Охлаждение АКПП: схема устройства и принцип работы

Полная замена масла в АКПП: инструкция

Заменить трансмиссионную жидкость можно и полностью, но это более дорогостоящий процесс. Зато он дает значительное улучшение в работе коробки. Рассмотрим, как меняется АТФ аппаратным и ручным методом, чтобы выбрать подходящий вариант.

Способ №1

Этот способ подходит для самостоятельной замены в условиях гаража с ямой. Все делается, как и в вышеописанной ситуации: сливается старая смазка, чистится поддон, устанавливается новый фильтр и прокладка, заливается свежая АТФ по уровню. Проехав в обычной эксплуатации около 200 км, процедура повторяется (фильтр и прокладку уже можно не менять, а только промыть и почистить).

К плюсам способа относится:

  • возможность выполнить все в гаражных условиях самому;
  • не требуется дорогостоящее оборудование;
  • платить нужно только за АТФ (фильтр и уплотнитель поддона покупаются один раз при первой замене).

Но такой способ затратен по времени — каждые 200 км придется снимать защиту днища, сливать отработанную смазку, заливать новую. Не у всех есть время каждую неделю проводить такое обслуживание. Не возможно 100% замещение. Поэтому рассмотрим другие способы.

Способ №2

Полная замена масла в АКПП своими руками возможна, если использовать давление в коробке для выкачивания отработки. Для этого выполняются все действия, как в случае частичной замены (сливание, замена фильтра и чистка поддона). Затем в коробку заливается свежая ATF до самого верха (пока не польется из заливного отверстия). От радиатора охлаждения трансмиссии отсоединяются подача и обратка и концы шланг опускаются в емкость (таз на 12 л, ведро и пр.).

Схема подключения АКПП к радиатору охлаждения

Заводится мотор и начинается накачивание давления в коробке и циркуляция трансмиссионной жидкости. При таком способе отработка вытесняется из гидротрансформатора и гидроблока естественным путем. Когда сольется около 4 л, двигатель глушат и доливают еще свежей АТФ. Мотор снова запускается и продолжается прокачивание системы. Заметив светлый цвет смазки на выходе, процесс останавливается. Остается присоединить шланги к патрубкам радиатора, выставить уровень и проехать на автомобиле в разных режимах для теста.

При таком способе естественная циркуляция в агрегате используется для прокачивания системы без помощи дополнительного оборудования. Платить придется только за расходники и объем технической жидкости — 7–9 л. Вся процедура проводится за один раз — нет необходимости становится на ремонт каждую неделю. Но есть и минусы: операция довольно сложная и пугающая для новичка — можно что‐то сделать неправильно и повредить узел.

Так можно повредить пакет фрикционов, планетарную передачу или гидротрансформатор. Ремонт обойдется дорого.

Способ №3

Самым эффективным способом является аппаратная замена. Это вытеснение старой смазки путем прокачивания по системе новой под давлением от специальной станции. Схема замены масла в АКПП при помощи современного оборудования выглядит так:

  1. Автомобиль заезжает на подъемник, где демонтируется защита и сливается отработка.
  2. Снимается поддон, выполняется чистка и установка новой прокладки с фильтром. Все возвращается на место.
  3. Откручиваются патрубки подачи и обратки радиатора коробки.
  4. К ним присоединяются шланги от станции, в которой уже залито 10–12 л новой АТФ.
  5. Запускается двигатель и аппарат начинает подавать свежую трансмиссионную жидкость в коробку. Гидроблок перекачивает ее и она выходит через патрубок, но вместо радиатора оказывается снаружи и сливается в приемную тару.
  6. Через прозрачную трубку видно, какой цвет у жидкости. Когда он становится идентичен новой смазке, процесс останавливают и выставляют уровень.

Аппаратная замена масла в АКПП

Способ хорош тем, что обеспечивает 100% замену путем вымещения. Промывается гидротрансформатор и гидроблок. Качество обслуживания видно сразу по цвету выливающейся смазки. Работа трансмиссии улучшается: становится тише, резвее переключение, повышается плавность хода. Водители отмечают сокращение расхода топлива. Но есть и минусы: понадобится большой объем 11–12 литров трансмиссионной жидкости, половина из которой тратится просто на промывку. Аппарат для замены дорогой и имеется не в каждом СТО, не говоря уже о гаражных мастерских. В некоторых недобросовестных автосервисах могут взять 12 л техжидкости, но залить только 6 л, присвоив остальное себе. Иногда забывают поставить фильтр или заменить прокладку.

Установка дополнительного радиатора

Проблемы с нагревом АКПП возникают у владельцев таких автомобилей, как Шевроле и ему подобных. Потому что рабочая температура двигателя у этих автомашин достигает 115 градусов. А коробка передач не имеет отдельного радиатора охлаждения масла автоматической КПП. В результате автомат автомобиля, еще не проездив свои законные 60000 километров, начинает пинаться, терять набор скорости, и автовладелец получает полуразрушенную коробку в ремонте.

В таком случае АКПП этого автомобиля спасет установка универсального радиатора АКПП. У машины перестанет нагреваться автомат, когда двигатель автомобиля набирает обороты выше положенных узлов, при которых трансмиссионная жидкость будет оставаться при оптимальной температуре. Увеличится длительность выработки механических деталей, а значит от ремонта и до ремонта автомобиль будет набирать положенное количество километража.

Дополнительные радиаторы подбираются после диагностики на СТО. Необходимо узнать насколько происходит прогрев в коробке, чтобы подобрать максимально точный аппарат.

Виды радиаторов:

НаименованиеКомпанияРазмер (мм)Объем двигателя (л)
Трубчатый, четырех-рядныйHayden, Tranny Cooler222х127х19До 2
Трубчатый, шестирядныйHayden, Tranny Cooler222х190х19До 3
Трубчатый, восьмирядный (требует установку термостата для эксплуатации в зимний период)Hayden, Tranny Cooler308х254х19Свыше 3
ПластинчатыйHayden, Long305х279х19До 6

Читать

Ремонт АКПП Nissan Maxima своими руками

Как установить своими руками

Установка дополнительного радиатора для охлаждения АКПП не займет много времени. И выполнить ее может обычный автолюбитель без обращения в СТО.

https://youtube.com/watch?v=eAlVs38N-IY

Внимание! В качестве дополнительного охлаждающего аппарата необходимо выбрать надежный и качественный прибор. Коротко о них было рассказано в предыдущем блоке

В комплекте с устройством должны продаваться специальные стяжки. К нему покупаются хомуты, переходники, а также специальные шланги, которые выдержат циркуляцию горячей трансмиссионной жидкости.

Установка проходит следующим образом:

  1. Снять передний бампер и левый воздуховод.
  2. Закрепить новый радиатор на охлаждающем устройстве для двигателя с помощью специальных стяжек. Место выбирать следует за решеткой охлаждающего устройства двигателя. От вентилятора он будет обдуваться воздухом.
  3. На трубы, диаметр которых может варьироваться от 3, 8 до 10 мм, надеваются шланги и плотно крепятся хомутами.
  4. Присоединить армированные шланги к заводским через специальные переходники. Если покупать их дорого для автовладельца, то можно попросить друга-токаря выточить переходную трубку.
  5. Долить трансмиссионную жидкость, чтобы полностью заполнить систему маслом.

Дополнительно к радиатору для АКПП можно поставить и термостат. Он поможет охлаждать систему не всегда, а именно в нужный момент.

Внимание! Термостат может заклинить. Тогда ни от него, ни от дополнительного радиатора толку не будет

Более подробно о том, как установить дополнительный радиатор на видео:

Дополнительный термостат

Установка термостата позволит радиатору охлаждения масла АКПП регулировать температуру. Помимо этого, термостат является плюсом при следующих условиях окружающей среды:

  • в зимнее время улучшает прогрев автомата;
  • в летнее время лучше охлаждает масло в коробке.

Принцип действия термостата описан в таблице:

РежимыТемпература маслаКруг работы
ШтатныйДо 75 градусовМалый круг циркуляции. Второй аппарат не зайдествован.
УсиленныйУдержание температуры между 75 и 85 градусамиБольшой круг циркуляции. Задействуется дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Читать

Особенности обслуживания и ремонта АКПП u140f (u140e и u240e)

ZF center › Блог › Система охлаждения АКПП. Устройство. ч.1 “О чём говорят мужчины”(с)

Добрый день, Уважаемые читатели нашего блога!Эта статья продолжает серию материалов по мотивам популярных тем и вопросов, которые часто обсуждают на форумах в интернете, а так же задают по телефону нашим специалистам.

Мы планируем в доступной и понятной форме отвечать на самые частые вопросы пользователей, которые касаются устройства, эксплуатации и обслуживания автоматических коробок передач.

Итак, о чем часто говорят/спрашивают мужчины-владельцы автомобилей с автоматическими коробками.

Вопрос дня звучит так: охлаждение акпп / что, у акпп есть охлаждение? / мне советуют дополнительный радиатор для коробки — это надо? /поломки из-за перегрева… это про что?/ производитель всё предусмотрел — не мешайте машине работать… и т.д. и т.д.

Вопросы по устройству системы охлаждения акпп, перегреву, доп.радиаторам и т.д. — мы собрали вместе и решили в нескольких частях познакомить читателей нашего Блога с устройством системы охлаждения акпп, осветить вопросы перегрева и дополнительного охлаждения.В рамках одной статьи — слишком много информации. Подготовим несколько материалов, чтобы было проще “усваивать материал” :).

Итак, в первой части — покажем схему устройства системы охлаждения акпп, основные конструктивные особенности системы охлаждения АКПП.

Большинство гидромеханических кпп (будем говорить именно про самый распространенный тип акпп) — имеют похожую внутреннюю гидравлическую схему. Посмотрите на схему. Схема максимально упрощена для общего понимания).

Масло в корпусе АКПП — находится в поддоне. При работе коробки, масло засасывается насосом через фильтр и поступает в гидро-распределитель (“гидроблок”).Гидроблок распределяет масло — в испольнительные механизмы АКПП, в Гидротрансформатор.

Масло в ГТ — достаточно сильно нагревается и требует дополнительного охлаждения. Горячее масло из гидроблока — по отдельной линии — поступает во внешний охладитель (про конструкции охладителя -далее).Их внешнего охладителя — охлажденное масло -возвращается в коробку и поступает на смазку валов внутри коробки. И далее -сливается в поддон. Примерно так выглядит общая схема движения масла внутри акпп.

На что Важно обратить внимание. В любой коробке — есть внешний охладитель, задача которого — снижать температуру масла в акпп. Температура масла — один из критически важных параметров

Температура масла — один из критически важных параметров

Основная проблема в том, что при существенном перегреве — заметно снижается срок жизни масла, масло деградирует.Обратите внимание — масло для смазки подшипником валов — поступает после охладителя, максимально охлажденное

Температура масла — один из критически важных параметров

Основная проблема в том, что при существенном перегреве — заметно снижается срок жизни масла, масло деградирует.Обратите внимание — масло для смазки подшипником валов — поступает после охладителя, максимально охлажденное

Далее — покажем для понимания — как устроен внешний охладитель и что такое подшипники валов.

Есть несколько основных схем внешнего охладителя.

Вариант 1 — Теплообменник, встроенный в основной радиатор охлаждения.В одном из бачков радиатора охлаждения двигателя — встроен маленький радиатор по которому проходит масло акпп. Масло К и ОТ радиатора — подводится по трубкам. Проходя по своему радиатору, масло отдаёт температуру охлаждающей жидкости двигателя. Такая конструкция теплообменника — усложняет и удорожает конструкцию основного радиатора, появляются длинные дополнительные трубки от акпп к радиатору. В некоторых моделях — при протечке штуцера — может приводить к смешиванию масла АКПП и антифриза!

Вариант 2. Отдельный вынесенный теплообменник. Две трубки — от АКПП, а две трубки — от системы охлаждения двигателя. Внутри теплообменника жидкости не соприкасаются но масло АКПП “отдаёт” часть температуры — антифризу. Установка такого теплообменника — более технологична для производителя. Но также требует дополнительных трубок от АКПП и для антифриза.

Вариант 3. Производитель еще больше упростил конструкцию, убрав трубки подвода масла из АКПП. в корпусе коробки — два отверстия по которым подается и отводится масло. Теплообменник установлен непосредственно на корпусе АКПП. Отверстия на корпусе и отверстия на теплообменнике -совпадают. Так масло попадает в теплообменник. Для антифриза — есть два отдельных штуцера. Конструкция такого теплообменника — самая “экономичная” для производителя. Минимум деталей.

Немного теории

Доп. радиатор для автоматической коробки переключения передач

В автомобилях, имеющих пробег свыше 100 тыс. км установка дополнительного радиатора нормализирует работу трансмиссии, увеличивает ее ресурс. Объясняется это тем, что в машинах, с большим пробегом система охлаждения работает менее эффективно, чем в новых авто. Снижению КПД коробки способствует образование налета на механизмах трансмиссии, протечка смазочного материала через изношенные уплотнители, возникновение вибраций от изношенных узлов. Все эти неполадки приводят к перегреву масла внутри АКПП.

Для автоматических коробок (3-ех и 4-ех ступенчатых) оптимальная рабочая температура составляет 75-800С. В таких температурных условиях ресурс АКПП больше эксплуатационного периода самой машины. В классическом варианте, который используется для большинства автомобилей, трубка охлаждения коробки автомат располагается в основном радиаторе ДВС. При этом с возрастанием степени изношенности машины эффективность охлаждения АКПП падает. Возникает момент, когда при длительной эксплуатации авто, температура двигателя равна температуре автоматической коробки переключения передач и составляет около 1000С, что недопустимо для коробок автомат.

Современные универсальные смазочные материалы имеют синтетическую основу, позволяющую маслам выдерживать чрезвычайно высокие температуры, не разрушаясь и не изменяя структуры заданной производителем. Но для коробок автомат возрастание температуры смазки даже на 100С способно вывести из строя механизмы агрегата, значительно ухудшить их работу. При температуре трансмиссионной жидкости более 1400С происходят процессы обугливания фрикционов, возможен перегрев фрикционной прокладки (критическая температура около 3500С) и ее преждевременный износ. Очевидно: даже используя универсальные трансмиссионные масла, способные выдержать чрезвычайно высокий температурный режим, не удастся избежать капремонта АКПП без хорошей системы охлаждения.

Рекомендуем: Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ): характеристики, принцип работы, симптомы неисправности, замена

Чрезвычайно низкая температура смазочного материала также вредна для коробки автомат, поэтому мастера рекомендуют в зимний период устанавливать на охладительную магистраль термостат. Это устройство не позволяет непрогретому трансмиссионному маслу охлаждаться через дополнительный маслорадиатор и возвращает смазку к трансмиссии.

Роботы

Роботы можно разделить на две группы. Робот с одним сцеплением — это обычная «механика», у которой сцеплением и переключением передач управляет не водитель, а автоматика. Надежность такого агрегата в теории должна быть самой высокой среди АКП. Но практика это не подтверждает. Например, на редакционной Весте с роботом стояли уже три сцепления при пробеге меньше 45 тыс.км. Коробка Easytronic, которую устанавливали на Опели, мучили владельцев отказами по электронике. По скорости и комфорту переключения робот с одним сцеплением — худшая автоматическая коробка. Основное его преимущество — невысокая цена. Поэтому его ставят в основном на небольшие и недорогие автомобили.

Способы замены масла в АКПП

Существуют три основных способа замены масла в автоматической коробке переключения передач:

  • Щадящая частичная замена — самый простой и безопасный способ замены масла в АКПП, производится без снятия поддона коробки и без замены фильтра. При таком методе замены масла, у коробки с заправочным объемом 8 литров, из картера коробки передач сливают два-три литра и доливают новое масло до нормального уровня. После 1000 километров пробега операцию повторяют. Щадящую частичную замену масла производят в том случае, когда неизвестно, обслуживал ли коробку предыдущий хозяин, либо есть серьезные подозрения в плохом состоянии коробки. Щадящая частичная замена позволяет обойтись без резкой смены характеристик масла, без сильного изменения условий работы коробки, без поступления большого количества моющих присадок, которые могут вызвать забивание гидравлики коробки. В интервалах между заменами масла владелец автомобиля может оценить какое влияние оказала замена масла на работу коробки, если коробка стала работать лучше замену продолжают, если заметно ухудшение в работе коробки, ждут когда восстановится нормальная работа коробки.
  • Обычная частичная замена — предусматривает снятие поддона с коробки, слив доступного картерного объема масла и замену фильтра. Большинство современных автоматических коробок передач вмещают от 6 до 8 литров масла. При обычной частичной замене удается заменить только около 30-40% от этого объема. Обычную частичную замену часто проводят после двух щадящих замен, чтобы тем самым полностью обновить масло в коробке. При однократной замене в коробке становится 40% нового масла и 60% старого, при двукратной замене 70% нового и 30% старого, при трехкратной замене 85-90% нового масла и 10-15% старого. Обычную частичную замену масла проводят когда нет подозрений на серьезные неисправности в работе автомата.
  • Полная замена — самый лучший, но и самый рискованный способ замены, производится с помощью специализированной установки, которую подключают к магистралям гидросистемы автомата. Установка под давлением вытесняет старое масло и заменяет его новым, процесс замены хорошо виден через прозрачные трубки установки. Темное и грязное масло, выходящее из коробки, сменяется чистым и прозрачным новым маслом. Для замены масла таким способом требуется на один-два литра больше масла, чем заправочный объем коробки. При данном способе замены замены масла в АКПП существует самый высокий риск забивания элементов гидросистемы вымытыми частицами продуктов износа. Полную замену масла рекомендуется производить только у хорошо работающих коробок.

Чем опасен перегрев масла в АКПП

Как было сказано выше, перегрев жидкости в автоматической коробке передач приводит к печальным последствиям для трансмиссии. Давайте рассмотрим подробно, к чему приведет повышенная температура в АКПП:

  • Выход из строя проводки. Внутри автоматической коробки передач имеются некоторые элементы проводки, которые могут расплавиться при повышенной температуре;
  • Потеря свойств жидкости ATF. Температурный порог для масла в автоматической коробке передач находится на уровне около 120-130 градусов по Цельсию. Если он будет превышен, жидкость очень быстро потеряет большую часть своих свойств. Соответственно, в процессе работы элементы АКПП не будут смазываться должным образом, что приведет к их повышенному износу;
  • Разрушение фрикционных дисков. В автоматической коробке передач фрикционные диски можно условно разделить на мягкие и твердые. При повышенных температурах мягкие фрикционные диски разрушаются, на них появляются трещины, изгибаются, что приводит к их неправильной работе;
  • Перегрев соленоидов и гидроблока. В коробке передач за распределение масла отвечает гидроблок, соленоиды которого открывают и закрывают каналы для прохождения масла. При перегреве соленоиды могут расплавиться, поскольку преимущественно в данный момент они выполняются из пластика. В редких ситуациях возможен перегрев гидроблока и его искривление или образование трещин.

Выход любого из компонентов коробки передач предполагает ее полный разбор для проведения диагностики и устранения неисправности, что является дорогостоящими процедурами.

Дополнительный радиатор АКПП. Улучшаем охлаждение. Как продлить жизнь и удалить перегрев автомата

Автоматическая коробка передач (АКПП) или просто автомат, сложная система, которая использует специальное масло (ATF жидкость) как рабочее тело, то есть при помощи его передается крутящий момент от двигателя трансмиссии. Не удивительно, что идет очень большой разогрев этой жидкости, зачастую на температуры выше 100 (а то и 110 градусов) Цельсия. Но это очень плохо для механизма в целом, ведь его предельные температуры куда ниже. Поэтому зачастую чтобы убрать излишнее тепло (особенно на не новых автоматах) – ЖЕЛАТЕЛЬНО установить дополнительный радиатор охлаждения в систему. Собственно сегодня про это мы с вами и поговорим …

Наверное, многие задавались вопросом, а зачем вообще радиаторы для АКПП, ведь в механической трансмиссии, а также в роботе их просто нет? ДА это так, НЕТ! Но в автомате (классический гидротрансформатор) и вариаторе они присутствуют, и как я уже писал выше, они нужны именно для отвода лишнего тепла от масла.

В АКПП — масло разогревается очень значительно, потому как является рабочим телом и трением жидкости заставляет передаваться крутящий момент.

У вариатора – немного по-другому, здесь крутящий момент передается при помощи специального ремня (или цепи), разогрев также есть, но не всегда критичный. Однако сейчас не редко можно встретить в конструкции гидротрансформатор, то есть сейчас вариатор не жестко связан с двигателем. С одной стороны это продлевает жизнь вариатору, потому как нет жестких толчков и рывков от мотора (все же они сглажены), с другой все тот же разогрев.

В любом случае нужен радиатор охлаждения, ШТАТНО! НО не всегда его достаточно.

Перегрев АКПП и как с ним бороться

Наверное, многие из тех, кто обратил внимание на описанные выше ненормальности в поведении автомобиля, заметили, что проявляются они при работе в тяжёлых условиях движения, транспортировки прицепа, частом переключении скоростей, при длительной работе на предельных оборотах. При таких режимах работы сильно нагревается АКПП, следовательно нагревается масло, которое загружено в её систему

Какой должна быть температура

Казалось бы, зачем охлаждать масло? Ведь в системе АКПП нет механической трансмиссии. Но в гидротрансформаторе, являющимся составным элементом АКПП, такие элементы есть.

Перегретое масло теряет свои свойства, не забывайте об этом.

Практически во всех современных автомобилях имеется возможность отследить значение температуры масла в автоматической коробке передач. Зачем возникла необходимость иметь перед глазами автомобилиста такую информацию? Превышение температурных пределов может привести к непредсказуемым последствиям: 

  • Масло, будучи рабочим телом в АКПП, при нагреве просто-напросто подгорает, что приводит к выходу из строя трущихся элементов агрегата. Предел его нагрева –  120-130 градусов, а ведь именно до таких температур нагревается сама коробка передач при экстремальных нагрузках.
  • У фрикционных дисков есть твёрдые и мягкие элементы. Высокие температуры способствуют быстрому разрушению именно мягких элементов, когда температура масла превышает 100 градусов.
  • Распределяется масло по коробке передач при помощи гидроблока, являющегося составным элементом автоматической коробки передач. Соленоиды – элементы гидроблока – закрывают и открывают его внутренние каналы. В современных соленоидах имеются детали сделанные из пластика. Порой они (соленоиды) бывают пластиковыми целиком. Высокая температура их попросту губит, разрушает. Порой и сам гидроблок перегревается выше допустимых пределов, что приводит к существенной деформации многих его деталей.
  • Электропроводка, имеющаяся внутри автоматической коробки передач, от высоких температур может просто расплавиться, что приведёт к серьёзным последствиям.

До каких пределов можно допускать нагрев масла

Диапазон этих температур достаточно широк. Многое зависит от того, масло каких марок применяется в той или иной системе, от его свойств. Ведь нельзя заливать масло любой марки, кроме той, что рекомендовано для АКПП конкретной модели. Но сейчас многие производители сошлись на диапазоне 65 – 95 Цельсия.

Превышение 100, а уж тем более 110 – 115 градусов заставляет бить тревогу. Есть повод задуматься о дополнительной системе охлаждения.

Почему именно дополнительный радиатор охлаждения АКПП

На АКПП старых образцов рядом с основным радиатором монтировался отдельный. Такое решение было правильным. Он обдувался «забортным» воздухом или вентилятором, обеспечивающим охлаждение радиатора. Такой вариант почти исключал возможность перегрева масла. Полностью такой перегрев можно полностью исключить, если автовладелец вовремя и правильно меняет масло.

Система охлаждения старых АКПП увеличивала пробег автомобиля на несколько десятков тысяч километров. Фото: i.ytimg.com

Сейчас многое изменилось. В двигателях современных автомобилей такой радиатор является как бы элементом основного радиатора – встроенный радиатор. Эти две системы – охлаждения ATF жидкости и масла АКПП – разделены, дабы они не перемешивались. Казалось бы, простое и эффективное решение. Но возникают некоторые довольно серьёзные проблемы:

  1. Появились новые двигатели, допускающие нагрев до 100 – 110 градусов Цельсия. А максимум для АКПП – 95.
  2. Сечение трубки, по которой проходит масло в радиатор, невелико. Нужной эффективности охлаждения не достигается. Следовательно, не исключён перегрев.
  3. Со временем такие трубки забиваются грязью, несмотря на применяемые фильтры, и замену масла. Без чистки самой системы не обойтись. Иначе ухудшается качество системы охлаждения, что ведёт к быстрому износу агрегата.

Таким образом, видно, что встроенный радиатор проигрывает отдельному. Каков выход? Дополнительный радиатор!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий