при минимальной температуре60000 мПА-с60000 мПА-с
Кинематическая вязкость при +100°СОт 12.5 до 16.3 мм2/сОт 14 до 16.3 мм2/с
Вязкость при 150°С и скорость сдвигаНе менее 2,9 мПА-сНе менее 2,9 мПА-с
Использование в двигателяхНовые и с небольшим пробегом, в регионах с морозной зимойВсе виды двигателей со средним и большим пробегом
Температура вспышки229℃205℃
Критическая температура застывания—39℃—33℃
Сульфатная зольность1.1%1.2%
Щелочное число7.3 мгKOH/г9.6 мг КОН/г — 11.4 мг КОН/г

Если рассмотреть возможность смешивания представленных масел, а это синтетика 5w40 и полусинтетика 10w40, то такой симбиоз невозможен в силу того, что они изготовлены на основе разной базы. Если же база совпадает, то допустимо смешать жидкости при крайней необходимости, но в таком случае они должны быть одного производителя, так как применение различных присадок может негативно сказаться на конечном результате. Но даже при идеальных условиях, когда совпадает база и бренд, смешивание данных масел приведет к изменению конечной вязкости, и ее показатель будет зависеть от того, какой продукт будет преобладать.

Какие бывают присадки в масло и для чего они нужны

В процессе смешивания в базовое масло или смесь различных базовых масел добавляют пакет присадок, модификаторы трения и вязкости, депрессорную присадку, красители, антипенные вещества и так далее. Стоимость качественного пакета присадок значительно выше, чем стоимость основы. Вот что входит в пакет присадок:

  1. Детергенты очищают двигатель и защищают его от загрязнения и образования нагара.
  2. Ингибиторы подавляют или задерживают течение нежелательных физико-химических процессов — окисления масла и коррозии металла.
  3. Модификаторы вязкости расширяют температурный диапазон применения. С ними масло становится всесезонным.
  4. Депрессорная присадка не дает маслу парафинизироваться, то есть застывать на холоде.
  5. Модификаторы трения и защитные присадки наделяют масло противозадирными и противоизносными свойствами.
  6. Антипенная присадка предотвращает масляное голодание, которое может вызывать большое количество пены.

Нужно ли добавлять дополнительные присадки в масло. Все необходимые присадки в масло добавили на заводе. Состав разработали и протестировали инженеры, поэтому добавлять в масло что-то еще не нужно, даже если производители чудодейственных добавок и присадок обещают вернуть старому двигателю характеристики нового, восстановление металла, возможность работы без масла и так далее.

Моторное масло — это готовый сбалансированный продукт, и невозможно предсказать, какие физико-химические реакции произойдут сразу после того, как в него добавят чудо-присадку. Масло может превратиться во что угодно. Одно можно сказать с уверенностью: лучше после таких присадок точно не станет.

Как часто надо менять масло

Производители, как правило, заявляют в рекламе максимально возможные сервисные интервалы — например, 15 или 20 тысяч километров. Но это совсем не означает, что масло прослужит именно столько: все дело в конкретных условиях эксплуатации автомобиля.

В тяжелых условиях, то есть при езде по пробкам или при высокой запыленности дорог, сервисные инструкции предписывают сокращать интервал замены масла как минимум вдвое. Также срок службы масла сокращают постоянные короткие поездки и плохое топливо.

Существуют различные способы оценки состояния масла, некоторые из них используют в автомобилях премиум-класса. Компьютер берет показания с различных датчиков и рассчитывает остаточный срок службы масла, а потом показывает на приборной панели сообщение вроде «До замены масла 500 км». Но и тут есть свои нюансы: образование конденсата в масле способно вызвать некорректные показания.

Народный способ оценки качества масла — преимущественно его моюще-диспергирующих свойств — так называемая «капельная хроматография». Масло из горячего двигателя капают с щупа на лист фильтровальной бумаги и оценивают получившееся пятно по отношению ареала развития и центрального ядра. Несмотря на кажущуюся простоту, для корректной оценки результата теста нужен опыт. Но если в центре пятна не образовалось ядра — значит, масло точно пора менять.

Еще один популярный подход предполагает смену масла на интервале 250—300 моточасов. Но все-таки этот метод больше подходит для стационарной техники. Точный ответ о том, сохранило ли масло свои рабочие свойства, может дать лишь лабораторный тест.

Народные способы работали до 90-х, в современных машинах лучше придерживаться интервала замены. В сервисной книжке или инструкции по эксплуатации напишут, что это 15 или даже 20 тысяч километров, и дилер это подтвердит. Тем не менее такой интервал замены масла точно не для России.

У нас совершенно другое топливо, гораздо больше мусора в воздухе и режим работы автомобиля тоже совершенно другой. Если не менять масло чаще, двигатель может потребовать ремонта уже к 100 тысячам километров. Тот же самый двигатель, что прошел бы при должном техобслуживании 250—300 тысяч километров.

Как часто менять масло

Тип двигателяИнтервал замены
Атмосферный10 000 км
Атмосферный при агрессивном стиле вождения7500 км
Турбированный7500 км
Турбированный при агрессивном стиле вождения5000 км

Тип двигателя
Интервал замены

Атмосферный
10 000 км

Атмосферный при агрессивном стиле вождения
7500 км

Турбированный
7500 км

Турбированный при агрессивном стиле вождения
5000 км

Стороны конфликта

Разобравшись с исторической подоплекой, можно перейти более подробному рассмотрению участников.

Минеральное масло делается на основе нефти с последующей перегонкой и очисткой. Процедура изготовления такого масла давно известна, можно сказать, хорошо отточенная, она достаточно проста, поэтому конечный продукт получается сравнительно недорогим.

Подробнее что такое минеральное масло читайте здесь.

Синтетическая смазка двигателя тоже делается на основе продуктов нефти (хотя они куда сильнее переработаны) и производится путем органического синтеза. Такой синтез позволяет создавать самые разные химические соединения, в результате чего синтетические масло могут быть очень разными по составу. Но в каждом случае состав тщательно просчитан, а все молекулы имеют строго заданные характеристики. Ввиду сложно производства, конечный искусственный продукт выходит гораздо дороже натурального аналога.

Способы определения типа масла в моторе машины

Приобретая автомобиль на вторичном рынке, необходимо уточнить тип эксплуатируемых в двигателе смазочных веществ и дату последнего проведенного ТО. Иногда предыдущий владелец не в состоянии внятно пояснить, что он использовал. В таких чрезвычайных условиях можно попытаться проверить состав смазочного вещества самостоятельно.

По цвету и запаху

Различные типы смазочных веществ отличаются по цвету. В зависимости от количественного состава присадок оттенок масел может колебаться от светло-желтого до в меру красного. Но такой способ определения типа жидкости применим лишь для свежей, недавно залитой смазки. При пробеге свыше полутысячи километров цвет смещается в область темных коричневых тонов. Определить тип смазки с достаточной степенью уверенности в этом случае становится невозможно.


Запахи смазывающих жидкостей различаются крайне незначительно. Кроме того, при плановой замене в двигателе остается немного отработанного состава, что критически влияет на общий финальный запах. Таким образом, подобный способ определения состава смазки неинформативен.

По вязкости

Текучесть масла как критерий определения разновидности не самый лучший метод. Для классических моделей автопрома были установлены жесткие требования, что позволяло по вязкости сделать вывод о типе смазки из небольшого заявленного в спецификации списка.

Определение с помощью лабораторного анализа

Метод, который со 100% гарантией позволит определить тип используемых смазочных жидкостей. Проведение лабораторного анализа покажет не только тип масла, но и его состав. Можно классифицировать протекающие в моторе процессы, выявить возможные проблемы, температурный режим и даже полноту сгорания топлива. Лабораторный анализ – максимально эффективный метод для определения состава смазки и не только. Единственный недостаток – дороговизна исследований.

Синтетическое масло: все «за» и «против»

Синтетическое масло – это эталон качества, ведь его изготавливают в лабораторных условиях. Здесь оптимальный состав углеводородов, который в природе не встречается. Его высокая цена, пожалуй, главный недостаток, но оно с легкостью справляется с тяжелыми условиями эксплуатации. Это идеальное решение для поддержанного автомобиля.

Внимание! Если до этого поддержанный автомобиль эксплуатировался на минеральном масле, то дефекты в ЦПГ могут быть заполнены присадками. Если вы проведете полную промывку системы и зальете синтетику, то двигатель может «застучать»

Для поддержанных авто лучше выбирать масла с высокой вязкостью, чтобы уменьшался зазор между цилиндрами и поршнями.

Преимущества:

  • большой диапазон рабочих температур;
  • выдерживает высокие нагрузки;
  • уменьшает трение деталей;
  • оптимизирует расход топлива;
  • практически не образуется отложения.

В автомобилях с небольшим пробегом чаще всего применяют минеральное моторное масло

Недостатки:

  • много подделок на рынке;
  • высокая цена.

Как выбрать синтетическое масло для двигателя?

Устройство двигателей внутреннего сгорания не позволяет использовать их без смазки. Отсутствие смазочного материала приводит к резкому повышению температуры трущихся деталей, задирам на поверхности и аварийной остановке агрегата. От первых двигателей до двигателей наших дней значение масла ничуть не утратилось, наоборот, его производство опирается на высокие технологии. Один из наиболее популярных видов — масло синтетика.

Что такое масло синтетика?

Можно назвать ряд синтетических смазок совершенных по всем характеристикам. Вязкость, способность выдерживать высокие температуры и сохранять свои основные характеристики, высокая текучесть — только несколько положительных фактов. Молекулярная структура не имеет ничего сходного с продуктами минерального ряда. По каким параметрам и как выбрать синтетическое масло для повседневного использования?

Синтетика в обозначениях

Существует множество классификаций. Например, API, ACEA, SAE. Система не подскажет автолюбителю, где нужное масло. Под классификацию попадают только вязкость для разных температур окружающей среды, при которых оно способно перекачиваться насосом автомобиля. О содержимом канистры можно узнать только по надписям. Если это полностью синтетическое, то на канистре так написано — Fully Synthetic, или F Synth. Как выбрать синтетическое масло, всегда подскажет продавец.

Как отличить синтетику от полусинтетики?

На полусинтетике указано — Synthetically Fortified, значит в канистре добавлено до 30% синтетических компонентов, или Synthetic Technology, что обозначает наличие до 50% синтетических компонентов. Это полусинтетика. Цена полусинтетики в полтора раза ниже.

Сроки замены синтетического масла

Синтетический продукт имеет высокие показатели, но сроки его замены тоже зависят от нагрузок. Если автомобиль работает в сложных климатических условиях и в городском режиме, то установленный срок может уменьшиться. Многие производители автомобилей Европы рекомендуют производить замену через 20 тыс. км. Расчет включает качество топлива: чем хуже топливо, тем раньше требуется замена масла.

Сколько можно проехать на синтетике без замены?

Автолюбитель, который волнуется за самочувствие своего автомобиля, масло синтетику меняет каждые 7–7,5 тыс. км. Как выбрать синтетическое масло под конкретные условия эксплуатации подсказывает простой расчет. Качество топлива, климатические условия, дорожные условия — неполный перечень обстоятельств, которые снижают время использования. Если каждый фактор оценить в 10% снижения срока, то на этих трех получается сокращение до 30%. От рекомендуемых 20 тыс. км вычитаем 30% и получаем минус 6 тыс. км. Остается до замены 14 тыс. км. Дополнительные факторы обязательно снизят срок использования.

Особенности масла-«полусинтетики»

Принято считать, что полусинтетические масла более «теплолюбивые», не предназначенные для сильных морозов. На самом деле ничто не мешает выпускать полусинтетику с низкотемпературной вязкостью 0W-5W, но производители не видят в этом большого смысла: в их линейках полусинтетика позиционируется как более дешевый и менее качественный продукт, а за счет меньшей температурной стабильности уменьшается и себестоимость: для этого нужен менее сложный пакет присадок. И тем не менее, многие марки выпускают полусинтетику с вязкостью 5W40, 0W30, прекрасно подходящую для зимней эксплуатации.

Также принято считать, что в старых двигателях полусинтетика работает лучше, чем синтетика. Этот миф основывается на двух постулатах:

  • «Синтетика жиже и на двигателе с большими зазорами будет расходоваться быстрее». На самом деле вязкость масла при рабочей температуре двигателя прямо описывается высокотемпературным коэффициентом классификации SAE. Синтетика 5W40 будет ничуть не «жиже», чем полусинтетика 15W40, а уж если гнаться за вязкостью – то аналогов синтетике 10W60 не найти. В любом случае нужно отталкиваться от рекомендованной производителем вязкости: если мануал предписывает масла 10W-40/15W-40 (ибо во времена его составления других не было), то это не означает, что синтетика 5W-40 для него под запретом: наоборот, зимний запуск облегчится, ресурс мотора сбережется.
  • «Синтетика вытечет через сальники». Если масло вытекает через уплотнения, это не показатель того, что масло не подходит – это говорит лишь о том, что их давно пора было менять, а лить дорогое масло, не следя за состоянием мотора – это нонсенс. Действительно, после длительной эксплуатации на низкокачественном масле его отложения могут забивать микротрещины сальников, а после замены масла на синтетику эти отложения смоются, и начнутся течи, но даже на отечественных автомобилях такой переход зачастую происходит без последствий.

Выбор типа смазки для разных двигателей

Какое смазочное вещество лучше подойдет двигателю с большим пробегом?

Ни для кого не секрет, что по мере износа двигатели начинают «кушать» смазку. Количество потребляемого масла напрямую зависит от его состава. Как показывает практика, для таких моторов лучшим выбором будет минеральная смазка. За счет большей вязкости и натурального состава, именно этой смазки двигатель расходует меньше всего.

Какое масло подойдет новым двигателям?

Поскольку детали современных моторов имеют между собой минимальные зазоры, для них лучше подойдет более текучая синтетическая смазка.

Какое смазочное вещество будет лучшим выбором для моторов с неизвестной историей?

Бывают случаи, когда человек только купил автомобиль и неизвестно какую смазку заливал предыдущий хозяин. В таком случае необходимо залить в мотор специальную промывочную жидкость и проездить на ней 1000 км. В последующем заливают синтетическую смазку.

Минералка, синтетика, или полусинтетика — что лучше!?

Целью данного Дзен-канала является повышение уровня автомобильной культуры. Мы работаем специально для вас, переходя от простых и общих тем к более детальному обзору конкретных механизмов.«Минералка», «синтетика», «полусинтетика» — что это значит? Что такое вязкость масла, как она обозначается и на что влияет? Рассмотрим ниже!

Что такое моторное масло? Это масло, необходимое для смазывания рабочих деталей двигателя.

Все рабочие детали имеют трение, и при рабочей скорости от трения повышается не только сила этого самого трения, но и температура материалов, из-за чего детали начинают свариваться друг с другом («задиры» на цилиндрах — это пример такой термической сварки).Масло уменьшает силу трения, а так же не дает деталям двигателя перегреваться, но не заменяет по своей теплопроводности охлаждающую жидкость в двигателях жидкостным охлаждением! Аналогично с маслами в КПП — только там они ещё выполняют роль охлаждающей жидкости.

Вне зависимости от бренда, абсолютно всемасла своей группы имеют одинаковые базовые масла! И в дальнейшем к ним добавляют присадки, в зависимости от их количества и химического состава и появляется привычное нам название.

Минеральное масло

(она же «минералка») — моторное масло, большая часть из которого и состоит из базового масла, полученного из нефти. Плюс очевиден — крайне низкая стоимость. Минусов, однако, больше — оно очень сильно густеет и теряет как смазочные, так и антиокислительные свойства при морозах и при эксплуатации (соответственно менять его в ДВС надо каждые 5-7 тысяч км при трассовом режиме работы). Хорошо сгорает — внутренности моторов (особенно современных) очень быстро забиваются сгоревшим маслом, что может привести до последствий вплоть до капитального ремонта ДВС.

Полусинтетическое масло

(полусинтетика) — шаг вперёд относительно минерального! При наличии такой же основы (продукт перегонки нефти, крайне дешевая) имеет в составе целый пакет присадок (антиокислительных, противоизносных, антикоррозионных и др.), что сильно улучшает характеристики — масло меньше густеет на морозах, почти не теряет свойств при эксплуатации (в ДВС 5-7 тысяч км при режиме в пробках — средний результат для данного типа масел), и имеет приемлемую стоимость. Однако всё ещё неплохо сгорает — и загрязняет мотор. Скорость «угара» зависит от соотношения объёма синтетических присадок к базовому маслу.

Синтетическое масло

(синтетика) — прорыв и самые современные технологии! Вы любите химию? Даже если нет, здесь стоит сказать спасибо — эти масла имеют искусственно созданные базовые масла, а следовательно ряд параметров (которыйневозможно изменить присадками ) задаётся в зависимости от нужд. Хорошо смазывают, не оставляют нагара, характеристики не ухудшаются. В двигателях по городу живут до 8, по трассе — до 12 тысяч километров. А есть ли минусы? Да — высокая стоимость качественного продукта.

Аналогично с маслами в КПП — чаще всего придётся менять минеральное масло, реже всего — синтетическое (которое может пройти и 150000км без замены)

10W40, 20W30, 75W90 — что это значит?!

Это вязкостно-температурная характеристика по классификации SAE (Society of Automotive Engineers).

Наличие W

обозначает, что маслопригодно для зимнего использования, цифра перед W — вязкость при низких температурах. Цифра после W — вязкость при температуре выше 0 градусов Цельсия

Определяем масло в двигателе

При покупке подержанного авто следует поинтересоваться у продавца, какое он применял масло. Если по субъективным причинам он не дает определенного ответа или ссылается на то, что не помнит залитый состав, то можно внимательно «покопаться» в документах на машину, там указаны рекомендации завода-изготовителя.

Но стоит также отметить, что нет гарантий того, что первый пользователь машины лил рекомендуемое масло, о котором говорится в рабочей инструкции. Поэтому самым рациональным выходом из сложившейся ситуации будет полный слив выработанного состава с последующей промывкой двигательной системы и заменой на рекомендуемый производителем вид масляной смеси.

Цвет и запах

Некоторые автовладельцы умудряются выявить марку масла по отличительным признакам. К таким показателям относят цветность и запах. Что касается цветности состава, по которому происходит определение вида марки, то она бывает светло-желтого и красного оттенка – это зависит от применяемого красителя. Но не стоит забывать так же, что в процессе эксплуатации масло видоизменяется и окрашивается в коричневый оттенок, что особо затрудняет идентификацию марки смеси по колористическим особенностям. С запахом тоже не все гладко, при любой замене автомасла часть его остается в двигательной системе, что впоследствии оказывает влияние на пахучесть состава.

Вязкость

Еще одним немаловажным признаком определения вида масла считалась его вязкость – для подержанных авто она имеет определенные параметры. Но сегодня этот способ выявления вида масла не результативен. Дело в том, что в настоящее время автопроизводители не указывают конкретную марку заливаемой моторной жидкости, а отмечают, что в ДВС залит «фирменный» состав. Это объясняется тем, что производитель хочет увеличить продажи своего оригинального масла, заставляя потребителей приобретать дорогостоящий фирменный продукт.

Заключение

Минеральные автомасла по вязкостным характеристикам проигрывают синтетическим и полусинтетическим жидкостям. Но есть силовые агрегаты, в которых возможно только использование минералки, к примеру, в двигатель на протяжении нескольких лет заливалось только минеральное масло или привод имеет значительный побег. При таких ситуациях использование синтетики или полусинтетики недопустимо из-за большого количества нагара внутри мотора.

Выбирая минеральное масло, учитывайте требования производителя автомобиля, тип мотора, базовую основу смеси, которая заливалась в двигатель ранее.

Вывод

Технологии не стоят на месте, и работают не только маркетологи, но и химики с инженерами. Поэтому новые технологии действительно работают более эффективно, однако всему есть свое место. Применять синтетическое масло необходимо на тех моторах, для которых действительно жизненно необходимо использование именно «синтетики». В более простых агрегатах, или старых моторах, вполне можно удовлетворить все потребности хорошим полусинтетическим маслом, стоимость которого на несколько порядков ниже «синтетики».

Также отметим, что на сегодняшний день, автовладельцу стоит беспокоиться только о пройденном расстоянии после замены автомобильного масла. Так как саму замену и приобретение конкретного масла можно доверить мастерам. К примеру, стоит обратиться на специализированный автосервис по замене масла в двигателе — тут, и специалисты самостоятельно подберут оригинальное масло, и проведут бесплатную замену его в моторе.

Готовчик Дмитрий, CarsWeek

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий