Что делать если отказали тормоза

Почему отказывают тормоза?

Тормоза могут перестать работать по ряду определенных причин. Две и самые распространенные причины связаны с тормозной жидкостью и с работой тормозного механизма прижимающего колодки к тормозному диску. Обе эти причины могут быть легко диагностированы при регулярном проведении ТО. Чтобы тормозные суппорта работали долго и не вызывали проблем, старайтесь не перегружать их чрезмерными нагрузками и не перегревать тормозную систему слишком частым и длительным торможением. Всегда начинайте тормозить заранее с большей дистанции, это будет безопаснее с точки зрения самого вождения, ну и также не будет давать дополнительную нагрузку на суппорта и тормозные магистрали машины.

Автомобили с механической (ручной) КПП

Вы наверняка слышали о таком понятии, как торможение двигателем. Суть его заключается в том, что сам двигатель, в который перестает поступать горючее, начинает самостоятельно тормозить автомобиль, и это при условии, когда включена передача и не выжато само сцепление. Так вот, понижая постепенно передачи  можно добиться очень даже впечатляющего замедления. Но действовать в экстренной ситуации нужно очень быстро, время выключения/включения сцепления должно быть минимальным, а переключения быстрыми но плавными. Если резко «бросить» сцепление, то от резкого эффекта замедления автомобиль может пойти в занос.

Причины отказа тормозов

Система тормозов, одна из частей комплектации автомобиля, которая требует к себе постоянного внимания. Почему отказывают тормоза, известно не каждому, и чтобы избежать данной неприятности стоит регулярно диагностировать их на возможные неисправности. Все условия, рекомендуемые производителем должны обязательно соблюдаться, ведь от них зависит безопасность не только ваша, но и других водителей. Если у водителя все же отказали тормоза, причины, скорее всего, такие:

  • в результате механического повреждения вытекла вся тормозная жидкость;
  • несвоевременная ее замена или заливание непредназначенной жидкости для системы;
  • заклинил поршень или суппорт;
  • неверно отрегулирован распределитель усилий;
  • завоздушивание системы.

Не стоит экономить на деталях, касающихся тормозной системы. На больших скоростях это единственная возможность контролировать транспортное средство и пренебрегать ею нет никакого смысла. Неумелый подход к замене деталей также может спровоцировать отказ в работоспособности и поэтому лучше знать, что делать если отказали тормоза на скорости в любом месте и умело проконтролировать ситуацию.

Как затормозить без тормозов?

Если отказали тормоза на скорости, что делать, чтобы избежать трагедии? Существует ряд мер, которые в данной ситуации необходимо в обязательном порядке предпринять:

  1. Продолжать давить на педаль до упора и пытаться затормозить. Ведь у современных авто двухступенчатая система торможения и, вполне возможно, что сломалась только первая ступень.
  2. Если эффекта нет, следующее действие – отпустить педаль и нажать ее снова, повторить пять-шесть раз.
  3. Если причина в протечке тормозной жидкости, также следует снова и снова нажимать на педаль. При этом автомобиль станет постепенно замедлятся, так как импульсы все равно передаются цилиндрами даже с пробоинами в шлангах.

Если ничего из вышеперечисленного не помогло и становится ясно, что система полностью не работает, следует прибегнуть к «торможению двигателем» или «стоячим тормозом».

Но как тормозить ручником, если скорость большая? Если скорость действительно выше 50 км/ч, то при блокировке задних колес машину обязательно занесет, следовательно, нужно быть физически, а, главное, морально готовым к этому и постараться вырулить. Перед началом надо выправить движение, затем одновременно с рычагом ручника нажимать на кнопку трещотки.

Под «торможением двигателем» подразумевается планомерное переключение на меньшие передачи. При этом следует резко отпускать сцепление, чтобы его нерабочее время было как можно меньше. Если дорога идет в уклон, передача при спуске будет та же, что и при подъеме. Как только обороты двигателя падают на 1500-2000, перепрыгиваем на другую передачу, и так далее до полной остановки. Завершить торможение при этом можно также с помощью ручника.

Решение проблемы

Независимо от причины, по которой произошел внезапный отказ тормозов у фуры, остановить машину обычным способом не так просто. Паника при такой ситуации только навредит, а решение нужно принимать быстро, потому что тяжелую технику остановить очень непросто, особенно на спуске.

Посмотрите, в какие аварии попадают грузовые автомобили при отказе тормозов:

Существует несколько вариантов решения проблемы. Каждый из них рассмотрим подробно.

На фуре с «механикой»

Применяйте торможение с помощью двигателя – постепенно переключайте скорость с понижением: например, с 4-й на 3-ю и так далее. Сцепление выжимать надо кратковременно, чтобы не потерять связь АКП с двигателем.

Стрелка тахометра во время этих манипуляций не должна попадать в красную зону. Понижение производить плавно, т. к. резкие переключения могут вывести агрегат из строя.


Переключение передач на механической коробке

На грузовике с «автоматикой»

Если на тягаче стоит АКП, то нужно перейти в ручной режим и плавно понижать скорость движения таким же методом, как было описано в предыдущем разделе. Когда сделать это невозможно, то рычаг переводится из положения «D» в режим, обозначенный цифрой «1». Автоматика самостоятельно будет выполнять понижение передач.


Переключение передач на автоматической коробке

«Продавливание» системы

Тормозная система, как правило, разбивается на два независимых контура, что сделано для повышения безопасности. Когда возникает проблема в одном, то исправно функционирует дублирующий аналог.


Продавливание педали тормоза

Стояночный тормоз

В некоторых экстренных случаях применяют ручное или стояночное торможение. Для этого используют специальный рычаг. В импортных тягачах установлена аналогичная педаль. Движение совершать плавно, чтобы успеть отжать при блокировке колес.

Включение первой передачи

Когда все варианты опробованы, но не привели к нужному эффекту – перейдите на первую скорость и заглушите двигатель. Только ключ зажигания не стоит поворачивать до конца, чтобы не активировалась блокировка руля.

Переведите рычаг на заднюю скорость – эффективная методика, но выполнить это крайне трудно, потому что АКП защищены от подобных действий при движении. Предварительно нужно включить режим parking.


Переход на первую скорость

Контактное торможение

Чтобы остановиться, используя естественные препятствия, нужно применить такие способы:

Если жизни водителя ничего не угрожает, а впереди имеется вариант для снижения скорости, например, съехать на обочину и притереть колеса к бордюру

При выполнении маневра надо соблюдать осторожность – возможно изменение траектории движения машины.

В критической ситуации производится экстренное торможение. При этом используются естественные препятствия

Оптимальным вариантом служат кусты или насыпь на обочине, хуже – забор, отбойник, а крайний вариант – столбы, постройки вдоль дороги. Не забудьте убедиться, что поблизости нет людей.

Лучше снести пустующую остановку, чем выскочить на встречную полосу или оживленный перекресток.


Столкновение с отбойником

Как тормозить о препятствия

Что делать, если отказали тормоза и машина не хочет останавливаться, а вы двигаетесь в потоке? Если места для торможения недостаточно, тогда следует попытаться затормозить о какое-либо препятствие. Это самый крайний случай.


Большинство профессиональных водителей рекомендует останавливаться не прямым фронтальным ударом, а по касательной к этому препятствию. Это даст возможность снизить скорость, а ущерб при этом будет минимальным. На высокой скорости данный способ способен спасти жизнь.

Не стоит тормозить о препятствие, рядом с которым есть люди. При неминуемом столкновении машину направляют так, чтобы ударить переднюю машину бампером. Это позволяет погасить скорость, а также снизить урон для обоих автомобилей.

Контактное торможение

Остановка с помощью препятствий бывает двух видов. Первый, когда нет угрозы жизни, и есть возможность замедлить движение. Это можно сделать, выехав на обочину или притираясь к бордюру. Такой манёвр нужно совершать очень аккуратно, поскольку изменение сцепных свойств может вызвать резкую смену траектории движения.

Вторая — самая критическая ситуация, когда продолжение движения может вызвать необратимые последствия. Нужно тормозить в препятствие. Оптимально для этого подойдут кусты или сугробы, хуже — заборы и отбойники, и самое последнее — другие автомобили, фонарные столбы, остановки и пр. Но прежде, чем направить автомобиль в препятствие, убедитесь, что рядом нет людей. И лучше снести бока нескольким машинам, чем вылететь на оживлённый перекрёсток или полосу встречного движения.

Фото: flickr.com / Jack Lyons

Действия при отказе тормозов

Самое первое и главное правило, формулирующее для водителей, что делать, если отказали тормоза, имеет вовсе не технический характер и касается совсем не автомобиля, который внезапно закапризничал. Это совет чисто психологического формата. Так, если обнаружилось, что тормоза «полетели», водителю во что бы то ни стало надо постараться сохранить максимальное спокойствие. Именно в этом спокойствии залог того, что ему удастся выйти из сложного положения. Ни в коем случае не надо тут же, за рулём, вдаваться в панические размышления по поводу того, что случилось и что именно вышло из строя, так как в данном случае это уже не имеет первостепенного, решающего значения и будет выясняться только после полной, успешной остановки автомобиля. Чтобы приступить к экстренному торможению иными способами, он должен очень оперативно, буквально в автоматическом режиме, поочерёдно применять те спасительные рецепты, которые ему известны. Если не подходит один из таких вариантов, необходимо тут же, не мешкая, применять другой и так далее, пока какой-то из них один не сработает эффективно.

Как устроены тормоза

Тормозная система у современных автомобилей достаточно надежна. Давно ушли в прошлое одноконтурные гидравлические схемы. На старых «Жигулях», «Волгах», УАЗах с советских времен ставятся двухконтурные гидравлические тормоза. Первый контур работает на переднюю ось, а другой — на заднюю.

На современных иномарках и отечественных машинах используется диагональная схема, при которой оба контура охватывают переднее и заднее колеса, расположенные наискосок. А в некоторых машинах, к примеру на «Ниве», запасной контур задействует только передние колеса при повреждении основного. В итоге тормозной путь увеличится примерно на треть. И если случается поломка и кажется, будто автомобиль перестал тормозить, это совсем не значит, что система перестала функционировать. Просто требуется больше усилий для эффективного замедления.


Без тормозов. Признаки, указывающие на серьезную неисправность машины Подробнее

Торможение педалью газа

Суть этого способа проста, сделать так, что бы ведущие колеса начали быстро вращаться в обратную сторону.

Для этого необходимо быстро перейти на нейтральную передачу, увеличить обороты двигателя до 2500 – 3000 об/мин., выжать сцепление, включить заднюю передачу и отпустить сцепление, при этом еще больше увеличивая обороты двигателя.

Конечно, последствия таких действий очевидны. Спаленное сцепление, вышедшая из строя коробка передач, а может быть и двигатель, но все это можно отремонтировать, заменить и восстановить, это железо, а вот ваша жизнь одна и никто ее не восстановит и не заменит, поэтому вопрос о том, что Вы выберете, думаю, будет излишним.

Читайте по теме: Аквапланирование, как причина ДТП.

Но из этого видео видно, что если дурная голова, то при отказе тормозов ситуацию уже ни как не спасти

Что делать если отказали тормоза на машине

Не паниковать, готовиться к возможному столкновению. Включить аварийку и свет для привлечения внимания других участников дорожного движения. Попробовать несколько раз нажать на педаль тормоза и давить на неё посильнее. У большинства современных автомобилей тормозная система двухконтурная. Если отказал один из контуров, второй может сработать, хотя и не так быстро и эффективно. Отпустить газ, чтобы авто само начало снижать скорость. Если автомобиль оснащён механической трансмиссией, при этом не стоит забывать переходить на пониженные передачи. При торможении двигателем, описанном в предыдущем пункте, можно помогать машине тормозить ручным тормозом. Для этого нужно слегка затягивать его, а потом отпускать. В случае опасности аварийной ситуации можно затянуть ручник и до конца

Важно при этом избежать заноса. Если ничего не помогает, а ситуация критическая, можно заглушить двигатель, но ключ из замка зажигания не вынимать, но и не дать рулю заблокироваться

При этом также следует затянуть ручник. Но делать так стоит лишь в экстренных случаях, так как есть вероятность существенных поломок. Кроме того, нужно убедиться, что сзади Вас никто не едет. Чтобы остановить авто, можно воспользоваться бордюром. Для этого следует вывернуть руль в его сторону. Уткнувшись колёсами в такой ограничитель, машина остановится или замедлится. В экстренных случаях можно направить машину в забор, сугроб или кусты. Конечно, кузов автомобиля при этом, вероятнее всего, получит те или иные повреждения. Но это позволит быстро остановиться и избежать более тяжёлых последствий. Не стоит выбирать для такого торможения бетонные тумбы и ограждения, деревья, здания и тому подобные объекты. Ведь в таком случае может пострадать и сам водитель или его пассажиры.

Для начала стоит вообще понять, что значит «во время движения». Оно бывает разным. Вы можете ехать на 80 км/ч, а может на 15-20 по двору. И в двух приведенных случаях действовать нужно по-разному. Все еще зависит от того, какая коробка передач у вашей машины — механическая или автомат.

Что делать если отказали тормоза?

Причини неработающей системы на много больше, а вот последствия сводятся к одному: езда становится небезопасной:

  1. Двигаясь на любой скорости ни в коем случае нельзя паниковать, ведь это только усугубляет ситуацию. Система безопасности имеет два контура, и при отказе первого, может выручить второй.
  2. Если отказали тормоза, нужно продолжать давить на педаль прерывистыми и частыми нажатиями. По статистике в 70% случаев, скорость все же начинает снижаться.

Что делать, если отказали тормоза на автомате?

Зная, как правильно остановить автомобиль, человек может сохранить жизнь не только себе и своим пассажирам, но и не навредить другим участникам дорожного движения:

Неожиданный отказ тормозов в данном случае вынуждает перейти на ручной режим и пробовать тормозить АКП, в зависимости от разгона и длины тормозного пути можно делать это постепенно или же перейти в положение 1, которое ограничивает допустимую скорость и остановиться быстрее

Данный вариант не сработает, а возможно и приведет к катастрофе, если авто едет слишком быстро, к тому же он может существенно навредить коробке.
Очень важно не забывать и про «ручник». Применяя его постепенно, скорость непременно снизится, не причинив машине никакого вреда, но для данного действия нужна неплохая дистанция.

Что делать, если отказали тормоза на механике?

Немного проще действовать, зная, что делать если отказали тормоза на машине с механическим управлением. Торможение двигателем подразумевает под собой постепенное переключение передач от верхней к нижней и так до полной остановки автомобиля. Такой способ более безопасный и к тому же он совсем не вредит ни двигателю, ни МКП. Главное, не стоит резко скидывать с пятой на первую, иначе может произойти занос или блокировка колес.

Отказ тормозов на спуске

На длительных спусках возможность остановить автомобиль в такой ситуации практически отсутствует. Можно заниматься стандартным переключением скоростей на меньшую, но не всегда это будет эффективно, поэтому, на горных дорогах всегда имеются разделяющие улавливатели, а другими словами подъемы вверх. Желательно добраться до такого места и снизить скорость до нуля.

Выясняя, как тормозить если отказали тормоза, нужно учитывать и дальнейшее поведение на дороге. Возможно, что машина остановится на горе или и покатится с нее. В данном случае следует воспользоваться «ручником», а при его отсутствии подложить под колеса препятствия. Можно встать и поперек дороги, чтобы не было наклона, но это может перекрыть движение для других автомобилистов.

Отказали тормоза в мороз

Сильные понижения температур влияют на состояние тормозной жидкости, поэтому специалисты советуют в обязательном порядке проверять ее перед каждой поездкой, особенно если столбик термометра опустился ниже 20 градусов. Действия при отказе тормозов остаются теми же, но практически всегда хватает прерывных нажатий несколько раз подряд. Тугая педаль тоже говорит о том, что жидкость замерзла и вероятно скоро в некотором месте возможно появление пробки.

Общие рекомендации

Давайте рассмотрим, что делать, если отказали тормоза на скорости. Это нужная и важная информация. Существует несколько вариантов снижения скорости без необходимости использования стояночного тормоза. Многие в этой ситуации хватаются за ручник, но в панике мало кто задумывается, что это может привести к заносу или даже опрокидыванию.

Перед тем как начинать действия для аварийного торможения, рекомендуется несколько раз сильно и резко нажать на педаль. Если в машине нет штатной ABS, то эти действия позволят создать в системе необходимое давление. Это поможет, когда отказали тормоза не из-за обрыва трубопровода. Может быть, в систему просто попал воздух. Также нередкая ситуация, когда какой-либо предмет попадает под педаль тормоза – он может блокировать нажатие.


Специалисты рекомендуют в подобных ситуациях не глушить мотор. Если нужно остановиться немедленно, а участок дороги небольшой, то можно ввести машину в занос вплоть до съезда в кювет или удара о какое-либо препятствие. Это бывает оправдано, когда перед машиной находятся пешеходы или различные опасные объекты.

Отказали тормоза? Семь вариантов остановить автомобиль.

Оцените

Причин отказа тормозов может быть много, а вот последствия всегда одинаковые — угроза безопасности. Что делать, если вдруг во время движения машина перестала слушать педали тормоза? Оказавшись в столь экстремальной ситуации, главное — не поддаться панике и не совершать хаотичных действий. Соберись и следуй нашим советам.

По статистике Американского института безопасности дорожного движения, в среднем водитель нажимает на педаль тормоза 75000 раз в год. В условиях города этот показатель растёт в разы, а у водителей, предпочитающих агрессивный стиль вождения, ещё больше. Подвергаясь большой нагрузке, тормозная система или один из её элементов становятся уязвимы и могут неожиданно выйти из строя. И если это происходит на ходу, то доставляет массу неприятных ощущений водителю и создаёт угрозу как для него и его пассажиров, так и для других участников движения.

Самыми распространёнными причинами отказа тормозов являются потеря тормозной жидкости из-за негерметичности системы. Но вне зависимости от причин, следствие одно – автомобиль невозможно остановить обычным способом. Поэтому нужно использовать один из следующих вариантов.

«Продавить» систему

Именно потому, что тормоза — самая важная система безопасности, она разбита на два контура. Если есть проблемы в одном контуре, то может сработать второй. Поэтому нужно некоторое время продолжать интенсивно давить на педаль (и в случае когда она провалена, и в случае её ступора), но не постоянно, а поступательными движениями, создавая давление в системе.

На автомобиле с «механикой»

Нужно применить торможение двигателем, то есть постепенно понижать передачи одну за другой. При этом педаль сцепления должна быть выжата минимальное время, чтобы не терялась связь двигателя с коробкой. При переходе на пониженную передачу стрелка тахометра не должна заходить в красную зону. Резкое переключение на 2-ю или 1-передачи может привести к заносам или повредит коробку.

Что делать, если педаль тормоза медленно возвращается

О важности стабильного и надежного функционирования всех элементов тормозной системы транспортного средства сказано достаточно. В полной мере данное утверждение относится и к тормозной педали, поскольку именно ее поведение, как правило, сигнализирует о возникновении большинства проблем с тормозами автомобиля

В данной статье мы рассмотрим некоторые, наиболее распространенные, неисправности тормозной системы, индикатором которых служит тормозная педаль.

a) Педаль тормоза медленно проваливается

Одной из возможных причин проваливания тормозной педали может быть выполненная накануне замена тормозных колодок. Устраняется путем долива тормозной жидкости до рекомендуемого инструкцией по эксплуатации транспортного средства уровня и последующим удалением воздуха из контура тормозной системы.

Замена тормозных дисков – еще одна из наиболее распространенных причин проваливания педали тормоза. Процесс «обкатки» новых дисков не превышает 500 километров пробега и если проблема не исчезла, немедленно приступайте к поиску ее (проблемы) источника. Им могут быть:

  • Деформационные изменения конфигурации тормозного диска.
  • Сбои в работе системы антиблокировки колес (при ее наличии).
  • Нарушение работоспособности главного тормозного цилиндра (далее по тексту ГТЦ).

Нарушение герметичности контура тормозной системы вследствие возникновения трещин в трубопроводах. Неисправности вакуумного усилителя тормозов (далее по тексту ВУТ).

b) Педаль тормоза медленно возвращается Эта неисправность наряду с возможностью возникновения негативных последствий, характеризуется довольно серьезными неудобствами управления транспортным средством, поскольку тормозную педаль приходится возвращать в первоначальное положение принудительно. Причин, по которым педаль медленно возвращается (или вообще не возвращается) в исходное положение, несколько:

  • Коррозия конструктивных элементов тормозной педали или ее тяги.
  • Некорректная регулировка технологического зазора между поршнем ГТЦ и элементами педали. Определяется по характерному изменению движения тормозной педали при мягком нажатии на нее рукой. Зазор, величина которого меньше величины, определенной инструкцией по эксплуатации транспортного средства, не позволяет педали своевременно возвращаться в исходное состояние из-за давления излишков тормозной жидкости.
  • Уровень тормозной жидкости в системе тормозов не соответствует требованиям инструкции производителя.
  • Нарушение работоспособности главного тормозного цилиндра.

Еще одной из наиболее распространенных причин нарушений работоспособности узла тормозной педали является низкое качество тормозной жидкости, залитой в тормозную систему транспортного средства. Тормозная жидкость, в состав которой включены компоненты, вызывающие набухание (усадку) резиновых элементов или расслоение внутренней поверхности трубопроводов – источник подавляющего большинства проблем, возникающих в тормозной системе автомобиля. Во избежание нарушения работоспособности агрегатов тормозной системы используйте только те марки тормозной жидкости, качественно-эксплуатационные параметры которых, полностью соответствуют требованиям производителя.

Логика повествования после вскрытия причин вышеназванных негативных явлений, связанных с некорректным поведением педали тормозов, требует доведения информации о способах устранения обнаруженных неисправностей. Основным методом ремонта элементов тормозной системы (ГТЦ, ВУТ, тормозные колодки, трубопроводы), к сожалению, служит их замена новыми узлами и агрегатами. Исключение составляет нарушение величины зазора между тормозной педалью и штоком цилиндра, здесь достаточно корректно выполненной регулировки. Кроме того, после проведения ремонтно-восстановительных работ в обязательном порядке удалите воздух из контура системы и долейте (до необходимого уровня) тормозную жидкость.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что проваливание или медленное возвращение в первоначальное состояние тормозной педали является следствием недостаточного давления, оказываемого на тормозные колодки (диски, барабаны), в результате возникновения перебоев поступления тормозной жидкости к тем или иным элементам системы. Именно поэтому, постоянный диагностический контроль технического состояния тормозов и своевременное устранение источника нарушения работоспособности – гарантия стабильности и надежности функционирования тормозной системы вашего автомобиля.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий