Какие шины нужно выбрать, чтобы избежать гидропланирования
При выборе «правильных» шин нужно руководствоваться не красотой или ценой, а их функциональностью. Как правило, на таких колесах можно найти символы в виде капли или надписи Aqua, Water или Rain. Они отличаются углубленными канавками для отвода воды и специальным рисунком протектора. Такие покрышки не защищают на все 100% от аквапланирования, но все же дают возможность проезжать лужи на более высокой скорости. Шины такого типа можно найти у всех известных производителей:
- Michelin (шины Pilot Exalto);
- Pirelli (модель P7);
- Continental (шины ContiPremiumContact 2);
- Good Year (колеса Hydra Grip).
Сцепление шины на твердой поверхности асфальта или бетона происходит за счет взаимного соприкосновения поверхности шины с очень маленькими неровностями дорожного покрытия. После появления влажности на дороге, образуется пленка из жидкости и мелких частиц, которая становится разделительной полосой между дорожным покрытием и шиной. Ослабляются сцепные качества колеса.
Если рассмотреть приведенный ниже рисунок, то можно увидеть некоторые моменты движения шины. На сухой дороге величина «С» показывает площадь соприкосновения шины с дорожным покрытием. Это видно на рисунке «А». Когда поверхность дороги влажная, то эта величина уменьшается на коэффициент d, так как образуется так называемый водяной клин, как видно на рисунке Б. Он возникает из воды, которая выдавливается из-под колеса во время движения. Если увеличивается скорость движения, то увеличивается объем вытесненной воды. Соответственно увеличивается водяной клин, увеличивается давление на шину и она приподнимается над покрытием дороги. В момент увеличения скорости до максимального значения, между шиной и плоскостью дороги появится непрерывный слой воды, как видно на рисунке «В». В этом колеса потеряют контакт с дорогой, и автомобиль станет неуправляемым. Этот процесс называется аквапланированием.
Когда автомобиль попадает в аквапланирование, он движется в определенном направлении, не реагируя на повороты руля и попытки маневрирования, до тех пор, пока не уменьшится скорость движения и не снизится водяной клин под колесом. Если произошла такая ситуация, то не надо пытаться справиться с ситуацией, тормозить или крутить руль. Когда скорость движения автомобиля снизится и уменьшится водяной клин, снова появится контакт колес с дорогой. Иначе автомобиль может занести или резко кинуть его в сторону.
Но не стоит забывать, что аквапланирование отличается от скольжения. Скольжение – процесс частичной потери сцепления с дорожным покрытием, возникающий на любой скорости из-за образования водяной пленки на дорожном покрытии. Это явление чаще всего возникает при резком торможении и повороте, когда автомобиль начинает заносить. Очень опасна водяная пленка, смешанная с пылью, маслами, снегом, остатками топлива, возникающая во время туманов или только начавшегося дождя. При усилении дождя, потоки воды смывают разные загрязнения, и сцепление шин с дорожным покрытием улучшается.
Аквапланирование может появиться в любой момент. Часто оно возникает в момент въезда с сухой поверхности дороги в большую протяженную лужу на высокой скорости. Стоит избегать во время сильного дождя участков дороги с колеями. Также часто аквапланирование возникает в сильный дождь на очень гладком асфальте.
В случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «водяного клина» водителю следует:
- Увеличить скорость
- Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза
- Снизить скорость, применяя торможение двигателем
Водяное скольжение — или так называемое аквапланирование — возникает при езде на легковом автомобиле при проливном дожде или при проезде скопления воды на дороге в низинах: осенью, весной или в оттепель. Зная об этом явлении, водитель не должен быть захвачен врасплох. Совет может быть только один — сразу же снизить скорость движения, применяя торможение двигателем. «Техника управления автомобилем».
Типичные ошибки
Что происходит при появлении водной преграды? При торможении сокращается расстояние между днищем машины и дорогой. Если перед входом в воду, резко отпустить педаль тормоза, то «нос» автомобиля поднимается, и масса воды подплывает под днище. Машина садиться на воду, и начинает глиссировать как лодка, потеряв контакт с дорогой. Автомобиль теряет управляемость из-за возникшего аквапланирования.
Аквапланирование возникает на скорости от 90 км/ч, даже на неглубокой воде во время дождя. При высокой скорости движения аэродинамика поднимает кузов над дорогой (именно для борьбы с этим эффектом устанавливаются различные спойлеры и антикрылья), прижимная сила колёс с дорогой снижается, и за счет этого уменьшается сцепление их с поверхностью дорожного покрытия. Слой воды, который находится между протектором и дорогой, не вытесняется и возникает аквапланирование.
За последние два дня на нашем сайте появились две статьи: Занос на трассе в Рязанской области и Занос с ДТП на трассе М4 Дон с видео материалом об авариях при аквапланировании, вот мы и решили написать небольшую инструкцию для начинающих авто любителей, хотя, и для водителей со стажем она лишней не будет.
АКВАПЛАНИРОВАНИЕ – такое неприятное и опасное явление назвали таким красивым словом, а ведь эффект аквапланирования опасен для любого водителя, для профессионала он страшен внезапностью, а для новичка – водителя это вообще ужас.
Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины — то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. При этом транспортное средство практически неуправляемо.
Причины аквапланирования.
Высокая критическая скорость при входе в лужу;
Неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);
Толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;
Общее состояние подвески автомобиля.
Как избежать аквапланирования
Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).
Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.
При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь. Действия при возникновении аквапланирования
Действия при возникновении аквапланирования
Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.
Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.
Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».
По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.
Удачи вам в предотвращении аквапланирования.
Здравствуйте, уважаемые читатели сайт. Сегодня подробно разберём довольно редкое, но крайне опасное явление — аквапланирование автомобиля.
Аквапланирование – это эффект, при котором покрышки автомобиля полностью теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образовавшейся под ними водяной плёнки. То есть, двигаясь на определённой скорости при въезде на поверхность, покрытую водой, образуется гидродинамический клин, который слегка отрывает колёса машины от дороги. Автомобиль становится максимально неуправляемым.
Как избежать аквапланирования
Из всего этого следует, что для того чтобы снизить риск возникновения эффекта аквапланирования нужно правильно подобрать шины и правильно накачать их
При выборе летних шин нужно обязательно обращать внимание на рисунок протектора. Шины, которые хорошо отводят воду, обязательно имеют хотя бы одну продольную глубокую канавку, идущую вдоль
Выбирайте правильные шины на лето чтобы избежать эффекта аквапланирования
От нее должно отходить множество ламелей (поперечных канавок), которые проходят насквозь. Лучше всего отводят воду от пятна контакта шины, ламели которых идут под углом от продольной канавки и направлены назад. Такой рисунок напоминает елочку в схематическом изображении
Еще важно правильно установить дождевые шины, чтобы «елочка» была направлена назад, т.е. вода уходила в сторону и назад
Аквапланирование шин возникает из-за изношенных шин
Большую роль для безопасного движения в дождь или на мокрой дороге имеет скорость. Рассчитано, что порог проявления эффекта аквапланирования находится в промежутке от 70 до 100 км/час. Но если шины и подвеска изношенные, то машина может поплыть по дороге и при 60км/час и даже при меньшей скорости. Тут еще играет роль гладкость покрытия и толщина слоя воды. Из-за множества переменных тяжело предсказать поведение автомобиля на дороге и пока не найден способ как рассчитать скорость при аквапланировании, но однозначно этот тот случай, когда тише едешь, дальше будешь.
Что нужно делать при появлении на пути водной преграды?
1. При появлении лужи нужно максимально снизить скорость движения автомобиля.
2. Заранее включить щётки на максимальный режим, чтобы при попадании воды на лобовое стекло сохранить обзор.
3. Руки на руле держать в правильном положении («без десяти два» или «без пятнадцати три»), полностью охватив рулевое колесо. Кисти должны быть сжаты, локти разведены в стороны, корпус напряжен. Это необходимо для того, чтобы при получении удара по колёсам руль не вырвало из рук и не началось вращение автомобиля.
4. Лужи всегда нужно проезжать с прямыми передними колёсами, без поворота.
5. Как только кромка воды скрылась из поля зрения, быстро, но плавно (не бросая педаль) отпустить «тормоз». Это позволит сохранить прижатие не только на передние колеса автомобиля во время въезда в лужу, но и быстро сместить вес автомобиля назад для прижатия задних колес. Этим действием мы можем сохранить контроль над управляемостью и устойчивостью движения автомобиля в луже.
Если автомобиль входит в поворот (колёса повернуты в ту или иную сторону), то первое колесо попадающее в воду, становится препятствием и точкой, вокруг которой может начаться вращение (занос). Та же ситуация может повториться при выходе из лужи, когда первое колесо, получившее опору, потянет автомобиль по своей траектории.
Поэтому из воды нужно выезжать также на прямых колёсах. Профессиональные водители и спортсмены, как правило, проходят водные преграды в повороте «двойным ходом»: первый «выставляет» машину до лужи, далее вход прямыми колёсами, второй — дальнейший поворот для соблюдения траектории. Также возможно управление автомобилем после входа в воду, но в виде небольшой коррекции рулем.
Меры предосторожности и действия при АП
Что делать, чтобы избежать гидропланирования? Самое главное – внимательно относиться к состоянию резины. Не стоит в попытке сэкономить, «гонять» на старых, изношенных колесах. Стертый протектор является прямым сигналом о необходимости посещения шиномонтажной мастерской. Чем старше шины, тем сильнее подвержены гидропланированию.
Даже новая резина не может быть гарантией. В дополнение к ней нужно внимательно следить за дорожной полосой. Если на первый взгляд дорога может показаться просто слегка влажной, стоит снизить скорость. Вероятно, это визуальный эффект от равномерного покрытия водой. При выпадении осадков рекомендуемая скорость движения – не более 90 км/ч. Однако, если резина не первой свежести, то лучше снизить эту границу до 50-60 км/ч.
Если обратиться к автомобильным форумам, то можно выделить основные советы опытных водителей как себя вести:
- Лучше воздержаться от обгона и превышения скорости на влажной дороге.
- Не стоит ребячиться и лихо проезжать лужи – помимо аквапланирования водная гладь может скрывать различные дефекты дороги, которые могут привести к серьезным повреждениям авто или возникновению аварийной ситуации.
- Не игнорируйте дистанцию. Злой рок может случиться с идущей впереди машиной, а последствия — аукнуться на оказавшихся рядом машинах.
- Держите руль как гласит инструктаж вождения. При возникновении опасности одной рукой сложно выправить автомобиль.
- Не поддавайтесь панике. Аквапланирование нужно предотвращать. Если это не получилось и гидропланирование начинается, то сохранение холодной головы поможет минимизировать потери. Отчаянно крутить руль или выжимать тормоз не стоит – так увеличивается риск массового ДТП.
Топ-5 лучших дождевых покрышек
И всё же вопрос выбора дождевых шин не абстрактен, ведь никому не хочется покупать «кота в мешке», а информации по данной тематике в сети, прямо скажем, немного.
Поэтому мы решили привести небольшой рейтинг лучших дождевых шин, составленный на основе ряда специализированных тестов:
- возглавляет наш ТОП резина K120 Ventus V12 с индексом Evo2 от компании Hankook. Для сбора воды здесь предусмотрено четыре продольных канавки, для отвода – множество разнонаправленных прорезей, которые очень хорошо справляются со своей основной задачей. Модель возглавила рейтинг не только потому, что очень эффективно борется со скольжением на мокром дорожном полотне – она обладает также отличными акустическими характеристиками и практически не усложняет управление автомобилем. Но и это не всё: благодаря тщательно подобранному составу ресурс K120 Ventus оказался одним из самых внушительных среди современных представителей подкласса аквапокрышек;
- ненамного уступила лидеру резина UltraContact UC6, разработанная специалистами бренда Continental специально для эксплуатации в дождливую погоду. Эта новинка также имеет ассиметричный рисунок, включающий пять боков разной конфигурации. Центральные канавки выполнены с немного скошенными гранями, что позволило несколько сократить тормозной путь по сравнению с конкурентами. Количество продольных борозд, как и у лидера рейтинга – четыре. В сочетании с эффективным рисунком остальных сегментов достигается очень действенная дренажная система, позволяющая не снижать скорости при прохождении глубоких и протяжённых луж. Здесь также применена инновационная формула состава резины, которая улучшает сцепные свойства покрышки с мокрым асфальтом;
- шины Nokian Hakka Green заняла достойное третье место. Дренажная система этой резины представлена всё теми же четырьмя центральными полосами, которые дополнены глубокими поперечно-радиальными бороздами, расположенными на крайних плечевых секторах покрышки. Резина характеризуется прекрасными показателями динамичности (ускорение/торможение) и экологичностью (пониженный расход горючего) – финны в этом деле знают толк;
- дождевая резина на авто Eagle Sport от пионера в данном направлении, компании Goodyear, как следует из названия, предназначенные в основном для любителей скоростной езды. И здесь мы имеем дело с четырьмя глубокими продольными канавками, дополненными большим количеством поперечных и диагональных углублений, позволяющих эффективно избавляться от больших объёмов воды. Важным достоинством данной модели является её бесшумность, а также хорошие показатели износостойкости;
- CrossClimate от бренда Michelin – одна из немногих дождевых шин, относящихся к всесезонному классу. Так что её обладатели могут быть спокойны за езду на мокрых дорогах, но эта резина хорошо справляется и со слегка заснеженными трассами, обеспечивая хорошее торможение благодаря развитой системе дренажных канавок, которые направлены от центральной в обе стороны.
Мы надеемся, что вы сделаете правильные выводы из всего вышесказанного. В любом случае информация о дождевых покрышках будет нелишней, даже если вы не планируете в краткосрочной перспективе приобретать эту продукцию.
Источник
Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию
Лучше других с аквапланированием справляются так называемые дождевые шины. Например, входящая в состав концерна Continental шинная марка Uniroyal специализируется на шинах для влажных условий. «Следы дождя» вы найдете в названии многих моделей этой марки. Устойчивые к аквапланированию шины имеют широкие отводящие воду канавки и, как правило, асимметричный или направленный рисунок протектора. Чтобы не ошибиться при выборе шин, ориентируйтесь на известные шинные марки и результаты тестов, проводимых журналом «За рулем».
Фото: depositphotos.com, фирмы-производители
Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?
Типичные ошибки
Что происходит при появлении водной преграды? При торможении сокращается расстояние между днищем машины и дорогой. Если перед входом в воду, резко отпустить педаль тормоза, то «нос» автомобиля поднимается, и масса воды подплывает под днище. Машина садиться на воду, и начинает глиссировать как лодка, потеряв контакт с дорогой. Автомобиль теряет управляемость из-за возникшего аквапланирования.
Аквапланирование возникает на скорости от 90 км/ч, даже на неглубокой воде во время дождя. При высокой скорости движения аэродинамика поднимает кузов над дорогой (именно для борьбы с этим эффектом устанавливаются различные спойлеры и антикрылья), прижимная сила колёс с дорогой снижается, и за счет этого уменьшается сцепление их с поверхностью дорожного покрытия. Слой воды, который находится между протектором и дорогой, не вытесняется и возникает аквапланирование.
Снижение последствий эффекта аквапланирования и управление автомобилем в заносе – удел подготовленных водителей. В первую очередь человек должен понимать, что может произойти в ситуации теоретически, и быть к ней готовым практически. Если водную преграду будет проходить неподготовленный водитель, он может не справиться с заносом (первым или вторым) и спровоцировать негативную ситуацию с выездом на встречную полосу или уходом на обочину. Из каждой нештатной ситуации водить будет выходить на основе полученных навыков: чем их больше, тем оперативнее и правильнее будет его реакция.
Что делать при возникновение аквапланирования
Научиться правильной технике вождения при появлении аквапланирования достаточно трудно. Специальных полигонов для автолюбителей, методик обучения не существует. Навыки поведения могут вырабатываться только опытом вождения (иногда печальным). В реальной езде аквапланирование проявляется в том, что при проезде лужи автомобиль не реагирует на тормозную педаль, перестает слушаться руля (руль становится «ватным», легко поворачивается, нет обратной связи).
Самым опасным с такой ситуации становятся лихорадочные движения рулем с большой амплитудой. Изменение угла направления колес при падении скорости, выходе из лужи, возникновении сцепления вызовет резкий бросок автомобиля в сторону. Нужно попытаться сохранить прямое движение до появления сцепления с покрытием, после этого выравнивая автомобиль.
Видео: Что такое аквапланирование, и насколько важен износ протектора
Предупредительные меры:
- соблюдение правил вождения;
- приобретение надежной резины;
- профилактический контроль износа шин (уменьшает вероятность появления аквапланирования до 50%);
- визуальный контроль качества, состояния дороги;
- постоянное движение на безопасной скорости, при входе в лужу – сброс скорости.
Каковы основные причины возникновения эффекта аквапланирования?
Существует несколько причин, которые прямым образом влияют на возникновение процесса аквапланирования автомобиля.
Высокая скорость движения
При преодолении луж, расположенных на дороге, важно, чтобы вода, попавшая под колесо, была полностью выведена через специальные каналы протектора покрышки. Если автомобиль проезжает слишком быстро, отведение в полном объеме произойти не успевает, вследствие чего под колесом сохраняется прослойка воды, по которой автомашина начинает скользить, словно по льду.
Сильная изношенность резины
Данная причина также затрагивает водоотводные каналы шин. Со временем колеса истираются, чем значительно уменьшают ширину этих борозд. Вода из-под колеса отводится не настолько качественно, как требуется, из-за чего риск возникновения аквапланирования многократно увеличивается.
Недостаточно накаченные шины. Для правильного функционирования колеса должны иметь правильный уровень давления. Не докаченное колесо ухудшает общую устойчивость автомобиля, которая важна для противодействия аквапланированию. Если устойчивости нет, то при движении по воде машина моментально потеряет заданную водителем траекторию.
Некачественное дорожное покрытие. Да-да, сама дорога может стать причиной аквапланирования даже тогда, когда другие причины устранены или максимально минимизированы. Это происходит при попадании колес автомобиля в ямы, при преодолении неровностей, во время проезда по выбоинам и т.п.
Как бороться с аквапланированием на дороге?
Так как в данной ситуации все зависит от водителя, то это значит, что данной проблемы можно и вовсе избежать, если придерживаться ряда простых правил.
Пожалуй, самое первое, что необходимо сделать, чтобы не допустить данной ситуации – это снизить скорость автомобиля перед преодолением небольших водных преград в виде луж. Опытным путем, многими экспертами было установлено, что появление аквапланирования можно наблюдать на скорости от 70 до 100 километров в час. Тем не менее, это не значит, что еще меньшая скорость движения убережет вас от беды.
Совсем не обязательно хорошо знать геометрию дорог своего города и судить о глубине лужи, потому как потерять управление можно и при преодолении на автомобиле неглубоких рек. В этом случае, передние колеса ударяются о водную пленку с такой силой, что руль может запросто выскользнуть из рук водителя, что может привести ко многим неприятностям. Поэтому руль необходимо держать в любом из двух положений: 10 и 2 или 9 и 3.
Другое правило, касаемо руля, гласит, что нельзя резко поворачивать руль в сторону заноса в попытке выровнять движение автомобиля. Дело в том, что изменение положения колеса приведет к внезапному изменению направления. Руль нужно вращать на небольшой угол и сразу же возвращать в исходное положение.
Шины должны быть качественными и с минимальным износом. Рисунок протектора должен иметь специальные канавы, которые выталкивают воду из пятна контакта при движении на скорости. Опасной считается езда на шинах, износ которых достиг такой отметки, что рисунок протектора почти неразличим.
Сразу забудьте о резком торможении – это главная ошибка всех начинающих водителей. Эффект аквапланирования подобен управлению автомобилем на скользкой дороге, а это значит, что любое резкое торможение приводит к заносу автомобиля, что только усугубит ситуацию. Тормозить нужно исключительно двигателем. Для этого нужно убрать ногу с газа и корректировать направление автомобиля рулем. Постепенно нажимать на тормоз нужно только в тот момент, когда колеса полностью окажутся на дорожном покрытии. Помните, что новый диск сцепления стоит намного дешевле человеческой жизни.
Правильно настройте подвеску автомобиля. Если сделать это вы не в состоянии, отгоните автомобиль на соответствующий автомобильный сервис. Избегайте дешевых и некачественных услуг сотрудников СТО. Так вы сэкономите на повторной регулировке подвески и забудете о проблемах с положением колес на дорожном покрытии.
На деле же, все эти правила можно и не запоминать. Достаточно в таких погодных условиях держать соответствующий скоростной режим, и поддерживать автомобиль в исправном состоянии.
Как избежать аквапланирования?
Минимизировать риск возникновения аквапланирования автомобиля при езде можно следующим образом:
• Постоянно следить за состоянием покрышек
Особое внимание надо уделить протекторам. При глубине протектора менее 1 см
шины необходимо заменить. На «лысой» резине ездить запрещено даже в сухую погоду. • При движении по мокрому дорожному полотну стоит следить за его состоянием и скоростным режимом. Не стоит «лихачить» и разгоняться свыше 70-80 км/ч. • Во время дождя не стоит ехать по асфальтированной дороге с проезженной колеёй (она собирает много воды). • Любую лужу надо проезжать на минимальной скорости (насколько это возможно). • Для поездки можно выбрать плохую дорогу. У водителя не будет возможности разогнаться, а соответственно риск попасть в аквапланирование снижается до минимума.
Все эти советы довольно просты и выполнить их можно без особого труда.
Аквапланирование шин
Перейдем к шинам, которые позволяют снизить риск аквапланирования. Начну с того, что любая самая дорогая и специальная дождевая шина может всплыть в луже, если в какой-то момент совпадут все условия для аквапланирования. Это — высокая скорость (50-100 км/час), масса автомобиля (чем легче, тем быстрее всплывет), толщина водяной пленки на дорожном покрытии (чем толще пленка, тем дольше колесо плывет) и конструкция самой шины.
В статье обозначения на шинах я рассказывал про наклейки на шинах, с помощью которых можно легко выбрать нужную вам шину без помощи продавца-консультанта. Так вот, от того, какие шины стоят на вашем автомобиле, будет зависеть, всплывет ваш автомобиль в луже на скорости 50 км/час или всплывет в луже только при скорости 100 км/час.
Тормозной путь и аквапланирование — это важные параметры при выборе шин, потому что от них зависит ваша безопасность. На изношенной шине с низкой глубиной канавок протектора автомобиль всплывет в луже намного быстрее на более низкой скорости, чем на шине с рисунком протектора, предназначенным для большого отвода воды с пятна контакта.
Эффект аквапланирования автомобилей хорошо наблюдать на гонках формулы 1. Начинается дождь, и болиды тут же едут в боксы менять резину на резину с глубокими канавками, отводящими воду.
Кто не успел поменять простые шины на дождевые, начинают плавать по трассам. Мы, конечно, не пилоты формулы 1, участвующие в гонках, но и дороги у нас в России похуже, чем спецтрассы для гонок.
Аквапланирование, что это
Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.
Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.
Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.
А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.
Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.
По — другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».
Советы как избежать
Чтобы избежать аквапланирования, необходимо придерживаться некоторых правил:
- если вы неопытный водитель, то придерживайтесь скоростного режима не более 70 км/ч. Чем медленнее будете ехать, тем в большей безопасности вы находитесь;
- снижайте скорость заблаговременно, перед проездом поворотов. Не въезжайте в них со скоростью более, чем 90 км/ч. Будьте особенно внимательны в дождливую погоду;
- выбирайте правильно покрышки. Приобретайте узкие шины с узором «ёлочка» или пометкой «aqua», «water» или «rain»;
- следите за состоянием протектора шин. Если он износится наполовину, то сопротивляемость эффекту аквапланирования упадёт на 70%;
- контролируйте давление в покрышках;
- своевременно меняйте резину в зависимости от сезона;
- проверяйте состояние подвески и амортизаторов;
- оценивайте состояние дорог во время движения. Ровные дороги больше предрасположены к аквапланированию. Вода по ним распространяется равномерно на больших площадях. А также опасны дороги, имеющие глубокую колею;
- тормозите до водной помехи.
Лужи проезжайте прямо. Руль держите прямо. Это поможет предупредить занос, когда одно из колёс заедет на сухой участок.
Если лужи находятся в повороте, постарайтесь их объехать или сбросить скорость. Имейте в виду, что от аквапланирования машины при проезде поворота нет никаких мер.
Будьте предельно осторожны, если едете по мокрой дороге.