Компания Renault, выкупив команду Lotus, возвращается в «Формулу-1»

Цифры и даты

Статистика в Формуле 1

По состоянию на конец сезона 2015 года

время годаНазвание командышассидвигательшиныГран ПриПобедВторойВ третьихПолякикрасивый КруглыйТочкиРейтинг чемпионата мира
2010 г.Команда Renault F1 Renault R30 Renault RS27 2.4 V8 Б.19-е122163 5.
2011 г.Лотус Рено ГП Renault R31Renault RS27 2.4 V8 п19-е273 5.
2012 г.Команда Lotus F1 Lotus E20Renault RS27 2.4 V8 п20-е14-й53303 4-й
Команда Lotus F1 Lotus E21Renault RS27 2.4 V8 п19-е17-е6-е2315 4-й
2014 г.Команда Lotus F1 Lotus E22Renault 1.6 V6 Турбо п19-е10 8-е.
2015 г.Команда Lotus F1 Lotus E23 Гибрид Mercedes-Benz PU106B Гибрид п19-е178 6-е
общее115212-е167-е942

Все гонщики в Формуле-1

По состоянию на конец сезона 2015 года

ФамилияГодыГран ПриТочкиПобедВторойВ третьихПолякикрасивый Круглыйлучший WM-Pos.
 Ромен Грожан2012-2015 гг.7628728-е1 7-е ( )
 Виталий Петров2010-201138641110. ( )
 Кими Райкконен2012-2013 гг.37390294-й4-й 3-й ( )
 Пастор Мальдонадо2014-2015372914. ( )
 Роберт Кубица2010 г.19-е136121 8. ( )
 Ник Хайдфельд2011 г.1134111. ( )
 Бруно Сенна2011 г.8-е218-е ( 2011 г. )
 Хейкки Ковалайнен2013221-е ( )
 Жером Д’Амброзио2012 г.123-е ( )

Результаты в Формуле 1

время годашассиВодительНет.1234-й56-е7-е8-е9101112-е13-е14-е15-е1617-е18-е19-е20-еТочкиклассифицировать
2010 г. Renault R30    163 5.
 Р. Кубица111124-й58-е36-е 7-е5 DNF7-е DNF38-е7-е DNF595 
 В. Петров12-е DNF DNF DNF7-е1113 * 15-е17-е14-е13-е105913-е11 DNF DNF166-е 
2011 г. Renault R31    73 5.
 Н. Хайдфельд 912-е312-е7-е8-е8-е DNF108-е DNF DNF         
 Б. Сенна           13-е915-е1613-е12-е1617-е 
 В. Петров10317 *98-е11 DNF515-е12-е1012-е9 DNF17-е9 DNF1113-е10 
2012 г. Lotus E20   303 4-й
 К. Райкконен 97-е 514-е2398-е2 532356-е6-е57-е16-е10
 Р. Грожан10 DNF DNF6-е3 4-й DNF2 DNF6-е18-е3 DNF БЫВШИЙ7-е19 *7-е9 DNF7-е DNF
 Дж. Д’Амброзио            13-е     
Lotus E21    315 4-й
 К. Райкконен 7-е 17-е222109522 DNF11325 7-е DNF
 Х. Ковалайнен14-е14-е
 Р. Грожан 8-е106-е93 DNF DNF13-е19 *36-е8-е8-е DNF3334-й2 DNF
2014 г. Lotus E22    10 8-е.
 Р. Грожан 8-е DNF1112-е DNF8-е8-е DNF14-е12-е DNF DNF DNF1613-е15-е17-е1117 *13-е 
 П. Мальдонадо13-е DNF DNF14-е14-е15-е DNS DNF12-е17 *12-е13-е DNF14-е12-е1618-е912-е DNF 
2015 г. Lotus E23 Гибрид   78 6-е
 Р. Грожан 8-е DNF117-е7-е8-е12-е10 DNF DNF7-е3 DNF13 *7-е DNF DNF108-е9
 П. Мальдонадо13-е DNF DNF DNF15-е DNF DNF7-е7-е DNF14-е DNF DNF12-е8-е7-е8-е1110 DNF

Легенда
цвет
сокращение
важность

золото

победа

серебро

2 место

бронза

3 место

зеленый

Размещение в точках

синий

Классифицируется вне баллов

фиолетовый
DNF
Гонка не завершена (не финиширует)

NC
не классифицируется

красный
DNQ
не подходил

DNPQ
не прошел предквалификацию (не прошел предквалификацию)

чернить
DSQ
дисквалифицирован

белый
DNS
не на старте (не стартовал)

WD
снято

Светло-синий
PO
только участвовал в тренинге (только практиковался)

TD
Пятничный тест-драйвер

без
DNP
не участвовал в тренинге (не тренировался)

INJ
ранен или болен

БЫВШИЙ
Исключенный

ДНК
не прибыл

С.
Гонка отменена

 
нет участия в чемпионате мира

Другие

P / жирный

Поул-позиция

SR / курсив

Самый быстрый гоночный круг

*
не на финише, но засчитывается с учетом пройденного расстояния

()
Результаты удаления

подчеркнутый
Лидер в общем зачете

Mercedes-Benz

Немецкая марка дебютировала в Больших Призах в 1954-м и развила успех в следующем году: приснопамятный Хуан-Мануэль Фанхио на пару со Стирлингом Моссом выиграли пять из семи этапов сезона 1955-го. А затем случилась ужасающая авария Пьера Левега в Ле-Мане, унесшая жизни 83 зрителей и вынудившая немцев надолго завязать с гонками.

Во второй половине 1990-х годов Mercedes-Benz вернулся в Формулу 1 в качестве поставщика двигателей. И лишь в 2010-м на старт вышла «перезапущенная» заводская команда, созданная на базе чемпионского коллектива Brawn GP. На счету нынешних доминаторов «Королевских гонок» восемь титулов в личном зачете (1954,1955, 2014-2019) и шесть Кубков конструкторов (2014-2019).

Formula Renault 2.0

История «Формулы-Рено 2.0» начинается с Франс-формулы 1968 года, на смену которой она и пришла. Первые автомобили имели объём двигателя в 1300 кубических сантиметров, к 1995-му выросшему до двух тысяч.

1995 – 1999 годы

Носила название «Рено-95» и использовала двухлитровые силовые установки V8, мощностью 165 лошадиных сил. Производителем одноместного шасси выбрали французскую Mygale, поставщиком 5-ступенчатой механической коробки передач – Hewland.

2000 – 2009 годы

В этот период перешла на итальянские 185-сильные болиды Tatuus FR2000 (мощность которых увеличили до 210 «лошадей» в 2006-м), с коробкой передач от Sadev. Машина могла за 4,85 секунды разгоняться до 160 километров в час. Полная остановка от 200 км/ч до 0 км/ч занимала 4,6 секунды. По статистике на нём получили опыт порядка половины пилотов F1 конца «нулевых» годов.

2010 год – наши дни

Через 10 лет гонщики пересели на Barazi-Epsilon FR2.0-10, оборудованные моторами «Рено» F4R объёмом 2 литра и мощностью 210 «лошадок». Изменилась коробка передач, став 7-ступенчатой последовательной, а поставщик шин Michelin «отдал» конкурентам поставки резины в чемпионаты Азии, Бразилии и Северной Америки. Сейчас на французских машинах проводятся региональные состязания и Европейский кубок.

Спортивное подразделение автоконцерна созданное в 1976 году и отвечающее за мероприятия проводимые под эмблемой или с его участием, даёт возможность гонщикам-победителям попробовать «взрослый» 3,5-литровый болид на трассе Paul Ricard Circuit (автодром используется как тестовый для автомобилей F1, но с 2018 вернулся в качестве одного из европейских этапов «Королевских гонок»).

Европейская логистика: гоночный уик-энд начинается в пятницу?

Все болельщики гонок «Формулы-1 привыкли к тому, что гоночный уик-энд стартует в пятницу с началом свободных практик. И, можно подумать, что команды буквально накануне завозят туда все необходимое оборудование и непосредственно гоночную аппаратуру.

Но это не совсем так – да, действительно, механики F1 начинают свою работу в пятницу. Вот только в пятницу за неделю до первой тренировки. Давайте разбираться, как устроена европейская схема передвижения Королевского автоспорта.

Ни для кого не секрет, что большинство команд «Формулы-1» имеют свои базы в Британском королевстве и добираются до Европы, соответственно, через Францию (а как же иначе, открываем атлас или вертим глобус и смотрим). И здесь сразу есть важные нюансы: французское законодательство не допускает проезда транспорта по воскресеньям, а это значит, что все команды F1 и их водители должны преодолеть путь максимум до позднего вечера субботы. Соответственно, большую часть оборудования надо отправлять уже строго до позднего вечера пятницы, иначе есть риск не успеть к самой гонке.

Однако в данной ситуации мы говорим об основном грузе команд. Что касается непосредственно боевых машин пилотов F1, «болидов», их обычно отправляют не позднее обеда понедельника сразу по нескольким причинам.

Первая и самая основная – инженеры могут успеть изготовить обновления на болид только к утру понедельника, поэтому грузовик с машинами гонщиков часто «тормозят» до победного, даже рискуя успеть на гонку в самый последний момент. Ведь лишние несколько часов на базе и изготовление запасных частей могут обеспечить через неделю победный результат в гонке.

Вторая – от раннего присутствия болидов нет никакой пользы. Лишняя загруженность при грузоперевозках, которая может доставить дополнительные проблемы, поэтому по возможности их отправляют по очереди и только в порядке строгой необходимости.
Таким образом, за два дня до старта уик-энда, в идеале к среде, на трассе должны присутствовать все: и машины, и механики, и запасные части.

Сами гонщики прилетают на гонку тоже в течение среды, где и начинают работу вместе с командой.

Что такое RT, и почему размер имеет значение

Каждая команда имеет свое, строго регламентированное место в паддоке, на котором можно размещать моторхоум и трейлеры. Как правило, это офисные грузовики, так называемые Race Truck (сокращенно их все называют RT). Они располагаются за боксами каждой из команд, и все вместе образовывают собой рабочую зону «Формулы-1». Там же размещаются сотрудники отделов маркетинга, коммуникаций и, соответственно, PR.

Как это выглядит? Между двумя RT выстраивается подвесная конструкция, из которой получаются вторые этажи для персоналов команд. Самое забавное во всем этом – процесс парковки таких RT, которые должны создать необходимое пространство, ведь даже пара сантиметров разницы может повлиять на целостность конструкции и комфорт команды во время боевого уик-энда.

Конструкция RT предусматривает расстояние между ними ровно в 300 сантиметров. Два сантиметра вправо, два сантиметра влево – и ничего не получится, поэтому во время парковки используются специальные лазерные установки для того, чтобы фиксировать точное «попадание» в размеры. Даже опытные водители порой тратят целый час, чтобы «уложить» грузовики в необходимое пространство и обеспечить командам рабочие зоны, к тому же процесс происходит на очень ограниченном участке асфальта. Есть даже легенда о том, что однажды два незадачливых водителя парковались почти четыре с половиной часа, пытаясь ровно соединиться друг с другом, и, таким образом, они поставили антирекорд паддока. Разумеется, официальной информации по данному поводу нет, но задача и правда не из легких.

Само рабочее пространство, составленное из двух грузовиков, представляет собой небольшую переговорную, комнаты гонщиков, а также кухню и туалет, плюс комнаты с мебелью для иных целей.

Все остальные грузовые машины паркуются на официальных стоянках автодрома или где-либо вблизи трассы, если место отсутствует. Как правило, это машины, на которых водители раньше всех привезли гаражные панели, бокс-оборудование и прочие структурные материалы для постройки непосредственно гаражной зоны. По причине плотной стоянки можно даже не пытаться уехать с трассы до конца гоночного уик-энда, все равно не получится выбраться из тесного капкана RT вокруг.

Еще один интересный факт: в основном дальнобойщики, задействованные в перевозках «Формулы-1», не являются сотрудниками команд. Обычно это просто наемные водители от логистических фирм, с которыми заключен договор. Например, команда Mercedes давно ведет дела с компанией Eddie Stobart, крупной фирмой из Великобритании. При этом в прошлом сами механики команд перегоняли грузовики, но в современной Европе это запрещено законодательством, хотя в 2020 году из-за COVID-19 были сделаны исключения.

Важно заметить, что несмотря на такие трудности, все механики должны быть в сборе уже ко вторнику, чтобы начать работу с основным персоналом в среду, при этом часть из них прилетает в субботу за неделю до квалификации, чтобы помочь собрать моторхоум

BMW

Если не принимать в расчет пару эпизодических стартов в 1950-х и 1960-х, формульные приключения баварцев можно датировать 1982 годом. Сезоны 1982-1987 немцы провели в качестве поставщика моторов коллективам Brabham, ATS, Arrows и Benetton.

Стартовав в  более чем сотне Гран При, болиды с моторами BMW одержали 9 побед, завоевали 15 поул-позиций и 14 раз записали на свой счет быстрейшие круги. Вершиной успеха стал чемпионский титул Нельсона Пике на Brabham-BMW в 1983-м.

В 2000 году баварцы, заскучавшие по Большим Призам после 12-летнего перерыва, зашли в чемпионат в качестве моториста и партнера команды Williams. Демонстрируя планомерный рост результатов, ребята постоянно поднимались на подиумы, выигрывали гонки и едва не взяли чемпионат 2003 года вместе с лютым Хуаном-Пабло Монтойей.

В 2006 году баварцы выкупили команду Sauber, однако успеха это решение не принесло. Несмотря на регулярные попадания на пьедестал, в 2009-м руководство концерна приняло решение о закрытии формульной программы.

Formula Renault 1.6

К «Формуле-Рено 1.6» относятся несколько турниров разделённых по национальному признаку. Старейший из них – аргентинский, стартовавший в 1980 году. В самой Франции первую гонку провели в 1993, а в разные периоды проводились первенства Бельгии, Италии, Испании, Мексики, США и Канады. Командам предоставляются одинаковые моторы, объёмом 1600 «кубиков», модели K4M от «Рено». Поставщиком шин является Michelin.

Участником чемпионата может стать любой желающий в возрасте от 14 до 21 года но с опытом выступлений только в картинге. Для многих начинающих автогонщиков это хороший шанс проявить себя и получить приглашение во «вторую» лигу, куда попадают победители региональных соревнований.

Из-за «ровного» состава участников шанс есть у каждого водителя. Так, в 2007 году турнир в Бельгии выиграла латвийская женщина-гонщик – Карлин Стала, чем вошла в историю как первый победитель «формульных» гонок женского пола.

Россия в Formula Renault

Осенью 2008 года в России началось строительство современного автодрома, способного принимать гоночные соревнования самого высокого класса – Moscow Raceway. Трассу построили в Волокамском районе Подмосковья, и уже в июле 2012-го она приняла первый «формульный» турнир – этап Мировой серии «Рено».

Это благоприятно сказалось на общем положении дел в автоспорте, а российские автогонщики сумели воспользоваться ситуацией. В частности речь идёт об Егоре Оруджеве и Сергее Сироткине, которые прошли путь от картинга до Formula V8 3.5 и F1.

Сергей Сироткин

Был быстрее соперников в 2011 году, сумев взять «золото» Европейской и «серебро» итальянской «Формулы-Абарт». 17-летний автогонщик переходит в 2012 в «Формулу 3.5», где через год занимает пятое место. Успехи помогли Сергею в 2017-м стать резервным пилотом заводской команды французского концерна, участвующей в «Королевских гонках».

Егор Оруджев

Пришёл в «Формулу-Рено 2.0» в 2012 году и провёл три сезона, не добившись особых успехов в плане наград и подиумов (7 и 8 места в 2013 и 2014 соответственно). Но уже в 2015 Оруджев пересаживается за руль 3,5-литрового болида, и становится пятым в итоговом общем зачёте. В следующем году 21-летний пилот смог завоевать бронзовые медали Formula V8 3.5.

Михаила Алёшин

Сел за руль машины «2.0» в 16-летнем возрасте. С 2003 года российский пилот провёл 6 сезонов в различных региональных «формульных» турнирах и кубках, заняв в сезоне 2005-го второе место в германском чемпионате «двухлитровых» автомобилей. Переключившись на Мировую серию в 2006 году, через два года становится пятым в общем зачёте, а в 2010 выигрывает золотые медали World Series by Renault навсегда вписав своё имя в историю автоспорта.

«Улетаем»

В Королевском автоспорте существует специальный термин для дальних грузоперевозок «улетаем» (fly away), который применяется при упоминании тех гонок, которые проходят далеко за пределами Европы.

В этих случаях уже невозможно перевезти грузовики или воспользоваться наземным транспортом ввиду дальности контрольного пункта, и логистика становится гораздо сложнее. Учитывая тот факт, что в каждую страну перебрасывается общий вес всех деталей примерно в 30 тонн, то можно лишь сочувствовать командам, решающим столь непростые задачи.

В первую очередь, помогают, разумеется, паромы. Речь идет как об основном грузе и наземном транспорте, так и о небольшой утвари – кухонных принадлежностях, столах, мебели и остальных вещах, не слишком тяжелых и не играющих ключевую роль на уик-энде. Такие наборы путешествуют кругосветным маршрутом, даже иногда не возвращаясь на базу.

И никуда не обойтись без больших грузовых самолетов, на которых можно доставить как болиды «Формулы-1», так и крупные составные части. Особенно если речь идет о срочной транспортировке обновлений на очередной гоночный уик-энд, которые могут помочь провести этап успешнее и заработать ценные баллы в чемпионате.

Приведем в пример 2019 год, чтобы нагляднее показать работу fly away. В конце января в Мельбурн отправился первый паром с небольшими составом вещей первой необходимости, при этом сама гонка проводилась лишь в марте. После Австралии эти же вещи поплыли в Канаду, где гонка состоялась только в июне. И уже оттуда тот же комплект начал свое путешествие в Японию, где только в октябре команды опять встретились со своими вещами, чтобы затем вновь отправиться на американский континент и в Латинскую Америку.

Для дальних маршрутов fly away расписание составляется в начале года, и строго соблюдается в течение всего гоночного периода. Сделано это, в первую очередь, в целях экономии, потому что даже для «Формулы-1» было бы слишком дорого пускать самолеты при транспортировке на каждый отдельный гран-при. К тому же осенью интенсивность и частота путешествий значительно возрастает: командам приходится преодолевать маршрут Россия – Япония – американский континент – Южная Америка – Абу-Даби, в совокупности получается не менее 7-8 перелетов всего за пару месяцев. Фактически, работа не останавливается ни на секунду – лишь в летний перерыв в августе и в декабре весь логистический цикл замирает, чтобы дать сотрудникам передышку и время на отдых.

Есть еще несколько любопытных деталей.

Самолеты могут доставить грузы даже в самые отдаленные точки проведения гран-при примерно за неделю со всеми остановками и необходимыми формальностями, а вот паромы не управятся менее, чем за месяц, отсюда и следует подробное расписание. Основными городами «старта» транспортировки являются аэропорты в Лондоне и Мюнхене, хотя в последние годы многие команды используют частные площадки, чтобы случайно не «засветить» очередную деталь болида, которую они хотели бы скрыть от своих конкурентов. С этим связана забавная особенность – например, силовые установки, как правило, команды не разрешают проверять персоналу аэропортов, и в расписание закладывается несколько суток на контрольный карантин, только после которого можно продолжать путь.

Логистические процессы в «Формуле-1» – не только настоящее искусство, но и огромная головная боль. Например, в одной из поездок 2016 года команда Ferrari не смогла досчитаться антикрыла, которое по ошибке осталось на другом континенте, и сотрудникам пришлось заказывать срочный рейс, соответственно, внося перерасход в итоговую смету. А в 2018 году водители, которые везли части Mercedes из Австрии в Великобританию, отравились, и пришлось срочно нанимать водителя из местного населенного пункта, который помог заменить горе-перевозчиков.

«Формула-1» – вечное путешествие, в котором не только гонщики, но и все люди вокруг них живут на бешеных скоростях, чтобы успеть к очередной гонке лишь с одной целью – победить в ней.

25.05.2016

08.12.2015

15.11.2016

28.10.2020

14.07.2017

02.03.2021

06.11.2017

15.08.2017

24.04.2020

24.05.2019

06.05.2016

11.02.2021

13.03.2018

21.07.2021

18.01.2018

14.05.2019

24.05.2019

20.03.2019

Звезды за рулем

Honda

Отношения японского бренда с Формулой 1 всегда были сложными и носили периодический характер. Первое пришествие пришлось на 1964-1968 годы и завершилось несколькими подиумами и парочкой побед авторства Джона Сертиса.

В 1983-м японцы вернулись в Большие Призы в роли поставщика моторов, выиграв впоследствии два чемпионата с командой Williams (1986 и 1987) и четыре с McLaren (1988-1991).

В сезонах 2000-2005 Honda снабжала двигателями новоиспеченный коллектив BAR, созданный при участии чемпиона мира 1997 года Жака Вильнева, а в 2006-м выкупила контрольный пакет акций команды. Лучшими достижениями этого периода принято считать второе место в Кубке конструкторов 2004 года и победу Дженсона Баттона в Гран При Венгрии 2006-го. Увы, в двух последующих сезонах результаты пошли на спад: в конце 2008 года японцы приняли решение о продаже «конюшни».

Четвертую попытку покорения «Королевских гонок» хондовцы предприняли в 2015-м, став официальным мотористом команды McLaren. Вот только катастрофическая ненадежность двигателей едва не поставила на стараниях японцев жирный крест. Лишь к 2018 году – когда хондовцы переключились с McLaren на коллективы Red Bull, дела пошли в гору. Последний из состоявшихся на сегодняшний день Гран При выигран Максом Ферстапенном на болиде с мотором Honda.

Toyota

К покорению Формулы 1 японский концерн подошел очень серьезно. Однако, несмотря на рекордные бюджеты и чемпионские амбиции (японцы настолько опасались неудач, что даже перенесли дебют команды на 2002 год, имея готовую машину для участия в сезоне 2001-го), ничего выдающегося из этого не вышло.

Несколько первых сезонов красно-белые беспомощно болтались в конце пелотона, соперничая с записными аутсайдерами Minardi. Под конец нулевых команда раскатилась, начав бороться с лидерами и регулярно заезжать на подиум, но было поздно: терпению боссов  пришел конец.

Toyota покинула Большие Призы в 2009-м, войдя в историю богатейшей командой чемпионата, не выигравшей ни одной гонки.

Formula V8 3.5

В 1997 году, сменившийся серией Nissan, прекратил существование «формульный» чемпионат в Испании. Японский концерн успел провести под своим логотипом 7 полноценных сезонов, после чего в 2005-м произошло его объединение с расформированным кубком Европы «Рено V6» (Formula Renault V6 Eurocup). Последующие 10 лет гонка носила название Formula Renault 3.5 Series и являлась мировым первенством. Команды соревновались на шасси Tatuus (европейские кубки, азиатские лиги) и Dallara (международные состязания), поставщиком шин традиционно был Michelin.

На болидах устанавливался двигатель Type V4Y RS (V6, объём 3,5 литра, мощностью 530 «лошадей»), а с 2012 года – Zytek ZRS03 (V8, 3400 кубических сантиметров, 530 лошадиных сил). Длинна колёсной базы допускалась в рамках 3 – 3,125 метра, ширина – максимум 1,85 метра, передние колёса – 10х13, задние – 13х13, вес гоночного автомобиля – 616 килограмм.

В 2015 году французский концерн отстранился от чемпионата, отдав все права группе RPM-MKTG и прекратив его финансовую поддержку. Серия получила имя «Формула V8 3.5» и сумела просуществовать лишь два сезона. Организаторы не смогли собрать достаточное количество участников для проведения чемпионата-2018, поэтому во второй половине 2017 года объявили о его ликвидации.

Porsche

Факт участия штутгартской компании в Больших Призах способен удивить даже петролхэдов со стажем. И хотя производителю не удалось задержаться в чемпионате надолго, выступления Porsche получились яркими. Дебютировав под занавес пятидесятых и проведя лишь 35 гонок, ребята сумели завоевать поул и пять раз подняться на подиум (один из них – на высшую его ступень).

Успеху в немалой степени поспособствовал удачный двигатель. Кстати, в те годы регламент Формулы 1 подразумевал выступления на машинах с полуторалитровыми атмосферниками.

В восьмидесятых годах Porsche вернулась в «Королевские гонки» в роли поставщика наддувных двигателей для команды McLaren. Результатом этого сотрудничества стали:

  • 25 побед
  • 54 подиума
  • 7 поул-позиций 
  • 3 чемпионских титула
  • 2 Кубка конструкторов

McLaren

Представить Формулу 1 без команды из Уокинга решительно невозможно. Коллектив, созданный новозеландцем Брюсом Маклареном, выступает в Больших Призах с 1966-го и имеет на счету 8 Кубков конструкторов и 12 побед своих пилотов в личном зачете.

Наиболее успешные периоды выступлений пришлись на конец восьмидесятых (команда сотрудничала с мотористами Honda) и конец девяностых (Mercedes-Benz). Любопытный момент: McLaren никогда не выступала в Ф1 с двигателями собственного производства.

В число пилотов, чьи имена прочно ассоциируются с британской «конюшней», входят Айртон Сенна, Ален Прост, Мика Хаккинен и Льюис Хэмилтон.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий