Стук в двигателе появляется и пропадает: причины

Две основные причины стука

Зная, почему стучит двигатель, можно дальше уже действовать в соответствии с причиной. Как утверждают специалисты, стук в моторе при запуске бывает лишь по 2-м общим причинам.

  • Это либо износились элементы внутри силового агрегата;
  • Либо, если начал стучать мотор, произошла детонация.

Детонация

Начнем с детонации, так как она может создавать непоправимые проблемы. Детонация – это уже тревожный сигнал водителю, который обязан знать, что это такое и в чем заключаются причины такого явления при запуске или работе двигателя.

Возникает детонация по причине неправильного распределения внутри цилиндров смеси воздух/топливо. Это, в свою очередь, дает неравномерное горение. Топливо, бензин или солярка, сгорает в цилиндрах силовых агрегатов автомобиля, если обеспечиваются нормальные условия, в процессе смешивания с воздухом. Это должны знать все автомобилисты, даже новички.

Когда происходит детонация, внутри цилиндров происходит взрыв, смесь сгорает неравномерно, что может привести к повреждениям стенок или самого поршня.

Явление это известно давно, с тех пор, как создали ДВС. Описывается практически во всех источниках, как автоматическое зажигание газа. Раньше не было возможности досконально проверить это явление. По этой самой причине в те времена думали, что детонация связана с зажиганием, но это не так.

Датчик детонации был специально придуман и им оснастили практически большинство современных авто. Регулятор этот воспринимает механическую энергию колебаний, происходящих в цилиндрах, а затем передает электрический импульс в ЭБУ.

Датчик детонации

Примечательно, что при детонации происходит явный стук, более звонкий. Любой специалист или опытный водитель со стажем умеет распознать детонацию на слух. Стук появляется в этом случая из-за различных дополнительных нагрузок на мотор машины.

  • Это может быть резкое ускорение;
  • Медленное движение, к примеру, на подъемах;
  • Движение на несоответствующей скоростной передаче и многое другое.

Итак, причины, по которым возникает детонация при запуске.

  • Очень высокая температура цилиндров или поршня на различных участках;
  • Слишком большая степень сжатия, которая возникает из-за чрезмерного слоя нагара, остающегося на днище поршня;
  • Большая нагрузка на мотор, происходящая при низкой частоте вращения коленвала;
  • Плохое качество топлива (бензин/дизель), заливаемого на российских АЗС;
  • Раскаленный нагар, остающийся в камере сгорания;
  • Свечи зажигания, которые тоже могут стать причиной, если неисправны или не соответствуют тепловому режиму.

Износ компонентов двигателя

Стук может случиться, как и говорилось выше, из-за износа, к примеру, шатунов или вкладышей. Если такой стук уже появился, то ничего не поможет: ни пользование более вязким маслом, ни позднее зажигание, ни различные подкладки или «шубы», которые ставят под вкладыши. Хотя на время, все же, это поможет. В частности, износившийся шатун, бьющийся об шейку коленвала, уже не будет издавать такой сильный стук, а лишь приглушенный, практически незаметный.

Шатун

Шатунный стук не обошел стороной и дизельный двигатель. Правда, здесь картина шума может быть несколько иной. Поршни дизельного агрегата при движении автомобиля вплотную подходят к ГБЦ, что вынуждает их касаться цилиндров. Даже после того, как «стучащий» цилиндр прекратит свою работу, грохот остается и продолжается некоторое время. Стоит отметить, что на автомобилях, дизельный он или бензиновый, ездить со стучащим из-за шатуна моторе, тем более, в горячую, нельзя. Стучать могут и другие части силового агрегата. Это могут быть, к примеру, клапана, привод бензонасоса, дающий неприятный звук во время стука, шкивы и т.д. Дизельный двигатель способен преподнести владельцу автомобиля и еще один сюрприз. Стук плунжерных пар, с которым ничего не поделаешь. Хотя с таким стуком можно довольно долго ездить, ведь это ни на что не влияет. По мнению специалистов, может случиться, что года через три такой стук приведет все же к износу некоторых важных компонентов, а машина может расходовать намного больше бензина, чем нужно.

Стук на высоких оборотах.

Причиной при которой появляется стук в моторе на повышенных оборотах является детонация. Детонация это процесс сгорания топливной смеси в цилиндре раньше положенного. Как заложено в принципах работы любого автомобильного ДВС, вся работа основана на 4-х тактах. Воспламенение топливо должно происходить, строго в определенный момент времени. Иногда, воспламенение происходит раньше времени, то есть до того момента когда на свече появится искра. В этот момент возникает детонация и как следствие стучит мотор на повышенных оборотах при нагрузке.

Детонация, может возникать по нескольким причинам

  • низкое октановое число топлива
  • раннее зажигание
  • неподходящие свечи зажигания
  • сильный нагар в цилиндрах

Детанция это главный враг двигателя, а в особенности двигателя с турбиной.

Как определить детонацию?

Если у вас появился стук в двигателе который выражается звонким и звенящем звуком при наборе оборотов, то это детонация. Появляется он при раскручивании мотора, и при больших нагрузках на него. Случаи когда возникает детонация:

  • При разгоне(на повышенных оборотах)
  • При подъеме в гору или при движении с большим грузом
  • Когда включена слишком высокая передача, не соответствующая текущей скорости

Стук в двигателе на холодную.

Если данный симптом наблюдается на автомобиле, значит какие-либо тепловые зазоры нарушены.

Стучит распредвал

Стук в двигателе на холодную будет появляться на первых секундах работы при значительной выработке на распределительном валу.

С попаданием масла на распределительный вал, стук будет становиться меньше и в конечном итоге вовсе исчезнет. При сильном износе, стук может продолжаться довольно длительное время, и прекратится лишь после прогрева. Локально его можно будет услышать в верхней части мотора.

Основные причины появления стуков в двигателя из-за износа распределительного вала:

  • Некачественное масло
  • Несвоевременная замена масла
  • Маслянное голодание
  • Наличие вредных присадок

При изношенном распредвале, велика вероятность снижения компрессии в двигателе, особенно это актуально для моторов оснащенными гидрокомпенсаторами.

По признакам описанном выше, можно лишь косвенно предположить, что распредвал не в порядке. Для того чтобы более точно это узнать, нужно снимать верхнюю крышку двигателя и визуально осматривать и проверять наличие выработки на распределительном валу.

Неисправен коленвал

Данный симптом, уже не такой радостный. Если распредвал можно без проблем заменить, не снимая мотор, то тут скорее всего нужно будет делать капитальный ремонт.

Дело в том что глухой стук двигателя на холодную, чаще всего говорит о том, что это стук коленвала и вероятно у него есть износ. Стучать могут подшипники коленвала, а может и сам коленвал из-за увеличения тепловых зазоров в коренных и шатунных вкладышах. Возможен так же стук шатуна у которого провернуло вкладыши.

Если в первом случае можно будет заменить подшипники, то в случае если стучит шатун последствия могут быть более серьезными, и если запустить можно попасть на расточку или замену коленвала.

Важно отметить, что при появлении любого стука в двс, нужно обязательно провести комплексную диагностику и выяснить причину. В противном случае, можно попасть на большую сумму денег за ремонт ДВС или же его замену

Что надо делать водителю при возникновении стука

Трудно однозначно ответить на представленный вопрос. Конечно же, при появлении стука в районе двигателя, необходимо немедленно обратиться к специалистам для проведения комплектной диагностики.

Тем не менее, если поводом к появлению шума послужили такие банальные причины, как открученный брызговик картера или маховика, вполне целесообразно обойтись собственными силами.

Таким образом, для устранения проблемы стука в двигателе важно научиться распознавать её природу, и на основе полученных сведений делать соответствующие выводы о дальнейшем разрешении сложившейся ситуации

Определяем источник стука

Бывает так, что из подкапотного пространства доносится стук. Только водитель не сразу может понять, в чем именно причина и кто является источником этого шума. Не стоит сразу же винить клапана, поскольку не одни они способны издавать стуки.

Начинающему автомобилисту довольно сложно при отсутствии опыта эксплуатации и ремонта авто тут же определить, какая именно поломка или неисправность спровоцировала возникновение шумов и стуков. Нехарактерные для исправного двигателя звуки могут издавать подшипники, ремень, коленвал и непосредственно сами клапана. Причем в последнем случае мы слышим достаточно четкий и легко уловимый на слух звук, сопровождающийся металлическим стуком. И доносится он со стороны газораспределительного механизма.

Еще одной характерной особенностью клапанного стука является то, что он не прекращается, в зависимости от оборотов. То есть стук сохранятся, когда двигатель работает на малых оборотах, а также когда водитель, путем нажатия на педаль газа, увеличивает обороты ДВС.

Обычный водитель вряд ли сумеет просто на слух определить, что вышел из строя клапан.

Но все же самостоятельная диагностика является вполне возможной. Для этого нужно сделать следующее:

  • открыть капот;
  • открутить заглушку, через которую заливается моторное масла;
  • оставить двигатель в рабочем состоянии;
  • прислушаться;
  • если шум нарастает, вина в клапанах;
  • либо взять стетоскоп;
  • приложить инструмент к зоне, откуда исходит шум;
  • прислушаться;
  • сделать соответствующие выводы.

Это лишь примерная схема, как определить поломку и поставить диагноз практически в полевых условиях. Разумеется, зачастую правильнее всего будет обратиться в автосервис и пройти комплексную диагностику. Шутить с неисправными клапанами нельзя.

В качестве последствий вы можете столкнуться с поломкой самих клапанов, нарушением работы ГРМ, повышенным расходом топлива и масла, потерей мощности и даже выходом из строя самого двигателя.

Чем дольше вы игнорируете проблему, тем тяжелее и дороже могут в итоге оказаться последствия. Если при прогреве или при разгоне авто услышали металлический стук, отправляйтесь в гараж или СТО. Не затягивайте с диагностикой.

Основные причины выхода двигателя из строя

В ДВС могут возникать различные неисправности, основные из них:

  • плохое состояние поршневой группы;
  • износ шатунных и коренных шеек коленвала.

В двигателе появляются неисправности в любых системах, но, как правило, во многих случаях можно обойтись текущим ремонтом, который не так долго длится по времени и не требует больших финансовых вложений. А вот так называемый стук коленвала – это уже серьезно, и вряд ли здесь можно обойтись «малой кровью». Отчего может стучать коленвал?

В целом причин появляющегося стука не так уж и много, и стучать коленчатый вал может:

  • по причине недостаточного давления масла;
  • из-за нехватки или полного отсутствия смазки в масляной системе двигателя;
  • вследствие общего износа кривошипно-шатунного механизма.

Причины стука двигателя

Стук сам по себе образуется при ударе одного элемента силовой установки о другой.

При этом шум в двигателе бывает разным, возникает при определенных условиях и исчезает при их изменении.

В большинстве ситуаций стуки являются сигналом возникновения проблем с определенными механизмами – ГРМ и кривошипно-шатунным механизмом, цилиндропоршневой группой, но появляются и в других составных элементах агрегата.

Критерии характера стука.

Сторонние шумы, возникшие в силовой установке, можно подразделить на несколько критериев:

  • Сила звука;
  • Причинно-следственные связи;
  • Звучание (металлический стук и т.д.);
  • Цикличность.

Разберем каждый из критериев.

Стук в двигателе может быть слабым и едва прослушиваемым — в таком случае авто может и дальше эксплуатироваться, но не помешает проведение диагностических работ.

Бывает стук средний, прослушиваемый отчетливо, но его нетрудно заглушить, к примеру, громко включенной музыкой.

Авто с такими стуками можно эксплуатировать короткий срок, достаточный для возможности добраться до гаража или сервиса.

Отчетливые громкие звуки, издающиеся изнутри силового агрегата, указывает на значительные проблемы в его работе.

При таких звуках мотор глушиться и до гаража или сервиса авто доставляется только эвакуатором или на буксире, так как с двигателем и у вас могу возникнуть серьезные проблемы.

Причинно-следственные связи в возникновении стука возникают после вмешательства в силовой агрегат непрофессионалов.

То есть, проведение ли, наоборот, невыполнение технических работ или ремонта приведет к неисправностям в двигателе.

Источники стука (металлического) в двигателе:

  1. Масло, которое не рекомендовано для применения на данном моторе или поддельная продукция;
  2. Некачественные или дефектные детали, которые были установлены в ходе ремонта тоже могут вызвать стук в двигателе.
  3. Сильный износ составных частей, естественно, приведет к появлению посторонних шумов.

Типы звучания и чем они отличаются

По звучанию стук в двигателе подразделяется на звонкий и глухой.

Звонкий стук, его еще называют металлический, возникает при ударе между собой деталей из твердых металлов, при этом между деталями отсутствует масляная прослойка.

Глухой стук в двигателе возникает при ударе деталей, одна из которых выполнена из мягкого металла, и между деталями имеется масляная прослойка.

Цикличность

По цикличности стуков можно примерно определить, какой механизм требует вмешательства.

Так, стук в моторе производиться пропорционально вращению коленчатого вала указывает на возможные проблемы с цилиндропоршневой группой, газораспределительным или кривошипно-шатунными механизмами.

Источник спонтанного стука, возникающего бессистемно, может находиться в навесном оборудовании мотора.

К примеру, стук может издавать незакрепленный генератор, при этом шум будет возникать из-за вибрации силового агрегата.

Технические причины возникновения стуков в двигателе

В процессе длительной эксплуатации транспортного средства, возникает большое количество дефектов и неисправностей, которые часто являются причиной появления шумовых эффектов, нестандартных звучаний, вызывающих оправданную тревогу у водителей. Среди многочисленных признаков и причин встречаются наиболее вероятные факторы:

  1. Детонация двигателя, сопровождаемая характерным металлическим стуком.
  2. Выход из строя элементов мотора, вследствие износа.

Детонационные взрывы случаются из-за сбоев в распределении топливовоздушных смесей в полости рабочих цилиндров. Вместо равномерного сгорания, топливо взрывается, при этом деформируются стенки цилиндров, выходят из строя поршни.

Основные причины возникновения детонации ДВС:

  • большое скопление толстого нагарного слоя в нижней части поршня и на стенках цилиндра, что приводит к повышению коэффициента степени сжатия топливной смеси;
  • сбой регулировок момента возгорания горючего;
  • используется топливо несоответствующего качества;
  • неисправности, выход из строя свечей зажигания;
  • несоблюдение условий эксплуатации транспортного средства, что приводит к дополнительным нагрузкам на двигатель внутреннего сгорания;
  • перегрев элементов цилиндропоршневой группы;
  • неисправности узлов и деталей системы выхлопа.

Если стуки в двигателе внутреннего сгорания вызваны износом, причины следует искать в следующем:

  1. Выход из строя пружин клапанов.
  2. Повышенный износ кулачковых механизмов распредвала.
  3. Неисправности подшипников – коренных, шатунных, служащих опорой коленчатого вала, увеличение зазоров.
  4. При истирании поршней увеличиваются зазоры между кольцами, стенками цилиндров.
  5. Износ деталей распределительной системы приводит к увеличению зазоров между кулачками и приводом, при этом ремень ГРМ начинает провисать.

Если явного износа элементов двигателя не выявлено, а стук все равно присутствует, это означает, что:

  • детали расположены с некоторым перекосом и работают с заеданием;
  • узлы деформированы;
  • вязкость моторной смазки не соответствует заявленным характеристикам, на металлических поверхностях трущихся деталей не образуется защитная масляная пленка.

Ряд других причин

Появление стука могут вызывать и другие компоненты, которые еще не были описаны ранее. В этот список входит:

  • Привод бензонасоса. Вы услышите громкий стук, схожий со звуком от клапанов.
  • Шатуны, стучащие из-за изношенных вкладышей. Поочередно отключая цилиндры, можно диагностировать проблему.
  • Неправильные размеры прокладки блока цилиндров. Она выступает в камеру сгорания, где ее задевает цилиндр. Характеризуется глухим звуком.
  • Плунжерные пары. Могут издавать звук в дизельных агрегатах. Не является критичным.

Сложность конструкции мотора делает диагностику и ремонт сложным процессом. Самым оптимальным вариантом является поездка в специализированный техцентр. Как правило, в таких мастерских имеется все необходимое оборудование, которое позволит выявить причину стука. Если в машине имеется электронный блок управления, вы дополнительно сможете произвести компьютерную диагностику.

Основные источники стуков на бензиновых и дизельных

Если внезапно возникший звук не даёт покоя, то нужно определиться с точным местом его происхождения, ведь двигатель состоит из нескольких взаимосвязанных узлов и деталей.

  1. Стук клапанов. Они начинают стучать тогда, когда увеличивается зазор между рычагами и кулаком распредвала. Характер шума напоминает металлический лязг или цокот. Это чревато постепенным ростом зазора и, как следствие, ускоренным износом деталей. Своевременная регулировка клапанов позволяет избежать возникновения подобной ситуации.
  2. Стук подшипников коленвала. В двигателе, а конкретно в распределительном вале, есть специальные вкладыши, которые со временем приходят в негодность. Их износ и приводит к появлению металлического негромкого, словно приглушённого звука в районе картера. Одним из признаков будет низкое давление масла — так называемое масляное голодание. Впрочем, подобное может возникнуть и по причине использования низкокачественного или поддельного масла. Здесь поможет полная замена субстанции и промывание всей системы, разумеется, с последующей установкой новых вкладышей.
  3. Стук поршней (зазор между поршнем и цилиндром). Звук стучащего поршня также возникает вследствие износа. Как правило, он отчётливо слышен при запуске двигателя, однако с прогревом машины до рабочих оборотов исчезает, поскольку произошло расширение деталей.
  4. Шумы в приводе распредвала (в цепи ГРМ). Здесь причина та же самая — вследствие естественного износа, некачественно выполненного ремонта или небрежной эксплуатации возникают ненужные зазоры в цепи ГРМ.
  5. Стук форсунок. Справедливости ради этот звук нельзя называть стуком, скорее, он похож на стрекот, причиной которого становится нерегулярный уход. Форсунки требуют обслуживания хотя бы каждые 3–5 тысяч километров пробега. В противном случае происходит их засорение и, как следствие, владелец машины наслаждается стрекотанием, доносящимся из-под капота.
  6. Стук «пальцев». Возникает из-за использования некачественного топлива. Звук звонкий, металлический, хорошо различим даже при высоких оборотах.
  7. Стучат вкладыши шатунов. Неисправность данных элементов можно диагностировать так: при появлении звонкого стука с запуском двигателя с каждого цилиндра в порядке очереди необходимо снять провод высокого напряжения. Если появление постороннего шума становится меньше, то вы нашли проблемный цилиндр.

Стук в двигателе на холостых оборотах

Основные факторы, вызывающие посторонний звук в моторе на холостом ходу:

  • картер двигателя касается помпы или колеса генератора;
  • дрожит оболочка механизма распределения газа или защита движка;
  • на моторах с шестеренчатой передачей могут появляться зазоры на распределительных шестернях;
  • колесо коленвала откручивается;
  • шестерня коленвала или звездочки на нем неустойчива;
  • плохое качество топлива;
  • слабость фиксации шестерни или звездочки на распределительном валу;
  • деформации махового колеса — только у двигателей с автоматической КПП.

Интересно! Загорелась лампочка бензина сколько можно еще проехать

Как узнать, что стучит в двигателе? Авто журнал

Как узнать, что стучит в двигателе?

Ни для, ни кого не секрет, что со временем двигатель изнашивается и в зависимости от срока его эксплуатации, периодически возникают неисправности, которые могут привести к ремонту.

Как правило, если вы услышали какой-нибудь посторонний стук или шум в двигателе, вы сражу же, обращаетесь в опель сервисы с просьбой определить и устранить причину посторонних звуков. Ну, а если нет возможности обратиться в сервис? Можно ли установить причину постороннего шума или стука в двигателе?

Конечно же, можно! И многие автолюбители сами делают это, дабы избежать дорогостоящей диагностики при обращении в автосервис. Вы тоже сможете это сделать и с достаточной точностью определить причину посторонних стуков двигателя. В выявлении посторонних стуков двигателя, вам придет на помощь автомобильный стетоскоп. За неимением вышеуказанного, можно прибегнуть к помощи обыкновенного, медицинского. Или сделать самодельный прибор из подручных средств, например, таких как пластиковой бутылка, кусочка трубки и обыкновенного болта.

После того как вы определились с выбором стетоскопа, можно приступить к обнаружению неисправностей. Неисправности двигателя в связи с его износом могут быть самые разные, и что бы знать их точно, нужно хотя бы почитать мануал к вашему двигателю и знать его устройство. Ведь без точного понятия того, что и как крутиться и движется в вашем двигателе, какие шестеренки и подшипники установлены в нем и где они находятся, ни какой стетоскоп вам не поможет. Но может вас порадует то, что с приобретением некоторого опыта, вы сможете диагностировать двигатель не хуже любого специалиста из автосервиса

Ниже будут приведены некоторые неисправности, которые вы сможете обнаружить сами и на которые нужно обратить внимание, прежде всего

Возникновение стуков поршней в цилиндрах.

Такая неисправность характерна при глухих и щелкающих звуках при запуске не прогретого двигателя при резком отпускании педали акселератора и уменьшении оборотов двигателя. Когда двигатель прогреется, стуки, как правило, пропадают. Стуки хорошо прослушиваются в районе блока цилиндров.

Возникновение стуков поршневых пальцев.

Звонкий металлический стук будет появляться при резкой перегазовке, уменьшении или увеличении оборотов двигателя. Наверное, самый распространенный стук. Может появляться после заливки некачественного топлива. Прослушиваются в зоне блока цилиндров, при выкручивании свечей пропадают, так как пропадает нагрузка на поршень.

Возникновение стуков коренных подшипников.

Появляются, как правило, при износе вкладышей коленчатого вала. Хорошо прослушиваются в районе картера, как стучание с хорошо выраженным металлическим оттенком. Особенно отчетливо слышны при слабом давлении масла в картере двигателя. Поэтому никогда не заливайте в картер масло, не рекомендованное заводом изготовителем. Если все же залили и характерные стуки начали проявляться, то немедленно меняйте масло на рекомендованное с полной промывкой двигателя.

Возникновение стуков вкладышей шатунов.

Характеризуется теми же стуками, что и у коренных подшипников, но с более выраженным характером. При возникновении стуков характерных для последних двух подпунктов, чревато заклиниванием двигателя. Поэтому рекомендуется своевременная замена масла. Не нужно экономить на стоимости, а покупать действительно качественные масла известных брендов. И совет напоследок. Не расстраивайтесь, если вы не смогли сразу выявить неисправность двигателя по посторонним шумам. Все приходит с опытом. Можете обратиться к специалисту, с просьбой в помощи. Или сходить в ближайший автосервис и посмотреть, как они там проводят диагностику. В любом случае – дерзайте! Учитесь! Опыт обязательно придет.

Так же, посмотрите:

  • Подготовка автомобиля к зиме
  • Ремонт глушителя
  • Все про ремонт радиаторов автомобилей
  • 5 «недостатков» автоматической коробки передач

http://auto-diary.ru

Как локализовать стук

Если слышите непривычные звуки при работе двигателя, дело не всегда в гидриках. Шум может создавать клапан адсорбера. Или это щелчки фазорегулятора, а может ТНВД — топливного насоса высокого давления. Но есть характерный признак. Стук раздается в 2 раза чаще оборотов мотора. Он очень быстрый. Для примера покажем видео. Вначале слышен резкий шум в районе 86 дБ. Но после добавки в масло присадки от Liqui Moly «тикинг» исчезает. Уровень звука падает до 82 дБ. Вот ролик:

Легче отыскать проблемный гидравлический толкатель практическим путем. При этом не нужно снимать ремень разбирать всю систему ГРМ. Процедуру следует выполнять по шагам:

  1. Прогреть автомобиль в течение 5 или 10 минут.
  2. Снять крышку ГБЦ — головки блока цилиндров.
  3. Прокрутить распредвал, чтобы кулачки были внизу.
  4. Подождать 6 минут, пока вытечет масло из гидриков.
  5. Поднять кулачки вала вверх, освободить компенсаторы.
  6. Надавить на каждое устройство лопаткой или пальцами.

Неисправный гидрокомпенсатор будет легко продавливаться. Сопротивление почти не ощущается. Наглядно процесс показан на видео:

Теперь рассмотрим особенности стука для разных режимов работы двигателя.

Предварительная диагностика двигателя автомобиля

Услышав посторонний шум под капотом при работе авто, необходимо в первую очередь уточнить, откуда доносится звук. С этой целью проводят визуальный осмотр:

  1. Завести мотор и погазовать педалью сцепления при выключенных КПП и трансмиссии — это позволит услышать чистую работу двигателя.
  2. Установить автомобиль на смотровой яме.
  3. Осмотреть тщательно опоры силового агрегата, а также генератор и водяной насос — последние чаще других вызывают стук под капотом.
  4. Убрать все детали, вызывающие подозрения.
  5. Повторить первый пункт. Если звук сохранился, проблема кроется в самом моторе и его узлах.

Профессионалы классифицируют посторонние звуки по ряду параметров:

  • характер — эпизодами, редкий или постоянный. Периодичность стука определяет серьезность поломки;
  • тональность. Конструктивное строение моторов оказывает влияние на звуковые особенности постукиваний. В этом вопросе поможет только опытный слух мастера, который сможет определить одну и ту же поломку в звонком стуке на корейском авто и приглушенном звучании «немца»;
  • локализация. Позволяет точнее определять место постукиваний и понять, какой узел неисправен. Прослушивание осуществляется при помощи стетоскопа.

В процессе диагностики в обязательном порядке устанавливают следующие зависимости:

  • интенсивность постукиваний и рост оборотов мотора;
  • момент появления стука и усиления его громкости — на холодную, в горячем виде или на холостых оборотах.

Интересно! Киа Спортейдж 2022 года — обзор, комплектации и цены в России

Причины возникновения стука

Причин для возникновения стуков в моторе насчитывается достаточно много. Основными среди них является механический износ деталей и узлов, а также образование детонационных процессов. Характер звука во многом зависит от причины его появления, то есть поломки какой-либо детали или от степени детонации. Этот фактор становится основополагающим для грамотной диагностики.

Стук, возникающий при запуске холодного ДВС, с последующим его прогревом может самоустраниться полностью, стать менее интенсивным, не изменить свой характер при дальнейшей работе мотора либо усилиться при повышении давления и/или температуры.

К основным факторам, определяющим наличие соответствующих неисправностей мотора, узлов или механического износа деталей, относятся следующие.

  • Металлический стук (цоканье) в двигателе, при условии полной исправности ДВС, сигнализирует о несоответствии принятым нормам тепловых зазоров. Исправить такую ситуацию можно профессиональной регулировкой клапанов.
  • Потеря работоспособности гидрокомпенсаторов также вызывает стук двигателя на холодную. Компенсаторы выходят из строя, как правило, при механическом износе, использовании масла, неподходящего для автомобиля по предъявляемым эксплуатационным характеристикам, а также несвоевременная его замена. Для устранения такой неисправности достаточно осуществить полную промывку двигателя, замену масляного фильтра с заливкой подходящего типа масла.
  • Увеличение зазора коренных вкладышей может стать причиной возникновения стука при первых нескольких секундах после запуска мотора. При этом он самоустраняется при повышении показателя давления системы смазки. Некорректная работа вкладышей может быть спровоцирована и уменьшением производительности масляного насоса.
  • В этом случае количество поступаемого масла становится недостаточным, одновременно происходит закупоривание каналов, которое приводит к тому, что масло не успевает произвести качественную смазку всех узлов и деталей. В результате они начинают издавать неприятный на слух стук и скрежет.
  • Глухие металлические многократные удары в двигателе при разгоне могут указывать на сбой в работе шатунов. Дело в том, что такой звук характерен для изношенного шатуна, ударяющегося о шейку коленчатого вала. Здесь необходима срочная помощь профессионального автослесаря, так как эксплуатация автомобиля в таком состоянии категорически запрещена.
  • О неполадках газораспределительного механизма также свидетельствует характерный звук в двигателе. Самая распространенная причина — увеличение зазоров распределительного вала. При последующем прогреве двигателя такие стуки становятся либо менее интенсивными, либо полностью пропадают.
  • Если поршень достаточно изношен, то он также может издавать постукивание при эксплуатации. Дело в том, что поврежденные поршни свободно двигаются, как бы “гуляют«в цилиндрах, вызывая характерный металлический звук при ударе «юбкой». Аналогичный стук может вызывать деформация поршневых колец.
  • Стук, вызванный детонацией, отличается достаточной звонкостью. Его интенсивность закономерно возрастает с каждым оборотом двигателя. Основная причина — несвоевременное и неравномерное воспламенение топливно-воздушной смеси, провоцирующее возникновение внутри цилиндров самопроизвольных разрушающих взрывов.
  • При холодном моторе, возникновению детонационных ударов, а значит, и характерному стуку приводит применение топлива с низким октановым числом (согласно рекомендации производителя).
  • Весьма распространенным фактором появления стука является использование более тонкой, чем необходимо прокладки головки блока цилиндров, вызывающее повышение показателя степени сжатия.
  • Различные удары в подкапотной зоне могут быть вызваны различными поломками навесных узлов и агрегатов, например, генератора водяной помпы, привода ГРМ и т.д.

Стук в блоке цилиндров двигателя

Появление стука в БЦ, особенно если локализуется стук в нижней части двигателя, часто указывает на проблемы с КШМ. Такие стуки говорят о серьезной поломке, двигатель нужно прекратить эксплуатировать. В противном случае можно привести в негодность коленчатый вал.

Если же застучали шатунные вкладыши, дальнейшая езда приведет к отрыву крышки шатуна, затем будет пробит блок цилиндров. В этом случае может потребоваться менять весь двигатель на контрактный.

Стук шатунных шеек металлический, отличается резкостью, особенно если нажать на газ. Также в подобной ситуации падает давление масла, загорается лампочка давления масла на панели приборов. Снижение давления приводит к тому, что двигатель может заклинить уже через несколько минут работы под нагрузкой.

Также стучать могут коренные шейки коленвала. Такой стук более низкий, по мотору идет вибрация. Причина – в результате износа коренных шеек появляется зазор между шейками коленвала и опорами в блоке. Еще такой стук может появиться по причине низкого давления в системе смазки, что приводит к появлению задиров на шейках вала.

Отметим, что если проблема в коренных шейках вала, до места ремонта можно доехать своим ходом, чего не скажешь о стучащих шатунных подшипниках. Однако и в этом случае никаких серьезных нагрузок на ДВС давать нельзя, а сам двигатель нужно ремонтировать сразу.

Теперь перейдем к ЦПГ. Если стала стучать поршневая группа, это говорит об увеличении зазора между поршнем и цилиндром, а также возникновении дефектов как на гильзе, так и на самом поршне.

Еще следует отметить, что причиной стуков также может оказаться поршневой палец и место его соединения с шатуном. Например, если палец выдвинут из поршня, тогда он может бить по стенке цилиндра. Причина — недостаточная запрессовка пальца или стопор на поршне вылетел (в зависимости от типа посадки поршневого пальца на том или ином ДВС, которая бывает «горячей» и «плавающей»).

Что делать в такой ситуации

Важно понимать, что ничего хорошего в клапанных стуках на горячем моторе нет. Самым простым решением будет отправиться в ближайший автосервис, где специалисты все проверят и исправят

Но некоторым интересно и даже полезно самостоятельно покопаться в машине, получить новый опыт и знания. Кому-то сначала придется прочитать множество литературы и технической документации. Другие посмотрят видео, и с легкостью повторят проделанные манипуляции.

Хотя подобная проблема встречается на многих авто, самостоятельно браться за стучащие клапана предпочитают именно владельцы недорогих или уже достаточно стареньких машин, таких как:

  • Рено Логан;
  • Шевроле Нива;
  • ВАЗ 2114;
  • Лада Приора;
  • ВАЗ 2106;
  • Форд Фокус;
  • ВАЗ 2109;
  • Опель Астра;
  • Дэу Нексия;
  • Ниссан Альмера;
  • Рено Сандеро;
  • Чери Амулет и пр.

Причины стука в двигателе

Стучащий мотор – явление, по меньшей мере, неприятное, и прежде чем продолжить эксплуатацию автомобиля, обязательно необходимо выяснить причина того, что стучит в двигателе. Стучать в ДВС может что угодно, начиная от шумов в навесном оборудовании (подшипников генератора или водяного насоса), заканчивая стуком шатунных вкладышей или поршней.

Основные причины, из-за чего может стучать движок, следующие:

  • в масляном картере недостаточный уровень масла;
  • мотор часто эксплуатируется в тяжелом режиме – с превышением нагрузок, с нарушением скоростного режима;
  • ДВС перегревается;
  • повышенный шум возникает вследствие износа деталей цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма;
  • в движок заливается некачественное масло, несвоевременно производится его замена.

Чтобы мотор не выходил из строя раньше времени, следует регулярно проводить техобслуживание. Замену моторного масла и маслофильтра следует выполнять через десять-пятнадцать тысяч километров пробега, на дизелях замена требуется чаще – через 7,5-10 тыс. км. Если автомобиль работает в тяжелых дорожных условиях, масло необходимо менять чаще, так как от повышенного трения деталей оно быстро темнеет и теряет свои смазочные свойства.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий