Дополнительные особенности
Только сами пользователи несут ответственность не только за состояние шин, но и за условия эксплуатации. Сами пользователи определяют, когда возникает необходимость в замене.
Шины легковых машин и микроавтобусов должны проходить регулярную проверку в специальных центрах, где мастера дадут рекомендации по поводу дальнейшего обслуживания. Это касается не только основных, но и запасных изделий. Рекомендуется проводить профессиональную диагностику минимум раз в год. Это увеличит время службы.
Настораживать должны любые изменения в давлении шин, непривычное поведение автомобиля на дороге.
В качестве профилактических мер рекомендуется полная замена шин, которые произведены 10 и более лет назад. Даже если внешний вид их говорит о том, что они ещё пригодны к эксплуатации. Это касается и запасного колеса, даже если запредельный износ ещё не достигнут.
Если шины входят в начальную комплектацию вместе с автомобилем, необходимо соблюдать рекомендации, которые даёт именно он. Так легче будет сохранить продолжительность службы.
Конструкция шины
Камерная или бескамерная конструкция. Раньше автомобильное колесо состояло из трех главных деталей: диска, камеры и шины. Шина отвечала только за сцепление с дорогой и общую прочность, камера была емкостью для воздуха. У этой конструкции были серьезные недостатки:
- Колесо больше весило.
- Нельзя было отремонтировать прокол без демонтажа шины и вообще использовать «жгуты», которыми лечат проколы сейчас.
- Колесо больше нагревалось за счет трения камеры о шину.
- Сложность балансировки.
Сейчас найти камерную шину на легковом автомобиле можно только в музее или в дедушкином гараже: технология устарела.
Современная бескамерная шина лишена перечисленных недостатков. Сохранять герметичность бескамерному колесу помогают специальные выступы в дисках — хабы, за которые цепляется покрышка.
Производители по-прежнему маркируют бескамерные шины специальной отметкой tubeless, а предназначенные для использования с камерой — tube type, но сейчас это только редкие отечественные модели
Тип конструкции корда. Каждая шина многослойна, изделие из одной резины не сможет обеспечить нужную форму и прочность. Поэтому внутри шины находится корд — этакий каркас. Корд бывает металлический, из синтетических волокон или текстильных нитей. По методу укладки корда шины делятся на радиальные и диагональные.
Свойства шин в зависимости от метода укладки корда
Диагональная шина | Радиальная шина |
---|---|
2 слоя корда или более | 1 слой корда |
Меньше пятно контакта с дорогой | Больше пятно контакта с дорогой |
Покрышка тяжелее | Покрышка легче |
Используются на коммерческой технике | Используются на легковых автомобилях |
Дешевле | Дороже |
Диагональная шина
Радиальная шина
2 слоя корда или более
1 слой корда
Меньше пятно контакта с дорогой
Больше пятно контакта с дорогой
Покрышка тяжелее
Покрышка легче
Используются на коммерческой технике
Используются на легковых автомобилях
Дешевле
Дороже
Шипованные покрышки
Тестирование шипованных шин проводилось в два этапа. На трассе принадлежащего Pirelli полигона, расположенного на территории Швеции немного южнее полярного круга, оценивались ходовые качества покрышек на льду и рыхлом снегу. Способность шин работать на сухой и мокрой поверхности (зима зиме рознь, бывают и такие условия) оценивали тоже в Швеции, но на принадлежащем Gislaved треке в Эльвсбюне.
Участники и их результаты
В соревнованиях приняли участие семь производителей, один из которых – а именно: Nokian, представил не только премиальную резину из линейки Hakkapeliitta (9 поколение) из Финляндии, но и бюджетный вариант Nordman 7, сделанный в России. Они заняли третье и шестое места соответственно.
Участники от Nokian: Hakkapeliitta 9 и Nordman 7
Немецкий Continental представил свою модель IceContact 3, которая по совокупности оценок заняла почётное второе место. Российского производства оказался не только Nordman 7. Это ещё две модели европейских компаний, разместивших у нас свои производства, это: Michelin X-Ice North 4 и Pirelli Ice Zero 2. Мишлен стал победителем данного соревнования, Пирелли оказалась пятой.
Michelin X-Ice North 4 и Pirelli Ice Zero 2 — европейская резина с российской пропиской
От азиатских производителей в тесте участвовали: южнокорейский Hankook Winter i*pike RS2 (W429), занявший четвёртое место; японская Toyo Observe Ice-Freezer и индонезийская GT Radial IcePro 3 (7 и 8 места соответственно).
Основная борьба, как водится, развернулась между общепризнанными лидерами: Nokian, Continental и Michelin, который и занял первое место, получив наиболее высокие баллы во всех ледовых дисциплинах. Кроме того, Michelin X-Ice North 4 показала самый низкий уровень шума, что обусловлено конструкцией шипов и их более мелкими размерами. На сухом покрытии эта шина тоже стала лучшей, однако на мокрой дороге уступила даже аутсайдеру GT Radial.
Наивысший балл в управляемости на снегу получила Hakkapeliitta 9 – в этой дисциплине только она получила максимальные 10 баллов. В торможении на снегу такой же балл получили пять участников. Трое отставали: занявшие два последних места Toyo и GT Radial, и иже с ними Pirelli. Зимние модели Pirelli вообще никогда звёзд с неба не хватали соревнованиях, шины этого бренда гораздо лучше в летнем исполнении — особенно скоростные, категории UHPS.
На мокрой дороге высший балл (10) тоже получил всего один участник — GT Radial. Это было его лучшее достижение, результаты тестов на льду на снегу были откровенно провальными. Плюс ко всему большой расход топлива и высокая шумность – отсюда и последнее место.
Как правильно подобрать резину под разные условия
Особенности выбора всесезонных шин. Теоретически на них можно ездить круглый год. Резиновая смесь работает в диапазоне температур от −7 до +15 °C. В более сильный мороз резина твердеет, как летняя при температуре ниже +10 °C, а в жару становится мягче, как зимняя при температуре выше +7 °C. В любом случае всесезонная резина не годится ни для горячего асфальта, ни для ледяной колеи.
Всесезонную резину выбирают, когда хотят сэкономить на шиномонтаже и покупке лишнего комплекта резины. Это актуально для кроссоверов и внедорожников с относительно небольшим ежегодным пробегом.
Особенности выбора летних шин. Есть модели для спокойной городской езды. Такие шины помогут экономить топливо, порадуют низким уровнем шума и будут служить три-четыре сезона. При этом они не перенесут перегрева, не обеспечат идеального сцепления с дорогой и не позволят управлять автомобилем с большим комфортом.
Противоположность — шины для тех, кто любит выжать газ в пол. Такая резина будет шуметь, увеличит расход топлива и сотрется за один-два сезона. Взамен водитель получит отличное сцепление с дорогой и удовольствие от управления автомобилем.
Особенности выбора зимних шин. Зимняя резина бывает трех типов.
Шипованные шины хороши для движения по льду и плотно укатанному снегу. У них относительно твердая резина, большая глубина протектора и шипы. А еще они неплохо держат дорогу на асфальте: шипы достаточно давно прячут в протекторе.
Идеальные условия — ледяное покрытие при температуре выше −15 °C. Лед достаточно мягкий, чтобы шипы цеплялись за него наиболее эффективно.
Недостатки: они сильно шумят, у них низкий индекс скорости. Обычно на шипованных шинах можно ездить не быстрее 160—180 км/ч. А еще они запрещены во многих странах Европы, потому что портят асфальт.
Фрикционные шины скандинавского типа, они же «липучки», без шипов и сделаны для суровой зимы. Грубый рисунок протектора, мягкая резиновая смесь и много ламелей — горизонтальных прорезей на островках протектора шины.
Идеальные условия — снег и лед при температуре ниже −15 °C. Они заметно тише, на них можно двигаться с гораздо большей скоростью.
Недостатки: такие шины быстро изнашиваются, почти не держат машину на подтаявшем гладком льду при температуре выше −5 °C. Между островками протектора небольшое расстояние, такие шины плохо отводят воду из пятна контакта с дорожным полотном.
Фрикционные шины альпийского типа без шипов и сделаны для мягкой зимы. На протекторе в 1,5—2 раза меньше ламелей, канавки для отвода воды гораздо шире. Это самая устойчивая к износу зимняя резина.
Идеальные условия — лужи, асфальт, температура от −5 до +3 °C. Хорошо отводят воду из пятна контакта с дорожным полотном.
Недостатки: плохо держат на любом льду и укатанном снеге.
Зимняя шипованная резина: срок эксплуатации
Еще раз отметим, что срок эксплуатации зимней резины несколько меньше, чем аналогичный срок применительно к летним шинам. Хотя визуально покрышки практически одинаковые, состав резины зимней и летней сильно отличается. Не вдаваясь в подробности, летняя шина жесткая, тогда как зимняя резина мягче и эластичнее, в результате чего она сильнее и быстрее изнашивается.
В первую очередь, если приобретаются новые или шины б/у, необходимо определить производителя и знать дату выпуска шины, чтобы понять, сколько еще выходят такие покрышки
В случае покупки зимней шипованой резины данным аспектам нужно уделить повышенное внимание
Обратите внимание, чтобы определить, сколько ходит зимняя резина, стоит разделить покрышки на дорогие брендовые и дешевые. Фирменные изделия известных мировых производителей отличаются износостойкостью
Если шина хранится правильно, грамотно подобрана под конкретный автомобиль, устанавливается на диск с учетом особенностей покрышки, тогда срок службы зимних шипованных шин или липучки может составить от 5 лет и более.
Однако, дешевые шины (китайские или бюджетные отечественные) в тех же условиях могут не выходить и пары сезонов. Дело в том, что дорогие покрышки в своем составе имеют запатентованные компоненты, которые позволяют резине не стареть и сохранять свои свойства длительный срок. Дешевые шины обычно не имеют таких добавок или их количество незначительно, что и приводит к растрескиванию покрышки, потере эластичности и т.д.
Срок службы шин зимних
Вернемся к шипованной зимней резине. Зачастую, изготовители определяют то, что срок эксплуатации зимней шипованной резины составляет 7 лет или около 50-60 тыс. км. То же самое касается и липучки. Однако на деле такого показателя можно достичь в том случае, если «свежая» по дате изготовления покрышка эксплуатируется практически в идеальных условиях.
Если же машина эксплуатируется агрессивно (резкие старты, активное торможение), автомобиль часто ездит с высокой скоростью по сухому асфальту, зимняя резина эксплуатируется при плюсовых температурах (выше +8 градусов Цельсия), в этом случае вылетают сами шипы и происходит быстрый износ покрышки.
Срок годности зимней резины
Кроме срока службы резины, также нужно обращать внимание и на сроки годности. Это немного разные понятия, которые нужно разграничить
Если просто, срок службы фактически является ресурсом покрышки при эксплуатации и зависит от множества факторов, тогда как срок годности зависит от даты производства и условий хранения.
Чтобы было понятно, даже если шина не эксплуатируется, а просто новой хранится на складе, резина все равно стареет и со временем станет непригодной. Как правило, если покрышки несколько лет пролежали на складе (4-7 лет и более), не следует рассчитывать на полное соответствие всем заявленным эксплуатационным характеристикам.
Получается, абсолютно новые в плане износа, но старые по дате изготовления шины будут сильнее и быстрее изнашиваться при езде после установки на авто, могут быть более шумными, теряют эластичность.
В противном случае зимняя резина, которая содержит намного больше компонентов для сохранения эластичности, быстро пересыхает и трескается. Это значит, что если условия хранения соблюдены в полной мере, покрышка сохранит свойства и через 2-3 года, тогда как грубое нарушение условий может означать, что уде через пару лет шина не пригодна для эксплуатации.
Чтобы узнать дату изготовления шин, нужно обращать внимание на маркировку. Дата изготовления наносится на боковой поверхности, в виде четырехзначного числа (после 2000 года)
Однако нужно помнить и то, что до 2000 года обозначения несколько отличались. По данной теме можно изучить соответствующий материал.
Список ТОП 10 популярных производителей резины
Сегодня производителей шин довольно много. Резина каждой фирмы имеет свои особенности. Приводим список 10 лучших брендов:
- Bridgestone. Японская марка, сохранившая лидерство в производстве шин с 2007 года. Бриджстоун снабжает своими покрышками спортивные автомобили;
- Michelin. Второй в мире концерн. Сегодня Мишлен открывает заводы и на территории нашей страны;
- Goodyear. Евро холдинг, включающий несколько компаний;
- Continental. Производитель резины премиум-класса для легковушек;
- Pirelli. Шины из Италии;
- Dunlop. Английский производитель шин, разбросавший свои филиалы сегодня по всему миру;
- Hankook. Корейский изготовитель, известный в РФ;
- Yokohama. Классика, японский производитель шин;
- Nokian Hakkapeliitta. Лучший бренд зимних шин из Финляндии;
- Kumho. Корейский шинный бренд, выпускающий модели эконом и премиум-класса.
Шины Мишлен Альпиан зимние имеют направленный рисунок протектора. Лучше всего подходят для мокрых поверхностей и талого снега, но в серьёзный гололёд их применять не стоит
Срок службы автомобильных шин износ и его профилактика видео АвтоНоватор
Несмотря на смелые заявления производителей покрышек, что срок службы автомобильных летних шин достигает десяти лет, все же переобувать своего «железного коня» нужно куда чаще, примерно раз в 5-6 лет.
Срок службы покрышек – признаки его завершения
Хорошая, качественная, а главное, целая резина является залогом безопасной езды. Поэтому не стоит забывать об указанных сроках, но и это не панацея
Важно следить за состоянием шин, как летних, так и зимних, иногда даже 5 лет службы окажется слишком смелым ожиданием. Существуют специальные индикаторы, по которым можно определить степень повреждения. Ими выступают перемычки между протектором, и как только он истирается до их уровня, то срок службы покрышек истек. Кроме того, нередко на поверхности резины выбиты цифры различной глубины, и по тому, сколько цифр видно, можно судить о степени износа
Также можно воспользоваться специальной линейкой с глубиномером и самостоятельно измерить высоту протектора, данный параметр должен составлять 1,6 мм и больше для летней резины и не менее 4 мм для снежного сезона. В случае неравномерного износа делать замеры следует на наиболее поврежденной части
Кроме того, нередко на поверхности резины выбиты цифры различной глубины, и по тому, сколько цифр видно, можно судить о степени износа. Также можно воспользоваться специальной линейкой с глубиномером и самостоятельно измерить высоту протектора, данный параметр должен составлять 1,6 мм и больше для летней резины и не менее 4 мм для снежного сезона. В случае неравномерного износа делать замеры следует на наиболее поврежденной части.
Причинами выхода из строя могут послужить и элементарные механические повреждения, такие как порезы, деформация вследствие экстренного торможения, или же возникновение шишек после удара. Все эти факторы значительно сокращают срок годности покрышек.
Оцениваем срок использования автомобильных шин – верить ли производителю?
Как известно, покрышки в зависимости от сезона эксплуатации делаются из разного типа резины. Таким образом, летняя резина более жесткая, чем зимняя или же всесезонная, поэтому и срок годности летних автомобильных шин больше. В основном, производители дают гарантию для летней резины 10 лет, а для зимней – не более 7. Однако руководствоваться этими сроками не стоит, так как и качество наших дорог, и остальные сопутствующие условия эксплуатации далеки от идеальных.
Кроме того, на срок использования автомобильных шин влияет еще и их качество. Поэтому не следует испытывать иллюзии, что, купив дешевую китайскую резину, можно будет эксплуатировать ее так же, как и дорогую брендовую. Поэтому не экономьте, разница в цене не будет оправдана. Ведь фирменная резина может эксплуатироваться более пяти сезонов, а дешевые экземпляры – не более двух. Еще не оправдывают надежд и всесезонные покрышки, по крайней мере, для жителей регионов, в которых температура зимой намного ниже нуля.
https://youtube.com/watch?v=8d0jQ0OYWjE
Срок службы автомобильных шин – можно ли его увеличить?
Причин износа резины может быть довольно много, но их очень легко определить, главное внимательно изучить поверхность покрышки и рисунок протектора. Если внешние края подвержены более сильному износу, чем центральная часть, это говорит о недостаточном давлении, и наоборот. А неравномерно изношенные кромки протектора только лишь с одной стороны свидетельствуют о нарушении развала-схождения. Кроме износа, на то, сколько ходят летние шины, влияет еще и стиль вождения. У любителей экстремальной езды с резким торможением поверхность покрышки будет деформирована неравномерно.
Мы видим, что имеет влияние не только то, на какой пробег рассчитаны шины, но и масса других факторов, таких как стиль вождения, качество дорожного покрытия, участие в ДТП и т.д. Не стоит забывать и о своевременном техосмотре, а также минимум два раза в месяц следует проверять давление в колесах. Что же насчет балансировки, так ее следует проводить через каждые 15 000 км пробега. После ударов внимательно изучите поверхность резины на наличие посторонних предметов либо шишек.
Если же придерживаться всех вышеперечисленных правил, то нормы пробега автомобильных шин в соответствии с ГОСТом составляют:
- для легковых авто, грузоподъемностью не более двух тонн – 45 тыс.км;
- для грузовиков (г/п 2-4 тонны) – 60 тыс.км;
- для грузовых машин, грузоподъемность которых более 4 тонн – 65-70 тыс.км.
Закон о смене резины на автомобиле
По закону о смене шин на автомобиле, существуют фиксированные периоды – летний и зимний, в течении которых автомобиль «переобувается» в необходимую разновидность покрышек. Данный срок может быть увеличен региональными властями, но не может быть уменьшен. К примеру, запрет на пользование шипованными покрышками может быть продлен до мая или сентября, но сократить до июля по закону нельзя.
Замена резины на автомобиле предусматривает следующие условия:
- в летний период — законом запрещается ездить на шипованных покрышках;
- в зимний период — обязательными к эксплуатации являются зимние шины. Зимние покрышки, согласно закону о покрышках, должны иметь маркировку «M+S», «M&S», «M S»;
- глубина протектора зимних шин не должна быть меньше четырех миллиметров.
Также, присутствует такой вид резины, как всесезонная. Она предназначена для использования в течение всего года, при отсутствии сильного колебания температур. Покрышки такого типа хорошо служат при примерной температуре от -10 до +20-25 градусов. В течение периода морозов, такие шины могут быть использованы только при наличии специальной маркировки — «M+S», «M&S», «M S».
Стоит отметить, что штрафа за нарушение закона о зимней резине – нет.
Когда переход с зимней на летнюю?
Использование летней резины предписывается в период с июня по август. Соответственно, замена зимнего периода происходит в первых числах июня. С этим процессом спешить не стоит. Нужно дождаться стабилизации погодных условий. В том случае, если при смене шипованной резины на летнюю наступят заморозки, покрышки придут в негодность. Отрицательная температура увеличивает риск разрыва летней резины, снижает ее эластичность.
Подводя итоги, можно сказать, что приемлемым сроком для перехода является 15 дней с начала июня. В течение этого времени погодные условия позволяют использовать летние шины без опасения об их порче.
Время перехода на зимнюю резину
Установленное законом время перехода на зимнюю резину — это период с декабря по февраль. В этот промежуток времени, с заменой тянуть не стоит. Штрафа за использование шин не по сезону конечно нет, однако есть ответственность. В случае аварийных ситуаций, водителю грозит уголовный срок, ведь доказать использование им неположенных покрышек будет несложно. Шипованная покрышка обеспечивает надежное сцепление с дорожным покрытием в период морозов. Поэтому, водители стараются менять ее в первых числах декабря.
Штрафы
За нарушение закона о шипованной, или резине для холодного времени года, предполагается штраф. Как такового, штрафа за отсутствие того или иного вида шин нет. Однако, сотрудники дорожной инспекции, согласно закону, имеют право выписать штраф или предупреждение водителю с изношенными шинами. Особенность данной процедуры состоит в том, что покрышки, не подходящие по сезону, изнашиваются с огромной скоростью. Поэтому, хоть формально за нарушение закона о резине штраф выписать не могут, резину лучше вовремя сменить.
Срок для смены покрышек – плавающий. Это связано с особенностями состава шин. Хоть автомобильные шины и нужно менять на летние с июня, производить замену непосредственно первого числа июня – не стоит. Перед заменой покрышек, следует убедиться в том, что погода стабилизировалась, а также, не предвидится морозов. После этого, покрышки можно менять.
Сумма штрафа, по закону, зависит от ситуации. При несоответствии глубины протектора шин – штраф составит 500 рублей. При несоответствии шин сезону, штраф составит те же 500 рублей. Также, в стадии принятия находится законопроект, согласно которому, резина не по сезону повлечет штраф в 2000 рублей.
Срок эксплуатации шин по ГОСТу
В законодательстве зафиксирован ряд основных требований к автомобильным шинам:
- ГОСТ 4754-97 «Шины пневматические для легковых машин, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия». В этом документе содержится классификация и перечень маркировок с расшифровками. Здесь же устанавливается нормативный срок эксплуатации шин – 5 лет с момента производства.
- ГОСТ 5513-97 «Покрышки пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия».
- ГОСТ 52900-2007 «Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним. Технические условия».
Хоть в законе и указан точный период эксплуатации шин, но менять покрышки сразу по истечении этого срока необязательно. Многие водители продолжают ездить на резине, находящейся в эксплуатации дольше 5 лет. Такие б/у покрышки также можно увидеть в продаже.
Известные мировые производители автомобильных покрышек обычно дают гарантию на изделия под своим брендом от 6 до 10 лет. Таким образом, при определении срока эксплуатации на первый план выходят следующие критерии: сохранение свойств резины и соответствие требованиям безопасности.
Заключение
Замену автопокрышек следует выполнить при таких условиях:
- Возраст покрышки старше 10 лет. Изделия заменяют на новое, даже при отсутствии внешних повреждений резины.
- Износ автошины приближен к критическому — возраст резины 7-8 лет.
- Присутствует неравномерный износ протектора, есть вмятины, грыжи либо проколы на поверхности автошины.
На практике, шины не всегда могут «ходить» даже 5 лет. На срок службы шин легковых автомобилей влияет пробег автомобиля и условия эксплуатации, поэтому он определяется не только согласно рекомендациям заводов-изготовителей авторезины, но и с учетом степени износа автопокрышки. С другой стороны, ресурс автошин может быть и больше 10 лет, если пробег автомобиля был не значительный, а условия хранения близкие к идеальным.