Интеллектуальное лобовое стекло
Уже сейчас на рынке существуют проекторы на лобовое стекло, которые дублируют информацию с приборной панели – текущую скорость, обороты и температуру двигателя, средний расход топлива и т.д. Конечно, это помогает водителю не отвлекаться от дороги, так как «экран» в буквальном смысле находится перед носом, однако в будущем виртуальные приборные панели будут куда более совершенными и информативными – в них будет использоваться технология дополненной реальности.
С ее помощью на «дисплей» будет проецироваться траектория движения по заданному маршруту, виртуальная разметка с рекомендациями маневра при смене полосы или при езде по сложной дорожной развязке, данные об окружающих зданиях и других участниках дорожного движения, будут использоваться внешние камеры на авто, которые обеспечат обзор на 360°, исключая слепые зоны, и т.д. Кроме этого, вполне вероятно, что с выводимой информацией можно будет взаимодействовать – увеличивать объекты или менять ракурс. Звучит пока утопически, однако уже не первый год ведущие автопроизводители работают над концептами использования AR в автомобилях и велика вероятность, что скоро это станет нашей реальностью.
Еще одна приятная, пусть и менее масштабная фишка, которая находится в разработке – интеллектуальное затемнение лобового стекла. В будущем датчики в режиме реального времени будут определять траекторию падения солнечных лучей и автоматически затемнять стекло, изготовленное на основе жидких кристаллов. Так что, возможно, в будущем водителям не понадобятся солнцезащитные очки в бардачке.
PAL-V Liberty — летающий трицикл для двоих
Разработкой этой модели с начала 2000-х годов занимаетсянидерландская компания PAL-V. Уже в 2009 году был испытан пробный вариант под условным названием X1. А не так давно, осенью 2020 года новый PAL-V Liberty успешно прошел испытания на соответствие техническим и экологическим требованиям и получил официальное разрешение на движение по дорогам общего назначения.
Последним шагом к массовому производству и выходу на рынок будет его плановая сертификация в 2022 году в Европейском агентстве авиационной безопасности.
PAL-V Liberty — это двухместный гироплан, аппарат с одним толкающим и одним несущим вином, работающим в режиме авторотации. Он может взлетать и садиться на скорости около 50 км/ч. Это позволит использовать дороги и площадки, а не специально подготовленные аэродромы.
Весит аппарат 664 кг/PAL-V
При движении по дороге в сложенном состоянии PAL-V Liberty занимает 4 м в длину, 2 м в ширину и 1,7 м а высоту. В движение летающее авто приводится 100-сильным авиационным мотором, крутящий момент которого передается на задние колеса. Максимальная скорость на трассе составляет 160 км/ч, разгон до 100 км/ч занимает 9 секунд. Устойчивость трицикла обеспечивается с помощью электроники, которая наклоняет его в поворотах.
Приборная панель аэрокара сильно отличается от автомобильных/PAL-V
Для полета на PAL-V Liberty добавляется еще один 100-сильный мотор, который на дороге заглушен, чтобы не увеличивать и без того большой выброс СО2. Запас лета — 400-500 км, по трассе можно проехать намного больше — 1315 км.
Ориентировочная стоимость летающего автомобиля — 299 тыс. евро. По заверениям производителей, количество предварительно поданных заявок на покупку уже превзошло все ожидания.
Элон Маск: Летающие машины – пустая трата времени
Элон Маск, считающийся одним из величайших современных провидцев, признал, что не видит необходимости в инвестициях в летающие машины. Он думает, что это пустая трата времени.
Маск подарил миру Теслу, но не верит в летающие машины
Элон Маск, который уже подарил миру электромобили Tesla и PayPal, а скоро и вовсе доставит нас на Марс и позволит нам путешествовать на дивных Hyperloop (тоннельный суперпоезд, который пособен с поразительной скоростью переносить людей на большие расстояния), не убежден в идее летающих автомобилей. По его мнению, этот вид транспорта следует считать опасным и ненужным.
В недавнем интервью Bloomberg Маск сказал, что если человечество действительно рассматривает возможность использования летающих машин, оно должно представить, какие последствия они будут иметь для тех, кто находится на поверхности Земли. Небо, наполненное гигантскими, металлическими и постоянно гудящими машинами над нашими головами, – это не тот мир, который нам нужен. Даже если предположить, что летающие машины будут иметь электрический привод, мы также в конечном итоге прийдем к пробкам.
«Ваше недовольство не уменьшится, когда вокруг вас все еще что-то гудит», – сказал Маск.
Уже в июле в Дубае будет открыт первый в мире парк летающих такси. Дубай серьезно заинтересован в этом решении и надеется, что сможет реализовать данный проект навсегда. А это в свою очередь позволит летающим такси экспортироваться на другие рынки.
«Пассажирам не нужно учиться летать, им не нужно иметь лицензию пилота. Им просто нужно нажать правую кнопку, а затем отправиться из пункта А в пункт В», – сказал Деррик Сюн из EHang, компании-беспилотника, которая намерена ввести летающие такси в Дубае.
Видение мира, известное нам из мультсериала «Джетсоны», вряд ли нам угрожает. Полеты на летающих такси в Дубае не будут длиться более 30 минут и будут выполняться несколько раз в день. На данный момент нет широкой коммерциализации. Маск считает, что даже пилотируемая миссия на Марс, в 54,6 млн. км от нас, более реальна, чем мир с летающими такси.
«Пока действуют законы физики, каждый летающий автомобиль должен будет генерировать достаточно энергии для запуска и остановки. Это, в свою очередь, приводит к куче раздражающих звуков, дискомфорте для всех людей на Земле», – добавил Маск.
Будущее транспорта – не летающие машины или другие подобные транспортные средства, а улучшение дорожного сообщения и внедрение новых видов транспорта, таких как Hyperloop.
«Конечно, я люблю летающие вещи. Но трудно представить, что летающий автомобиль будет решением, способным действительно изменить мир к лучшему», – заключил Маск.
Революция? Это не так!
Никто из них не завоевал рынок, не привел к глобальной революции, и не приобрел большую популярность. Так в чем же проблема? Может быть, сама концепция такого гибрида упущена? Я не буду притворяться, что знаю ответ на этот вопрос. Я также не собираюсь давать указания дизайнерам – я предполагаю, что они отличные специалисты и выжали все возможное из доступных технологий. И они создали машину, которая, на мой взгляд, выглядит великолепно и выглядит хорошо по сравнению с моделью TerrafugiaTransition.
Проблема, однако, в другом: рыночная ниша такого решения и совершенно новый технический режим, необходимый для летающих объектов. Глядя на состояние многих автомобилей, проезжающих по дороге, и слушая различные истории о технических обзорах, я убежден, что для многих пользователей это непроходимый барьер.
Ховер-байк
ховер-байкиховеркрафты
Австралиец Крис Маллой построил свой первый прототип из частей мотоцикла и утверждает, что однажды тот сможет летать на скорости 250 км/ч на высоте 3000 метров. Мотоцикл состоит из пары массивных винтов и оснащен центральным четырехтактным двигателем и небольшим топливным баком. Правая приборная панель контролирует рулевое управление, а левая — регулирует угол наклона.
В целях безопасности Маллой планирует добавить пару парашютов к раме и обязать наездника носить парашют с собой. Он также надеется внедрить гироскопическое управление, вследствие чего транспорт будет более устойчив.
Аэромобили-трансформеры
Многим изобретателям импонирует идея летающего автомобиля «два в одном»: хочешь — едешь по дороге, хочешь — летишь. «Попомните мои слова: скоро появится комбинированный самолет и автомобиль. Вы можете улыбаться, но это произойдет», — говорил Генри Форд в 1940 году. И действительно, уже во время Второй мировой войны американский изобретатель Роберт Эдисон Фултон сконструировал такой трансформер под названием «Аэрофибия»: у самолета снимались крылья, хвост и пропеллер, и он мог передвигаться по обычным дорогам (см. видео).
Современные концепты, разумеется, гораздо более продвинутые и крутые внешне. Например, в Словакии создан «автомобиль сверхвысокого класса», который одинаково хорошо чувствует себя в небе и на земле. Его разработкой занимался Стефан Клейн с 1990-х годов. Перепробовав множество версий и попав однажды в аварию на своем летающем драндулете, изобретатель наконец сконструировал финальную версию AeroMobil и объявил о старте продаж в начале 2023 года (предзаказы он начал принимать еще в 2017 году). У машины длиной 6,1 м и шириной 2,2 м выдвигаются крылья с размахом 8,8 м, она разгоняется по полосе со скоростью до 160 км/ч и менее чем за три минуты оказывается в полете: пилот может развить скорость до 260 км/ч и преодолеть до 750 км. На создание этого инженерного чуда с пропеллером на хвосте ушло 300 000 часов. Мощность 300 л. с. обеспечивает гибридная силовая установка с двигателем внутреннего сгорания с турбонаддувом. Сообщается, что последняя версия AeroMobil 4.0 прошла более 10 000 часов смоделированных и реальных летных испытаний. Для управления требуются навыки авиатора, а для разгона — взлетная полоса, и в этом аэромобиль немного проигрывает беспилотникам.
Еще один интересный трансформер разрабатывался в Нидерландах с 2009 года. Эта трехколесная машина превращается в гироплан (автожир) за считаные минуты. «Хотя мы получаем все больше сообщений о летающих концептах, только несколько компаний работают над настоящим летающим автомобилем: тем, который может как летать, так и ездить. Эта комбинация предлагает беспрецедентную свободу и мобильность», — отмечает главный инженер PAL-V Майк Стекеленбург. По его словам, концепция автожира хороша тем, что обеспечивает безопасную и простую в эксплуатации машину, которая достаточно компактна для существующей городской инфраструктуры. Как и словацкий AeroMobil, гироплан-трансформер может перевозить до двух пассажиров. На земле и в воздухе он развивает скорость до 160 км/ч, имеет два разных двигателя: на 100 л. с. для дороги и 200 л. с. для полета. PAL-V Liberty позиционируется как первый в мире серийный летающий автомобиль — выпущено как минимум 90 экземпляров.
Концептов гибридов авто и авиатранспорта в мире уже разработано немало, и почти каждый претендует на звание самого первого. Например, дорожный самолет Terrafugia Transition, принадлежащий китайскому концерту Geely, совершил первый полет еще в 2009 году. Но лишь в январе 2021 года был получен сертификат летной годности FAA, дающий право летать на законных основаниях. Внешне это скорее самолет, но со складными крыльями. Компания Transition подчеркивает, что ее гибридный транспорт разработан в соответствии со стандартами безопасности как Федерального управления гражданской авиации (FAA), так и Национального управления безопасностью дорожного движения. В 2022 году компания надеется узаконить свою машину и на дорогах, чтобы «первый в мире практичный летающий автомобиль» окончательно получил зеленый свет.
Когда появятся летающие автомобили будущего
Теперь от прошлого давайте обратим наш взгляд в будущее и поищем ответ на вопрос, когда, наконец-таки, летающие машины из научно-фантастических фильмов станут нашей повседневной реальностью, полетят по нашим улочкам, над нашими головами. И знаете что, такие машины уже существуют, и вполне возможно, что скоро можно будет даже купить летающий автомобиль в ближайшем автосалоне.
Итак, на сегодняшний день существует несколько прототипов летающих автомобилей, среди которых особенно стоит упомянуть:
Terrafugia TF-X
AeroMobil 3.0
Terrafugia Transition
Далее мы детально остановимся на каждом из них.
Автомобили, работающие на сжатом воздухе
Думаете или считаете друзья, что автомобили, движущиеся на сжатом воздухе это из области фантастики? Не угадали. На самом деле это не так. Подобные транспортные средства сегодня – это реальность. Например, еще в конце 19 века во Франции был создан трамвай, который приводился в движение и работал на сжатом воздухе. Примечательно, что этот трамвай работал на маршруте в городе вплоть до 1914 года.
Как правило, в автомобилях со сжатым воздухом используются баллоны, в которые закачивается под давлением воздух. Затем этот воздух под большим давлением подается на пневмомотор, который и начинает передавать крутящий момент конкретно на колеса.
В настоящий момент эти пневмодвигатели фактически не применяются в автопромышленности. Но тем не менее, они все-равно используются в других сферах промышленности. Например, такими пневмодвигателями оснащаются различные гидравлические системы, где требуется большая сила сжатия при относительно малом ходе перемещения гидравлики.
Интересно бы было узнать, есть ли у этой технологии шансы в автопромышленности? Конечно же есть. Возможно в будущем автомобильные компании начнут массово применять пневматические баллоны и такие же пневмодвигатели. Правда возможно это будет не в чистом виде, а в качестве каких-то гибридных систем, которые будут например работать в паре с обычными двигателями внутреннего сгорания или с электромоторами. Все может быть в скором будущем.
Вот например, недавно, компания “Peugeot” объявила вовсеуслышание о том, что она создала первую в мире гибридную систему, которая использует у себя двигатель внутреннего сгорания в паре с пневмодвигателем, который работает на сжатом воздухе.
По словам самих инженеров эта конструкция помогает обычному двигателю передавать крутящий момент на коробку передач, и все это за счет использования энергии сжатого воздуха.
В принципе технология этого гибрида та же, что применяется и используется при гибридах,- “двигатель-электромотор”, только вместо электричества в автомобиле используется энергия сжатого воздуха. Все просто.
Автомобили с вертикальным взлетом и посадкой
Знаменитая компания Rolls-Royce на данный момент уже создала технологию вертикального взлета и посадки, которая необходима для производства современного летающего автомобиля. Производитель заявляет, что электрификация двигателей является неизбежной тенденцией на рынке промышленных технологий. Как утверждают представители Aerospace и Rolls Royce, летающие автомобили могут стать даже более экологичным видом транспорта, чем электромобили.
Летающий автомобиль способен перевозить до пяти пассажиров со скоростью 250 миль в час
Летающие автомобили с вертикальным взлетом и посадкой будут значительно экологичнее своих наземных предшественников, а также будут гораздо эффективнее экономить время, благодаря отсутствию необходимости езды по дорогам, избегая светофоров, пешеходов и постоянно образующихся на них пробок. Современные автомобили успешно доказывают свою энергоэффективность в дальних поездках, но для поездки в ближайший магазин такой автомобиль будет невыгоден, так как взлет и посадка потребляют значительное количество энергии.
Компания Terrafugia, которая специализируется на создании летающих автомобилей, уже представила прототип летающего гибридного электромобиля, который способен развивать скорость около 100 километров в час. Машина способна трансформироваться из самолета в автомобиль менее чем за минуту. Модернизированные модели имеют современный дизайн сидений, гибридный электромотор, улучшенные ремни и подушки безопасности, а также камеры заднего вида. В целях повышения безопасности автомобили были оснащены парашютами. Но стоит отметить, что для управления таким необычным на данный момент транспортным средством, водителю потребуется лицензия пилота.
Для взлёта и посадки летающему автомобилю вполне достаточно площадки диаметром 30 метров, но при этом совсем не обязательно иметь свой аэродром
В настоящее время были представлены модели вмещающие только двух пассажиров, однако уже совсем скоро будет представлена модель для четырех человек — TF-X. Данная модель будет управляться компьютером и не будет нуждаться в полосе для взлета и посадки. TF-X сможет развивать скорость до 200 миль в час и преодолевать расстояния до 500 миль. Складные крылья будут иметь электродвигатель, прикрепленный к каждому концу, что позволит ему легко переходить из вертикального в горизонтальное положение. Модель TF-X сможет избежать неблагоприятных погодных условий и ограниченного воздушного пространства через свою компьютерную систему. Для полноценного использования своих электромобилей, владельцы летающих электрокаров смогут посетить станцию зарядки электромобилей или же зарядить батареи в двигателе самостоятельно.
Шаузи Ху — EHang
Воздушное беспилотное такси EHang привлекло большое внимание средств массовой информации только в прошлом месяце, когда на нем успешно совершил полет голландский принц Питер-Кристиан в Амстердаме. Это произошло через несколько месяцев после того, как генеральный директор EHang Шаузи Ху прокатился на автомобиле-самолете, показывая, насколько он верит в его безопасность
На самом деле транспортное средство настолько безопасное, что Дубай занимается идеей внедрения его в качестве общественного транспорта в ближайшем будущем.
EHang (или EHang 184, если быть точным) питается от 100% экологически чистой электроэнергии, и оснащен безаварийной системой, которая заставляет летающее авто найти ближайшую безопасную посадочную площадку в случае, если откажет любой компонент. Место взлета и посадки предварительно настроено в цифровом режиме, что обеспечивает плавный, полностью автономный полет.
Особенности летающих автомобилей
На данный момент большим недостатком летающих автомобилей и препятствием к их массовому внедрению является их высокая стоимость, ведь отдать 200-300 тис. долларов за подобное авто по карману далеко не каждому. Также и топливо для летающего автомобиля имеет в разы большую стоимость. Но со временем надеемся, что найдутся способы удешевить летающие авто, сделать их доступными для среднего класса.
Также стоит подумать и об экологии, загрязнение окружающей среды такими автомобилями должно быть сведено в минимуму, в идеале будет если они не будут работать на бензине.
А еще управление подобным автомобилем должно быть предельно простым и интуитивным, что не так и просто воплотить в жизнь на данном этапе.
Будущее летающих машин
Теперь, когда мы мельком увидели три летающих автомобиля, которые уже производятся, мы должны резюмировать, сказав, что эти автомобили вряд ли будут выпускаться серийно в этом десятилетии. В каком же направлении пойдет транспорт? Что ж, Porsche и Boeing объединили усилия, определив, что коммерческие пассажирские дроны будут выпущены к 2025 году. Объединенные силы уже активно работают над концептуальными моделями следующего лета. Uber предполагает, что воздушные такси могут стать обычным явлением уже к 2023 году. Это кажется безумно амбициозным, но, тем не менее, это направление компании. Вместо того, чтобы самостоятельно разрабатывать летающие автомобили, король райд-града подключился к авиационным стартапам. За пределами США полиция ОАЭ уже использует сверхлегкие мотоциклы, способные находиться в воздухе до 25 минут в зависимости от условий.
AR для обслуживания авто
Продолжим тему дополненной реальности. Уже сегодня некоторые автомобильные компании (Porsche и BMW, например) снабжают сотрудников сервисных центров AR-очками, которые помогают производить ремонт или замену запчастей значительно быстрее. С помощью очков виртуальной реальности механик, столкнувшийся со сложным ремонтом авто, может связаться с удаленной техподдержкой и в режиме реального времени передать информацию о поломке. То есть, на том конце могут посмотреть на неполадку в буквальном смысле глазами автомеханика и помочь устранить ее, проецируя на экран очков интерактивные подсказки. Как говорят в Porsche, применение AR-технологий помогает сократить время на ремонт на 40%.
И это уже наша реальность. Но в будущем подобную техническую поддержку смогут получать и обычные автолюбители. Для этого понадобится смартфон или планшет, а также специальный софт. Наведя камеру на ту или иную деталь авто, можно будет получить анализ и подробную информацию о ней прямо поверх изображения с камеры. С этими данными уже будет проще заказать нужную деталь, используя электронный каталог запчастей, и заменить ее, или же обратиться в сервис уже с конкретным запросом. Кстати, в Великобритании уже существует подобный сервис – imechanic. Он связывает профессиональных ремонтников с производителями авто и помогает решить проблему в режиме реального времени, однако простым «смертным» сервис пока недоступен.
- Обзор автомобильного видеорегистратора Gelius Dash Cam Eagle GP-CD001
- Обзор автомобильного регистратора AdvoCam-FD Black-II: бюджетный хит стал еще лучше
SureFly
На третьей ступеньке ТОП-11 летающий автомобиль из углеволокна – октокоптер, рассчитанный на 2 пассажиров.
Описание
У него 4 крыла и 8 винтов, фиксируются которые снизу крыльев. Парные винты вращаются в противоположном направлении, что положительно отражается на устойчивости модели.
Помимо этого, у летающего автомобиля два литиевых аккумулятора, способных, в случае отказа мотора, взять на себя функцию раскручивания винтов. Для окончательного варианта будет предусмотрен парашют.
Характеристики
- Наибольшая скорость полета – 113 км/ч;
- При полностью заряженной батарее проходимый путь составляет 112 км;
- Полезная нагрузка допустимая – 180 кг, т.е. это вес пилота, пассажира и груза.
Цена
В планах Workhorse для более поздних моделей использовать автономное управление, а пока это джойстиковый контроллер. К серийному выпуску желающие должны быть готовы к 2020 году. Пока же у них есть время собрать нужную сумму – 200 тысяч долларов. Такой будет цена первых образцов.
Видео-обзор летающего автомобиля – AeroMobil 3.0
Все материалы про аэромобили
Другие новые концепт – кары:Летающий автомобиль Terrafugia TF-X может стать реальностью в 2018 годуЛетающий автомобиль-вертолет PAL-V ONEАвтомобили будущего сегодня, часть 6: полетЛетающий автомобиль – багги I-TEC MaverickЕще один летающий мотоцикл – HoverbikeЕще один летающий мотоцикл – Hoverbike (продолжение)Летающие автомобили в мировой истории, часть 1Летающие автомобили в мировой истории, часть 2Летающие автомобили в мировой истории, часть 3Летающие автомобили в мировой истории, часть 4Летающие автомобили. Часть 5. Современные летающие мотоциклыЛетающие автомобили. Часть 6. Современные летающие мотоциклы, летающие доски и велосипеды Летающие автомобили. Часть 7. Летающий запорожец и магнитная доскаЛетающие автомобили. Часть 8. Вертолет от Airbus и крылатая ToyotaVolkswagen Budd-e – смартмобиль 2020 годаChevrolet EN-V 2.0 – миниэлектрокар для студентов и не толькоBMW i3 eDrive – авто для экологически чистых городовЭлектрический кабриолет-кроссовер Citroen E-MehariLexus LF-FC 2015 – мощное авто на водородеПикап Renault Alaskan – авто для бизнеса и путешествийРеволюционный «беспилотник» Mercedes F 015 Luxury in MotionToyota COMS Connect – необычный “автомобиль – трансформер”Не велосипед и не мотоцикл – Suzuki Feel Free Go!Концепт – авто Toyota FCV Plus или электростанция на колесахBMW Project Omega – авто для путешественниковTeatro for Dayz от Nissan помогает общаться в соцсетях не выходя из авто!Подушкообразное авто будущего – Toyota Flesby
Команда создателей летающего автомобиля – AeroMobil 3.0
Штефан Кляйн – создатель AeroMobil 3.0
Штефан Кляйн – словацкий изобретатель, работавший над осуществлением проекта – “летающий автомобиль” целых 20 лет. Кляйн окончил Словацкий технологический университет в 1983 г, после чего учился в Академии изящных искусств и дизайна (AFAD), а также в Школе изящных искусств и дизайна Сент-Этьен. В 1990 г Кляйн работал в сфере транспортного дизайна в AFAD. Он же создал и семейную чартерную компанию AirExplore, у него более 1200 часов полета на самолетах и более 8000 часов он всего пролетел на планере. Он успешно совмещал свои способности к дизайну и новейшим технологиям с коммерческими способностями сильного менеджера, что позволило ему реализовать такие успешные проекты как шагающий экскаватор для Menzi Muck (Швейцария), локомотив 772, автомобиль Golf для Melex Poland и электрический скутер для Piponeer. В настоящее время он является профессором Mackintosh School of Art в Глазго и со-основателем, а также главным дизайнером компании AeroMobil.
Юрай Вацулик – создатель AeroMobil 3.0
Его коллега, Юрай Вацулик работает 20 лет в качестве руководителя компании Airmobil, а также долгое время до этого он работал в СМИ и в рекламной индустрии. Окончив вуз, Вацулик работал театральным режиссером во многих престижных словацких театрах. В 1996 году Юрай основал независимое рекламное агентство, ставшее одним из ведущих в Словакии.
В 2010 году Вацулик стал со-основателем и CEO AeroMobil. Он также активен в роли бизнес-инвестора, инвестируя в успешные стартап-проекты в сфере медиа-контента, IT и альтернативных секторах транспорта по всей Европе и США.