Полная неразбериха: как распределяются коды регионов на автомобильных номерах

ГИБДД ГАИ

Судя по бурным обсуждениям на форумах, вопрос распределения кодов российских регионов, наносимых на регзнаки транспортных средств, интересует многих любознательных водителей. На первый взгляд, в списке все логично — субъекты идут в алфавитном порядке — однако если копнуть глубже, то можно обнаружить некую путаность. Почему так происходит и по какому принципу регионам раздали «порядковые номера» — рассказывает портал «АвтоВзгляд».

Российский стандарт для регзнаков транспортных средств (ГОСТ Р 50577−93) был принят в 1993 году. В 2018-м его немного подкорректировали, выпустив ГОСТ Р 50577−2018: документ включил новые требования к внешнему виду и размеру некоторых «номеров», а также отменил фиксированные отверстия для креплений. Что же до кодов региона, то их вот уже на протяжении 27 лет не трогают — разве что список периодически дополняют.

Изначально цифровые коды, наносимые на автомобильные регзнаки, совпадали с номерами субъектов из Конституции: тогда их было всего 89. В дальнейшем из-за того, что транспортных средств становилось все больше, ввели новые обозначения: к примеру, 97 и 99 — для Москвы, 98 — для Санкт-Петербурга, 93 — для Краснодарского края и так далее.

Когда «закончились» и дополнительные коды, решили ставить в начале еще одну цифру: сперва единицу (в соответствии с приказом МВД РФ от 19 февраля 1999 года № 121), а потом, в 2013-ом, семерку (приказ от 26 июня 2013 г. № 478). Так, к примеру, появились обозначения 178, 777 и другие. К слову, на эти цифры выбор пал не случайно: якобы только их можно огранично вписать, не заезжая на линию.

Итак, коды с 1 по 21 принадлежат республикам, расположенным, как водится, в алфавитном порядке. Из ряда выбивается разве что Алтай, затесавшийся под четвертым номером между Бурятией и Дагестаном. Дело в том, что на момент введения стандарта он именовался Горный Алтай. Некоторых может смутить и Якутия, оказавшаяся по соседству с Мордовией и Северной Осетией. Но тут подвоха нет: иное название республики — Саха.

Под номерами 22—27 идут края, и это единственный раздел, в котором все логично. Далее — до кода 76 — следует перечисление областей. Внимание на строчки 41, 59 и 75: там разместились «заблудившиеся» Камчатский, Пермский и Забайкальский края. На момент присвоения обозначений они были областями, а уже потом — в 2005, 2003 и 2007 годах соответственно — путем слияния нескольких субъектов получили свой нынешний статус.

Коды 77 и 78 закреплены за Москвой и Санкт-Петербургом. Помимо этих обозначений, за Первопрестольной числятся еще восемь: 97, 99, 177, 197, 199, 777, 799 и 797. Регзнаки с последним начали выдавать относительно недавно — в январе нынешнего года. Северная столица скромнее, ей принадлежат, кроме основного, еще три кода: 98, 178 и 198.

А дальше начинается полная неразбериха.

На строчках 79 — 89 «прописались» автономные округа, которых на сегодняшний день в России пять. Кто занимает остальные шесть мест? 80 — это второй код Забайкальского края, принадлежавший ранее Агинскому Бурятскому АО. Обозначение 81 досталось в наследство от Коми-Пермяцкого АО Пермскому краю. А 85 перешел от Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области.

Код 84 был закреплен за Таймырским — или иначе, Долгано-Ненецким — АО, вошедшим в 2007 году в состав Красноярского края. Следовательно, его теперь наносят на машины того субъекта. Ему же принадлежит 88 — порядковый номер бывшего Эвенкийского АО.

Освободившийся из-под Корякского АО (сегодня — Камчатский край) 82-й регион вручили республике Крым. Какое-то время, пока номер был свободен, его рандомно «раздавали» автомобилистам из других субъектов. Именно поэтому число 82 можно часто увидеть на машинах, зарегистрированных в Курской, Самарской, Липецкой и других областях.

Код 90, как мы знаем, числится за Московской областью, которой также принадлежат обозначения 150, 190, 750 и 790. «Регион» 91 раньше использовалось только на «транзитах», сегодня же он закреплен за Калининградской областью. Номер 92 отдали Севастополю — «новому» российскому городу федерального значения. А число 93 красуется на регзнаках в Краснодарском крае.

Интересно, что отечественный код 94 закреплен за Байконуром — городом, расположенным в Казахстане. Дело в том, что он, по соглашению между государствами, находится у России в аренде до 2050 года — все из-за одноименного космодрома, который после распада СССР отошел казахам. 96 — второе обозначение Екатеринбурга, а 97, 98 и 99, как мы уже выяснили — Москвы и Санкт-Петербурга.

Любопытная история с кодами 20 и 95. Первый — изначально принадлежал Чеченской республике, однако в 2000 году его сменили на 95. «Эта комплексная операция направлена на решение проблемы угнанных со всей России автомобилей, для которых Чечня стала своего рода отстойником», — говорили тогда представители местной ГИБДД. Сегодня число 20 — единственное «забытое» обозначение.

Вот и все — так на текущий момент выглядит список из сотни основных и нескольких десятков производных кодов. Добавим, что эти обозначения не используются для автомобилей, принадлежащих военным и дипломатам — у них свои «регионы». Перечень номеров для первых установлен приказом министра обороны РФ № 246 от 1997 года, вторых — приказом МВД РФ от 05.10.2017 № 766.

Автор: Кристина Извекова

Оцените статью
Ремонт автомобиля
Добавить комментарий