Греется двигатель — основные причины
Радиатор автомобиля имеет свойство забиваться не только снаружи, но и внутри: чаще всего причиной когда двигатель греется выступает использование низкокачественной охладительной жидкости, которая используется в системе охлаждение. Также охладительная жидкость может перегреваться и даже выплескиваться из резервуара «благодаря» хилой крышке расширительного бачка. Она попросту не выдерживает давления и вылетает, что приводит к вытеканию охладительной жидкости из радиатора. Для профилактики необходимо регулярно заменять жидкость и промывать радиатор.
Также проблема может заключаться и в неисправности датчика включения вентиляторов, который находится практически на дне радиаторов. Причиной их отключения может быть скопление грязи в радиаторе. Принцип действия датчиков состоит в нагревании, которое служит сигналом для начала их работы, а грязь, в свою очередь, препятствует поступлению тепла. Для этого нужно часто мыть радиатор и проверять работу датчиков вентиляции.
Двигатель греется из-за неисправностей термостата – датчика прогрева двигателя. Неправильная работа термостата приводит к ошибочным показателям прогрева, из-за чего водитель попросту не замечает неисправности в двигателе автомобиля. Для того, чтобы определить, что причиной является именно неисправность термостата, необходимо прощупать руками отводящий шланг радиатора. Если он холодный, значит виновником проблемы выступит именно термостат (если двигатель горячий, а радиатор холодный, то термостат уже не справляется со своими обязанностями). Для устранения проблемы понадобится провести замену термостата.
Двигатель автомобиля греется вследствие плохой циркуляции охлаждающей жидкости по радиатору, которая обусловлена неправильной установкой пластмассовой помповой крыльчатки.
Многие водители сталкивались с образованием паровой пробки в шланге охладительной системы. Чтобы убедиться в причине проблемы, также прощупайте шланги: если будет обнаружена воздушная пробка – потребуется замена шлангов.
Будьте осторожны при покупке подержанного автомобиля! Если вы не проверите систему охлаждения, автомобиль с перегретой головой может «взорвать» вашу голову!
При покупке подержанного автомобиля вы должны обязательно проверить работоспособность системы охлаждения. И не нужно верить хозяину машины на слово о том, что автомобиль никогда не перегревался и т. п. Будьте менее доверчивы. Приобретая автомобиль на вторичном рынке, вы должны быть уверены, что машина, которую вы выбрали, имеет исправную систему охлаждения.
Кстати, желательно перед покупкой провести компьютерную диагностику автомобиля. Иногда информация, скрытая в «мозгах» машины, может рассказать вам о перегреве двигателя в прошлом. Также внимательно осмотрите, менялись ли патрубки системы охлаждения, расширительный бачок, радиатор, термостат и помпа. Если автомобиль достаточно свежий, но вы обнаружили, что в нем менялись вышеуказанные компоненты, есть вероятность, что когда одна из деталей вышла из строя, автомобиль кипел со всеми отсюда вытекающими.
Причины перегрева двигателя
Нагрев может быть спровоцирован самыми разными факторами. Чаще всего виной тому:
- Эксплуатация в недопустимом режиме. Устройство не должно долгое время работать при повышенной нагрузке, а также подвергаться механическим воздействиям (удары, резкие толчки, вибрация) – от этого нарушается целостность.
- Коррозия, вызванная резкими и частыми перепадами температур и повышенной влажностью. Уменьшение зазора между элементами из-за ржавчины приводит к тому, что электродвигатель не набирает обороты и греется.
- Несоблюдение правил хранения, монтажа и транспортировки. Следует четко следовать инструкциям, приведенным в паспорте.
- Повреждение изоляции обмотки. Оно может произойти при попадании под корпус инородных частиц или при небрежной транспортировке. Последствия бывают разные – локальные короткие замыкания, деформация вала, неравномерное вращение ротора, и как итог – перегрев.
- Эксплуатация при повышенном или пониженном напряжении в сети. Пытаясь найти ответ на вопрос: почему греется электродвигатель 3-хфазный, проверьте проводку и состояние розеток.
- Засорение вентиляционных каналов. Чтобы этого избежать, достаточно регулярно проводить техосмотр и чистку двигателя.
- Постоянная слишком высокая/низкая температура в помещении, где функционирует двигатель.
- Разрушение подшипника. Признаки данной неисправности – неподвижность или плохое прокручивание ротора при включении устройства, полное заклинивание ротора и статора и нагрев корпуса.
В большинстве случаев предотвратить нагрев обмотки электродвигателя можно, просто строго соблюдая правила эксплуатации. Иногда достаточно выключить его и оставить в состоянии покоя на некоторое время. Если же элементы уже повреждены, требуется их починка или замена.
Превентивные меры, необходимые для защиты электродвигателя от перегрева
Конечно, лучше не доводить агрегат до поломки. Для этого следует принять меры, обеспечивающие защиту электродвигателя от перегрева:
- Не допускайте перегрузки устройства.
- Если двигатель пока не эксплуатируется, храните его в помещении с приемлемой температурой и влажностью.
- Периодически проверяйте состояние узлов.
Если механизм и корпус часто и сильно нагреваются, следует выявить причины этого и устранить их:
- Заменить подшипник.
- Перемотать обмотки.
- Отчистить детали от ржавчины.
- Сменить изоляцию обмоток.
- Прочистить каналы вентиляции.
В «запущенных» случаях придется отнести агрегат в ремонтную мастерскую.
Знать причины перегрева двигателя и способы их устранения необходимо для того, чтобы, во-первых, не допускать самого перегрева, во-вторых, уметь самостоятельно определить неполадку и исправить ее, если это в ваших силах.
Что делать если двигатель перегревается
Если не удалось предугадать перегрев двигателя, то нужно заглушить мотор, остановившись на обочине. Открывают капот – это ускоряет охлаждение. А вот пробку радиатора не открывают до того момента, пока сам двигатель не остынет. При открывании пробки произойдет мощный выброс пара и горячей жидкости. Можно получить сильный ожог.
Перегретый двигатель нельзя обливать холодной водой! Головка блока попросту растрескается от таких действий.
После остановки авто ждут пятнадцать минут. Потом убеждаются, что давление понизилось. Явным признаком будет являться потерявший упругость верхний шланг. Далее можно открывать пробку радиатора и доливать охлаждающую жидкость. Вливают жидкость медленно, иначе можно спровоцировать повреждение агрегата.
Далее запускают двигатель. При холостых оборотах проверяют температуру жидкости по датчику. Если сперва стрелка медленно достигала области рабочей температуры, а потом быстро опустилась до критической зоны, то термостат отказал. Ехать на таком авто нельзя – двигатель снова перегреется. Придется демонтировать термостат.
Интересное видео на данную тему
Важно
Если присутствует течь, то ее надо устранить по возможности. При нерабочем вентиляторе отопитель включают по максимуму – так есть возможность добраться на авто до дома.. Если термостат починить не удалось или охлаждающей жидкости очень мало, то можно продолжать движение следующим образом: медленно двигаются, следя за стрелкой
Как только она достигает красной зоны, мотор заглушают, двигаясь накатом. И так повторяют снова. Такой метод достаточно действенный – можно проехать десятки километров, не навредив двигателю. Этого бывает достаточно, чтобы добраться домой или до автомобильного сервиса
Если термостат починить не удалось или охлаждающей жидкости очень мало, то можно продолжать движение следующим образом: медленно двигаются, следя за стрелкой. Как только она достигает красной зоны, мотор заглушают, двигаясь накатом. И так повторяют снова. Такой метод достаточно действенный – можно проехать десятки километров, не навредив двигателю. Этого бывает достаточно, чтобы добраться домой или до автомобильного сервиса.
Причины перегрева двигателя автомобиля
Среди наиболее распространенных причин перегрева двигателя встречаются следующие:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости. Проблемы с мотором могут начаться и из-за недолива антифриза или его утечки. Потому проверять уровень жидкости нужно не реже раза в месяц, иначе образование воздушной пробки и низкий уровень спровоцирует перегрев. Охлаждающая жидкость может изначально быть некачественной, но водитель поймет это только с наступлением высоких температур. Если в жару двигатель сильно греется, возможно, стоит сменить антифриз. Нелишним будет предостеречь чрезмерно экономных автомобилистов от разбавления жидкости охлаждающей водой – подобный раствор не защищает мотор от перегрева.
- Неисправность крышки радиатора или расширительного бачка. Крышка, которой закрывается радиатор или расширительный бачок, герметично замыкает систему охлаждения, создавая в ней необходимый уровень давления. Это давление, в свою очередь, поддерживает нужную температуру охлаждающей жидкости, не давая ей закипать в нормальном состоянии мотора, стравливая излишнее давление через клапан. Если крышка не справляется со своей задачей, охлаждающая жидкость закипит и будет выплескиваться, вызывая перегрев двигателя. В этом случае машину спасет только замена неисправной крышки.
- Неисправность термостата или помпы. К перегреву неизбежно ведет поломка различных деталей системы охлаждения. Термостат отвечает за пропуск охлаждающей жидкости по большому кругу системы охлаждения по мере прогревания двигателя. Проверить его исправность просто: нужно потрогать шланг, ведущий от радиатора к двигателю. Если он холодный, а шланг, протянутый к термостату, горячий – проблема в термостате. Неисправность водяной помпы или обрыв ремня привода водяного насоса в разы ускоряют закипание и перегрев двигателя, т.к. жидкость не гоняется по системе охлаждения, и, следовательно, двигатель не охлаждается, а, наоборот, усиленно нагревается.
- Неисправность радиатора. При частых, продолжительных поездках радиатор забивается пылью, грязью, листьями и пухом. Скопившийся мусор негативно влияет на датчик вентилятора, и он не сможет вовремя среагировать на повышение температуры. При этом многие забывают о качественной очистке основного радиатора. Для того чтобы привести в соответствие основной радиатор, недостаточно пустить в него струю воды – придется вынимать радиатор, чистить вручную снаружи и тщательно промывать от осадков изнутри.
- Неисправность или поломка вентилятора. Лопасти вентилятора могут сломаться, а электродвигатель перестать функционировать, и, поэтому вентилятор крутиться не будет, а следовательно и охлаждать двигатель.
- Неисправность датчиков температуры, поломка реле или сгоревший предохранитель — всё это так же влияет на перегрев двигателя.
Чтобы определить конкретную причину, необходимо действовать методом исключения. Если есть подозрения, что дело в датчике температуры, то необходимо отсоединить все провода и замкнуть напрямую. Если вентилятор работает, значит, требуется замена датчика. По такому принципу вычисляется неработающая система.
Вот что делать, если температура двигателя растет.
Хотя на первый взгляд рост температуры двигателя кажется обычной и простой проблемой, это может привести к перегреву двигателя, а также к серьезным проблемам с ним. Если ваш автомобиль перегревается, в случае если не будут приняты необходимые меры, вы можете повредить двигатель.
Первый признак перегрева автомобиля – это резкий рост температуры на датчике температуры охлаждающей жидкости, который находится на приборной панели. Также если вы замечаете пар, который идет из-под капота, это явный признак, что охлаждающая жидкость закипела, что говорит о превышении двигателем рабочей температуры.
Что же делать в этом случае? Почему автомобили перегреваются? Как решить проблему? Мы подробно расскажем вам об этом.
Внимание! Информация дана в качестве лишь справки и для понимания того, что такое перегрев двигателя. В случае если вы столкнулись с ростом температуры двигателя, лучше всего, конечно, проконсультироваться со специалистом, который проведет тщательную диагностику и установит причину перегрева автомобиля, а также предложит вам устранить ее.
Самые распространённые причины перегрева двигателя и способы их устранения.
Забит радиатор.
Радиатор — это основной компонент системы охлаждения, который предназначен для отвода тепла. Он может быть забит как снаружи, в этом случае про его чистку, у нас на сайте есть отдельная статья, так и изнутри.
Пример радиатора, забитого грязью снаружи:
Такой радиатор можно продуть на сервисе или помыть на мойке.
Пример радиатора забитого внутри:
Как правило, изнутри, радиаторы забивает при езде на воде, или при неисправности системы охлаждения.
Чистка радиатора выполняется после снятия радиатора, посредством промывания его обратным потоком или при помощи специальной химии, про это у нас тоже есть отдельная статья.
Если промыть радиатор изнутри невозможно его меняют.
Способ устранения неисправности — продувка радиатора снаружи и промывка изнутри.
Неисправен электровентилятор охлаждения.
Большую часть времени, тепло отводится от радиатора охлаждения, посредством набегающего потока воздуха. При малой скорости движения, или при стоянках автомобиля с работающим двигателем, потока набегающего воздуха не хватает. В этом случае, в работу включается электровентилятор системы охлаждения. Он имеет мощность порядка 80-150 Вт. и обеспечивает движение большого количества воздуха через радиатор.
Наиболее распространенные причины отказа — перегорание предохранителя, отказ реле, износ подшипников и заклинивание электродвигателя.
Способ устранения неисправности — проверка электрической цепи, при отказе электродвигателя вентилятора замена его на новый или контрактный.
Заклинил термостат.
Термостат является основным компонентом, задающим рабочую температуру двигателя.
Работа термостата, основанна на изменении объема воска при плавлении. В зависимости от объёма воска и характеристик пружин задается его рабочая температура.
Вследствие естественного износа возможно заклинивание термостата в закрытом положении или его неполное открытие.
Как итог — в большом круге системы охлаждения будет недостаточная циркуляция, и двигатель будет перегреваться.
Способ устранения неисправности — замена термостата новым. Перед заменой термостат желательно сварить делается это вот так:
Неисправна помпа (водяной насос).
Помпа — это компонент системы охлаждения, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости. Вследствие износа крыльчатки из-за кавитации помпа теряет эффективность. Вот так выглядит изношенная крыльчатка:
Также помпа может заклинить — в этом случае вы услышите противный писк ремня, износиться в подшипниках — в этом случае вы увидите бегущую охлаждающую жидкость и болтающийся шкив помпы.
В любом случае помпа теряет эффективность и перестает перекачивать по системе охлаждающую жидкость.
Способ устранения неисправности — замена помпы на новую.
Воздушные пробки в системе охлаждения.
В современных автомобилях система охлаждения работает на температурах больше 100 градусов. Благодаря этому достигается лучшая топливная экономичность. К несчастью, у работы двигателя на повышенных температурах есть одна особенность — повышенная кавитационная нагрузка. Кавитация — это образование пузырьков газа в жидкости. Сама по себе кавитация не опасна, но она изнашивает помпу и препятствует циркуляции жидкости.
Для того чтобы снизить образование пузырьков газа в системе охлаждения применяют повышенное давление. Основной элемент, задающий максимальное рабочее давление — пробка расширительного бачка.
Как правило, её клапан закисает в открытом положении, вследствие этого, снижается температура кипения, и антифриз периодически выплескивается из расширительного бачка.
Способ устранения неисправности — замена пробки расширительного бачка на новую.
Также часто воздушные пробки образуются по причине неисправности прокладки ГБЦ, но про это у нас есть отдельная статья, повторяться не будем.
Неправильная регулировка зажигания.
Все видели, как разогреваются выпускные коллектора при позднем зажигании:
Занятно, что при очень раннем зажигании, будет перегреваться весь двигатель. Эта неисправность стоит последний в списке, так как карбюраторных двигателей, где регулировка зажигания осуществлялась вручную, практически не осталось, а на современном инжекторном двигателе такой перегрев просто невозможен, так как зажигание устанавливается блоком управления двигателем.
Способ устранения неисправности — регулировка момента опережения зажигания.
Замена масла
Другой не менее интересный вопрос – зачем и нужно ли вообще менять смазку после сильного нагрева ДВС? Стоит немного углубиться в суть – важная характеристика любого расходного смазывающего материала для силовой установки это его вязкость. Но превышение допустимого температурного порога моторная смазка утрачивает свои качества.
Вязкость в пределах нормы покрывает трущиеся детали тонкой пленкой, за счет чего предотвращается тесный контакт металла с металлом. Из-за перегрева масла сильно растет его потребление, а металлическим поверхностям наносится серьезный урон в силу трения.
Причины перегрева двигателя
Пар из под капота — типичный признак перегрева двигателя
Причину перегрева двигателя могут определить профессионалы станций технического обслуживания, однако самим владельцам авто все же нужно иметь представление о том, вследствие чего температура двигателя может повышаться до опасных пределов.
Основные причины перегрева двигателей внутреннего сгорания, которыми оснащаются современные автомобили, следующие:
- Пониженный уровень охлаждающий жидкости в системе;
- Проблемы с термостатом;
- Засорение радиатора;
- Неправильная работа системы зажигания;
- Проблемы в функционировании водяного насоса;
- Налет в полости охлаждения мотора;
- Отложения в камерах сгорания.
Каждая из этих возможных причин заслуживает отдельного рассмотрения и пояснения.
Пониженный уровень охлаждающий жидкости в системе
Эта причина является как самой тривиальной, так и самой распространенной. Суть ее проста: того объема жидкости, которая находится в системе, просто недостаточно для обеспечения эффективного охлаждения двигателя. Чаще всего охлаждающая жидкость просто вытекает через трещины в картере мотора, и диагностировать такую неисправность можно по соответствующим потекам. Иногда бывает так, что трещина следует в камеру сгорания, и это действительно очень опасно. Дело в том, что может произойти гидроудар и тогда двигатель просто заклинит.
Проблемы с термостатом
Теромстат — это устройство, которое в зависимости от текущего режима работы двигателя внутреннего сгорания направляет охлаждающую жидкость или по большому, или по малому кругу. Соответственно, если он выходит из строя, то перенаправление охлаждающей жидкости не происходит, вследствие чего мотор может начать перегреваться если жидкость циркулирует только по малому кругу. Зачастую термостат перестает выполнять свой функции из-за низкого качества антифриза, который губительно влияет на его механизм.
Засорение радиатора
Засорение радиатора — это еще одна из распространенных причин перегрева двигателя. В его «сотах» скапливается грязи и пыль, в результате чего он перестает эффективно отводить тепло в окружающую среду. В результате этого в системе охлаждения двигателя циркулирует горячая жидкость, и поэтому он перегревается. Нередко случается так, что вентилятор не обеспечивает должный обдув радиатора из-за того, что ослаб ремень его привода.
Неправильная работа системы зажигания
Если имеются ошибки в регулировке зажигания, то момент сгорания топливной смеси несколько сдвигается по времени относительно того, в который оно должно происходить. Вследствие этого выпускные клапаны открываются в момент горения, а часть пламени попадает непосредственно в головке блока цилиндров. Это и поводит к перегреву.
Проблемы в функционировании водяного насоса
Поскольку охлаждающая жидкость курсирует по контурам принудительно, то если неисправен перекачивающий ее насос, то двигатель также неизбежно будет перегреваться. В этом устройстве могут иметься дефекты лопастей, нередко просто заклинивает вал, на котором они располагаются. Случается и так, что падает натяжение приводного ремня.
Налет в полости охлаждения мотора
Он чаще всего образуется тогда, когда в систему охлаждения двигателя заливается некачественная охлаждающая жидкость. Со временем компоненты, имеющиеся в ее составе, образуют налет на трубках и стенках полостей. Такой налет играет роль своеобразной «шубы», и поэтому отдача тепла от нагретого картера мотора к охлаждающей жидкости происходит с гораздо меньшей эффективностью, чем это необходимо. Как следствие, двигатель перегревается.
Отложения в камерах сгорания
Эта причина перегрева наиболее характерна для тех силовых агрегатов, которые эксплуатируются уже в течение достаточно длительного периода времени. Отложения на стенках камеры сгорания образуются потому, что в нее попадает слишком много масла. Оно начинает сгорать, а нагар осаждается на стенках цилиндров. В результате образуется слой изолятора, причем характерно, что вызванный им перегрев мотора соответствующими датчиками не фиксируется. Опытным водителям, однако, известно, что о такого рода проблеме свидетельствует что из выхлопной трубы идет сизый дым.
Признаки перегрева двигателя
Перегрев двигателя — одна из основных причин его поломки, которая сможет повлечь за собой массу других более серьезных проблем. Существует много признаков перегрева двигателя, которые способны негативно повлиять на его работоспособность.
слабый перегрев, короткий (10 мин) цикл работы с перегревом, последствия для автомобиля
Слабым перегревом является непрерывная работа двигателя на протяжении 5-10 мин при температуре выше рабочей. Такое случается после выхода из строя термостата, когда он не пускает охлаждающую жидкость на большой круг, или при отказе вентилятора.
Кратковременный перегрев двигателя приводит к подплавлению поршней. Однако, много моделей двигателей способны с легкостью выдерживать легкий перегрев двигателя. Более серьезный и длительный перегрев мотора, работающего под нагрузкой, проявят себя черным дымом из выхлопной трубы. Также появится более ощутимый признак — двигатель будет работать будто под нагрузкой.
Мотор будет постепенно нагреваться за счет большого трения подплавленных поршней двигателя с частичками алюминия, которые остались на поверхности стенок цилиндров.
средний (значительный перегрев), когда автомобиль с перегревом работает больше 20 мин, возможные последствия для автомобиля
Если двигатель проработает свыше 20 минут на запредельных температурах, то к повреждениям при слабом перегреве добавятся искривление ГБЦ, или образование в ней небольших трещин и даже прогорания прокладки.
Помимо этого специальная перегородка на поршнях может полностью разрушиться. В конечном счете средний перегрев может привести к постепенному пропусканию масла с различных сальников в двигателе. Результатом значительного перегрева двигателя может стать его капитальный ремонт, стоимость которого существенно велика, по сравнению с техническим обслуживанием.
сильный перегрев — катастрофа
В случае сильного перегрева, поломка может иметь более крупные последствий — в моторе появляется значительный стук либо он может «поймать клин». При сильном перегреве уцелеть могут далеко не всем главным элементам двигателя.
Сильное перегревание сначала приводит к тому, что прекращается охлаждения и поршни начинают постепенно плавиться и понемногу прогорать, далее появляются небольшие отверстия, в конечном счете они полностью разрушаются. Алюминий расплавляется и постепенное цепляется к стенкам цилиндров, что делает ход поршней более сложным. В результате этого мотор может полностью заглохнуть.
Постепенный нагрев двигателя приводит к тому, что масло теряет свои самые важные свойства и становится похожим на вещество, которое не смазывает трущиеся между собой детали. Далее от высокой температуры вкладыши плавятся и прилипает к коленчатому валу, что приведет к тяжелым последствиям. Ремонт двигателя при таком виде перегрева будет длительным и потребует большим денежных затрат на его восстановление.
Почему двигатель не прогревается до рабочей температуры
Если двигатель автомобиля в процессе работы не разогревается до 90 градусов, необходимо срочно проверить его систему охлаждения, чаще всего проблема связана именно с ней. Можно выделить следующие неисправности, способные привести к подобного рода проблемам:
- Неправильная работа термостата. В двигателе автомобиля термостат отвечает за переключение направления движения охлаждающей жидкости. Когда мотор только стартует, охлаждающая жидкость в нем движется по малому кругу, прогревая двигатель до рабочей температуры. Когда температура двигателя доходит примерно до 90 градусов, термостат переключает направление потоков охлаждающей жидкости на большой круг. Если термостат заклинит и не будет выполнять свою прямую обязанность по переключению направления движения охлаждающей жидкости, это может привести как к перегреву, так и к переохлаждению двигателя. Соответственно, нужно проверить термостат, а если он неисправен, потребуется его заменить на новый;
- Воздух подсасывается через патрубки. Если плохо затянуты патрубки, то дополнительный воздух из атмосферы может поступать в систему. Чаще всего, если имеется подобная проблема, на патрубках можно увидеть следы от охлаждающей жидкости, которая через них частично вытекает. В такой ситуации нужно получше затянуть хомуты и проверить патрубки на наличие трещин и плотность прилегания;
- Ошибка в работе датчика температуры охлаждающей жидкости. Если датчик передает неверные сведения, то водитель может быть введен в заблуждение информацией, демонстрируемой на панели приборов. На шкале будет указано, что двигатель недостаточно прогревается, хотя по факту это может быть и не так. Чтобы избежать вероятность подобного рода проблемы, нужно проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и заменить его, если имеются отклонения от оптимальных результатов.
Выше приведены три наиболее распространенных причины, почему не прогревается двигатель до рабочей температуры (или водитель считает, что мотор недостаточно прогрет). В 95% случаев проблема связана с термостатом, который рекомендуется менять каждые 3 года или каждые 50 тысяч километров пробега.
(405 голос., средний: 4,55 из 5)