Меры защиты от вредных электрических явлений
К основным мерам защиты относятся:
- электростатические заземлители;
- индивидуальные средства защиты;
- изоляция;
- регламентные работы.
Электростатические заземлители представляют токопроводящие полосы прорезиненного материала, закрепляемого к кузовным деталям. Полоса имеет длину, которая позволяет соприкасаться с землей, тем самым отводя электрический заряд.
Не будем вдаваться в подробности, но более полезно для автомобиля с этой точки зрения заземление положительного потенциала, то есть от плюсовой клеммы аккумулятора. В этом случае укладывать прорезиненный токопроводящую полосу следует от плюса АКБ. Тем более, что для электростатической утечки это несущественно.
В качестве индивидуальных средств защиты можно предложить обычные перчатки, специальные антистатические аэрозоли, резиновые коврики, индивидуальный подбор одежды и покрытия кресел.
Некоторые виды шумоизоляционных материалов обладают антистатическими свойствами. Они имеют покрытия из фольгированных материалов, значительно уменьшающих статические заряды.
Регламентные работы, связанные с устранением вредных электрических явлений:
- чистка салона от пыли;
- увлажнение салона спецсредствами;
- периодическая очистка высоковольтных проводов, проверка качества изоляции проводов и катушек зажигания;
- в темное время суток при отключенных осветительных приборах проверка отсутствия искрений при заведенном двигателе под капотом.
Помните, ситуацию, когда машина бьет током, следует немедленно устранять. От этого зависит не только комфортность езды, но и ваша безопасность.
Видео — что делать, если машина бьет током при выходе:
Может заинтересовать:
Сравнить стоимость ОСАГО для своего авто
Добавить свою рекламу
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля
Добавить свою рекламу
Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя
Добавить свою рекламу
Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала
Добавить свою рекламу
Машина бьется током, что делать?
Когда машина начитает бить током, человек ощущает не только болезненные ощущения, но и дрожь по участку тела, которая очень неприятна.Нет ни одного автолюбителя, который, выходя из машины, ни разу бы не получал небольшой, но чрезвычайно неприятный статический разряд.Через это проходят абсолютно все, и водителя и пассажиры. Некоторые с подобной ситуацией мирятся, другие ищут пути её решения.Предлагаем сегодня рассмотреть основные причины накопления статического тока на кузове автомобиля, а попросту, почему машина бьет током и как с этим бороться.Последствия этого явленияСразу скажем, человеку этот небольшой электрический «щелчок» особого ущерба не причиняет. Да, это немного больно, но совсем не смертельно.Другое дело, когда подобный разряд проскакивает в контакте с электрическими приборами автомобиля. Вывести их из строя статика вполне способна.
Еще страшнее, когда она возникает в районе лючка бензобака. Её искры способны воспламенить пары топлива без каких-либо проблем.Причины накопления статического зарядаПричин накопления статического разряда на кузове автомобиля несколько.Во-первых, он появляется в результате процесса трения кузова о воздушные потоки, особенно в сухой, теплый день. Помните школьный опыт на уроках физики, когда натирание эбонитовой палочки приводит к её электризации? Примерно так же обстоят дела и здесь. Корпус машины испытывает трение о мельчайшие частицы, летающие в воздухе, в результате чего на ней накапливается небольшой электроразряд.Во-вторых, статическое электричество может появляться на одежде человека. Происходит это по тем же самым причинам, только не из-за трения кузова о воздух, а по причине взаимодействия одежды членов экипажа с обивкой сидений. Выходя из машины человек «заземляется» и в результате касания рукой кузова авто получает неприятный «щелчок».Методы противодействияКакие методы противодействия статическому электричеству в автомобиле существуют?Первый способОсновным способом решить проблему, чтобы машины не била током или накопления напряженности металлической части машины, служит установка алюминиевых или графитовых полос с прорезиненной основой.
Одной своей частью они касаются кузова, а другой контактируют с землей. Здесь применяется принцип громоотвода, согласно которому накопленное электричество просто уходит в землю.Второй способОбязательно проверяйте, из какого материала выполнена обивка кресел. Если для этого применяются синтетические ткани или шерсть, то возникновение разрядов можно исключить, просто сняв чехлы.
Третий способНеплохо помогают в преодолении статики и специальные спреи. Вам потребуется обработать с помощью него поверхность обивки сидений, что сведет возникновение «статики» к минимуму.
Четвертый способОбязательно проводите влажную обработку и химчистку салона. Чем суше воздух внутри автомобиля, тем большее количество электричества будет накапливаться на вашей одежде.Влажная среда является более разреженной, а значит, наэлектризовываться вы будете в разы меньше.Пятый способИ, наконец, пятый способ избегания неприятного, пусть и незначительного удара статическим током очень прост: прежде чем выйти, коснитесь какой-либо металлической детали салона и только после этого открывайте дверь.Такой метод является решением, если вам некогда или просто лень применять другие способы.Дополнительные причиныОтдельным абзацем скажем, что если автомобиль продолжает бить вас током, не смотря на все указанные рекомендации, то вполне вероятна неисправность бортовой системы электрораспределения, а причиной разряда выступает вовсе не статика.Наиболее правильным путем выхода из такой ситуации будет обращение к профильным специалистам любой станции технического обслуживания. Самостоятельно устранить проблему будет под силу только тем автолюбителям, которые обладают специальным набором знаний.Подводим итогиПодводя итоги статьи, призовем не относиться к статическому разряду, исходящему от кузова, как к какой-то неприятной мелочи, все-таки когда машина бьет током, особенно детей, это не шутки.Ну а кроме болезненных ощущений, статический ток вполне способен нанести гораздо более значимый ущерб, вплоть до полномасштабного возгорания автомобиля.Как нужно выходить из машины, чтобы не удалило током — видео.источник материала www.avto-pulss.ru/sovet/684-mashina-bet-tokom.html
Основные причины
Выделяют несколько причин, которые могут привести к тому, что машинка начинает биться током.
Отсутствие PE провода
Основной причиной, из-за которой техника бьется током, считается отсутствие заземления у домашней проводки. Некоторые считают, что делать его необязательно, однако это не так. Даже современные модели стиралок рассчитываются на то, что часть тока будет с конденсаторов поступать в заземленную систему. При отсутствии заземления электроток будет накапливаться на корпусе. Если прикоснуться к такой конструкции, можно почувствовать пощипывание.
Нарушение изоляции или целостности проводов
Иногда при подключении техники используются некачественные провода, которые легко повредить. Если целостность проводки будет нарушена, появляется ударение током при прикосновении к корпусу. Поэтому прежде чем воспользоваться стиралкой, надо внимательно осмотреть изоляцию каждого проводка. При выявлении любых механических повреждений надо заменить поврежденный провод на новый.
Коротит кнопка включения или блок управления
Все современные стиралки оснащены специальными блоками управления, которые упрощают использование техники. Если долго пользоваться стиральной машиной, управляющий блок и кнопки, которые расположены на нем, начинают коротить. Это приводит к тому, что на металлическом корпусе появляется напряжение.
Лучшие средства и правила, как мыть детские бутылочки в домашних условиях
Чтобы избавиться от проблемы, придется разобрать переднюю панель и устранить замыкание.
Неисправность сетевого фильтра
Бывают случаи, когда проблемы с машинкой появляются из-за поломки сетевого фильтра. Он может сломаться из-за резкого отключения электричества или из-за перепадов температуры. Чтобы избавиться от неисправности, придется разбирать фильтр и искать в нем пробой. Также можно заменить сломанный сетевой фильтр на новый.
Пробой ТЭНа
Не секрет, что в барабан стиралки набирается теплая водичка, которая подогревается при помощи ТЭНа. Иногда этот нагревающий элемент ломается, и у людей при прикосновении к поверхности машинки появляются пощипывания. Придется разобрать заднюю панель и заменить ТЭН на новый. Сделать этом можно самостоятельно или обратиться за помощью к специалисту.
Пробой двигателя
Это серьезная неисправность, которая чаще всего возникает у старых моделей машинок. Если появился пробой двигателя, техника начинает биться током только после начала стирки. Некоторые ремонтируют сгоревший двигатель, однако это дорогостоящая работа, и поэтому проще установить новый мотор или приобрести современную стиральную машину.
Проблемы с контактом розетки
Известно, что все стиральные машины работают от источника электроэнергии и поэтому их подключают к розеткам. Некоторые люди плохо подсоединяют вилку к розетке, из-за чего корпус техники начинает биться электротоком. Поэтому надо заранее проверить, насколько хорошо машинка подключена к розетке и не нарушен ли контакт.
Возможные причины утечки тока на корпус
Стиральная машина представляет собой бытовую технику, в которой применяется электричество как основная движущая сила. Оно используется для питания платы логики, индикации режимов, вращения барабана и нагрева воды, то есть, мест для его утечки предостаточно. Рассмотрим самые вероятные из возможных:
- сетевой фильтр или шнур питания;
- плата управления;
- плата логики и панель;
- ТЭН;
- двигатель.
Электричество – это опасный сосед. Оно может причинить серьезный физический и моральный ущерб. Именно поэтому, если вы стали ощущать, что при прикосновении корпус или барабан бьется током, отойдите от прибора.
Автомобиль бьется током при выходе. В чем причина?
Немало водителей и пассажиров оказывались в такой ситуации, когда выходя из автомобиля, они получали удар током.
При открытии двери после поездки, от этого было не слишком приятное чувство, а именно тело как бы встряхивало, совместно с возникновением жжения и пробеганием озноба. Это означает, что причиной такого поведения машины является статическое электричество.
Машина и электрические заряды. Каждому человеку хотя бы раз приходилось сталкиваться с эффектом от применения пластиковой расчески, когда волосы «встают дыбом». Другой ситуацией, когда может происходить подобный эффект, становится снятие вещей, с наличием в составе синтетического материала, которое сопровождается легким потрескиванием. Выполняя подобное действие при отсутствии освещения, можно рассмотреть проскакивающие искорки. Такое же происходит и с людьми, когда они находятся внутри автомобиля.
Причины ударов тока от машины. Причин этого явления может быть достаточно много. Наибольшее распространение получили следующие:
- Нередко в такой ситуации имеется частичная вина самого человека. Дело в том, что в ходе движения одежда, в любом случае, трется о ткань обивки кресел. Результатом будет накопление статического электричества. Это нередко происходит при наличии в одежде шерсти или синтетических волокон. В этом случае, причина ударов током от автомобиля становится очевидной — водитель частично виноват сам;
- Машина может сама накопить заряды. Это может случиться по следующим причинам:
- От кузова автомобиля могут исходить электрические заряды, так как во время поездки на поверхности машины происходит их накапливание. Чем большее время происходит движение, тем большее количество заряда накапливается. Кроме того, заряд увеличивается при сухой погоде.
Водитель или пассажир, находящийся внутри машины, обладает собственным потенциалом электричества. Основным параметром становится его заряд. Если он будет совпадать с зарядом автомобиля, то никто ничего не ощутит. При наличии разницы в зарядах, получится удар током.
- Имеется еще один случай, когда водитель или пассажир может получить удар током — это наличие неисправности в автомобиле. По разным причинам могут получать повреждения, а также будет иметь место трение оголенных концов о металл. Это приводит к разрушению изоляции электропроводки. Вследствие прикосновения участка проводки без изоляции к металлу кузова, появится «пробой на массу». Автомобиль превращается в подобие конденсатора достаточно большой емкости. Во время выхода, прикоснувшись к любой части автомобиля, человек обязательно получит разряд электричества.
Мелочь или нет? Несмотря на то, что с первого взгляда данная проблема может показаться несерьезной, она должна рассматриваться на гораздо более серьезном уровне. При ударе током от автомобиля возникает микро-разряд, примером которого может послужить пьезозажигалка. Опасность состоит в том, что при наличии в салоне паров бензина или другого горючего вещества, при проскакивании такой искры может произойти воспламенение. Поэтому решение такого вопроса необходимо осуществить как можно скорее, так как если водитель получит удар статическим электричеством — он легко может не справиться с управлением и попасть в аварию.
Итог. Исправить такой недостаток можно разными способами, одним из которых может стать прикрепление антистатических полосок. Чтобы предотвратить такую ситуацию, сначала стоит поставить ноги на землю, а затем коснуться металла. В этом случае, земля сыграет роль своеобразного заземления, а значит, имеющийся электрический заряд можно даже не почувствовать.
Почему при выходе из машины бьет током? (4 фото)
Многие водители автомобилей и пассажиры сталкивались со странной и на первый взгляд опасной ситуацией — их бьет током, когда они выходят из машины. Как это происходит? После поездки, открывают дверь либо, случайно задев кузов, чувствуют неприятные ощущения. Тело будто встряхивают, появляется жжение, по телу проходит озноб.
К счастью, последствия электрического воздействия не всегда трагичны, однако это не делает их менее неприятными. Наверняка многие замечали, что автомобиль бьет током, именно когда из него выходишь. Чаще всего это происходит, если пассажир или водитель носят вещи, сделанные из синтетической ткани, или они в новой одежде.
Получив неожиданный электрический удар, может быть оказано достаточное воздействие, чтобы выронить находящийся в руке предмет. К тому же, последствия усугубляются, если у пострадавшего низкий болевой порог или повышенная чувствительность к электрическому току.
Автомобиль и статическое электричество
Всем известен эффект, который можно наблюдать при расчесывании волос с использованием пластиковой расческой, волосы тогда будто «становятся дыбом».
Либо происходит легкое потрескивание во время снятия синтетической одежды. А если делать это в полной темноте, можно даже увидеть маленькие искорки-разряды. От такого же эффекта могут пострадать и люди внутри автомобиля.
Почему машина бьет электрическим током? Для этого есть множество причин. Постараемся определить наиболее распространенные:
1) В этой ситуации иногда косвенная вина лежит на самом человеке. Это объясняется тем, что во время движения автомобиля происходит трение одежды (особенно синтетической) об обивку сидений. В этом случае человек сам накапливает статистическое электричество. Часто это происходит, когда для изготовления одежды была использована синтетические волокна или натуральная шерсть.
Даже того не подозревая, когда выходит из машины, он задевает за кузов или дверь, в результате чего и происходит разряд. Поэтому ответ на вопрос о том, почему бьет электрическим током при выходе из машины, становится очевидным. Виновато статическое электричество, скопившееся на одежде.
2) Транспортное средство само накапливает статистический заряд. Проявляться это может по-разному.
Кузов автомобиля бьет током, поскольку во время поездки он соприкасается с воздухом, перемещаясь в пространстве. На нем скапливается заряд. Накопление происходит в течение всего времени движения. Также увеличение заряда способствует сухая погода.
Понятно, что человек, сидящий внутри автомобиля, также обладает электрическим потенциалом. Вопрос в том, какое именно значение имеет заряд. Если его заряд тот же, что и у транспортного средства, никто удара током не почувствует. Если же плюс/минус, при контакте пройдет разряд.
3) Есть еще одна причина, по которой дверь автомобиля бьет током. Это техническая неисправность. Ее провода электропроводки в силу определенных обстоятельств могут быть повреждены. Это может произойти под воздействием перетирания или трения, или отсоединения из фиксирующих приспособлений – и тогда они начинают тереться о кузова. В этом месте изоляция провода разрушается.
Оголенный участок соприкасается с металлом кузова. Происходит т. н. «пробой на массу». Автомобиль начинает напоминать конденсатор с достаточно сильной емкостью. И когда пассажир или водитель выходят и прикасаются к ручке или двери, то получают разряд электрического тока.
Вред и опасность ситуации
Пусть на первый взгляд кажется, что статический разряд не причинит особого вреда, следует рассмотреть серьезнее эту проблему. Когда корпус автомобиля бьет током, возникает небольшой разряд. Наглядным примером, однако, имеющим другую природу, служит пьезозажигалка.
Но если в салоне автомобиля по каким-либо причинам есть пары огнеопасного вещества, того же бензина? Эта микро-молния может их воспламенить, и последствия у этого могут быть самыми серьезными.
Поэтому решать вопрос, что делать, когда машина бьет током, следует незамедлительно
Существует еще одно крайне важное обстоятельство. В процессе движения водитель автомобиля постоянно выполняет ряд функций
Он управляет машиной, включает/выключает разные приспособления – указатели поворотов, щетки стеклоочистителя, тумблеры габаритных огней, ближнего, дальнего света. Водитель постоянно переключает передачи, когда на машине установлена механическая коробка переключения передач. И если во время этого действия возникает удар статическим электричеством, от неожиданности он может потерять управление, что чревато опасными последствиями.
Причины возникновения напряжения на металлических частях авто
Жалобы со стороны водителей и пассажиров на то, что автомобиль бьёт током, становятся всё более частыми. Ситуация действительно становится неконтролируемой. Но винить в этом автопроизводителей не стоит. Они, наоборот, заинтересованы в повышении безопасности водителя/пассажиров. Впрочем, данное явление в большинстве случаев действительно не несёт угрозы для здоровья людей, поскольку связано с возникновением статического электричества. Но неприятные ощущения, испытываемые при микроударе током, всё же болезненны и уж точно не доставляют удовольствия субъектам, их получившим.
Существует мнение, что величина разности потенциалов статического электричества может достигать величин порядка сотен вольт, а это уже значимая величина. В действительности уровень напряжения существенно ниже, а время действия разряда настолько мало, что такой удар просто не успевает нанести ощутимого вреда той области тела, которая ощутила его. Как бы то ни было, но если удары током становятся частыми, этому явлению можно и нужно противостоять, а для этого нужно разобраться, какие у современного автомобиля могут быть источники возникновения тока на металлических поверхностях.
Электростатическое напряжение
Электростатика хорошо известна всем нам ещё из школьных уроков физики. В реальной жизни мы сталкиваемся с этим явлением достаточно редко, и автомобиль – именно то место, где в силу ряда объективных причин данный физический процесс проявляется чаще всего. Обычно водителя и пассажиров бьёт током при выходе из машины, что объясняется скоплением заряда электростатики на корпусе авто. Важным фактором, способствующим накоплению статического заряда, является низкая влажность воздуха (при уровне влажности от 85% и выше влага, содержащаяся в воздухе, эффективно поглощает свободные электроны).
Очень часто главной причиной возникновения электростатического напряжения является одежда, особенно содержащая большой процент синтетических материалов или полностью синтетическая. В таких случаях после длительных по времени поездок удары током будут носить перманентный, хотя и случайный характер. То же самое можно сказать об обивке сидений, салона и дверных карт. Любителям наряжать свой автомобиль в чехлы также следует проверить, не сделаны ли они из материала, способствующего накоплению статического электричества.
Не исключено, что причина, по которой автомобиль бьёт током при выходе из него, заключается в том, что сам кузов подвержен накоплению статического заряда. При движении в сухую погоду в потоке встречного воздуха, накатывающего на автомобиль, содержится немалое количество пылинок, которые, как известно, являются хорошими аккумуляторами заряженных ионов. При контакте с кузовом эти ионы перетекают на металл, создавая электростатическое поле, которое, в свою очередь, контактируя с поверхностью, имеющей противоположный заряд, вызывают разряд. Его сила будет зависеть от того, как долго копилась статическая энергия. Если сразу после длительной поездки жарким летним днём выйти из машины, велика вероятность, что электрическое поле вашей руки и окажется в роли приёмника разряда.
Впрочем, именно эта причина встречается нечасто, а некоторые специалисты и вовсе утверждают, что подобное явление невозможно, поскольку заряд пылинок ничтожно мал, и при попадании на кузов авто заряд растекается по всей поверхности, находя участки с противоположным зарядом, где статика полностью рассеивается. Гораздо более правдоподобной версией является аккумулирование статики вашей одеждой, произведённой из синтетических тканей. Контактируя с обивкой сидений, которая в автомобилях средней и бюджетной ценовой категории изготавливается также из тканей с большим процентным содержанием синтетики, одежда становится естественным приёмником статики. И когда приходит время покинуть машину, мы открываем дверцу, хватаемся за её наружную металлическую часть и ощущаем лёгкий, но неприятный удар током.
Пробой высоковольтных проводов
К сожалению, такое явление, как пробой ВВ, встречается достаточно часто. Можно даже утверждать, что для любого автомобиля с солидным пробегом это скорее норма, чем неисправность. Причина необязательно заключается в повреждении проводки – влага, пыль и грязь способствуют утечке тока. И не только из свечей или катушки зажигания – современный автомобиль буквально напичкан электроникой. Перетирание проводов, ослабление разъёмов, нарушения изоляционного слоя – все эти причины приводят к тому, что, прикасаясь к кузову автомобиля, вы получите удар током. Вряд дли вы настолько рачительный хозяин, что моете провода и узлы машины, находящиеся под капотом, ежедневно.
Насколько опасно статическое электричество?
Из школьного учебника физики известно, что действие электрического разряда может представлять опасность только при уровне напряжения, измеряемом сотнями и тысячами вольт. В автомобиле таким величинам взяться просто неоткуда, а учитывая кратковременность воздействия статического заряда, о вреде для здоровья речь не идёт. Если оставить в стороне рассуждения об изменчивости болевого порога у разных людей, кроме неприятных ощущений разной силы, о других ощутимых последствиях речь не идёт. Но наличие электростатики считается недопустимым в тех случаях, когда в сфере действия заряда могут присутствовать легковоспламенимые вещества. В автомобиле таковыми могут быть, к примеру, пары бензина.
Достаточно небольшой искры, чтобы случилась беда, а искрообразование – практически неизменный спутник статического разряда. Поэтому нужно очень щепетильно относиться к возможным утечкам горючего, и если чувствуется запах бензина или сжиженного газа (при использовании ГБО), необходимо незамедлительно выяснить причину и устранить её. Существует и другая косвенная опасность, исходящая от статического электричества. Дело в том, что водитель, каким бы опытным он ни был, далеко не все операции, связанные с управлением автомобилем, выполняет бессознательно. А езда в условиях плотного городского потока требует полной концентрации на протяжении всей поездки, не оставляя автовладельцу времени на расслабление.
В таких условиях случайный разряд тока может стать причиной потери управления. При езде на большой скорости достаточно доли секунды, чтобы неуправляемый автомобиль стал причиной серьёзного ДТП. Так что статика не так уж безобидна, как об этом говорят. Во всяком случае, применительно к автомобилю.
Чего не стоит делать?
Существует ряд советов, которые не только не дадут желаемого результата, когда стиральная машина щипает человека, но и могут нанести реальный вред , а именно:
- При отсутствии заземления перевернуть вилку в розетке — не имеет практического значения, так как стиральная машина работает от сети переменного тока и смена полярности ничего для нее не меняет;
- Подстелить резиновый коврик возле стиральной машины – не решает проблему, так как потенциал никуда не девается, а человека может ударить, когда он коснется рукой стиральной машины и стены, батареи и т.д.;
- Отключение сетевого фильтра – данный элемент стиральной машины действительно подает потенциал на корпус, но в штатном режиме величина напряжения безопасна и не должна ощущаться;
Рисунок 4: подключение сетевого фильтра к корпусу
- Заземлить корпус стиральной машины на систему отопления – создает угрозу не только для жильцов квартиры, но и всего стояка, заземлять можно только на специальный проводник.
Стиральная машина бьет током: возможные причины
Электрический разряд можно получить как при работающей стиральной машине, так и просто включенной в розетку. Это происходит по ряду причин:
- подключение оборудования производится вразрез правилам устройства электроустановок (ПУЭ);
- отсутствие заземляющих проводников;
- наличие неисправностей розетки или повреждений электропроводки;
- нарушение целостности изоляции проводов;
- повышенный уровень влажности;
- неисправность узлов защитного отключения.
Пренебрежение ПУЭ и зачастую отсутствие в оборудовании качественного заземления приводит к прошивке электрического тока через корпус стиральной машины. Этой проблемы не лишены не только старые модели, но и современные образцы бытовой техники. Чаще остальных могут прочувствовать на себе подобные неудобства жители многоэтажек. Застройщики вопрос установки оборудования заземления часто попросту обходят стороной, тем самым экономя средства.
Еще одна причина утечки тока – неисправность электрической проводки стиральной машины, «пробои» в нагревательном элементе. Последствия этой поломки могут быть самыми непредсказуемыми – от полного выхода из строя электроники стиральной машины вплоть до нанесения человеческому организму серьезной травмы.
По статистике примерно 85% жильцов многоэтажек ввиду небольших площадей квартир устанавливают стиральные машины в ванные. В таких помещениях часто происходит перепад температур и образуется сырость, а вода и ее концентрация являются отличным проводником электричества. В этом случае будет бить током не только через корпус машины, но и через канализацию и трубы водопровода.
На сегодняшний день производители оснащают стиральные машины сетевыми фильтрами. Их функция заключается в предохранении электроники от резких перепадов напряжения. Но ошибочно считать сетевой фильтр своеобразной панацеей от электроударов. Ведь при отсутствии заземления часть тока неизбежно будет отдаваться корпусу. Во избежание подачи напряжения на внешнюю обшивку нужно отсоединить клемму конденсатора, не трогая при этом заземление, от корпуса стиральной машины. Эта простая хитрость поможет избежать ударов током.