Классификация дизельного топлива по классам
Также осуществляется разделение топлива этого типа на отдельные сорта в зависимости от использования в определенном климате. Главным критерием является предельная температура фильтруемости. Разделение на сорта осуществляется следующим образом:
- СОРТ А – при температуре более +50С;
- СОРТ В – при температуре более 00С;
- СОРТ С – более -50С;
- СОРТ D – более -100С и так далее.
Существует также определенная категория солярки, которая используется в районах с постоянным холодным климатом.
Стандарты в ней устанавливаются максимально жесткие, так как невыполнение их приводит к проблемам с топливной системой при достижении окружающим воздухом достаточно низкой температуры.
Сегодня по классам разбивка осуществляется следующим образом:
- Класс 0 – использование от -200С;
- Класс 1 – от -260С;
- Класс 2 – от -320С;
- Класс 3 – от -380С;
- Класс 4 – от -440С.
Существует специальная маркировка, применяемая на территории Таможенного союза такими странами, как Россия, Беларусь и Казахстан. Прежде, чем приступить к использованию такого топлива, стоит внимательно ознакомиться с требованиями климатического характера в определенном регионе. Использование несоответствующего может привести к серьезным неприятностям. Вплоть до выхода из строя двигателя в некоторых случаях. Подобные ситуации также имеют место.
Топлива моторные для среднеоборотных и малооборотных дизелей
В соответствии с требованиями ГОСТ 1667-68 «Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей. Технические условия» с изменениями 1-12, установлены следующие марки моторного топлива: ДТ и ДМ. Требования к качеству топлив представлены в таблице 8.
Таблица 8
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытаний | ||
---|---|---|---|---|
ДТ высший сорт | ДТ первый сорт | ДМ | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Плотность при 20 °С, г/см3, | ≤ 0,930 | ≤ 0,970 | ГОСТ 3900 | |
2 Фракционный состав: до 250 °С перегоняется, %, | ≤ 15 | ≤ 10 | ГОСТ 2177 | |
3 Вязкость при 50 °С: а) кинематическая, м2/с б) соответствующая ей условная в градусах | ≤ 20·10-6 ≤ 2,95 | ≤ 36·10-6 ≤ 5,0 | ≤130·10-6 ≤ 17,4 | ГОСТ 33 ГОСТ 6258 |
4 Коксуемость, % | ≤ 3,0 | ≤ 9,0 | ГОСТ 19932 | |
5 Зольность, % | ≤ 0,02 | ≤ 0,04 | ≤ 0,06 | ГОСТ 1461 |
6 Массовая доля серы, %: а) в малосернистом топливе б) в сернистом топливе | ≤ 0,5 ≤ 1,5 | – ≤ 1,5 | ГОСТ Р 51947 или ГОСТ 1431, или ГОСТ 1437 | |
7 Содержание сероводорода | Отсутствие | ГОСТ 17323 | ||
8 Содержание ВКЩ | Отсутствие | ГОСТ 6307 | ||
9 Массовая доля механических примесей, % | ≤ 0,05 | ≤ 0,1 | ГОСТ 6370 | |
10 Массовая доля воды, % | ≤ 0,1 | ≤ 0,5 | ГОСТ 2477 | |
11Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С | ≥ 70 | ≥ 65 | ≥ 85 | ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356 |
12 Температура застывания, °С, | ≤ Минус 5 | ≤ 10 | ГОСТ 20287 | |
13 Массовая доля ванадия, % | ≤ 0,01 | ≤ 0,015 | ≤ 0,01 | ГОСТ 10364 |
Моторное топливо ДТ применяется для среднеоборотных и малооборотных дизелей и в зависимости от массовой доли серы подразделяется на малосернистое (содержание серы до 0,5%) и сернистое (с содержанием серы в пределах 0,5-1,5%).
Моторное топливо ДМ предназначено для использования в судовых малооборотных дизелях.
Разница в цене на солярку
ДТЛ стоит до 20% дешевле сравнительно с зимним дизтопливом и до 30% по сравнению со стоимостью ДТА. Заливать летнее топливо при температуре, которая ниже допустимой, запрещено. Такое горючее быстро густеет и парафинизируется, что может вывести топливную аппаратуру дизельного ДВС из строя. Зимний или арктический дизель летом вполне можно использовать, но отдача от мотора в этом случае снижается, увеличивается токсичность выхлопа. Также стоит учитывать разницу в цене ДТЛ и ДТЗ.
Такие присадки позволяют дополнительно снизить температуру застывания ДТ, повысить цетановое число, уменьшить токсичность выхлопа в результате сгорания и т.д. Добавление так называемых противоизносных присадок улучшает смазку и увеличивает ресурс дизельного двигателя, а также ТНВД и других элементов топливной аппаратуры.
Характеристики дизельного топлива
По своей структуре топливо для дизельных двигателей отличается от привычного бензина. В народе такой состав называется «соляркой». По сути, это смесь углеводородов, которые формируются путем перегонки нефтепродуктов и выбора из них необходимых фракций. В основе дизельного топлива углеводороды, которые отличаются высокой температурой кипения – около 300-350 градусов Цельсия. Столь разные составы бензина и дизеля объясняют и различность подходов в работе двигателей. К примеру, в бензиновом моторе воспламенение топлива происходит от искры (источник последней – свеча зажигания). Для бензина ключевое значение имеет устойчивость к детонации, то есть октановое число. В свою очередь, дизельный двигатель работает за счет создания более мощной степени сжатия.
В случае если цетановое число ниже 40, то работа двигателя будет неудовлетворительной. Появляются сильные задержки при воспламенении, падает мощность, возникает детонация, снижается общий ресурс мотора. У топлива нормального качества цетановое число должно находиться на уровне 48-52. Что касается солярки более высокого качества, то ее цетановое число и вовсе может достигать 53-55. Российские стандарты в отношении соляры считаются одними из самых «мягких». Здесь допускается применение дизельного топлива с цетановым числом от 48 единиц и выше (для зимнего топлива). Но есть исключения. К примеру, для некоторых зимних видов солярки, имеющих депрессорные присадки в составе, разрешается выпуск и продажа соляры с описываемым нами параметром от 40 и более. Хотелось бы отметить, что слишком высокое цетановое число – также не очень хорошо. К примеру, если показатель будет превышать отметку «60», то топливо просто не будет успевать сгорать, повышается дымность выхлопа, увеличивается «прожорливость» транспортного средства и так далее.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Какие бывают марки бензина и чем они отличаются?
- Инжекторный двигатель: устройство, принцип работы, конструкция
- Какой масляный фильтр выбрать для двигателя?
Зарубежная классификация топлив для дизельных двигателей
При классификации топлив для дизельных двигателей, по государственным спецификациям и спецификациям фирм производителей основной характеристикой определяющей предназначение вырабатываемых дизельных топлив для автомобильной техники являются их низкотемпературные свойства. Так, в соответствии с Европейским стандартом EN 590:2013 «Automotive fuels – Diesel – Requirements and test methods» (Топлива дизельные. Технические требования и методы испытания), предусмотрен выпуск дизельных топлив для районов с умеренным климатом и районов с холодным климатом. Для районов с умеренным климатом, выпускают 6 марок дизельных топлив, в качестве низкотемпературной характеристики которых принят показатель «предельная температура фильтруемости», а для районов с холодным и арктическим климатом – 5 классов дизельных топлив, характеризующихся такими низкотемпературными показателями как: «температура помутнения» и «предельная температура фильтруемости». Кроме того, для дизельных топлив, предназначенных к применению в холодном и арктическом климате, нормируются показатели: «плотность при 15 °С»; «кинематическая вязкость при 40 °С»; «цетановое число»; «цетановый индекс»; «фракционный состав». Европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г. Общими для дизельных топлив являются требования по температуре вспышки – не ниже 55 °С, коксуемости 10 %-го остатка – не более 0,30 %, зольности – не более 0,01 %, содержанию воды – не более 200 ррm, механических примесей – не более
24 ррm, коррозии медной пластинки – класс 1, устойчивости к окислению – не более 25 г осадка/м3. Ограничения на содержание серы в дизельных топливах – не более 350 мг/кг.
Просмотров:
394
Характеристики дизельного топлива
Цена дизельного топлива напрямую зависит от его характеристик и, соответственно, качества. К основным параметрам стоит отнести:
- Цетановое число. Базовое свойство ДТ, по которому можно судить о способности горючего воспламеняться. Чем больше этот параметр, тем выше качество топливо, и тем быстрей оно зажигается при воздействии меньшего давления. Оптимальный параметр — около 45. Чрезмерно высокий показатель приводит к ухудшению характеристик авто, увеличению расхода горючего и усилению дымности.
- Вязкость, плотность. Похожие показатели, которые всегда рассматриваются в комплексе. Чем меньше вязкостный показатель, тем быстрые испаряется ДТ и тем качественнее образуется состав. Увеличение этого параметра приводит к повышению диаметра капель в горючем и ухудшению его характеристик. Уменьшение показателя ниже нормы приводит к просачиванию ДТ в мелкие отверстия и появлению проблем при создании рабочего давления. Оптимальная вязкость / плотность — от 1.8 до 7.00 мм/с.
- Фракционный состав. По этому показателю можно судить о содержимом ДТ, что напрямую влияет на цетановый параметр diesel. Увеличение легких элементов углеводорода влечет за собой вытеснение кислорода, необходимого для зажигания топлива в двигателе. Следовательно, ДТ лучше воспламеняется и полностью сгорает. Вот почему наличие легких фракций — плюс, ведь это приводит к большей экономичности и экологичности.
- Сернистые соединения в составе. Для достижения большей экологичности производители контролируют этот параметр и стараются свести его к минимуму. К примеру, количество серы в сибирской нефти составляет от 0,15%, Уралс — от 5 до 7%. Последние нормы ужесточаются и, к примеру, в Европе количество серы в ДТ не должно превышать 0,001%. Уменьшение этого параметра, как правило, ведет к ухудшению качества смазки. Для восстановления показателя добавляются специальные присадки, а это влияет на стоимость дизельного топлива.
- Уровень чистоты (коэффициент фильтрации). Проверяется посредством пропускания ДТ через специальные фильтрующие элементы для определения количества примесей. Чем быстрей состав проходит, тем лучше. Ухудшение состава возможно при наличии следующих компонентов: вода (до 0,008%), ПАВ, смолистые соединения и твердые мелкодисперсионные смеси. При наличии в ДТ множества таких примесей ухудшаются параметры мощности, увеличивается потребление, и возрастает скорость износа основных элементов.
- Температура вспышки. Показывает, при скольки градусах Цельсия воспламеняется подготовленная дизельная смесь. От этого показателя зависит, будет ли полностью сгорать горючее. При заниженном / завышенном показателе некоторые компоненты будут сжигаться не полностью с последующим оседанием на стенках цилиндров и других элементах мотора.
- Температура застывания. Показывает, в каком регионе можно использовать ДТ. Показатель зависит от состава дизтоплива. К примеру, легкофракционный дизель с небольшой плотностью и лучшей текучестью густеет при более низких температурах. Это приводит к большей экономичности и повышению мощности. Для изменения цены дизеля в него, как правило, добавляются депрессорные добавки для уменьшения температуры застывания.
Чистота ДТ
Дизельное топливо сегодня также ассоциируется с его чистотой и чем чище ДТ, тем плотность ближе к идеальным показателям согласно марке. Так, в составе ДТ могут находится:
- вода – чем больше воды, тем менее стабильное горючее, от общего объема вод от 0,002 до 0,008%, чего достаточно для изменения плотности и вязкости, при превышении объема воды хоть на 0,01% приводит к снижению мощности силового агрегата за счет снижения вязкости;
- ПАВы – поверхностно-активные вещества – мыльные соединения нафтеновых кислот, при большом количестве повышают вязкость, то влияет на свойства конечного продукта;
- смолы, снижающие цетановое число, то есть уровень сгорания горючего – при большом количестве смол топливо не сгорает до конца, что ведет к появлению эффекта «троения»;
- мелкие частицы песка, пыли и грязи – не более 0,004%, при превышении показателя топливо становится сильно плотным.
Расход диз топлива напрямую зависит от его плотности и цетанового числа. Лучшее дизельное топливо сгорает практически полностью, одновременно сохраняя нужный температурный режим в камерах и продлевая срок работы ДВС.
Цена дизельного топлива зависит от марки, производителя, количества присадок и объема.
Классификация дизельного топлива по видам
В Европейском союзе ещё с 1993 года используется специальная система стандартов, применяемая к дизельному топливу. Обозначается такой стандарт как EN-590. В соответствии с данным стандартом устанавливаются основные требования к количество содержащейся серы, а также иным характеристикам топлива. Самый первый стандарт обозначался как Евро-1. На данный момент действительным является стандарт Евро-5.
Стандарт этого типа позволяет классифицировать топлива температурным и климатическим зонам использования. Например, Class A-F подразумевает использование при температуре от +5 до -200С. Отдельные критерии существуют для температур отрицательных.
На территории Российской Федерации сразу от советских стандартов классификации решили перейти на европейский. На данный момент действительным является ГОСТ-Р 52369-2005. По своим параметрам он соответствует характеристикам установленным для EN-590.
Распределение осуществляется в зависимости от количество содержащейся серы:
- вид №1 – менее 350 мг/кг;
- вид №2 – менее 50 мг/кг;
- вид №3 – менее 10 мг/кг.
Основные сорта дизтоплива
Если говорить о видах ДТ, то они имеют также классификацию по сортам, где главным показателем является процентное содержание сернистых веществ. К данной категории веществ относятся такие соединения, как сульфиды, тиофены, дисульфиды, тиофаны и меркаптаны. Обычно содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15 % до до 6—7 %, причем в последнем случае речь идет о тяжелых нефтяных соединений с большой концентрацией битума. Если говорить о ДТ, то здесь предусматривается следующая классификация:
- до 350 мг/кг – вид I;
- до 50 мг/кг – вид II;
- до 10 мг/кг – вид III.
Каждый, кто планирует приобретать автомобиль с дизельным двигателем внутреннего сгорания, должен также обязательно учитывать фактор сезонности
Это имеет важное значение, поскольку если залить ДТ, которое не соответствует сезону, автовладелец получит проблемы с пуском двигателя, потерей мощности, перерасходом топлива, а также преждевременным износом внутренних компонентов мотора
Классификация моторного топлива | Амистад
Моторное топливо – это нефтепродукты, используемые в качестве источника энергии для двигателей внутреннего сгорания. На него приходится более 65% продуктов нефтепереработки. Моторное топливо состоит из различных компонентов, включая базовую часть и специальные присадки (антидетонационные, противокоррозийные и пр.).
Классификация моторного топлива проводится по ряду критериев, связанных с применением топлив, способом получения и качественными характеристиками.
1. По способу получения моторное топливо бывает:
• Дистиллятное. • Остаточное.
К дистиллятам относят все разновидности бензинов, керосин, газойль и светлые виды ДТ. Эти нефтепродукты получают путем дистилляции – испарения легких фракций нефти и конденсирования ее паров.
К остаточному топливу относятся солярка и мазут. Их получают перегонкой тяжелых нефтяных фракций при очень высоких температурах.
2. По принципу действия двигателя выделяют следующие виды моторного топлива:
• Карбюраторное. • Дизельное. • Реактивное.
Каждый вид топлива имеет свои показатели качества, регламентированные ГОСТом.
2.1. Карбюраторное топливо.
Это бензины – автомобильный и авиационный. Они применяются в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания (ДВС), где воспламенение топлива происходит от искры.
Фракционный состав бензинов обусловлен их испаряемостью на всех этапах работы мотора: запуск, прогрев, смена режимов. Бензин не имеет четкой температуры выкипания, испаряется при 32 — 200⁰С.
Так как пары бензина, соединяясь с воздухом, образуют взрывчатые смеси, основной характеристикой карбюраторного топлива становится детонационная стойкость – способность топлива противостоять самовоспламенению при повышении давления.
2.2. Дизельное топливо.
ДТ используется в качестве источника энергии для дизельных двигателей на наземном транспорте, морских и речных судах. Плотность дизельного топлива 0,80 – 0,89 г/см3. Дизтопливо не зажигается принудительно, а самовоспламеняется под действием давления и высокой температуры воздуха. Повышенная зольность влияет на образование нагара в двигателе, поэтому ее содержание в ДТ ограничено 0,01%.
По области применения различают следующее ДТ:
1) Судовое маловязкое топливо (СМТ). 2) ДТ для тяжелого наземного транспорта (тепловозы, строительная, военная и с/х техника). 3) ДТ для легковых автомобилей.
СМТ используется в двигателях морских и речных судов. Его производство проще и экономически выгоднее, чем производство ДТ, поэтому и цена ниже.
По содержанию серы дизельное топливо делится на:
1) топливо моторное малосернистое (марки ТММЛ), 2) сернистое топливо.
ТММЛ (расшифровка: топливо моторное с малым количеством серы) – это зимняя разновидность СМТ, которая показывает лучшие эксплуатационные качества при низких температурах.
ТММЛ намного популярнее своего сернистого собрата из-за постоянного ужесточения требований экологии. Сернистые выхлопы наносят непоправимый ущерб окружающей среде, поэтому международные стандарты постоянно ужесточают нормы сернистости топлив.
2.3. Реактивное топливо.
Реактивное топливо используется в двигателях реактивных самолетов и ракет. Его доля в количестве производимых нефтепродуктов примерно 5%. Это однокомпонентные топлива, которые полностью сгорают без дыма и нагара. Требования к реактивному топливу продиктованы жесткими параметрами работы двигателя: в них не допускается содержание воды, сероводорода, кислот, щелочей и твердых частиц.
КУПИТЬ МОТОРНОЕ ТОПЛИВО
3 марки наиболее популярных присадок для дизельного топлива
- Катализаторы для дизтоплива
FUELEXX DIESEL от RVS MASTER. Присадка завоевала мировую популярность. Она намного качественней и эффективней, чем бюджетные аналоги. Изготавливается фирмой RVS Master в Финляндии.
Сделана из разных видов спирта, поэтому способна превратить низкокачественное горючее в отличное топливо. Благодаря такой присадке мотор будет работать исправно. Если периодически добавлять такую присадку, поршни и форсунки очистятся, ДВС станет мощнее, вам не придется тратить крупную сумму на его ремонт.
SPEED DIESEL от LIQUI MOLY. Эта присадка по праву находится в топе наиболее эффективных составов. Производится в Германии для отечественного рынка. Обладает множеством преимуществ по сравнению с другими присадками. SPEED DIESEL от LIQUI MOLY – идеальное решение для зимнего периода, поскольку будет выполнять функцию антигеля для горючего. Большинство автомобилистов выбирают такую присадку среди аналогов.
SPEED TEC DIESEL от LIQUI MOLY. Обзавестись такой присадкой для форсунок дизельного топлива необходимо, когда вы заправили автомобиль низкокачественным горючим. Благодаря добавке не придется постоянно ремонтировать машину.
Главное отличие этого состава от вышеописанного заключается в том, что в SPEED TEC DIESEL содержатся компоненты, улучшающие качество дизтоплива в 2 раза. Это значит, что вы можете не бояться за свой автомобиль, если заправились плохим топливом.
- Зимние антигели
LIQUI MOLY FLIESS FIT. В данном сегменте этот бренд также лидирует. LIQUI MOLY FLIESS FIT появилась в продаже недавно. Действует состав по всем известному принципу: как только присадка попадает в бак, она обволакивает парафиновые микрочастицы, находящиеся в горючем. Состав препятствует слипанию парафиновых частиц, это значит, что горючее останется жидким, даже если на улице низкая минусовая температура.
ASTROHIM. Эта присадка российского производства также завоевала популярность у автомобилистов. Средство стоит недорого, поэтому это отличный вариант, если вы не готовы тратить крупные суммы на покупку присадок. Присадка-антигель является высококачественной, а ее простой состав позволит сохранить сердце автомобиля в исправном состоянии.
В состав присадки входят спирты, поддерживающие горючее в жидком состоянии даже в морозы. Однако такое возможно, когда антигель добавляют в летнее дизтопливо. Если залить такую присадку в зимнее горючее, двигатель будет исправно функционировать при температуре ниже 50 °С.
HI GEAR DIESEL ANTIGEL. Как было отмечено выше, дизельное топливо подразделяется на два вида: для зимы и для лета. Как выбрать присадку в зависимости от времени года?
Чтобы не совершить ошибку, выбирайте состав, произведенный в Америке. Эта присадка одновременно является антигелем и катализатором. Если добавить ее в летнее топливо, она будет работать при температуре до -27 °С. Также состав можно залить в зимнее дизтопливо, тогда рабочая температура составит -51 °С. Причем данные характеристики были получены в ходе реальных испытаний и были подтверждены многими автомобилистами.
- Очистители
RVS MASTER INJECTION PUMP. Данную финскую присадку знают многие автовладельцы. Состав удаляет загрязнения из топливной системы, а также налет на всем моторе, включая внутренние поверхности форсунок.
Положительный эффект вы заметите спустя пару суток после добавления состава. Кроме того, автомобиль станет потреблять меньше горючего.
LIQUI MOLY DIESEL SPULUNG. Ранее мы уже говорили о том, какая присадка-антигель лучше всего подходит для дизельных авто. Однако в некоторых случаях необходимо использовать присадку-очиститель. Наиболее популярной маркой является DIESEL SPULUNG от LIQUI MOLY DIESEL SPULUNG.
В своем составе присадка имеет спирты и растворители, поэтому мотор очищается от смол, нагара, солей. Главное достоинство – присадка обладает антикоррозийным эффектом, каждый автомобилист знает, что в дизтопливе есть вода, поэтому мотор может покрыться коррозией.
PROFESSIONAL HUNDERT. В дизтопливо следует добавлять как присадку-антигель, так и другие составы. К примеру, PROFESSIONAL HUNDERT, произведенный в Германии.
Производитель утверждает, что состав очищает топливную систему, снижает количество минеральных отложений. Машина легко заводится, потребляет меньше топлива, концентрация вредных веществ в выхлопных газах падает.
Краткая характеристика марок дизтоплива
Марки дизельного топлива различают по следующим показателям:
По содержанию серы, что определяет экологичность горючего:
- класс І (до 350 мг/кг серы);
- класс ІІ (до 50 мг/кг серы);
- класс ІІІ (до 10 мг/кг серы).
По нижней границе фильтруемости. Установлено 6 сортов топлива:
- А — нижняя граница фильтруемости 5ºС;
- В — нижняя граница фильтруемости 0ºС;
- С — нижняя граница фильтруемости -5ºС;
- D — нижняя граница фильтруемости -10ºС;
- E — нижняя граница фильтруемости -15ºС;
- F — нижняя граница фильтруемости -20ºС.
Дополнительно для районов с холодным климатом:
- класс 0 (-20ºС);
- класс 1 (-26ºС);
- класс 2 (-32ºС);
- класс 3 (-38ºС);
- класс 4 (-44ºС).
Для дизельных установок, используемых в районах с холодным климатом, в маркировку дополнительно вводят букву К, которая определяет технологию получения топлива – каталитическая депарафинизация. Установлены следующие марки:
- ДТ-З-К3 (К4, К5) для применения при температурах не ниже -32ºС;
- ДТ-З-К3 (К4, К5) для применения при температурах не ниже -38ºС;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) для применения при температурах не ниже -44ºС;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) для применения при температурах не ниже -48ºС;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) для применения при температурах не ниже -52ºС.
Полный перечень показателей приводится в паспортах качества на партию дизельного топлива.
Смотрите это видео на YouTube
Виды дизельного топлива
У дизтоплива — одинаковая технология производства, но разные примеси и содержание серы. Из-за этого все топливо делят на 3 марки, в которых концентрация серы:
- 50-350 мг/кг.
- 10-50 мг/кг.
- Не более 10 мг/кг.
350 мг/кг — предельный уровень содержания серы, который разрешен в дизтопливе на территории России. Этот запрет распространяется и на горючее, ввозимое из-за рубежа.
От вида топлива зависит, для каких целей его используют:
- В судоходстве — вид 1;
- Для заправки сельскохозяйственной техники — 2;
- Двигатели автомобилей — 3.
Предельный уровень серы в топливе регулируется российским ГОСТ Р 52368-2005; по требованиям он идентичен европейскому EN 590.
Биодизель
Этот вид дизельного продукта заслуживает особого внимания. Это инновационная разработка европейских инженеров. Технология производства биологического дизтоплива подразумевает использование и переработку растительных масел. Главное отличие биодизеля от обычных марок ДТ — экологичность. Полный распад его продуктов сгорания без вредных последствий в природной среде происходит уже через 30 суток после попадании в почву, воду или атмосферу.
Получение биодизеля
В борьбе за экологию сейчас вынуждены выступать правительства индустриально развитых стран и специально созданные по этому вопросу международные организации. К этому времени были введены новые стандарты в производстве и эксплуатации биотоплива.
Биодизель предназначен, в первую очередь, для использования в ДВС легкового транспорта, далее — для грузовиков и в промышленности. На его основе изготавливаются обычно летние марки высококачественного ДТ. Цетановое число биодизеля 58 единиц, а температура возгорания — 100°C, у него отличные смазывающие свойства, пониженный процент выброса в атмосферу СО2. Благодаря совокупности таких характеристик, разработчики продукта предоставили возможность автолюбителям и предприятиям не только значительно увеличить ресурс ДВС и уменьшить затраты на обслуживание, ремонт, но и существенно снизить риски взрывов и пожаров.
Особенность биологического ДТ — наличие в массе растительных и животных жиров. Структура биотоплива натуральна, а сам продукт есть результат переработки таких сельскохозяйственных культур как рапс, соя и прочие маслосодержащие виды растений, жир крупного рогатого скота. Отличительные характеристики дизельного топлива данного типа в том, что его можно применять в качестве добавок к традиционным видам горючего.
Биодизель имеет специальные обозначения. К примеру, в Соединенных Штатах Америки биологическое топливо в названии включает литеру «B», за которой идет цифровое значение, указывающее на процент содержания биодобавки в общей массе топлива. Цетановое число не ниже 50 ед.
Биодизель производят по технологии, аналогичной изготовлению дизтоплива из нефти. Сегодня существуют марки биодизеля не только летние, но для условий межсезонья и зимы в умеренных широтах.
Летнее дизельное биотопливо используется только при плюсовых температурах, промежуточные марки — до -10° ниже нуля, зимний биодизель — до минус 15-20°С. Морозоустойчивость зимних марок достигается благодаря применению специальных присадок, изначально разработанных для улучшения свойств ДТ.
Стандарты экологичности топлива для дизелей
- Евро-3 – это уже устаревший стандарт дизельного топлива, который был актуален до 2005 года (в ЕС). После появления новых требований Евро-3 перестало удовлетворять нормам, и было снято с производства;
- Евро-4 – сравнительно новый стандарт, который пришел на смену вышедшего из оборота стандарта Евро-3. В ЕС Евро-4 начал использоваться с 2005 года. С начала 2013 года весь транспорт, который завозится в Россию, должен соответствовать данному классу. Единственное исключение – авто, выпущенные до конца 2012 года. Для них еще допускается соответствие более старому стандарту;
- Евро-3. В ближайшее время планируется вообще запретить эксплуатацию авто со стандартом ниже Евро-4;
- стандарт Евро-5 является самым новым. В ЕС его соблюдение обязательно для грузовых авто, выпущенных начиная с 10.2008 года, а для легковых авто – с 09.2009 года. Действует стандарт и на территории РФ. В частности, он распространяется на все автомобили, которые ввозятся на территорию государства;
- К особому виду топлива можно отнести биодизель. Его особенность – наличие в составе животных и растительных жиров. Собственно, сама структура дизтоплива является полностью натуральной, а состав является результатом переработки сои, рапса и прочих растений. Особенность топлива в том, что оно может применяться как в чистом виде, так и в качестве специальной добавки к обычным видам топлива.
Распознать биодизель можно по специальному обозначению. Так, в США о наличии биодизеля в составе можно судить по наличию буквы «В» в названии. Далее стоит цифра, которая показывает процентное содержание специального состава в общей массе. Что касается цветанового числа, то для такого вида топлива оно составляет около 50-51.
Классификация солярки в СССР
В соответствии с ГОСТ 305-82 солярка в Советском Союзе делилась на 3 основные категории:
- летняя;
- зимняя;
- арктическая.
Под летней понималась солярка, использование которой рекомендовалось при температуре не ниже 00С. Температура вспышки устанавливалась на уровне л-0 или же 2-40. Под зимней понималась солярка, использование которой допускалось вплоть до -200С. В то же время не налагалось каких-либо ограничений на использование такой зимней солярки в летнее время года. Фактически, она являлась универсальной.
Солярка арктического типа – самая дорогая в производстве, использование её допускается при температуре до -500С. Требования к данному типу топлива устанавливаются максимально высокие.
Виды топлива в зависимости от сезона
Исходя из температурных условий, в которых будет использоваться топливо, оно выпускается в 3-х основных видах:
- Зимнее. Здесь предусматривается рабочая температура окружающей среды до -30 ˚С, но при превышении порога в -35 ˚С топливо начинает постепенно застывать и терять свои с свойства.
- Летнее. Позволяет двигателю нормально работать при условии, что температура окружающей среды не опускается ниже 0˚С. если температура окружающей среды опустится до -10 ˚С топливо начинает превращаться в пастообразную массу.
- Арктическое. Производится для того, чтобы эффективно эксплуатироваться в ДВС при температуре окружающей среды до -50 ˚С.
Отдельно следует сказать и о таких инновационных видах ДТ как биодизель и эмульгированное дизтопливо, применение которых становится все более востребованным. Если говорить о биодизеле, то такое топливо представляет собой смесь метиловых эфиров жирных кислот с цетановым числом 51, что делает его наиболее экологически чистым из всех. Производят такое топливо путем перегонки и переэтерификации жирных кислот, содержащихся в растительных маслах (рапсовое, соевое, пальмовое) и метилового спирта в соотношении. В качестве катализатора используется метилат натрия.
Эмульгированное ДТ получают путем добавления в топливо специальных поверхностно-активных веществ (ПАВ), главная задача которых – снижение энергии, которая необходима для создания свободной поверхности раздела фаз. В зависимости от вида такие вещества ПАВ способны ускорять и стабилизировать состав ДТ, в результате чего оно полностью сгорает, давая максимальную мощность.
Итог
На территории Москвы и Московской области относительно недавно перешли на стандарт топлива Евро-5. Именно по этой причине качество как солярки, так и бензина в данном регионе на порядок выше, чем в остальных. Выполнение данных стандартов топлива устанавливаются федеральным законодательством. Именно поэтому все без исключения компании-производители (Лукойл, Башнефть и другие) обязаны соблюдать устанавливаемые требования.
Контроль топлива на соответствие стандартам осуществляется на государственном уровне. При этом существует большое количество самых разных сортов, типов солярки. При наличии таковой возможности стоит заранее ознакомиться с этой информацией.