Синий или сизый цвет дыма в выхлопе дизельного двигателя

Напутственные рекомендации

При неудовлетворительных результатах диагностики опытные владельцы обычно действуют методом исключения. Сначала предпринимается попытка раскоксовать маслосъемные кольца. Если вы впервые столкнулись с таким понятием, рекомендуем почитать, что такое раскоксовка и зачем она нужна двигателю, а также о технологии декаборнизации поршневых колец с использованием димексида, как одного из недорогих и эффективных средств.

Если попытка удаления кокса не принесла результатов, то планируются работы с ГБЦ. Если и замена маслосъемных колпачков обернулась безуспешно, то производится «капиталка».

Источник

Почему не работают поршневые кольца?

Причины выхода из строя колец:

  • потеря эластичности и упругости вследствие перегрева или большого количества циклов нагрева/остывания (естественная усталость металла, встречающаяся на больших пробегах);
  • закоксованность поршневых колец. Кольца залипают в случае образования внутри канавок поршней лаковых отложений и нагара. В случае залипания компрессионных колец в цилиндрах снижается компрессия, повышается термическая нагрузка на маслосъемное кольцо, растет давление картерных газов. На больших пробегах машина дымит синим дымом по причине закоксованности маслосъемных колец. В некоторых случаях неисправность возникает после долгого простоя авто без движения, использования некачественного моторного масла и игнорирования интервалов ТО;
  • недостаточный тепловой зазор. По мере теплового расширения кольца оказывают излишнее давление на цилиндр, из-за чего перегреваются, ускоренно изнашиваются и создают задиры на стенках цилиндров;
  • движение поршня с перекосом. Нарушение соосности в результате изгиба шатуна приводит к качающемуся движению поршня в продольной оси двигателя, из-за чего на стенках цилиндров и юбках поршней появляются задиры, а поршневые кольца принимают эллиптическую форму;
  • нарушение геометрической формы цилиндра. Случается вследствие закоксованности поршневых колец, движении поршня с перекосом или при неквалифицированном ремонте (некачественная расточка/гильзовка блока цилиндров, несоблюдение последовательности и момента затяжки болтов ГБЦ);
  • ошибки дефектовки деталей двигателя в процессе капитального ремонта. К примеру, установка новых поршней и колец в цилиндры с изношенной верхней частью приводит к тому, что кольца ударяются о «буртик», вибрируют, быстро изнашиваются и больше не обеспечивают должное уплотнение. Схожие симптомы возникают при едва заметном ударении поршней о ГБЦ, к которому приводит неправильный выступ поршней, малая толщина ремонтной прокладки ГБЦ. Нельзя устанавливать новые поршневые кольца, если цилиндр имеет эллипсовидную выработку;
  • неправильно установленные или подобранные поршневые кольца. Чрезмерное натяжение при неквалифицированной установке обязательно обернется в скором времени синеватым дымом при перегазовках и повышенным расходом масла.

Почему дымит дизельный двигатель черным дымом

Если дизельный двигатель дымит черным дымом, есть разные причины. Чаще это технические нюансы, связанные с недостаточным давлением подачи солярки или засорения топливопровода. Самая простая причина черного выхлопа — некачественное топливо, это предположение нужно проверить первым.

Неполное сгорание топлива приведет к образованию густого черного дыма. Основной причиной этого является некачественное топливо. Оно обычно продается на маленьких заправках, которые закупают солярку у сомнительных поставщиков.

Проверить это предположение легко, достаточно поменять топливо, заправившись на другой АЗС. Если выхлоп стал нормальным после нескольких запусков — причина черного дыма связана с топливом.

В случае, когда смена топлива не принесла результатов, обследуется техническая часть. Это не только нарушения работы двигателя, но и всей системы подачи топлива, засор форсунок и ТНВД. Если не учесть первый «звоночек» в виде черного дыма из выхлопной трубы, последствия ухудшатся.

Неисправен турбокомпрессор

Из-за особенностей дизельных двигателей, в которых температура выхлопных газов ниже, чем в бензиновых ДВС, турбонаддув в них встречается чаще. Преимущественно это недорогие конструкции, которые могут сломаться. Если это произошло — деталь не будет давать нужного наддува для сгорания воздушно-топливной смеси и выхлоп станет черным.

Часто неисправности этой детали сопровождаются увеличенным расходом масла и падением мощности мотора. Основной причиной являются:

  • засора воздуховодного канала;
  • протечки впускного тракта или выпускного коллектора.

Турбина в разрезе Определить утечку воздуха из единой системы можно по громкому свисту, который издается турбиной при включенном двигателе. Если он присутствует, значит проблема заключается в слабом обогащении топлива. Оно сгорает не до конца и проявляется в виде большого количества сажи. При отсутствии посторонних звуков, проверяются воздуховоды, там может скопиться сажа, образовав пробку.

Проблемы с ТНВД

Топливный насос высокого давления- это технически сложная деталь автомобиля, которая может выходить из строя. Проверяется правильность угла впрыска, нарушение которого приводит к поджогу топлива с задержкой. Вследствие этого давление внутри цилиндров растет и в системе появляется много сажи.

Она забивает сажевый фильтр, он не может продолжать очистку и посторонние частицы попадают в масло. Каналы, проводящие масло, забиваются, жидкость не может эффективно отводить тепло двигателя, мотор перегревается. Последствий такой неисправности несколько:

  • на поршневых кольцах образуется налет (специалисты называют это закоксовкой), мешающий их слаженному движению при нагрузке;
  • прогорают клапаны и поршни, по причине недостаточного поступления масляной смазки и повышенного износа;
  • в масло попадает солярка, что снижает его вязкость и ведет к недостаточному смазыванию узлов.

В ТНВД могут сломаться плунжерные пары, что сопровождается густым черным дымом, неравномерными холостыми оборотами во время прогревания двигателя. Нужно показать машину специалистам, которые смогут проверить угол впрыска специальным оборудованием и при необходимости отрегулировать его.

Низкая компрессия

Основной причиной нарушений в процессе воспламенения топлива и его сгорания, является низкая компрессия в цилиндрах

Именно она приводит к дымлению, ведь давление в конце такта сжатия для дизельных моторов имеет особую важность. Температура сжимаемого воздуха при поступлении топлива влияет на продуктивность, с которой топливно-воздушная смесь сгорает. Низкая компрессия не позволяет добиться температуры в цилиндре, при которой дизель сгорит полностью

В особенности эта проблема проявляется в период низких температур, дизельный двигатель может не заводиться

Низкая компрессия не позволяет добиться температуры в цилиндре, при которой дизель сгорит полностью. В особенности эта проблема проявляется в период низких температур, дизельный двигатель может не заводиться.

Забился воздушный фильтр

Самая простая неполадка, которая может повлечь высокую дымность- засорение воздушного фильтра. Этот расходник отлавливает из поступающего в цилиндра воздуха твердые частицы, предупреждая их накопление и проникновение в систему. Если фильтр чрезмерно засорен, воздух не поступает в нужном объеме, падает мощность и увеличивается расход дизеля.

Неполадки с воздушным фильтром можно определить через бортовой компьютер, в перечне считанных ошибок должны быть коды P0171 или же P0172. Данную проблему можно решить простой заменой воздушного фильтра, это должно делаться ежегодно, либо при прохождении максимум 20 тысяч километров.

Синий дым: износ цилиндропоршневой группы

Наиболее частой причиной того, что дизель дымит синим дымом, является износ цилиндропоршневой группы и деталей ГРМ. Попадание масла в камеру сгорания может происходить по причине увеличения зазоров поршневых колец, зазоров между стержнями клапанов и направляющих втулок. Повреждения могут быть на гильзе цилиндров, возможно разрушение колец, поршневых канавок и т.д.

Наличие сильных зазоров в области поршневых канавок заставляют масло «всасываться» в камеру сгорания. Это происходит даже с учетом нормального состояния маслосъемных колец. Дополнительно может измениться форма цилиндра, что заметно снижает уплотнение посредством колец. Цилиндры могут приобрести форму эллипса, в результате чего появляются просветы. Износ ЦПГ вызывает потерю компрессии, также повышается давление картерных газов. При замере компрессии необходимо учитывать, что масло в цилиндрах способно уплотнить зазоры. Получается, компрессия в неисправном цилиндре будет завышена. Для получения точных результатов оценки компрессии и состояния ЦПГ необходимо соблюдать ряд определенных требований.

Если ЦПГ изношена не сильно, тогда синий дым отчетливо виден в процессе прогрева мотора. После выхода на рабочую температуру интенсивность дымления снижается или синий дым дизеля полностью исчезает. Это объясняется расширением деталей в результате нагрева, что и вызывает уплотнение зазоров. Примером является то, что дизель плохо заводится «на холодную», но повторный горячий пуск происходит без проблем.

Расход масла увеличивается в результате поломки перемычек между поршневыми канавками. К увеличению расхода моторного масла приводит разлом колец в результате износа или перегрева дизеля. Использование масла низкого качества и несвоевременная его замена приводит к залеганию поршневых колец. Кольца «залипают» в канавках поршня, при этом полностью теряется их подвижность.

Выявить попадание масла в цилиндры по причине износа ЦПГ помогают прямые (перерасход масла) и косвенные признаки. Ко второй группе относятся: появление шума от работы мотора, проявляются различные стуки со сменой оборотов и нагрузки на двигатель, интенсивность дымления синим или сизым дымом по мере прогрева двигателя меняется, заметна нестабильная работа дизеля при запуске «на холодную».

Причины появления белого дыма

На этом фоне появляется новая дилемма —почему дым белого оттенка возникает в теплое время года или не исчезает после прогрева двигателя. Здесь объяснением может быть какая-то механическая неисправность. Ниже рассмотрим четыре наиболее распространенных объяснения ситуации.

Неправильная регулировка впрыска

Появление топлива в камере сгорания раньше или позже ведет к снижению временного промежутка, необходимого для выделения максимальной энергии. В результате после воспламенения часть горючего дожигается уже в выхлопной системе.

Если проблема несущественна, появляется выхлоп серого цвета или сажа, но при больших объемах несожженного топлива легко заметитьбелый дым из выхлопной трубы от двигателя. Для решения проблемы может потребоваться диагностика и настройка системы подачи горючего с настройкой впрыска.

Нарушение дозировки топлива

Еще одной проблемой, связанной с подачей ДТ, является нарушение его дозировки. В таком случае большая часть поступающего топлива не успевает сгореть и оказывается в выхлопной системе. Основная причина— проблемы герметичности форсунки. В таком случае она постоянно льет горючее, а из системы выхлопа идет белый дым даже после прогрева и на ХХ.

Нельзя исключать и другие возможные повреждения мотора, которые влекут за собой появление белого дыма на выходе:

  • Неисправность свечей накала, которые не подготавливают горючий состав до нужной температуры.
  • Уменьшение компрессионного параметра в цилиндрах.
  • Нарушение целостности плунжеров ТНВД.
  • Повреждение втулок упомянутого выше насоса.
  • Повышенная влажность элементов силового агрегата и т. д.

С рассмотренными выше неисправностями возникают проблемы с пуском мотора, появляется троение, уменьшение мощности и т. д. Детальнее по последствияхбелого дыма из выхлопной трубы для дизельного двигателя поговорим ниже.

Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры

Наличие в системе выхлопа нагретого дизельного мотора белого дыма может говорить о попадании в мотор антифриза из системы охлаждения. Оттенок пара из выхлопной системы меняется из-за наличия охлаждающей жидкости (ОЖ) в цилиндре. Он может быть серым, белым или даже сизым в зависимости от состава антифриза / тосола.

Появление дыма в таком случае объясняется наличием воды в ОЖ, которая касается с раскаленными деталями агрегата и сгорает. В результате на выходе из выхлопной системы появляется настоящий туман. Такая проблема особенно актуальна для дизельных моторов, ведь при высоком содержании серы в ДТ формируется оксид серы, который негативно сказывается на ресурсе силового агрегата и его параметрах.

Объяснением попадания ОЖ в двигатель может быть повреждение прокладки или трещина в ГБЦ или блоке. Тосол / антифриз может попасть в мотор через впускную систему. К этому может привести снижение качества прокладки коллектора впуска, если такая особенность возможна.
Определить факт попадания посторонней жидкости в двигатель можно следующими способами:

  • контроль уровня антифриза;
  • проверка на наличие газовых пробок;
  • изучение содержания расширительного бачка на факт появления характерного запаха или образования пленки антифриза на масле.

Такая проблема часто встречается на дизельных моторах с предпусковым подогревом

Для выявления причины, кроме контроля двигателя, стоит обратить внимание и на систему охлаждения

Важно проверить целостность радиатора, работоспособность термостата, исправность датчика и других узлов

Поступление масла в цилиндры

Еще одно вероятное объяснение, из-за чего из выхлопной системы идет белый дым—попадание смазки в камеру сгорания. В результате она сгорает, а на выходе появляется выхлоп соответствующего оттенка

Для выявления причины важно провести проверку турбины, определить люфт в картридже и факт наличия масла в компрессорной части

Распознать «масляный» белый дым не составляет труда — он дольше рассеивается, и после него формируется туман синего цвета.

Для проверки нужно прогреть мотор до оптимальной температуры или после поездки закрыть выход выхлопной системы белым листом. Его необходимо просушить и посмотреть на состояние. На поверхности не должно оставаться жирных следов. Если же они присутствуют, причиной может быть попадание масла или ОЖ в двигатель.

Отчего масло интенсивно расходуется на угар

В исправном двигателе маслосъемные колпачки и кольца ответственно снимают остатки смазки со штока клапана и стенок цилиндра соответственно. На высоких оборотах производительность этого процесса падает, но в общем зачете расход масла не превышает нормы, предписанной производителем. У одних это 1 л/10 000 км, у других – это 0,3 л/10 000 км, а третьи вовсе могут ничего не доливать между сервисными интервалами, поскольку не крутят мотор выше 3 500 об/мин.

Естественно, когда потребление смазки вдруг выросло, скажем, до 1л/1 000 км, да еще и сизый дым пошел из выхлопной – это сигнал о нарушении маслосъемных функций. Причин тому несколько:

  • Залегли маслосъемные кольца.
  • Задубели колпачки.
  • Износились направляющие втулки клапанов.

Все бы ничего, но эти детали расположены в разных модулях двигателя. Так, МСК – это деталь головки блока цилиндров, а колечки – элемент поршневой, расположенной в блоке цилиндров. А это значит, что менять все вместе накладно как во временном аспекте, так и в финансовом. К примеру, заменить колпачки на BMW N46B20 по принципу от А до Я обойдется в 25 000 рублей, а слазить в поршневую – минимум 60 000 рублей. И это без запчастей.

В итоге, неплохо было бы определить без разборки, какая именно группа деталей дала сбой. Возможно ли это – тема следующего параграфа.

Почему дымит на холодную

Случается, что дым при запуске проявляется из-за поломок в одном узле мотора, которая возникла из-за неисправностей в иной части мотора. Например, если у силового агрегата слабое охлаждения, и он испытывает постоянные перегревы, то пригорают поршневые кольца.

В других случаях двигатель дымит из-за:

  • поломки системы питания;
  • неисправностей зажигания;
  • разрушения цилиндро-поршневой группы;
  • поломки распределительного механизма.

Конечно, точную причину проблемы определит только опытный механик, поэтому я всегда советую тем, кто слабо разбирается в двигателях, обращаться на СТО в любых случаях, когда машина начинает вести себя странно. Это спасет от дальнейших проблем с ней и высоких финансовых трат.

Двигатель дымит белым дымом

Белый дым – это скорее пар. Поэтому при включении силовой установки, если двигатель парит белесым, почти прозрачным паром, особенно в зимний период, то не нужно беспокоиться. Когда двигатель начинает прогреваться, в выпускной трубе еще находится конденсат. Когда она нагревается, влага начинает прогреваться тоже и испаряться. Поэтому вы можете замечать, как выходит белесый пар.

Если двигатель дымит белым дымом, когда вы завели машину в летний сезон, то что-то происходит внутри движка, скорее есть неисправности. Возможно страдает ЦПГ. Сюда попадает антифриз. Такое явление говорит о негерметичности резины, покрывающей ГБЦ.

Вода из охлаждайки не испаряется быстро. Она и вызывает проявление белых выхлопных газов. Кстати, когда он выйдет из выхлопной трубы и растворится в атмосфере, можно наблюдать небольшое синеватое облако.

Чтобы проверить самостоятельно без обращения в сервис, лежит ли проблема в пробитой прокладке, нужно открыть горловину радиатора. Если вы почувствуете вонь выхлопных газов и увидите пленку смазки на поверхности антифриза, то проблема действительно в прокладке.

Двигатель дымит синим дымом

Когда движок дымит синим дымом, то сломались цилиндры. Только теперь синеватый дымок говорит о том, что смазывающее средство попало в цилиндры, а не антифриз. Такой дым, его еще называют маслянистым, может быть следующих оттенков:

  • ярко-голубой;
  • темно-синий.

Если машина дымит на холодную синеватым дымом, то необходимо сразу ставить автомобиль на ремонт. Так как дальнейшая езда будет только в ущерб двигателю.

Проверить можно только подставив бумагу к выходу трубы при включенном моторе недавно. С газом из выхлопной будут на лист падать капли не прогоревшего смазывающего средства.

Двигатель дымит черным дымом

Если силовая установка дымит черным, то происходит высокое обогащение горючей смеси. А, если происходит высокое обогащение, то возникли поломки в системе подачи горючего. Когда двигатель дымит черным, то обычно происходит также перерасход горючего. Мотор трудно запускается, а иногда и глохнет после запуска. Машина теряет былую мощность.

У карбюраторных силовых агрегатов такое происходит из-за перебора в поплавковой камере. У таких движков игольчатый клапан имеет какие-то неисправности и не работает адекватно.

Чаще всего у автовладельцев просто забит воздушное фильтрующее устройство. В этом случае двигатель дымит черным. Они приезжают на автосервис, когда уже проблема начинает усугубляться.

Двигатель дымит белым дымом с голубым оттенком

Если силовая установка дымит белесым с голубым оттенком, то неисправности лежат в маслосъемных колпачках. Детали дубеют и не выполняют свою функцию. Еще однапричина может заключатся в неисправных маслосъемных кольцах. Они обычно изнашиваются и залегают, и не выполняют свою функцию.

Когда двигатель дымит сизым дымом, чаще всего начинается жор смазывающего средства. А турбированных движков, проблема лежит в поломки турбонаддува. Также могут проблемы рециркуляции картерных газов. Обычно она засоряется.

Всему причиной масло

Благодаря этой особенности двигатель работает тяжелее, но топливо успевает его полностью сжечь. Двигатель прогревается и прибор возвращает впрыск топлива в исходное состояние, двигатель начинает «мурлыкать» и становится приятным и мягким на слух.

Если этот диагноз поставлен, «облако» из выхлопной трубы будет иметь вид дыма с оттенками от светлого до темного. Это будет зависеть от концентрации масла, попадающего в камеры сгорания, режимов работы двигателя и температуры прогрева. При этом вы почувствуете характерный для масла запах гари.

Износ цилиндропоршневой группы

Появление такого газа приведет к увеличению расхода масла. Чтобы решить эту проблему, необходимо определить поставщиков «избыточной» жидкости.

  • Очень часто дизельный двигатель выделяет синий дым из-за износа цилиндропоршневой группы и узлов ГРМ (газораспределительного механизма). Масло может попасть в цилиндр по многим причинам.
  • Увеличенный зазор в поршневых кольцах.
  • Увеличенный зазор между стержнями клапанов и направляющими втулками.
  • Гильза цилиндра повреждена.
  • Кольца сломаны.

Есть повреждение канавок поршня и многие другие причины.

Например, серьезный дефект зазора вокруг канавок поршня позволяет «всасывать» масло через камеру сгорания. Это возможно даже тогда, когда маслосъемные кольца исправны. При более длительном использовании цилиндры изменяют форму, например становятся эллиптическими. Из-за изменения формы уплотнение затруднено.

Износ этой группы деталей также снижает сжатие

При измерении компрессии стоит обратить внимание на способность масла заделывать зазоры. Получается, что если цилиндр поврежден, то компрессию следует завышать

Чтобы выполнить диагностику цилиндров и поршневых групп (CPC), измерить и получить точные характеристики, необходимо соблюдать определенные требования.

Если механизмы не сильно износились, вы можете увидеть пресловутый воздушный шар после прогрева двигателя. После прогрева уровень симптома снижается или полностью исчезает. Это связано с тем, что при высоких температурах детали расширяются и зазоры уплотняются.

Повышенный расход масла возникает при разрыве перемычек между канавками поршня. Трещины колец из-за износа или перегрева двигателя также приводят к высокому расходу масла. Если используется некачественное масло и его не менять вовремя, поршневые кольца имеют тенденцию слипаться и терять подвижность.

Проникновение масла также может определяться характерными шумами двигателя и детонацией, сопровождающими изменения частоты вращения и нагрузок двигателя.

Неисправен ГРМ и другие причины

Масло можно определить по типичному шуму двигателя и детонации, сопровождающимся изменениями частоты вращения и нагрузки двигателя.

  • Причины масляного дыма могут включать:
  • Клапаны сгорели или повреждены.
  • Изношенные стержни и направляющие клапана.

Повреждены вкладыши клапана.

Почему при прогретом двигателе появляется синий дым, можно сказать по тому факту, чточто масло конденсируется при повышении температуры двигателя внутреннего сгорания. Можно привести следующий пример. Это всегда можно увидеть при работающем тракторе.

Очень часто двигатель работает на холостом ходу, и масло накапливается на деталях, образуя пленки и, таким образом, накапливаясь в выхлопной системе. Затем, когда тракторист нажимает на педаль газа, из выхлопной трубы выходит густой синий дым.

Возможно, неисправна топливная система или протекают клапаны. Все эти факторы могут вызвать появление синего дыма в дизельном двигателе. Сгоревший клапан придает выхлопу бело-голубой цвет. Эта неисправность клапана может привести к плохому сжатию вышедшего из строя цилиндра. Свечи зажигания также склонны к загрязнению и отложению, которые указывают на эту неисправность.

Возможны отказы турбины. Это может напоминать симптомы нездорового масляного покрова. Безусловно, вы можете почувствовать наличие масла на форсунках турбокомпрессора. Проблемы с уплотнениями турбокомпрессора обнаружить труднее, поскольку масло, попадающее в систему выпуска отработавших газов, полностью выгорает.

Синий дым также может быть вызван проблемами с вентиляцией картера или проблемами с зажиганием в цилиндре. Очень часто синий дым сопровождается снижением тяги, а у атмосферных и турбодизелей могут возникать течи уплотнений и т.д.

Стоит отметить, что причиной такого поведения транспортного средства может быть некачественное топливо. Поэтому заправляйтесь только в компаниях, поставляющих жидкости хорошего качества

Обратите внимание на те заправочные станции, которые предлагают топливо по низкой цене

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий